Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы»





Скачать 182.01 Kb.
НазваниеУрок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы»
Дата публикации23.09.2014
Размер182.01 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Открытый урок по биологии в 7 классе по теме «Царство ГРИБЫ»

МБОУ « Верхнелиповская оо школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области

Тема урока: «Царство Грибы»

Предмет: биология

Класс: 7 класс

УМК : В.Б.Захаров, Н.И.Сонин

Автор: Кочетова Наталия Васильевна

Тип урока (по целям): обобщение и повторение изученного материала, проверка знаний.

Вид урока (по форме проведения): урок- экспедиция .

Цель урока: проверить объём и глубину знаний по изученной теме путём интеграции предметов.

Задачи:

Образовательные: обобщить и повторить материал по теме « Царство грибов», проверить объём и глубину знаний;

Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений , как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, умение применять знания в нестандартной ситуации, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, умение работать в группах, бережное отношение к природе.

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в группах, самоконтроль и взаимоконтроль, графическое тестирование, рефлексия.

Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково - исследовательский.

Приёмы деятельности учителя: работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, обобщение высказываний учеников, подведение итогов.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения:

  1. Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

  2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.

  3. Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.

  4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.

Формируемые компетенции: учебно- познавательные, проблемно-поисковые, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования, здоровьесбережения.


Этап урока

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды

Содержание учебного материала

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся.

1. организационный момент.

Дидактическая задача:

настроить обучающихся на положительные эмоции, создание ситуации успеха

- Здравствуйте! «Здравствуйте» говорю я вам, желая здоровья и успеха. Давайте улыбнёмся друг другу. Говорят «Улыбка»-это поцелуй души. Поделимся с гостями улыбкой и скажем «Добрый день!».
(слайд №1)- «Добрый день»

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на партах школьные принадлежности.

2. мотивация

Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся. Цель учителя: побудить любознательность обучающихся


- Я бы хотела, чтоб вы помогли мне разрешить одну проблему:

Французский учёный Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, назвал эти живые организмы «дьявольскими» произведениями, которые нарушают общую гармонию жизни.

-Кто они? Почему они нарушают гармонию?

-Конечно же вы правы. Это- грибы! Сегодня у нас урок обобщения. Мы заканчиваем изучение очередной темы, завершается ещё одно наше путешествие в страну знаний, дороги которого в этот раз пролегли через вездесущее Царство Грибов.

(слайд №2)- «Царство Грибов»


Создаёт учебно-проблемную ситуацию, вводящую обучающихся в предмет изучения предстоящего урока.

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока: - это Грибы.

(Называют сходство грибов с растениями и животными и их отличия)


3. Постановка учебной задачи


Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

самостоятельное формулирование цели и задач урока. Прогнозирование предстоящей деятельности.

Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

- Ребята, а что значит слово «Обобщение»?

А слово «Глагол»?

-Послушайте стихотворение, которое я специально сочинила для этого урока. Я очень прошу вас запомнить глаголы, которые прозвучат в этом стихотворении:

- Стань на миг учёным, друг,

Обернись скорей вокруг,

К знаниям тянись скорей

Сил и время не жалей!

Все загадки разгадаешь:

Много нового узнаешь!

Спорь, вопросы задавай,

Гипотезы ты выдвигай.

В интернете «покопайся»

И скорее догадайся.

Вспомни, что ты раньше знал

Видел или прочитал

Где ты это применял

Может, что-то наблюдал?

И тогда ты сам поймёшь,

Для чего же ты живёшь?

-Как вы думаете, зачем нам сегодня понадобятся глаголы на уроке по теме «Грибы»?
(слайд №3.)-глаголы

(слайд №4)-цель урока

Выдвигает проблему
зачитывает стихотворение,

побуждает к осмыслению прозвучавших глаголов.

Просит попробовать самостоятельно сформулировать цель урока.

Слушают учителя, запоминают глаголы, выдвигают свои предположения.

Называя глаголы. Обучающиеся сами выдвигают способы, при помощи которых можно решить задачи урока и достичь цели урока.

4.Повторение и обобщение темы.

5. рефлексивный

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю.

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Цели учителя: пробудить интерес к самостоятельному решению учебных задач;

учить сравнивать и выделять главное.


Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи (как исчезновение грибов отразится на других обитателях леса)

Умение структурировать учебный материал, выделять в нём главное.

Межтемное обобщение.
Дидактические задачи: наблюдать за живыми объектами (плесневый гриб мукор), делать выводы по постановке опыта. Умение структурировать материал, сворачивать информацию в графики, таблицы.
Здоровье сбережение, толерантность.

Познавательные УУД: приём значимости.
Коммуникативные УУД:

толерантность, умение работать в группе.

Цель учителя: диагностика образовательного процесса. Учить делать выводы из известных фактов, анализировать причины.

