Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система»





НазваниеД. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система»
страница1/5
Дата публикации07.03.2016
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5


ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ

Д.Я.Фащук

Во второй половине ХХ в. коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана - В.Л.Лебедев, химии моря - Т.А.Айзатулин и морской биолог - К.М.Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан - как динамическая система» (1974), «Океан: активные поверхности и жизнь» (1979), «Океан: фронты, дисперсия, жизнь» (1984), а также их дайджест в английском переводе «The Living Ocean» (1989).

В монографиях была предложена концепция необходимости перехода при исследовании океана от фактографического знания к системному анализу физических, химических, биологических и других процессов, формирующих здесь условия среды и определяющих состояние морских гидробионтов. В дальнейшем авторы развили учение В.И.Вернадского о биологической структуре океана, роли пограничных слоев в “скоплении” морских организмов - “сгущении жизни”. С помощью предложенного подхода в 1973 г. ими было предсказано существование в районе Галапагосских осторовов в Тихом океане (глубина около 3000 м) “оазисов жизни”, основанной на процессе хемосинтеза. В 1976-м прогноз подтвердила американская экспедиция на подводном аппарате “Алвин”…

Осенью 1982 г. в актовом зале Государственного океанографического института в Москве в Кропоткинском переулке я защищал кандидатскую диссертацию. Ее тема касалась причин развития на шельфе Черного моря анаэробных зон в придонном слое в летний период. Среди многочисленных положительных отзывов на работу был один отрицательный - четыре страницы машинописных претензий и вопросов через один интервал. Ответы на этот отзыв заняли больше времени, чем сама защита. Естественно, что соискатель ученой степени был не в восторге от такой ситуации. Когда все закончилось и оставалось только ждать решения комиссии, ко мне подошел коренастый, невысокий человек в очках, поблагодарил за доклад и весело улыбаясь посоветовал "поставить бутылку" черному оппоненту, так как он своими вопросами позволил мне в два раза продлить официальное время защиты и более полно доложить результаты исследования.

Это был один из авторов указанных монографий Тамерлан Афиятович Айзатулин. Нечего и говорить о том, что с этого момента мы стали друзьями. В течение 20 следующих лет во время наших редких встреч и дебатов в кухне на 13-м этаже его квартиры в Коньково обсуждалась каждая новая цифра, полученная мной и моими коллегами в морских экспедициях, анализировались результаты каждого нового модельного расчета Тома и его соратников, планировались будущие полевые и модельные эксперименты, темы научных статей и докладов на конференциях. Именно в эти моменты родились такие термины как "С-слой" - слой сосуществования кислорода с сероводородом, "географо-экологический портрет" морского водоема, "центры концентрации жизни" и многие другие, постепенно входящие сегодня в научный лексикон экологов.

Энергия и энтузиазм с которыми Тамерлан Афиятович окунался в омут проблем строения биосферы, природы сероводородных зон, распределения жизни в океане, последствий хозяйственной деятельности для морской экосистемы, взаимосвязи природных процессов, определяющих ее состояние, прогноза этого состояния, экологической безопасности, бунтовал против парадигм современной морской науки, консерватизма и примитивности мышления многих ведущих морских ученых, не могли позволить оставаться равнодушным ко всем эти вопросам. Только сейчас я понимаю как глубоко отложились в моем сознании "уроки жизни" и стиль научного мышления моего учителя, который, кстати, никогда, никого, ни чему не учил, а просто был самим собой - жил и заражал других своей жизнью. Именно благодаря общению с этим удивительным человеком у меня родилась мысль создать серию монографий о Мировом океане. Первую книгу "МИРОВОЙ ОКЕАН: история, география, природа", вышедшую в издательстве "Академкнига" в 2002 г., буквально через месяц после смерти Тома, он успел прочесть, к сожалению, лишь в рукописи. Ее структура, содержание и стиль изложения, надеюсь, отражают те основные принципы которыми всегда руководствовался и так горячо отстаивал Тамерлан Афиятович Айзатулин в своей жизни и научной деятельности.

