Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе





Скачать 125.3 Kb.
НазваниеБ. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе
Дата публикации06.08.2013
Размер125.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет/институт

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/директор института

_______________ /_Удалов А.М. /

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина _Б. 3.15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе

(наименование)
Направление подготовки

050100.62 Педобразование
Профиль подготовки: Русский язык и иностранный язык (английский)
Квалификация (степень) выпускника

____ бакалавр______________________
Кафедра _____русского и общего языкознания ___________________________

(название)
Курс ____3______ семестр ____V_______
форма обучения _________очная______________________



Программа разработана

доцент Калинина А.А., канд. филол. наук, доцент




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


_русского и общего языкознания


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 200__г.




«____»_____________200__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)

СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________2010__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения






































Пояснительная записка
Современные школьные программы и учебники по русскому языку требуют от учащихся постоянного использования всего запаса знаний и умений по грамматике. Успешному преподаванию русского языка весьма способствует умение учителя ориентироваться в разнообразных, в том числе сложных, явлениях языка и видеть их во взаимодействии с другими явлениями.

Данный спецсеминар поможет успешно освоить раздел «Морфология».

На занятиях спецсеминара «Трудные вопросы грамматики в школе» рассматриваются основные темы русской морфологии с привлечением научной литературы, авторитетных общих курсов русского языка и вузовских пособий, рассматривается изложение соответствующего материала в школьных учебниках. Преимущественное внимание уделяется теоретическим вопросам морфологии – общим и частным.

Курс ориентирован на структурно-семантический подход к истолкованию лингвистических явлений, что позволяет продемонстрировать их многоаспектность, раскрыть системные связи и взаимодействие. В этой связи много внимания уделяется переходным явлениям в морфологическом строе современного русского языка.
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетных единицы. Всего часов – 72; аудиторных часов – 36; из них: практические занятия – 36. Самостоятельная работа студентов – 36 часов.

Зачет: 5 семестр.
Тематический план учебной дисциплины



п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

2

3

4




5

6

7

8

1

Принципы классификации частей речи. Части речи в школьной грамматике

Y

4




2




2




2

Трудные случаи морфологического разбора имен существительных

Y

4




2




2




3

Субстантивация прилагательных и других частей речи

Y

4




2




2




4

Трудные случаи морфологического разбора имен прилагательных

Y

4




2




2




5

Явления переходности в области лексико-грамматических разрядов имен прилагательных

Y

4




2




2




6

Трудные случаи морфологического разбора имен числительных.

Y

4




2




2

Контрольная работа

7

Употребление числительных в значении других частей речи.

Y

4




2




2




8

Трудные случаи морфологического разбора местоимений

Y

4




2




2




9

Употребление других частей речи в значении местоимений

Y

4




2




2




10

Трудные случаи морфологического разбора глагольных форм

Y

8




4




4

Контрольная работа

11

Неспрягаемые формы глагола как гибридные образования

Y

4




2




2




12

Синтаксические функции инфинитива

Y

2




1




1




13

Разграничение полнозначных глаголов и связок

Y

2




1




1




14

Адъективация причастий

Y

4




2




2




15

Наречия и предложно-падежные формы

Y

2




1




1




16

Разграничение наречий и неопределенно-количественных числительных

Y

2




1




1




17

Разграничение наречий, кратких прилагательных и слов категории состояния

Y

4




2




2




18

Вопрос о модальных словах. Разграничение модальных и немодальных слов

Y

4




2




2




19

Разграничение служебных и знаменательных слов

Y

4




2




2

Итоговая контрольная работа


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Основная литература

Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.

Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие / Отв. Ред Г.А. Золотова. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1986. – 640 с. (И последующие издания).

Грамматика русского языка: В 2 т. / АН СССР, Ин-т языкознания; Под ред. В.В. Виноградова, Е.С. Истриной, С.Г. Бархударова. – М.: Изд-во АН СССР, 1953. – Т. 1. Фонетика. Морфология. – 720 с.

Радзиховская В.К. Морфология современного русского языка. Вводный курс; Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 120 с.

Рахманова Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология.: Учеб. пособие / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. –М.: МГУ: ЧеРо, 1997. – 479 с. (И последующие издания).

Русская грамматика: В 2 т / АН СССР; Ин-т русского языка; Гл. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. – 783 с.

Русский язык: Морфология: Учебник для аузов /Под ред. Г.Г. Инфантовой. – М.: Академический Проект, 2010. – 351 с.

Современный русский язык: Учебник / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; Под ред. П.А. Леканта. – 2-5 изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2000. – 557 с. (И последующие издания).

Современный рксский язык: Учебник / Под ред. С.М. Колесниковой. – М.: Высш. шк., 2008. – 559 с.

Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 192 с.

Чеснокова Л.Д. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. пособие: В 3 ч. / Л.Д. Чеснокова, В.С. Печникова; Под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд.; перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – Ч. 2: Морфология. – 320 с. (И последующие издания).

Шанский Н.М. Современный русский язык: В 3 ч. – Ч. 2. Словообразование и морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М.: Просвещение, 1981. – 271 с. (И последующие издания).

Янко-Триницкая Н.А. Русская морфология. – М.: Рус. яз., 1982. – 246 с.
Дополнительная литература
Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М.: Дрофа, 2000. – 325 с.

Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: Просвещение, 1971. – 239 с.

Зализняк А.Я. Грамматический словарь русского языка. – М., 1977

Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1985.

Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. 1 (Введение. Часть первая: Слово). – М., 1998.

Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. 2 (Часть вторая: Морфологические значения). – М., 1998.

Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Просвещение, 1981. – 254 с.

Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. – М.: Наука, 1971. – 298 с.

Никитевич В.М. Грамматические категории в современном русском языке. – М., 1963.

Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику: Учеб. пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 384 с.

Ремчукова Е.Н. Морфология современного русского языка: Категория вида глагола: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 144 с.

Сидоренко Е.Н. Очерки по теории местоимений современного русского языка. – Киев; Одесса, 1990.

Супрун А.И. Части речи в русском языке. – М.: Просвещение, 1971. – 135 с.

Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. – М., 2002.

Тихонов А.Н. Русский глагол: проблемы теории и лексикографирования. – М.: Academia, 1998. – 280 с.

Храковский В.С., Володин А.П. Семантика и типология императива. Русский императив. – М., 1986.

Чеснокова Л.Д. Трудные случаи морфологического анализа. – Таганрог, 1996.

Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч. 2. – М., 1980.

Шаронов И.А. Категория наклонения в коммуникативно-прагматическом аспекте: Автореф. дис. Канд. филол. наук. – М., 1991.

Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. – М.: Рус. яз., 2001. – 288 с.

Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Л.В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1957.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconИнтернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка
Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока грамматики в «Школе русского языка» в письменной интерпретации учителя рки гбоу всош №90 И. А. Ведровой
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconЭлективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса....
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconЭлективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации»
Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» для 10 класса составлена на основе...
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconБ. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе
С. И. Львова, В. В. Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconНаучно-методический журнал «Искусство в школе» Журнал «Искусство в школе»
Издательский дом «1 сентября». Вся для учителя русского языка: электронная версия газеты «Русский язык» и сайт для учителей «Я иду...
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconЛингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе....
В любой системе обучения школь­ное преподавание русского языка пре­следует три главные цели
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconРабочая программа по русскому языку пояснительная записка
Только изучая законы языка, и развивая свою речь, человек становится умнее, мудрее, быстрее постигает современную культуру и открытия...
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconТрудные случаи правописания Составитель: Зятькова Любовь Семеновна,...
Косинцева Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и уралистики Югорского государственного...
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconСотрудники уфмс россии по Новосибирской области открыли курсы русского...
Чению русского языка для трудовых мигрантов. На вопросы представителей сми о программе изучения русского языка ответили начальник...
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconВопросы опроса: Что такое Божья благодать?
Словарь русского языка С. И. Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского...
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconПроектирование календарно тематического планирования по предмету:...
Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка»
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconВопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год
Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории
Б. 15 Трудные вопросы грамматики русского языка в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели преподавания русского языка в школе изучение русского языка и обучение русской речи, предполагающее и её совершенство. Эти цели...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск