Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации Институт непрерывного и дополнительного профессионального образования Кафедра акушерства и гинекологии
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ученого совета ИНиДПО №_____от_______2014 г.
Председатель ученого совета _________________ В.О. Францева
| «СОГЛАСОВАНО»
| Директор института непрерывного и
дополнительного профессионального образования СтГМУ
А.Я.Сохач
| «_____»____________201__ г.
| «_____»____________201__ г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«Акушерство и гинекология»
(основная врачебная специальность) РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЦИКЛА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТУ «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии»
(название программы)
Всего часов - аудиторных 72 часа (2 недели, 0,5 месяца)
из них: лекций – 2 часа,
практических занятий – 42 часа.
семинарских занятий – 22 часа.
зачет – 6 часов. Форма обучения: очная
Режим занятий: 6 часов в день
Отчетность - зачет
Ставрополь, 2014 Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации для врачей акушеров-гинекологов «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» разработана сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии ФДПО (заведующий кафедрой, профессор Рыжков В.В.) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и «Образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием» по специальности 14.01.01 – акушерство и гинекология (М., 2005) и Унифицированной программы последипломного обучения врачей акушеров-гинекологов (M., l999). Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» обсуждена и одобрена на заседании кафедры 6 мая 2014 года протокол № 5 Зав. кафедрой ____________________________проф. Рыжков В.В.
Одобрена учебно-методической комиссией ИНиДПО Председатель УМК __________________________________проф. Плугина М.И.
«____» _______________20____года Согласована: Декан факультета дополнительного
профессионального образования ______________________проф. Агранович Н.В.
Рецензенты:
1. Манухин И.Б. доктор мед. наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии ГБОУ ВПО ММСУ МЗ РФ 2. Куценко И.И. д.м.н., проф. зав. кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии ГБОУ ВПО КГМУ МЗ РФ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации (тематическое усовершенствование) врачей акушеров-гинекологов «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание, организационно-методические формы и трудоемкость обучения. Актуальность программы «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии». В Российской Федерации произошли существенные изменения в законодательстве в сфере здравоохранения, изменились принципы организации акушерско-гинекологической помощи с приоритетом на репродуктивный потенциал и охрану репродуктивного здоровья девочки, девушки, женщины. Широкое использование лапароскопии в практике врача акушера-гинеколога позволяет проводить раннюю диагностику и лечение целого ряда гинекологических заболеваний. Лапароскопия является малоинвазивным хирургическим вмешательством, что позволяет, в отличие от традиционных методов лечения гинекологических больных, минимизировать отрицательное воздействие на органы репродуктивной системы женщины.
Цель дополнительной профессиональной образовательной программы. Улучшение репродуктивного здоровья женщин, путем обучения практикующих врачей основам лапароскопии и внедрения ее в практическую деятельность. Планируемые результаты обучения. Обучение врачей основам лапароскопии предполагает широкое внедрение лапароскопических методов в диагностике и лечении гинекологических заболеваний. В результате обучения планируется повышение профессиональных компетенций при оказании специализированной помощи женщинам.
Структура дополнительной профессиональной образовательной программы ТУ врачей по теме «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» состоит из требований к результатам освоения программы, требований к итоговой аттестации, учебно-тематического плана, календарного учебного графика, содержания программы, условий обеспечения реализации программы: учебно-методического, материально-технического. В структуру дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей по специальности «Акушерство и гинекология» включен перечень основной и дополнительной литературы, законодательных и нормативно-правовых документов.
В содержании дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» предусмотрены необходимые знания и практические умения по оказанию специализированной акушерско-гинекологической помощи женщинам.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (Тематическое усовершенствование)
«Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» У обучающегося должны быть сформированы следующие обще-профессиональные и общекультурные компетенции (ОПК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности в области акушерства и гинекологии;
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов акушерско-гинекологического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству, разрешению конфликтов и толерантности;
способностью и готовностью использовать методы управления персоналом, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции и ответственности в области акушерства и гинекологии;
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных, этических и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативно-правовые, касающиеся специальности, требования, установленные при работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну и уважать мнение коллег и пациентов.
