Урок. Значение Мирового океана для природы и человека.
Цель урока: формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека.
Задачи урока:
Вспомнить состав Мирового океана, его особенности.
Рассмотреть особенности условий обитания в Мировом океане.
Познакомиться с основными представителями животного и растительного мира Мирового океана.
Раскрыть особенности использования Мирового океана человеком, значение Мирового океана для природы и человека.
УУД, формирующиеся на уроке:
Личностные: развитие интереса к новому материалу, умения оценивать свою работу на уроке (осуществлять рефлексию) и оценивать работу других обучающихся.
Регулятивные: развитие умения самостоятельно на уроке ставить цель и задачи урока, планировать работу на уроке.
Познавательные: умение выделять из текста учебника основные понятия, составлять характеристику путешествия, анализ текста, географических карт; выявлять причинно-следственные связи между объектами.
Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать свою ошибки.
Оборудование: Учебник: География. Введение в географию. 5 класс. Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков, тетрадь – практикум Д. В. Молодцова, видеофрагмент «Глубины океана», презентация «Значение мирового океана для природы и человека», раздаточный материал (кроссворд «Мировой океан», схема «значение Мирового океана для природы и человека»).
Ход урока.
Этапы урока.
| Деятельность учителя.
| Деятельность обучающихся.
| УУД.
| 1.Организационный момент.
| Проверка готовности обучающихся к уроку, их приветствие.
| Приветствие учителя.
|
| 2.Целеполагание.
| Обратите внимание на слайд (Картинки животных и растений Мирового океана, добыча нефти на шельфе, рыбная ловля), как вы думаете, какая тема нашего урока. Объясните свой выбор.
Подумайте, какую цель и задачи урока мы сегодня поставим. (Учитель помогает формулировать цель и задачи урока).
| Предлагают варианты ответов: Значение мирового океана для природы и человека.
Цель урока: выявление значения Мирового океана для природы и человека.
Задачи урока:
Вспомнить особенности и состав Мирового океана.
Узнать, какие животные и растения обитают в Мировом океане, их приспособления к условиям среды.
Выявить значение Мирового океана для природы и человека.
Закрепить знания и умения, полученные на уроке.
| Коммуникативные: умение доказывать свою точку зрения.
Регулятивные: умение формулировать цель и задачи урока.
| 3. Содержательный этап.
.
| Наша первая задача - вспомнить особенности и состав Мирового океана.
Разгадайте кроссворд «Мировой океан». (Приложение).
Как мы будем выполнять данное задание (в группах, в парах или каждый самостоятельно)? Какими источниками информации вы можете воспользоваться?
Как вы организуете работу в группе?
Какие критерии оценивания, вы можете предложить?
Выполнили мы с вами первую задачу урока?
Переходим к следующей задаче урока. Вспомните вторую задачу урока.
Хотите отправиться в путешествие вглубь океана? А какой океан самый глубокий?
Отправляемся в глубины Тихого океана. После того, как мы просмотрим видеофрагмент, выполним задание 9 на с. 80 тетради – практикума. Как вы считаете, это задание лучше выполнить в группе или каждому отдельно?
Как вы будете выполнять данное задание и чем воспользуетесь во время выполнения? Достаточно ли для выполнения данного задания предыдущего видеофрагмента? Воспользуйтесь текстом учебника на с. 103 – 104 и рис. 57 – 58 и слайдом на доске.
Предложите критерии оценивания.
Что вы узнали, когда выполняли данное задание?
Почему они живут на разной глубине?
Выполнили мы вторую задачу?
Вспомните третью задачу урока.
А нужен людям (нам с вами) Мировой океан? Сейчас мы и узнаем, в чем значение Мирового океана для природы и человека.
Для этого составим схему «Значение Мирового океана для природы и человека», используя текст на с. 104 – 105 учебника.
Работать будете в группе, паре или каждый самостоятельно?
Как вы будете выполнять данное задание?
Данная схема должна быть заполнена полностью у всех учащихся.
Предложите свои критерии оценивания.
Приступаем к выполнению задания.
Что вы узнали при выполнении данного задания?
Кажется Мировой океан такой большой, а нужно ли заботиться о нём?
Выполнили мы третью задачу?
| Предлагают свои варианты выполнения данного задания.
Кроссворд легче разгадывать в группе.
Можно воспользоваться текстом учебника, картами атласа, энциклопедиями и т. д.
Этапы выполнения данного задания (предлагают обучающиеся):
Разделить количество вопросов на количество участников группы (по 1 вопросу на человека).
Прочитать вопрос кроссворда.
Обсудить в группе.
Записать ответ.
Критерии оценивания данного задания:
Правильность выполнения задания – 1 балл.
Активная работа в группе – 1 балл.
Скорость выполнения – 1 балл.
Всего за первое задание – 3 балла.
Да, выполнили.
Вторая задача урока: узнать, какие животные и растения обитают в Мировом океане, их приспособления к условиям среды.
Да, хотим, отправиться в путешествие.
Самый глубокий океан – Тихий.
Просмотрели видеофрагмент,
открыли тетрадь – практикум на с. 80 и нашли задание 9.
Лучше выполнить данное задание в группе.
Видеофрагмента не достаточно для выполнения задания, можно воспользоваться текстом учебника
Необходимо прочитать текст учебника на с. 103 - 104 и установить соответствие между зоной обитания и характерными для неё представителями органического мира, ответы записать в таблицу.
Критерии оценивания:
1.Правильность выполнения – 6 баллов (правильно записаны все варианты ответа),
4 балла – в таблице полностью заполнено 2 столбика, 2 балла – в таблице заполнен полностью 1 столбик, 0 баллов – если записано по одной букве в таблице или ответы записаны неправильно, или ответы не записаны в таблицу.
2. Аккуратность (ответы записаны без исправлений) – 1 балл.
3. Скорость выполнения – 1 балл.
4. Активная работа в группе – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 9 баллов
Животный мир Мирового океана очень разнообразен, но жизнь размещена неравномерно. Одни животные и растения обитают в поверхностной зоне Мирового океана (например, рачки), другие – в глубинной зоне (дельфины), третьи – в придонной зоне (кораллы).
У них разные приспособления к условиям среды: плоская форма животных для жизни на дне при высоком давлении, легкие рачки – чтобы легко переноситься волнами, обтекаемая форма тела у дельфина – в глубинной зоне.
Да, мы выполнили вторую задачу урока.
Третья задача урока: выявить значение Мирового океана для природы и человека.
Да, нужен Мировой океан людям.
Составляют схему «Значение мирового океана для природы и человека».
Открывают текст учебника на с. 04 – 105.
Задание будут выполнять в группе.
Внимательно прочитаем текст учебника на с. 104 – 105, разделим заполнение схемы на четверых в группе, найдем ответы к схеме в тексте учебника, заполним всю схему.
Критерии оценивания:
Правильность заполнения схемы – 4 балла.
Активная работа в группе – 1 балл.
Скорость выполнения – 1 балл.
Всего за задание – 6 баллов.
Мировой океан очень важен для природы и человека, без него на Земле было бы очень холодно, человеку не достаточно было бы пищи, не было бы многих животных и растений.
Да, Мировому океану необходима забота, охрана от загрязнений, рационально использовать его богатства.
Да, мы выполнили третью задачу.
| Познавательные: умение планировать работу на уроке, анализировать текст, находить пропущенные слова.
Коммуникативные: умение выслушать мнение членов группы.
Личностные: осознание значимости данной работы.
| 4.Закрепление знаний.
| Вспомните нашу последнюю задачу урока.
Откройте в тетради – практикуме тестовый практикум на с. 79, выполните задания: 1-3, 5,7.
Предложите критерии оценки.
| Последняя задача урока: закрепить знания и умения, полученные на уроке.
Открывают тетрадь – практикум на с. 79 задания 1 – 3, 5, 7.
Критерии оценивания:
Правильность выполнения – 5 баллов.
Скорость выполнения – 1 балл.
Аккуратность (без исправлений) – 1 балл.
Всего – 7 баллов.
| Личностные: умения оценивать свою работу на уроке
| 5.Рефлексия
| Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему?
Попробуйте оценить свою работу на уроке.
Отметку «5» поставим за какое количество баллов? «4»? «3»?
| Да, выполнили.
«5» - 23 - 25 баллов
«4» - 18 - 22 балла
«3» - 12 - 17 балла.
(количество баллов может варьировать).
| Личностные: умения оценивать свою работу на уроке
| 6.Домашнее задание.
| На выбор обучающихся: рубрика «Проверим знания» или «А теперь более сложные вопросы» на с. 106 учебника и плакат на тему «Берегите Мировой океан».
| Выбирают домашнее задание.
| Коммуникативные: умение делать правильный выбор.
| ПРИЛОЖЕНИЕ.
Кроссворд «Мировой океан» (задание 1).
4
4 3 2 1 Вопросы для кроссворда:
Это второй по величине океан на
Земле, на его побережье находятся
города: Нью – Йорк и Рио-де-Жанейро.
Самый большой и самый глубокий
океан на Земле, его максимальная
глубина – 11 022 м (Марианская впадина).
Третий по величине океан, почти
целиком лежит в южном полушарии.
Самый маленький и самый суровый
океан, омывает северную часть России.
Задание 2.
Установите соответствие между зоной обитания и характерными для неё представителями органического мира.
Правильные ответы.
-
Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).
МИРОВОЙ ОКЕАН.
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА
Полезные ископаемые: Согревает
(нефть, газ и т. д.) планету
Правильные ответы. МИРОВОЙ ОКЕАН.
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА
Полезные ископаемые: Сырье для Среда Поставщик Согревает
(нефть, газ и т. д.) промышленности обитания влаги планету
Пища (рыба)
Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).
МИРОВОЙ ОКЕАН.
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА
Полезные ископаемые: Согревает
(нефть, газ и т. д.) планету Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).
МИРОВОЙ ОКЕАН.
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА
Полезные ископаемые: Согревает
(нефть, газ и т. д.) планету
Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).
МИРОВОЙ ОКЕАН.
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА
Полезные ископаемые: Согревает
(нефть, газ и т. д.) планету Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).
МИРОВОЙ ОКЕАН.
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА
Полезные ископаемые: Согревает
(нефть, газ и т. д.) планету |