Урок биологии в 9 классе





Скачать 88.62 Kb.
НазваниеУрок биологии в 9 классе
Дата публикации27.09.2013
Размер88.62 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

План составила учитель биологии, экологии
МОУ «СОШ с.Сосновка» Саратовского района
Замедлина Л.Н.


Урок биологии в 9 классе

(в соответствии с календарно-тематическим планом)
Тема урока: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ

Цели урока: рассмотреть различные типы взаимоотношений между организмами, выявить их значение.

Задачи:

  • образовательная: показать многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значения в природе и жизни человека;

  • развивающая: формировать умения и навыки групповой самостоятельной работы, выделять главное, формировать выводы;

  • воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: групповая, самостоятельная работа, беседа, ИКТ.

Требования согласно программе:

Ученик должен:

  • иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений;

  • знать понятия: «нейтрализм», «симбиоз», «антибиоз», «нахлебничество», «квартирантство», «хищничество», «паразитизм», «каннибализм»;

  • уметь: объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры.

Междисциплинарные связи: экология, обществознание.

Внутридисциплианарные связи: ботаника, зоология

Обеспечение занятия:

  • наглядные пособия: изображения различных живых организмов: «Симбионты», «Хищники», «Паразиты»;

  • раздаточный материал (карточки, тесты);

• оборудование: опорный конспект, фрагменты видеофильма «Живой
мир».

Ход урока

1. Организационный момент.

  • приветствие;

  • зарядка;

  • подготовка аудитории к работе;

  • наличие учащихся.




2. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос. Предварительно раздать карточки учащимся (по степени сложности)

Вопросы и задания:

  1. Какие факторы среды называются биотическими?

  2. Что такое «цепи питания»?

  3. Составьте «пищевую цепь» используя рисунки.

  4. Расскажите о взаимосвязях организмов пресноводного водоёма.

  5. Опишите видовой состав и пространственную структуру биоценоза лиственного леса.

  6. В чём сущность правила экологической пирамиды?

  7. Чем определяется устойчивость биоценозов?

(Предполагаемые ответы: - биологическим разнообразием, - сложностью взаимосвязей между организмами).

З.Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.

Межвидовые взаимоотношения сложны и многообразны. Рассмотрим основные типы взаимоотношений организмов (провести аналогию с человеческим обществом)
- сотрудничество
- конкуренция
- паразитизм
- нахлебничество
4.Изложение нового материала.

Тема: Взаимоотношения между организмами.

План

1 .Классификация межвидовых взаимоотношений
(работа с учебником стр.247, рабочая тетрадь - задание №1 на стр. 220).

2.Симбиоз и его формы (видеофрагмент).

3.Антибиоз и его формы (видеофрагмент).

4.Нейтрализм.

5.Конкуренция (видеофрагмент).

6.Подробный конспект.

5.Сообщение домашнего задания. § 53, с. 246-268; вопр.1-6;
задания №3; №4 на стр. 121 – рабочая тетрадь
6.Подведение итогов занятий.

1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

2. Оценить работу учеников во время занятий.

1.Классификация межвидовых отношений.

Межвидовые отношения в конкретных биоценозах реализуются через сложные формы взаимодействия популяций разных видов. В основе их лежат трофические связи. Но длительное сосуществование многих видов привело к тому, что на базе прямых трофических отношений сформировался комплекс связей иного рода, определяемых местом обитания. Каждый организм занимает свою экологическую нишу, зависящую от морфологической приспособленности организма, его физиологического состояния и поведения.

Существуют три основные формы межвидовых взаимодействий: нейтрализм, симбиоз, антибиоз.

Рассмотрим их более подробно.
2.Симбиоз и его формы.

- Что такое симбиоз?

- Приведите примеры таких отношений.

(Учащиеся встречались ранее с этим понятием, поэтому они могут сформулировать своё определение симбиоза и привести примеры симбиотических отношений).

Симбиоз - сожительство (от греч. «син» - вместе; «биос» -жизнь) представляет такую форму взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

(Для реализации внутрипредметной связи учитель может привести такой пример).

Рассказ учителя:
Сожительство человека с микрофлорой его кишечника, основным компонентом которой являются разнообразные штаммы бактерий кишечной палочки. Бактерии в таком сожительстве находят благоприятную среду обитания и неисчерпаемый источник питания. Нормальное пищеварение в кишечнике человека и всасывание ряда витаминов возможно только при участии бактерий. После длительного лечения больных различными инфекционными заболеваниями с помощью антибиотиков у них нередко наряду с подавлением жизнедеятельности болезнетворных бактерий наблюдается состояние дисбактериоза - гибель нормальных бактерий кишечника и усиленное размножение бактерий, не чувствительных к антибиотику. Для восстановления нормальной кишечной микрофлоры часто необходимым является искусственное заселение пищеварительной системы симбионтными штаммами кишечной палочки.

Далее учитель расширяет понятие учащихся о симбиозе, рассказывая о других его формах.

Симбиоз - понятие широкое и включает много разных вариантов отношений между видами.

Фрагмент видеофильма №1 «Симбиоз» (рыбы усачи ↔ гиппопотамы, рыба клоун ↔ актиния).

Если присутствие одной популяции благоприятно для другой, но не является необходимым условием существования, то такие отношения носят характер нахлебничества (на панцирях многих ракообразных обитают различные кишечнополостные, которые получают пищу, когда его хозяин ловит и поедает других животных, однако они могут существовать и раздельно). Нахлебничество можно в определенном смысле отнести к симбиозу.

Существуют и другие формы симбиоза, например квартирантство: в полости голотурии «морского огурца» находят убежище разнообразные мелкие виды животных. Растения-эпифиты (от греч. «эпи» - на, сверх; «фитом» - растение) поселяются на деревьях, например: водоросли, лишайники, мхи, орхидеи; они питаются за счет фотосинтеза и отмирающих тканей хозяина, но не их соками.
Квартирантство широко представлено в океане, где практически в каждой норе, вырытой червем, и в каждой раковине обитают гости, использующие убежище хозяина и не приносящие ему ни пользы, ни вреда.

Рассмотрите рис. 129, с. 250 учебника.

Микориза представляет собой симбиоз, в котором может проявляться и паразитизм: или гриб в какой-то период начинает питаться соками корня и повреждает его, или клетка корня, выделяя ферменты, разрушают гриб-симбионт.

Как можно применить это явление на практике? (Внесение в почву азотофиксирующей бактериальной культуры.)

Необходимо обратить внимание учащихся на следующий момент. Разные формы симбиотических взаимоотношений организмов не являются абсолютно стойкими и иногда могут переходить друг в друга.

Пример: при нормальном питании и физическом здоровье хозяина некоторые паразиты могут долгое время не оказывать на него патогенного действия. Некоторые хищники, питающиеся мелкими животными, могут становиться паразитами крупных и наоборот.

Вывод: Таким образом, рассмотренные формы симбиоза являются типами положительных взаимоотношений между организмами, когда организмы не наносят ущерба друг другу и выгодны обоим или одному из партнеров.

3. Антибиоз и его формы.

Фрагмент фильма № 2 «Хищничество» (богомол, хамелеон, венерина мухоловка)

Антибиоз - невозможность существования двух видов организмов, основанная на конкуренции, прежде всего, за источник питания.

Пример: взаимоотношения сапрофитных бактерий и ряда плесневых грибов. Первые способны быстро заселять среды, богатые органическими веществами, за счет интенсивного размножения, а вторые, значительно уступая им в этом, приобрели способность делать субстрат не благоприятным для жизнедеятельности бактерий, выделяя в него продукты своего матаболизма - антибиотики. Некоторые из этих видов грибов стали основой промышленного производства антибиотиков.

Далее можно организовать групповую самостоятельную работу с учебником.

Первая группа рассматривает явление паразитизм у животных.

Вторая группа рассматривает явление паразитизм у растений.

Задание. Учащиеся должны рассмотреть предложенную им форму межвидовых взаимоотношений.

-В чём заключается смысл данного типа взаимоотношений? Приведите примеры.

-Как эти явления можно использовать в практической деятельности? Затем проводится обсуждение по данным заданиям.

При обсуждении учитель обращает внимание учащихся на то, что при паразитизме и хищничестве ошибочно полагать, что отношения между хозяином и паразитом или хищником и жертвой всегда вредны для хозяина или жертвы. Со временем под влиянием естественного отбора губительное действие паразита или хищника ослабевает, поскольку паразит может сохраниться лишь в том случае, если перейдет на какой-либо новый вид, пригодный в качестве хозяина. Если же паразит не найдет нового хозяина, то он погибает сам.

Часто производят отстрел хищников, уничтожающих полезных животных. Это приводит к значительному увеличению численности жертвы на определенном ареале и ей уже не хватает пищи. В результате жертва начинает гибнуть от нехватки пищи (от голода). В природе численность популяции хищника изменяется в соответствии с численностью жертвы популяции, причем колебания численности хищника несколько отстает от изменений численности жертвы.

4. Нейтрализм.

Нейтрализм - тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия. Такие отношения обнаруживаются в природе не часто, потому что в биоценозе большинство видов хотя бы косвенно влияют друг на друга.
5.Конкуренция.
-Как вы думаете, что подразумевает этот термин?

-В каких случаях возникает такой тип отношений?

Эта форма отношений возникает в тех случаях, когда два вида (или больше) используют одни и те же ресурсы (пища, пространство, убежища).

- Каков результат конкурентной борьбы?

Фрагмент фильма № 3 «Конкуренция» (рыба мохнатоголовая собачка ↔ осминог)

Успех в конкурентной борьбе определяется биологическими особенностями видов: интенсивность размножения, скорость роста, интенсивность использования ресурсов и др.

Независимо от формы воздействий один вид вытесняется другим. Это явление отражает правило конкурентного исключения.

Таким образом, конкурирующие за общий ресурс или местообитание виды не могут входить в состав одного биоценоза.

Закрепление. Совместная формулировка вывода о значении различных форм межвидовых взаимоотношений в биоценозе.

Учитель отмечает, что классификация биотических связей условна, так как нет чётких границ.

Раздаточный материал к уроку:
Тест

A1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

  1. гистология 3) экология

  2. эмбриология 4) цитология

А2. Возбудитель СПИДа — это



  1. вирус

  2. бактерия

  3. одноклеточный гриб

  4. простейшее




A3. Как называют организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород?



  1. автотрофами

  2. анаэробами

  3. гетеротрофами

  4. аэробами




А4. Почему белые грибы часто можно найти в дубраве?

  1. в ней много света

  2. у белых грибов в ней нет конкурентов

  3. белые грибы с корнями дубов образуют микоризу

  4. в ней отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами

А5. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?


1)Голосеменные
2)Покрытосеменные
3)Папоротниковидные
4)Моховидные



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии в 9 классе iconУрок биологии в 8-м классе "Гормоны дирижеры жизни"
Учитель биологии мкоу сош №3 г. Киренска иркутской обл. Тараканова Александра Анатольевна
Урок биологии в 9 классе iconУрок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Урок биологии в 9 классе iconПрограмма по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология»
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Урок биологии в 9 классе iconУрок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах»
Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках...
Урок биологии в 9 классе iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок биологии в 9 классе iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Урок биологии в 9 классе iconАнализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен...
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Урок биологии в 9 классе iconУрок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь жидкая ткань", "Иммунитет"...
...
Урок биологии в 9 классе iconУрок для заместителей директоров школ по учебной работе «Сельскохозяйственные...
Основанием для участия в конкурсе считаю следующие результаты работы в соответствии с критериями оценки из Положения о конкурсном...
Урок биологии в 9 классе iconУрок биологии в 8 классе
Научить учащихся в ходе эксперимента делать выводы о строении и физиологии глаза
Урок биологии в 9 классе iconУрок биологии в 8 классе. «Кровь, её состав и значение»
По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированный, проблемно-поисковый
Урок биологии в 9 классе iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы»
Мбоу «Верхнелиповская оо школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Урок биологии в 9 классе iconУрок биологии в 9 классе
Обучающие усвоение знаний о строение и функциях черепа, мозгового и лицевого отделов, образующих его
Урок биологии в 9 классе iconУрок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка»
Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать
Урок биологии в 9 классе iconУрок по биологии в 6 классе. Тема: Классификация покрытосеменных растений
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических
Урок биологии в 9 классе iconУрок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"
Цель: Формирование и углубление знаний учащихся по сохранению и укреплению зрения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск