Скачать 81.5 Kb.
|
Московская городская педагогическая гимназия №1505 Колесников С.Ф., учитель географии, кандидат географических наук Глобальное потепление климата Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса « Глобальное потепление», рассчитанного на школьников 8-10 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает знакомство с одной из составных частей географии- климатологии. Элективный курс носит межпредметный характер. Для понимания и положительной реализации курса используются знания по математике ( статистическая обработка климатических данных), физике ( изучение физических процессов, происходящих в атмосфере), географии (типы климатов, пространственное распределение климатических показателей по территории земли), палеонтологии ( изучение палеоклиматов и их влияния на развитие жизни на земле). Проведение данного курса определяется тем, что в последнее время проблема глобального потепления климата вызывает как огромный научный интерес, так и затрагивает практическую деятельность человека. Цель данного курса – изучение закономерностей изменения климата в истории развития Земли и в настоящее время. Задачи данного курса:
Учебные занятия предусматривают разные формы обучения: теоретические - лекции, семинары, и практические - работа с литературными источниками, справочниками. В процессе изучения курса школьники с помощью преподавателя готовят научно- исследовательские проекты по выбранным темам, которые будут защищаться по мере прохождения материала. Конечным результатом работы будет проведение межпредметного урока в виде сюжетно- ролевой игры в виде дискуссии. Тематическое планирование курса « Глобальное потепление» (34 часа) Введение. Цели и задачи курса. Климатология- наука, изучающая климаты Земли. Палеогеография - наука, изучающая историю географического развития Земли, в том числе и климаты прошлого. Глобальное потепление климата в настоящее время- результат действия природных процессов или влияния человека? Тема 1. Ритмы в истории Земли. Ритмичное изменение климата. Чередование эпох потеплений и похолоданий. Различные временные ритмы в истории Земли. Учащиеся должны знать: роль ритмичных изменений природы в истории развития Земли. Учащиеся должны уметь: по ритмам определять время наступления похолоданий и потеплений. Тема 2. Процессы и факторы формирования климата: теплооборот, влагооборот, циркуляция атмосферы, географическое положение, солнечная радиация, влияние морей и океанов, удаленность суши от моря, характер подстилающей поверхности (рельеф, снеговой покров, ледники, растительность и др.) Учащиеся должны знать: основные понятия климатологии. Учащиеся должны уметь: объяснять и оценивать роль климатообразующих факторов. Тема 3. Причины изменения климата. Изменения соотношения размеров суши и океанов. Тектонические движения земной коры. Горообразование. Вулканическая деятельность. Изменение наклона земной оси. Солнечная активность. Изменение соотношения кислорода и углекислого газа в атмосфере. Космические причины. Учащиеся должны знать: влияние различных причин на формирование климата. Учащиеся должны уметь: объяснять роль каждого климатообразующего фактора. Тема 4. Эпохи потепления и оледенения Земли. Оледенения в архее, палеозое, мезозое. Учащиеся должны знать: геохронологическую шкалу, эпохи потепления и похолодания, время образования и распространение ледниковых покровов на Земле в историческом прошлом. Учащиеся должны уметь: показывать на карте районы распространения древних оледенений. Тема 5. Четвертичный период - последний ледниковый период в истории Земли. Причины образования ледникового покрова. Распространение покровного ледника. Климат ледникового периода. Влияние ледника на природу Земли. Мамонтовая фауна. Учащиеся должны знать и уметь: объяснить причины образования четвертичного оледенения и его распространение, его влияние на природу Земли. Тема 6. Многолетнемерзлые породы. Время и условия формирования мерзлоты. Распространение, мощность мерзлой толщи. Влияние мерзлоты на природу Земли. Учащиеся должны знать: причины образования мерзлоты, ее влияние на природу Земли. Учащиеся должны уметь: показывать на карте районы распространения мерзлоты. Тема 7. Изменение климата в послеледниковую эпоху. Потепление климата и изменение растительного и животного мира. Экологическая катастрофа в конце ледникового периода - вымирание мамонтовой фауны. Термический оптимум – резкое потепление 6-8 тысяч лет назад. Учащиеся должны знать: основные этапы изменения климата в послеледниковый этап. Тема 8. Изменение климата в последнее тысячелетие. Потепление климата тысячу лет назад. Открытие и освоение Гренландии норманнами в Х веке. Малый ледниковый период в средневековье. Его отражение в жизни людей, литературе, искусстве. Потепление климата в Х1Х- ХХ веке. Учащиеся должны знать: основные этапы изменения климата в последнее тысячелетие и его влияние на жизнь людей. Тема 9. Изучение характеристик климата по статистическим материалам. Построение графиков распределения температур, осадков, розы ветров по статистическим материалам. Учащиеся должны знать: климатические статистические и справочные материалы. Учащиеся должны уметь: работать со справочными материалами, строить графики распределения температур, строить диаграммы распределения осадков, розы ветров. Тема 10. Зависимость органического мира от изменений