У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):
в диагностической деятельности:
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании применяемых в акушерстве и гинекологии методов исследования;
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем организма человека, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациенток для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов в акушерско-гинекологической практике;
способностью и готовностью выявлять у пациенток основные патологические симптомы и синдромы гинекологических заболеваний, акушерских осложнений, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин. Учитывать закономерности течения патологии по органам и системам организма в целом. Анализировать закономерности функционирования органов и систем при акушерско-гинекологических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ). Уметь выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в акушерско-гинекологической практике.
в лечебной деятельности:
способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при акушерско-гинекологических заболеваниях среди пациенток различных групп риска заболеваний и осложнений, нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечнососудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизненно опасные нарушения (геморрагический, септический, анафилактический и др. виды шока), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
способностью и готовностью назначать беременным и гинекологическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии, как профильным больным, так и пациенткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов; владеть необходимым объемом оперативных вмешательств в акушерско-гинекологической практике;
в реабилитационной деятельности:
способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, санаторно-курортные, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;
способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации беременных и гинекологических больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;
в профилактической деятельности:
способностью и готовностью применять современные методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья женщин (взрослого населения и подростков) на уровне различных подразделений медицинских организаций, в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии гинекологических заболеваний и осложнений беременности, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, ведомственные приказы в сфере здравоохранения, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также уметь оценивать качество и эффективность работы медицинских учреждений в области акушерства и гинекологии;
способностью и готовностью использовать знания организационной структуры акушерско-гинекологических учреждений, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов оказания медицинской помощи, анализировать и вносить предложения по улучшению работы акушерско-гинекологической службы на основании показателей их работы;
проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациенткам акушерско-гинекологического профиля.
Перечень знаний, умений и владений
врача акушера-гинеколога по окончанию обучения Врач акушер-гинеколог должен знать:
Федеральную и региональную нормативно-правовую базу по вопросам охраны здоровья матери и ребенка и репродуктивного здоровья женщины в различные периоды ее жизни;
Основы законодательства и Федеральные законы в области здравоохранения, касающиеся вопросов охраны семьи, здоровья матери и ребенка;
Особенности работы эндоскопической операционной.
Основы безопасности при работе с электроинструментами;
Основы предоперационной подготовки больных и их послеоперационное ведение;
Технологии выполнения лапароскопических операций в гинекологической практике;
Особенности выполнения лапароскопии у беременных женщин и в послеродовом периоде.
Осложнения при выполнении лапароскопии;
Хирургическую анатомию передней брюшной стенки и органов брюшной полости;
Показания и противопоказания к проведению лапароскопии;
Возрастные анатомо-физиологические особенности женского организма.
Аномалии пола и половых органов;
Особенности течения гинекологических заболеваний у детей и подростков;
Оказание помощи при травмах половых органов у девочек и девушек;
Клинику, диагностику, лечение новообразований половых органов и эндометриоза;
Периоперационную профилактику гнойно-септических заболеваний в акушерстве и гинекологии;
Современные принципы лечения и реабилитации гинекологических больных;
Показания к традиционным и альтернативным хирургическим доступам при выполнении плановых и экстренных операций в акушерстве и гинекологии;
Симптомокомплекс острого живота;
Врач акушер-гинеколог должен уметь:
Проводить дифференциальную диагностику гинекологических заболеваний;
Осуществлять дифференциальную диагностику гинекологических и экстрагенитальных заболеваний;
Давать полную интерпретацию симптомов «острого живота»;
Выбирать оптимальный хирургический доступ для производства акушерско-гинекологических операций.
Правильно оценивать показания, противопоказания и условия для проведения лапароскопии.
Диагностировать гинекологические заболевания при визуальной оценке органов малого таза.
Проводить дифференциальную диагностику заболеваний органов брюшной полости;
Диагностировать и оказывать помощь при наличии осложнений во время лапароскопии
Врач акушер-гинеколог должен владеть: Техникой:
Диагностической лапароскопии;
Хирургической лапароскопии в объеме на придатках матки (сальпинготомия, сальпингоэктомия, каутеризация яичников, цистэктомия, анексэктомия, сальпингоовариолизис);
Удаления субсерозных миоматозных узлов на ножке;
Наложения эндоскопических швов;
Экстренных операций в гинекологической практике в полном объеме;
Всеми хирургическими доступами для выполнения акушерско-гинекологических операций.