Д.Я.Фащук

МИРОВОЙ ОКЕАН:ИСТОРИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ПРИРОДА
«Возможно, что другие лучше выполнили бы дело,

но этих других приходится ждать»

А.Богданов.

«Всеобщая организация науки ».

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………………………… ……… 5

1. ВЛАЖНАЯ ПЛАНЕТА (гидросфера и ее границы)…………………….………………... 7

1.1. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РАСТВОРИТЕЛЬ (свойства морских вод) ………………… 9

1.2. ЭХО ВЕКОВ (солевой состав морских вод)……………………………………………… 13

2. СРАЖЕНИЕ КАМЕННЫХ ГИГАНТОВ (строение дна океанов, земная кора,

история эволюции океанических бассейнов)…………………………………………………… 15

2.1. ПОДВОДНЫЙ «ПОРТРЕТ» ЗЕМЛИ (основные формы донного рельефа

Мирового океана)……………………………………………………………………………. 16

2.2. НЕСЪЕДОБНЫЙ СЛОЕНЫЙ «ПИРОГ» (строение и типы земной

коры)………………………………………………………………………………………… 18

2.3. МАТЕРИКИ – «КОРАБЛИ» (гипотезы происхождения и развития ложа

океанов) ..………………………………………………………………………………………19

3. ЛЮДИ, СОБЫТИЯ, СТРАСТИ (основные этапы истории исследования

Мирового океана…………...……………………………………………………………… …... 23

3.1. ОТ ФАРАОНОВ ДО ЦЕЗАРЕЙ (стихийно-научное познание океана, мореходы

античных времен: Древний Египет, Крит, Финикия, Карфаген, Древняя Греция и

Древний Рим ……………………………………………………….…..…………………… 24

3.2. НЕЛЕГКИЕ ПУТИ К ИНДИЙСКИМ СОКРОВИЩАМ (исследования океана

в средние века и первой половине XVIII в.: Византия, Венеция, Ближний Восток,

Скандинавия, Киевская Русь, Европа, пираты-ученые, эпоха Великих

географических открытий)…………………………………………………………………..50

3.3 В ПОИСКАХ ЮЖНОГО МАТЕРИКА (морские географические

открытия Англии, Франции, России XVIII-XIX вв.)…………………..…………….… 87

3.4. ИЗ ПУШЕК – ПО АЙСБЕРГАМ (начало научных исследований Мирового океана,

экспедиция «Челенджер»……………………… …………………………………………. 92

3.5. МОРЯК, ПОКРЕПЧЕ ВЯЖИ УЗЛЫ (концепции научного исследования

Мирового океана)…………………………………………………………………………….95

4. ЖИДКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (составные части Мирового океана, их

размеры и границы)…………………………………………………………………………….. 97

4.1. ГРАНИЦЫ ОЙКУМЕНЫ (история картирования Мирового океана)……….. ……….98

4.2. СКОЛЬКО В МИРЕ ОКЕАНОВ? (физико-географическое районирование

Мирового океана) ………………………………………………………………………… 106

4.3. ВЕЧНЫЙ СПОР СУШИ С МОРЕМ (уровенная поверхность, береговая линия

и уровень Мирового океана)……………………..…………..…………………………… 111

4.4. ПРОБЛЕМА «ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА» (роль океана в глобальном

изменении климата Земли) …………………………………………………………………118

5. МОРСКИЕ ЖИТЕЛИ (эволюция жизни в океане и ее современное

распределение)……………………………………………………………………………… 121

5.1. КОЛЫБЕЛЬ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ (история возникновения и развития

жизни на Земле, строение биосферы)...…………………………...……………… 122

5.2. МОРСКОЙ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ (фотосинтез, первичная продукция,

биологическая продуктивность, углеродный цикл, обмен кислородом)……………… 135

5.3. ДВА ЛИКА ГИДРОСФЕРЫ (география и природа сероводородных

зон Мирового океана)..…………………………………………………………………… 141

5.4. ЦЕНТРЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ЖИЗНИ (география районов скопления

основных промысловых объектов в Мировом океане)………………………………….154

5.5. ЗАКОНЫ МОРСКИХ ДЖУНГЛЕЙ (причинно-следственные и

трофические связи морских экосистем)…………………………………………………. 172

6. «ДИРИЖЕРЫ ЖИЗНИ» ОКЕАНА (основные природные процессы,

формирующие устойчивые центры концентрации жизни

в Мировом океане) ……………………………………………………………………………. 175

6.1. ГЕНЕРАТОР ОКЕАНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (роль солнечной радиации

в жизни Мирового океана, климатические пояса, тепловой фон, кромка льда,

вулканическая активность)……………………………………………………………… 176

6.2. АТМОСФЕРНЫЕ «ЛЕГКИЕ» ОКЕАНА (глобальная циркуляция атмосферы,

взаимодействие на границе океан-атмосфера)………………………………………… 183

6.3. «КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА» ОКЕАНА (глобальная циркуляция вод

Мирового океана и ее структура)……….…………………………………………………195

6.4. ДОРОГИ МОРСКИХ ТЕЧЕНИЙ (океанические фронты как пограничные

зоны между морскими течениями и границы водных масс)……………………………. 207

6.5. «ПАРАД» ОКЕАНИЧЕСКИХ ВИХРЕЙ (структура фронтальных зон

и типы вихревых движений в океане)……………………………………………….….. 213
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconКонспект урока Мировой океан часть гидросферы Дружинина Людмила Ивановна...
Мирового океана – температуры, солености, познакомить с поверхностными течениями, условиями жизни в океане, биологическими богатствами...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconТема урока : «Жизнь в Мировом океане»
Карта Мирового океана, учебные картины, таблицы, коллекции морских животных, наборы открыток: «В мире коралловых рифов», «Жизнь моря»...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconПротокол № от «27» января 2012 г
Мирового океана – температуры, солености, познакомить с поверхностными течениями, условиями жизни в океане, биологическими богатствами...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconПрограммы морского обучения и подготовки Морской академии стран Азии...
Профессор Анжелика М. Байлон, к н., директор отдела Морской академии стран Азии и Тихого океана по исследованиям и руководитель службы...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconОткрытый урок экологическая тревога
Кроме четырех океанов на свете есть еще есть один океан – самый большой из всех океанов, в котором мы «купаемся» каждый день, каждый...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconОв (тем)
Мировой океан, его моря и основные водные массы; эволюция океанов; физические процессы, протекающие в море: перемешивание и турбулентность,...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» icon«тихий океан»
Образовательные-изучение нового материала; повторение знаний, полученных при изучении темы «Мировой океан», составление опорного...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Познакомить учащихся со своеобразием пк северного Ледовитого океана. Изучить особенности природы сл океана. Дать оценку хозяйственной...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconТема урока «мировой океан и его части»
Образовательная: рассмотреть деление Мирового океана на части, доказать единство Мирового океана
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» icon«Научно-технические разработки в области сооружения трубопроводных систем в морских акваториях»
Континентальный шельф мирового океана составляет 5% от общей площади (суши и моря) поверхности Земли. На этой площади сосредоточено...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconЗадачи урока: Вспомнить состав Мирового океана, его особенности....
Цель урока: формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconНалоговый навигатор по важнейшим документам, обнародованным во второй...
Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconТемы рефератов по курсу «Конфликтология»
Особенности развития теории конфликта во второй половине XIX и первой половине XX веков
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconШарль де Голь
Проанализировав статьи и книги о французском государственном деятеле, а их написано очень много, они изданы и в России на русском...
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» icon«ссср во второй половине 50-х первой половине 60-х гг XX в»
А прочтите фрагмент из выступления Г. М. Маленкова на Пленуме ЦК кпсс. Когда происходили эти события?
Д. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который вошли специалисты в области физики океана В. Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система» iconЭкологический туризм в Воронежской области
Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск