Скачать 306.26 Kb.
|
Программа элективного курса для 11 класса (34 часа, 3 модуля) Дикий мир будущего Подготовила: учитель биологии высшей квалификационной категории Кирилюк Ольга Степановна г. Абаза 2013 год Меняя каждый миг свой образ прихотливый Капризна как дитя и призрачна как дым, Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой, Великое смешав с ничтожным и чужим. Вот жизнь, что сфинкс! Закон ее – мгновенье, И нет среди людей такого мудреца, Кто мог сказать толпе куда ее движенье, Кто мог бы уловить черты ее лица. С.Я. Надсон. Программа «Дикий мир будущего» (34 часа, 3 модуля). 1. Пояснительная записка На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн. лет назад леса выглядели иначе. В них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветовых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн., 100 млн., 200 млн. лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. Цель курса: Расширение представлений о новых этапах развития теории эволюции, темпах эволюции, новых взглядах на Систематику. Задачи:
Курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения, он ориентирован на учащихся 11 класса. Весь курс в целом может использоваться как углубленный материал при профильном обучении. Содержание курса соответствует познавательным способностям старшеклассников, предоставляет им возможность учения на уровне повышенных требований к содержанию изучаемого материала. Курс рассчитан на 34 ч., состоит из 3 модулей. Модули могут изучаться и как отдельные учебные единицы. Изучение курса поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, подготовить их к вступлению и продолжению образования в ВУЗе. В содержании курса прослеживаются межпредметные связи с курсами геологии, географии, химии. Курс имеет практическую направленность. Сегодня очень важно сформировать у учащихся приемы самостоятельной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности (умение производить мыслительные операции). Один из разделов полностью посвящен обучению учащихся умениям работать с источниками информации, используя мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация. Предполагается выполнение практических, лабораторных работ. Контроль будет проводиться на текущем, промежуточном и конечном этапах обучения. Будут использоваться интерактивные, деятельностные методы и приемы, различные формы занятий (лекции, семинары, конференции и т.д.). В результате изучения курса учащиеся должны знать:
должны уметь:
Содержание курса: I Модуль. Эволюция. (11 часов). 1.Раздел. Эволюция планеты Земля. (3 часа). Звездный и планетарный этапы эволюции Земли. Методы исследования внутреннего строения Земли. Внутреннее строение земного шара и внешние оболочки. Взаимосвязь оболочек Земли. Механизм и скорость перемещения литосферных плит. Формы рельефа поверхности Земли. Дрейф континентов. Изменение расположения материков за длительный период существования нашей планеты. Изменчивый облик планеты. Эволюция рельефа. Изменения климата Земли. Геологические процессы, происходящие в земной коре, на поверхности и в глубинных слоях Земли. Беспокойная планета. 2. Раздел. Эволюция в учебном труде школьников. (5 часов). «Кто на себя глядит, Свой видит лик. Кто видит лик свой, Цену себе знает. Кто знает цену – Строг к себе бывает. Кто строг к себе, Тот истинно велик». (В. Шекспир). Обучение работе с учебной литературой. Просмотровое, реферативное и выборочное чтение. Формирование умения бегло и осмысленно читать текст. Структурирование текста. Обучение конспектированию. Как работать самостоятельно. Как лучше запомнить материал, проводить обобщение, делать выписки, работать над понятиями, сравнивать, выполнять практические работы. Подготовка докладов, рефератов к конференции. Методика выполнения, правильность оформления. Требования к рефератам. Составление резюме. Как работать над проектом. Виды проектов. Технология работы над проектом. Умение строить устное выступление. 3.Раздел. Круговорот жизни. (3 часа). Жизнь и ее проявления. Свойства материи. Инстинкт – механизм жизни. Концепция структурных уровней организации. Понятия: уровень, иерархичность. Стратегии жизни на разных уровнях. « Эмблема жизни» – выражение целостной системы живого. Собственное видение жизни каждым учеником через рисованное изображение. Резерв (1 час). II Модуль. Картины будущего. (13 часов). 1 Раздел. Через 5 млн. лет.(5 часов). Ледниковая эпоха. Жизнь на холоде. Механизмы приспособленности организмов к изменениям температуры. Жестокий ледниковый период. Холодная и сухая Земля. Вымирание неприспособленных. Приспособление новых форм к суровым условиям жизни. Характеристика ландшафтных зон будущего. Североамериканская пустыня. Североевропейская тундра. Средиземноморская низменность. Амазонская степь. Конференция «Особенности жизнедеятельности современных животных, обитающих в различных биомах». Практическая работа №1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Практическая работа №2. .«Выявление черт приспособленности к среде у животных будущего».
Характеристика ландшафтов Земли через 100 млн.лет. Бенгальское болото. Мелководное море. Великое плато. Антарктический лес. После окончания ледниковой эпохи на Земле наступил долгий период стабильности и благоденствия, жизнь снова расцвела. Гидробионты. Приспособленность организмов к жизни в воде. Семинар «Разнообразие приспособлений у организмов». Лабораторная работа №1. « Сравнение строения некоторых морских слизней и рифовых плавунцов». 3 Раздел. Через 200 млн.лет. (5 часов). Планета переменилась. Все континенты Земли соединятся и образуют один гигантский суперконтинент Пангея - 2. Характеристика ландшафтов, будущих обитателей Земли. Северный лес. Центральная пустыня. Барьерная пустыня. Всемирный океан. Контрольная работа. Практическая работа№3.. Прогнозирование облика будущих обитателей Земли, изучаемых ландшафтных зон. Резерв (1 час). III Модуль.Почему столько видов? (10 часов). 1 Раздел. Биоразнообразие. (3 часа). Биоразнообразие: причины, состояние, перспективы. Самый важный исчерпаемый ресурс планеты, от его сохранения во многом зависит возможность построения общества устойчивого развития. Почему уменьшается видовое разнообразие? Криоконсервация - сохранение биоразнообразия. Метод криоконсервации генома, его этапы, техника криоконсервации. Сохранение генофонда растительного мира. Этические проблемы воссоздания популяции. Конференция «Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы». Нужно ли сохранять все виды? Экологическое право по охране биоразнообразия. 2 Раздел. Макросистематика. (3 часа). Систематика видов и систематика царств. Никакая наука невозможна без систематики, а биология особенно. «Система природы» Линнея. Естественная классификация. Новая макросистематика. Использование строения генома в макросистематике. Новые взгляды на классификацию. Загадка системы еще до конца не раскрыта. Контрольная работа. Лабораторная работа №2. «Описание фенотипов животных и растений.» Лабораторная работа №3. «Классификация биологических объектов с использованием справочников и определителей.
Основой любой дискуссии или утверждения Должны быть весомые научные аргументы. Новый этап развития теории эволюции. Дополнение СТЭ данными молекулярной генетики. Стресс повышает генетическое многообразие. Генетика и эволюция. Темпы эволюции. Генетическая изменчивость под действием отбора. Есть генетические основы изменчивости, но нет фенотипических основ наследственности. Итоговый Зачет. Резерв (1 час). Рекомендуемая литература:
2000, 2001 №1, 2002 №4, 2003 №1,2, 8, 2004 №4,5,6, 2005 №2,3,4 Критерии успешности освоения курса: Модуль 1.Тема 1.2 Составление опорного конспекта по теме (макс. 10 баллов). Составлен – 3 балла Полнота – 3 балла Оригинальность – 3 балла Краткость – 1 балл Тема 3.2 Защита проекта « Эмблема жизни» (макс.11 баллов). Наличие – 5 баллов. Содержательность – 2 балла. Красочность – 2 балла. Оригинальность – 2 балла. Модуль 2. Тема 1.2 Практическая работа №1. Оценивание по 5- балльной системе. Тема 1.4 Практическая работа №2. Оценивание по 5- балльной системе. Тема 1.5 Конференция. Выступление оценивается по 5 – балльной системе. Тема 2.3 Семинар. Выступление оценивается по 5 – балльной системе. Тестирование – за каждый правильный ответ 1 балл. (14 баллов). Тема 3.3 Практическая работа №3. (макс. 10 баллов). Наличие рисунка – 5 баллов. Красочность – 3 балла. Оригинальность – 2 балла. Модуль3. Тема 1.3 Конференция. Выступление оценивается по 5 – балльной системе. Тема 2.3 Контрольная работа. Оценивается по 5 –балльной системе. Итоговая работа – Зачет. Оценивается по 5 –балльной системе. Максимальное число баллов – 80. Успешным окончанием курса считается выполнение не менее 50 % заданий. Примерные темы рефератов:
Приложение: Учебно-тематический план
Рекомендации по проведению практических, лабораторных работ, семинаров, конференций. Содержание проверочных работ для текущего и итогового контроля. Модуль 2. Тема 1.2 Практическая работа№1.«Изучение приспособленности организмов к среде обитания ». (Работы № 13, 14, 15 Л.П.Анастасова, В.С. Кучменко, Биология Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы, 11 кл. М.: «Дрофа», 2000.). Тема 1.4 Практическая работа №2. «Выявление черт приспособленности к среде у животных будущего». Проанализировать по морфологическому критерию облик животных будущего, используя иллюстрации в книге (5), заполнить таблицу. Приспособленность организмов будущего среде обитания
Тема 1.5 Конференция «Особенности жизнедеятельности современных животных, обитающих в различных биомах». Учащиеся выступают с заранее подготовленными рефератами ( 7-20 в списке тем рефератов). По каждому сообщению назначаются оппоненты, которые выступают после каждого заслушанного сообщения. После этого учитель фронтально опрашивает учащихся, которые не выступали. Тема 2.2 Лабораторная работа №1. « Сравнение строения некоторых морских слизней и рифовых плавунцов». Заполнить таблицу:
Тема 2.3 Семинар «Разнообразие приспособлений у организмов». Вопросы к семинару:
Проверочный тест. Примерные вопросы
а) Преимущественного сохранения (в ходе борьбы за существование и естественного отбора) особей с полезными наследственными изменениями. б) Выживания особей с разнообразными наследственными изменениями. в) Стремления особей к самоусовершенствованию. г) Отбора и сохранения человеком особей с полезными наследственными изменениями. |
Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | Пояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» ... | ||
Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | ||
Календарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования... | Программа элективного курса ( модуля) 34 часа «Глобальное потепление», рассчитанного на школьников 8-10 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа... | ||
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии" Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа элективного курса «Геометрия на плоскости» предназначена для учащихся 10А класса (информационно – технологического профиля)... | ||
Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов) ... | Программа элективного курса по истории для 11 класса Составитель:... Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся... | ||
Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | Урок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика» Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю... | ||
Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Рабочая программа элективного курса по физике в 11-б классе Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих... | Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... |