Лапароскопически ассистируемых операций в гинекологии.
По окончанию обучения врач должен владеть специальными профессиональными навыками (СПН)
Основные принципы оказания помощи беременным и гинекологическим больным высокой степени риска в соответствии с существующими стандартами и технологиями в женской консультации;
Основные принципы оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным высокой степени риска в соответствии с существующими стандартами и технологиями в акушерском стационаре (перинатальном центре);
Основные принципы оказания помощи гинекологическим больным высокой степени риска в соответствии с существующими стандартами и технологиями в стационаре (перинатальном центре).
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Итоговая аттестация после дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации (тематическое усовершенствования) «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» осуществляется посредством сдачи зачета и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-специалиста по акушерству и гинекологии в соответствии с содержанием образовательной программы.
Врач акушер-гинеколог допускается к итоговой аттестации после успешного освоения рабочей программы в объеме, предусмотренном учебным планом.
Лица, освоившие дополнительную профессиональную образовательную программу повышения квалификации (тематическое усовершенствование) «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» получают документ установленного образца.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы или отчисленным из университета, выдается справка об обучении или о периоде обучения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Лапароскопия в акушерстве и гинекологии»
врачей по специальности «Акушерство и гинекология» Категория обучающихся: врачи акушеры-гинекологи
Срок обучения: 72 часов (2 недели, 0,5 месяца)
Режим занятий: 6 академических часов в день
Форма обучения: очная с отрывом от работы
Распределение часов по модулям (курсам).
№
|
Наименование модуля
| Всего часов
| в том числе
| Форма контроля
| лекции
| практ. занятия
| семинары
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Лапароскопия в диагностике и лечении гинекологических заболеваний
| 6
| 2
|
| 4
| тестирование собеседование
| ИТОГО:
| 72
| 2
| 42
| 22
| 6
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Лапароскопия в акушерстве и гинекологии»
№
| Наименование разделов дисциплин и тем
| Всего часов
| в том числе
| Форма контроля
| лекции
| практ. занятия
| семинары
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Нормативные документы. Оснащение эндоскопической операционной
| 6
|
| 4
| 2
| тестирование,
собеседование
| 1.1
| Организация работы эндоскопической операционной. Оборудование и инструментарий. Техника безопасности. Дезинфекция и стерилизация
| 6
|
| 4
| 2
|
|
| 2
| Диагностическая лапароскопия
| 18
| 2
| 10
| 6
| тестирование,
оценка практических навыков, собеседование
| 2.1
| Показания и противопоказания к проведению лапароскопии. Обследование больных. Предоперационная подготовка. Ведение послеоперационного периода
| 6
|
| 4
| 2
|
| 2.2
| Техника выполнения диагностической лапароскопии. Обезболивание при лапароскопических операциях
| 6
|
| 4
| 2
|
| 2.3
| Острый живот. Дифференциальная диагностика хирургических и гинекологических заболеваний органов брюшной полости с помощью лапароскопии
| 6
| 2
| 2
| 2
|
|
| 3
| Хирургическая лапароскопия
| 42
|
| 28
| 14
| тестирование,
оценка практических навыков, собеседование
| 3.1
| Трубно-перитонеальное бесплодие. Лапароскопическая диагностика и лечение. Сальпингоовариолизис. Хромосальпингоскопия. Сальпингостоматопластика
| 6
|
| 4
| 2
|
| 3.2
| Трубная беременность. Лапароскопическая диагностика и лечение прогрессирующей и прервавшейся трубной беременности. Мессинг. Сальпинготомия. Сальпингоэктомия
| 6
|
| 4
| 2
|
| 3.3
| Синдром склерополикистозных яичников. Лапароскопическая диагностика и лечение. Дриллинг. Декортикация. Резекция яичника
| 6
|
| 4
| 2
|
| 3.4
| Пороки развития женских половых органов. Лапароскопическая диагностика и лечение больных
| 6
|
| 4
| 2
|
| 3.5
| Миома матки и наружный эндометриоз. Лапароскопическая диагностика и лечение больных. Удаление субсерозных миоматозных узлов и очагов эндометриоза
| 6
|
| 4
| 2
|
| 3.6
| Опухоли и опухолевидные образования яичников. Лапароскопическая диагностика и лечение больных. Резекция яичника. Аднексэктомия
| 6
|
| 4
| 2
|
| 3.7
| Лапароскопически ассистируемые операции в гинекологии
| 6
|
| 4
| 2
|
| 4
| Зачет
| 6
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 72
| 2
| 42
| 22
|
|
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Дни
цикла
| Часы
| Лекц./
Прак. зан.