Развивать критическое мышление.

Цели учителя: узнать отношение обучающихся к уроку, учить понимать результаты своей деятельности.

- Итак, цель урока мы определили, задачи перед собой поставили. Я предлагаю вам сегодня отправиться в виртуальную экспедицию . Не в путешествие, а именно в экспедицию. Путешественники-люди, которые узнают что-то новое, неизведанное. А в научную экспедицию отправляются учёные, которые уже многое знают, но им необходимо ещё что-то проверить , подтвердить или опровергнуть.

Согласны? Разделимся на группы.

И первый этап нашей экспедиции- «снаряжение».

Проверим ваше «снаряжение»- ваши знания:

У вас на партах конверты с заданиями:

I группа: микология, гетеротрофы, мицелий, аэробы.

II группа: плодовое тело, эукариоты, спорангии, анаэробы.

III группа: симбиоз, микориза, спора.
Второй этап- «прогноз погоды»:

( на доске прикреплены «Облака». На обратной стороне которых написаны вопросы)

- грибы растут всю свою жизнь? (+)

- все грибы — это многоклеточные организмы? (-)

- по способу питания грибы могут быть сапрофитами и паразитами? (+)

- сапрофиты — это грибы, которые питаются органическими веществами живых организмов

(-)

- дрожжи- это грибы, которые человек использует в хлебопечении? (+)

- грибы, как и растения, могут фотосинтезировать? (-)

- грибы, это организмы, которые растут на протяжении всей жизни? (+)

- Грибы питаются готовыми органическими веществами? (+)

.

- Ну что ж, в путь!

Третий этап - «болото».

- На нашем пути сразу же возникает препятствие — болото. Это проблемное место и , чтобы двинуться дальше, вам предстоит решить одну проблему и найти ответы и способы решения этой проблемы.

Вот ребята из соседнего села прислали нам письмо и просят вашей помощи. Они не поймут что произошло и как им дальше поступать.

Письмо:

« Урожай собрали нынче классом

В кузовке грибов у нас немало

Всех друзей мы можем угостить

Но. потом, грибы нам жалко стало,

Их опять решили посадить!

Только ничего не получилось-

Чуда почему-то не случилось:

Сморщились грибочки все, пропали

Отчего? Быть может, вы узнали?»
- Ребята нарвали грибы , а потом решили посадить их снова. Могут расти уже сорванные грибы? Почему? Ответ поясните.
« Как ни тонок под землёю

Был мицелий, неприметен,

Но не может гриб любой

Без него прожить на свете!»

- А если исчезнут грибы, как это отразится на других обитателях нашей планеты?

-Какие рекомендации вы можете дать ребятам из соседнего села?
(слайд №5)- задача

- И ещё одна задача для вас:

« Разрастание грибницы идёт во все стороны радиально и ежегодно увеличивается на 30 см. Установите возраст грибницы, если диаметр её круга равен 12 метрам. ( 20 лет)

Четвёртый этап- «в лесу»:

- вот наша экспедиция, наконец-то, попала в лес. Здесь и пригодятся ваши знания и умения.

Вы будете работать в группах.

I группа - « исследователи» будут работать с опытом , исследовать его, делать выводы.

( приложение № 1)- задание для первой группы.

II группа - «энциклопедисты» должны будут составить различные виды классификации грибов.

(слайд №6,7,8,9,10)

Ш группа - «практики» вспомнив или найдя в дополнительной литературе материал о роли грибов в природе и жизни человека, заполняют таблицу в печатной тетради №14 стр.12.

(слайд №11,12,13,14)
Пятый этап - «Привал»: (физкультминутка) (слайд № 15)

На экскурсию пойдём

Все грибы мы соберём

Дима шёл, шёл. шёл :

мухомор большой нашёл

Дарья шла-шла -шла:

И лисички вдруг нашла.

Витя у пенька присел-

На пенёчек поглядел:

На пеньке- опята

Дружные ребята.

Влево, вправо поглядели:

Под осинкой у дорожки

Кавалер стоит на ножке

Как в самбреро шляпе красной

Подосиновик- гриб классный!

Сержик что-то стал наш грустный

Не найдёт грибы он грузди!

По дорожке побежали.

Все грибы мы растеряли.
Шестой этап - «на опушке»:

И снова вам предстоит работать в группах! Вы должны заботиться друг о друге. Оказывать посильную помощь.

I группа будет работать в палатке у врача.

Им предстоит вспомнить признаки отравления грибами и оказание первой помощи при отравлении грибами и выпустить листовку.

II группа будут редакторами лесной газеты.

Вы должны будете исправить ошибки в тексте.

( приложение № 2)

III группа

составляют список съедобных и несъедобных грибов.