климата. Глобальные экологические катастрофы в палеозое, мезозое, кайнозое как следствие изменения климата. Учащиеся должны знать: причины и последствия экологических катастроф в историческом прошлом Земли. Тема 11. Парниковый эффект. Причинны возникновения парникового эффекта. Влияние парникового эффекта на природу Земли. Деятельность человека и парниковый эффект. Учащиеся должны знать: Причины образования парникового эффекта и его влияние на изменение климата. Тема 12. Парниковый эффект как результат природный процессов. Ученые- сторонники этой гипотезы. Учащиеся должны знать: роль природных процессов в формировании парникового эффекта. Тема 13. Парниковый эффект как результат деятельности человека. Ученые- сторонники этой гипотезы. Учащиеся должны знать: роль деятельности человека в образовании парникового эффекта. Тема 14. Потепление климата и многолетнемерзлые породы. Распространение мерзлоты на территории России. Мерзлота как хранитель углерода. Изменение климата как результат таяния мерзлоты. Учащиеся должны знать: значение таяния мерзлоты на потепление климата Учащиеся должны уметь: показывать на карте районы распространения мерзлоты. Тема 15. Влияние человека на природу и изменение климата. Вырубка лесов. Осушение болот. Изменение направления течения рек. Опустынивание территорий. Учащиеся должны знать: изменение природных объектов и его влияние на изменение климата. Тема 16. Течение Гольфстрим и климат. Гольфстрим- кухня погоды для Евразии. Возникновение Гольфстрима. Роль течения в формировании климата Евразии. Изменение направления течения и его последствия на климат прилегающих территорий. Учащиеся должны знать: роль Гольфстрима на климат материков. Учащиеся должны уметь: предсказать последствия изменения течения Гольфстрима. Тема 17. Киотский протокол. Причины его возникновения. Сторонники и противники его подписания. Роль протокола в сдерживании развития парникового эффекта. Учащиеся должны знать: значение Киотского протокола для предотвращения глобальных изменений климата. Тема 18. Последствия глобального потепления климата для жизнедеятельности человека. Повышение уровня моря, усиление ветров, увеличение количества ураганов, засуха для одних районов и сильное увлажнение для других районов. Учащиеся должны знать: какие изменения в окружающей среде может принести глобальное потепление климата. Учащиеся должны уметь: спрогнозировать изменения условий проживания людей за счет потепления климата. Тема 19. Гипотезы и прогнозы изменения климата на основе новейших исследований. Использование достижений науки и техники для прогноза изменения климата. Вероятность оправдывания прогнозов Учащиеся должны знать: основные гипотезы и прогнозы изменения климата. Во время проведения занятий учащиеся выбирают темы рефератов, получают консультации учителя. На заключительном занятии учащиеся проводят ролевую игру: рассматриваются основные проблемы, связанные с изменением климата, и в виде дискуссии обсуждаются причины современного изменения климата: с одной стороны, сторонники изменения климата, связанного с природными причинами, с другой- с влиянием человека. Поурочное планирование (34 часа) 1. Введение. Цели и задачи курса (1 час). 2. Ритмы в истории Земли (1 час ). 3. Процессы и факторы формирования климата ( 1 час ). 4. Причины изменения климата ( 1 час). 5. Эпохи потепления и оледенения Земли ( 1 час). 6. Четвертичный период- последний ледниковый период в истории Земли ( 1 час). 7. Многолетнемерзлые породы ( 1 час). 8. Изменение климата в послеледниковую эпоху ( 1 час). 9. Изменение климата в последнее тысячелетие ( 1 час). 10. Работа со статистическими материалами (2 часа). 10. Зависимость органического мира от изменений климата 11. Парниковый эффект ( 1 час). 12. Парниковый эффект как результат природный процессов ( 1 час). 13. Парниковый эффект как результат деятельности человека ( 1 час). 14. Потепление климата и многолетнемерзлые породы ( 1 час). 15. Влияние человека на природу и изменение климата ( 1 час). 16. Течение Гольфстрим и климат ( 1 час). 17. Киотский протокол ( 1 час). 18. Последствия глобального потепления климата для жизнедеятельности человека ( 2 часа). 19. Гипотезы и прогнозы изменения климата на основе новейших исследований ( 2 часа). 20. Подготовка рефератов и презентаций для выступления на заключительном уроке ( 6 часов) 21. Подготовка и проведение урока - дискуссии « Глобальное потепление» ( 6 часов). |
Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | Пояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» ... | ||
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Программа элективного курса для 11 класса (34 часа, 3 модуля) Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли... | Урок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика» Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Необходимость решения поставленных задач предопределила структуру данного элективного курса. Курс рассчитан на 34 часа: вводное занятие... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Продолжительность курса составляет 68 аудиторных учебных часа, в том числе: 34 часов лекционных занятий, 34 часа практических занятий,... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Продолжительность курса составляет 84 аудиторных учебных часа (21 неделя), в том числе: 42 часа лекционных занятий, 42 часа практических... |