| Тема
| 1
| 4
| П
| Организация работы эндоскопической операционной. Оборудование и инструментарий. Техника безопасности. Дезинфекция и стерилизация
| 2
| С
| Организация работы эндоскопической операционной. Оборудование и инструментарий. Техника безопасности. Дезинфекция и стерилизация
|
2
| 4
| П
| Показания и противопоказания к проведению лапароскопии. Обследование больных. Предоперационная подготовка. Ведение послеоперационного периода
| 2
| П
| Показания и противопоказания к проведению лапароскопии. Обследование больных. Предоперационная подготовка. Ведение послеоперационного периода
| 3
| 4
| П
| Техника выполнения диагностической лапароскопии. Обезболивание при лапароскопических операциях
|
| 2
| С
| Техника выполнения диагностической лапароскопии. Обезболивание при лапароскопических операциях
| 4
| 2
| Л
| Острый живот. Дифференциальная диагностика хирургических и гинекологических заболеваний органов брюшной полости с помощью лапароскопии
| 2
| П
| Острый живот. Дифференциальная диагностика хирургических и гинекологических заболеваний органов брюшной полости с помощью лапароскопии
| 2
| С
| Острый живот. Дифференциальная диагностика хирургических и гинекологических заболеваний органов брюшной полости с помощью лапароскопии
| 5
| 2
| Л
| Трубно-перитонеальное бесплодие. Лапароскопическая диагностика и лечение. Сальпингоовариолизис. Хромосальпингоскопия. Сальпингостоматопластика
| 2
| П
| Трубно-перитонеальное бесплодие. Лапароскопическая диагностика и лечение. Сальпингоовариолизис. Хромосальпингоскопия. Сальпингостоматопластика
| 6
| 4
| П
| Трубная беременность. Лапароскопическая диагностика и лечение прогрессирующей и прервавшейся трубной беременности. Мессинг. Сальпинготомия. Сальпингоэктомия
| 2
| С
| Трубная беременность. Лапароскопическая диагностика и лечение прогрессирующей и прервавшейся трубной беременности. Мессинг. Сальпинготомия. Сальпингоэктомия
| 7
| 4
| П
| Синдром склерополикистозных яичников. Лапароскопическая диагностика и лечение. Дриллинг. Декортикация. Резекция яичника
| 2
| С
| Синдром склерополикистозных яичников. Лапароскопическая диагностика и лечение. Дриллинг. Декортикация. Резекция яичника
| 8
| 4
| П
| Пороки развития женских половых органов. Лапароскопическая диагностика и лечение больных
| 2
| С
| Пороки развития женских половых органов. Лапароскопическая диагностика и лечение больных
| 9
| 4
| П
| Миома матки и наружный эндометриоз. Лапароскопическая диагностика и лечение больных. Удаление субсерозных миоматозных узлов и очагов эндометриоза
| 2
| С
| Миома матки и наружный эндометриоз. Лапароскопическая диагностика и лечение больных. Удаление субсерозных миоматозных узлов и очагов эндометриоза
|
10
| 4
| П
| Опухоли и опухолевидные образования яичников. Лапароскопическая диагностика и лечение больных. Резекция яичника. Аднексэктомия
| 2
| С
| Опухоли и опухолевидные образования яичников. Лапароскопическая диагностика и лечение больных. Резекция яичника. Аднексэктомия
| 11
| 4
| П
| Лапароскопически ассистируемые операции в гинекологии
| 2
| С
| Лапароскопически ассистируемые операции в гинекологии
| 12
| 6
| Зачет
| Итого:
| 72 часа
| Аудиторные и практические занятия
| |