Седьмой этап - «отчёт о работе экспедиции»:
- Прежде чем мы подведём итог нашей экспедиции и вы сделаете выводы , я бы хотела, чтобы вы отгадали загадку, которую я сочинила для вас. Но это не просто загадка — в каждом предложении — шифровка. Вы должны будете пояснить, что же я хотела сообщить вам в этих предложениях и самой загадкой.

- Что за чудища такие :

Маленькие есть, большие

И растут они везде:

На деревьях, на земле

Под землёю и на пнях,

Поселились на корнях,

На животных и на людях

И на хлебе и на фруктах

Под берёзкой, под дубком

Может с ними ты знаком?

Притаившись у дорожки,

Кавалер стоит на ножке:

Шляпа - зонтик - вся в листочках

Рядом - сыновья и дочки!

В лес с корзиною пойдём,

Их в корзинку наберём!

Принесли немало бед:

Польза есть от них и вред

Но они нам не враги:

В хлеб кладут их, в пироги

И лекарство нам дают

Ну-ка, как же их зовут?
-Вот и подошло время возвращаться с экспедиции домой.

- а теперь посмотрите на слайд и сделайте выводы. ( слайд №16)- выводы.
- Как вы считаете, достигли мы с вами нашей цели урока?

( слайд №17)- цель урока

- Если мы с вами достигли цели и у вас хорошее настроение, давайте похлопаем друг другу в ладоши.


Учитель раздаёт конверты с заданиями.


Учитель зачитывает вопросы


выдвигает проблему, зачитывает письмо.

Ставит задачу , просит сделать выводы .

Организует самостоятельную исследовательскую работу в группах


учитель показывает движения: повороты в разные стороны,

наклоны и т. д.

Организует работу в группах

Проверяет задание

учитель нацеливает обучающихся на прослушивание и побуждает их анализировать и делать выводы.

.


Каждый обучающийся группы даёт определение одного из терминов.

Обучающиеся ставят «+» или «-» на листочках, а затем сверяя с ответами на доске проверяют друг друга.

Слушают учителя.

Совещаются между собой, выдвигают гипотезы, дают совет :

« Ребята нарушили главную часть гриба -грибницу. Грибы необходимо срезать ножом, чтобы не повредить мицелий»
решают задачу, делают выводы, что грибница очень медленно и долго растёт и восстанавливается.
Работают в группах, пытаются составить разные классификации, заполняют таблицы.

Обучающиеся делают упражнения

физкультминутки

работают в группах, совещаются, исправляют корректно друг друга и помогают друг другу.

Оценивают работу друг друга

Обучающиеся прослушивают загадку и «расшифровывают» предложения:

(одноклеточные и многоклеточные грибы, места произрастания, симбиоз,

шляпочные грибы, радиальный рост грибницы, полезные и патогенные, хлебопечение, делают лекарство).


Обучающиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать её.

6. Домашнее задание

Дидактическая задача: разъяснить обучающимся о домашнем задании.

( слайд №18 )- Д/З.:

I группе- найти в интернете или других дополнительных источниках какие грибы встречаются на территории нашей Волгоградской области, каково их значение.

II группе- Удивительное в мире грибов, необычные грибы, грибы- рекордсмены.

III- Какие грибы выращивают в искусственных условиях, почему нельзя вырастить белые, подосиновики, подберёзовики?

По желанию: найти поговорки о грибах.

(слайд №19,20)

(слайд №21)- удачного дня!




Записывают Д/З. В дневники.


Литература и ресуры Интернета: Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. Изд. Творческий Центр, М.,2003.

Биология. «Бактерии, грибы. Растения» Пособие для учителя. Н,В.Дубинина, В.В.Пасечник.-М;Дрофа, 2002г.

WWW/Wikipedia. Org.- Википедия, свободная энциклопедия.


« Снаряжение»:
Дать определение понятиям:
1.Микология-

2.Гетеротрофы-

3.Мицелий-

4.Аэробы-


« Снаряжение»:
Дать определение понятиям:
1.Плодовое тело-

2.Эукариоты-

3.Спорангии-

4.Анаэробы-
« Снаряжение»:
Дать определение понятиям:
1.Симбиоз-

2.Микориза-

3.Спора-

Приложение №1.
Прочитайте тексты о том, как Ваня, Таня и Миша поставили опыты « Образование плесени на продуктах питания». Сделайте выводы, почему у Тани опыт получился ( она вырастила плесневый гриб) и какие условия необходимы для появления плесени. Дайте название грибу.

Ваня: « На дно стеклянной банки я насыпал слой песка. На песок положил кусочки белого хлеба. Банку поставил в прохладное место – в холодильник. Каждый день я проверял банку»

Таня: «На дно стеклянной банки я насыпала слой песка и немного увлажнила его. На песок положила кусочки белого хлеба и их тоже увлажнила. Банку поставила в тёплое место с температурой +20-22 С ,закрыла крышкой, выложенной изнутри фильтровальной бумагой. Песок и фильтровальную бумагу в банке всё время поддерживала во влажном состоянии. Через 2 дня на хлебе появился пушок плесени.»

Миша: « На дно стеклянной банки я насыпал слой песка и немного увлажнил его. Банку закрыл крышкой, выложенной изнутри фильтровальной бумагой. Поставил банку в тёплое место с температурой +20-22 С. Песок и фильтровальную бумагу в банке всё время поддерживал во влажном состоянии. Каждый день я проверял банку.»

Приложение №2
Задание: найди и исправь ошибки в тексте:
Отправились Ваня и Таня в лес за ягодами. Ягоды они не нашли, но увидели много грибов. « Какие всё же прекрасные растения - эти грибы!»- сказала Таня. « Ой!»-воскликнул Ваня, - «Вон под осинкой растут грибы-дрожжи!».

« А я увидела на дереве гриб- трутовик! Как хорошо, что он приносит пользу дереву!»

«Давай наберём семян грибов и посеем их дома?!»-радостно вскричал Ваня.

«Давай!»- ответила Таня. И дети весело побежали домой!

Приложение №3 ( Дополнительный материал):
По поговоркам и пословицам сформулировать правило сбора грибов:
«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?»

«Чтоб и дети ваши грибы ели, берегите грибницу- мицелий!»

« Кто любит земле кланяться- без добычи не останется.»

«Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу.»

«Не заламывай рябину не вызревши, не ешь грибов не вызнавши.»

«Лучше оставить в лесу 10 хороших грибов, чем положить в лукошко 1 плохой.»

«От переросших грибов пользы никакой, а вред большой.»


Правила сбора грибов:
1.Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)

2.Не знаешь гриб- не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)

3.Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества)

4.Не собирай старые, перезревшие грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви)

5.Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окружённой оболочкой! (Как правило, это ядовитый гриб).

6. Срезай гриб ножом! (Чтоб не повредить грибницу)

Теперь остаётся их только соблюдать!!!


Приложение №4 ( Дополнительный материал):
Проблемные вопросы:

- Почему грибы назвали «Лесным чудом»?

- Почему так говорят: « Растут как грибы»?

- У пчеловодов существует такая примета: много грибов- мало мёда . (объясните, почему?)

- Почему говорят: «Мелкий дождь грибы сеет»?

- Почему говорят: «Чтобы грибов крепких , хороших набрать, надо рано вставать!»?
Загадки:
Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился

Шапочкой прикрылся (гриб)
Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда не годный (мухомор)
Очень дружные сестрички

Золотистые……

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом (лисички)
Нет грибов дружней, чем эти

Знают взрослые и дети,-

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята)
Не спорю- не белый,

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В берёзовой роще. (подберёзовик)
Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я….. (подосиновик)
Будто смазаны маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут….(маслята)
Загадка :

Хозяйка решила испечь хлеб. Взяла она пшеничной муки, добавила воду, соль и замесила тесто. Испекла она хлеб. Хлеб был румяный и вкусно пах, но был он не пышный.

- Скажите, почему хлеб не поднялся? (не положила дрожжи)

- А что такое дрожжи?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconУрока биологии на тему: «Царство грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы»
Умк: В. В. Пасечник Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2011
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconТема: Царство Грибы. Шляпочные грибы. 5 класс Першикова А. В., учитель биологии мбоу «сош №23»
Об утверждении правил учета и хранения драгоценныхметаллов, драгоценных камней и продукции из них,а также ведения соответствующей...
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconУрок в 5 классе Тема: Шляпочные грибы
Ребята! Вы много раз слышали из сказок о «тридевятом царстве» в которое можно попасть при помощи волшебных персонажей живой природы-волка...
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconУрок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи....
Оборудование: таблицы: «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи», микроскопы, выращенные грибы, готовые микропрепараты...
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconПлан-конспект урока обобщающий урок по теме: «Царство Грибы»
Обеспечивает заинтересованность учащихся через художественное слово, гуманные отношения между учителем и учеником
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconУрок в 6 классе. Тема: «Грибы- паразиты»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconКонспект урока биологии в 5 классе на тему «Грибы и их многообразие»
К уроку предусмотрена подготовка сообщений учащимися по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует...
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconУрока по теме «Царство Растения»
Шевченко Сергей Александрович, учитель биологии моу северной сош №13, Зимовниковский район
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconКандидат филологических наук
Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. По теме: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты»...
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconТема: «Здравствуй, природа»
Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. По теме: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты»...
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconДагестанский государственный университет
Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. По теме: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты»...
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconУрок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные»
...
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе и при изучении курса «Растения. Грибы....
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconБ. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе
Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. По теме: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты»...
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconУрок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» Продолжительность: урок...
Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» iconНаталия Юльевна Шведова: великая женщина в большой науке
Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. По теме: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск