Скачать 2.2 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение: основная общеобразовательная школа с.Тюли Программа курса по выбору для учащихся 9 класса Путешествие в страну Орфографию (трудные случаи правописания) Составитель: Зятькова Любовь Семеновна, учитель русского языка и литературы, 1-ая кв. категория Рецензент: Косинцева Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и уралистики Югорского государственного университета Программа рассмотрена на заседании методического совета, протокол № 1 от 01.09.2009г. Программа утверждена на заседании педагогического совета общеобразовательного учреждения, протокол № 102 от 10.09.2009г. 2009г. c.Тюли Содержание: 1. Пояснительная записка……………………………………………………стр. 3 2. Учебно-тематический план………………………………….…………...стр.11 3. Содержание программы…………………………………...…………..…стр.13 4. Этапы педагогического контроля………………………...…………...…стр.15 5. Литература…………………………………………………….………..…стр.18 6. Организация учебного процесса: 6.1. Приложение №1. Мой путь к успеху….………………………..стр.20 6.2. Поурочные разработки занятий: Урок №1. Орфография как система правил русского правописания……стр.24 Уроки №2-3. Правописание приставок…………………………………....стр.30 Урок №4. Правописание безударных гласных в корне слова..………....стр.47 Урок №5. Правописание корней с чередованием гласных………………стр.51 Урок №6. Правописание согласных в корнях слов………………………стр.56 Урок №7. Употребление ъ, ь……………………………………………….стр.61 Урок №8. Употребление ь после шипящих в разных частях речи………стр.69 Уроки №9-10. Слитные, раздельные и дефисные написания слов………стр.78 Урок №11. Правописание н, нн в разных частях речи……………….…..стр.98 Урок №12. Правописание о-ё после шипящих……………………….…стр.104 Урок №13. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, наречий, причастий…………………………………………..…стр.111 Урок №14. Правописание окончаний…………………………………....стр.120 Урок №15. Не с разными частями речи………………………………….стр.126 Урок №16. Правописание производных предлогов, союзов, частиц….стр.137 Урок №17. Итоговое тестирование………………………………………стр.143 6.3. Приложение №2.Творческие работы учащихся………………стр.149 6.4. Приложение №3. Диск. Презентации………………………....стр.151 6.5. Приложение №4. Экспертиза (рецензия на рукопись)……….стр.152 6.6. Приложение №5. Рецензия на программу………………..…...стр.154 6.7. Приложение №6. Справка……………………………………...стр.157
Учебно - методический комплекс курса по выбору «Путешествие в страну Орфографию (трудные случаи правописания)» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом полного среднего образования. Комплекс включает программу курса, учебно-тематический план, методические рекомендации для педагога по ее реализации в условиях школы, конспекты уроков, презентации и предназначен для учащихся 9 класса, незаменим при сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Данный курс поможет учащимся восполнить пробелы в знаниях по определенной теме, повысить коммуникативную компетентность, активизировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, подготовит психологически к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Может быть использован всеми, кто интересуется вопросами культуры устной и письменной речи. Цель и задачи курса Учебная программа курса «Путешествие в страну Орфографию (трудные случаи правописания)» составлена в соответствии с государственным стандартом образования, определяющим требования и содержащим рекомендации по обучению русскому языку в основной школе. Программа акцентирует внимание на развитии реальных навыков владения языком как важнейшим коммуникативным средством, обуславливающим успешное взаимодействие в служебной и частной жизни. Основная цель курса – формирование речевой компетенции и орфографической грамотности учащихся. Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:
Структура курса Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов учебного времени (по одному часу в неделю) в 9 классе и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно только в том случае, если опираться на те знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Этот курс может служить основой для курсов по выбору в 11-м классе. Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами, таблицами по орфографии, разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, этимологическим анализом слов. Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью словообразовательного образца. Таким образом, курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет учащимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что является для девятиклассников особенно актуальным в связи с предстоящей государственной итоговой аттестацией по русскому языку. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области. Использование средств ИКТ позволяет наглядно представить материал, создать условия для повышения мотивации учащихся, обеспечить стабильное качество знаний, экономить учебное время. Практическую пользу будут иметь школьники, которые хотят быть успешными в сфере профессиональной деятельности, требующей знания русского языка. Изучение курса поможет учащимся получить опыт работы на уровне повышенных требований. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Изучение орфографии в разрезе данного курса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения. Система мотивации и стимулирования учащихся предусматривает поощрение по результатам работы и проведение диагностической работы. Основная задача учителя на этапе мотивации - привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса. Мотивация проходит по принципу: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай действовать самому – я научусь». Учебный материал конструируется так, чтобы заинтересовать учащихся. Новизна программы – формирование компетентной личности. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Школа, выполняя заказ общества, должна вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная познавательная деятельность каждого учащегося, предполагающая:
Технология блочно-модульного обучения В 9 классе орфография в структуре школьного курса не выделена в качестве самостоятельного раздела. Это приводит к угасанию орфографических умений и знаний и осложняет процесс обучения грамотному письму. Поэтому при организации повторения, обобщения, систематизации изученного, подготовке к ЕГЭ использование блочной системы подачи орфографических знаний через обобщенно-сопоставительные правила на завершающем этапе изучения русского языка является необходимостью. Осмысление и прочное усвоение знаний, формирование навыков и умений связано с изучением материала в системе, с осознанием его частей как единого целого и как совокупности взаимосвязанных фактов – грамматических признаков, понятий, правил, условий, действий по их применению. Поэтому особый интерес должна представлять форма систематизации и обобщения пройденного на основе выявления внутренних связей, существующих в языке между его единицами. Результатом такой систематизации являются блоки обобщенно-сопоставительных правил, которые позволяют сформировать у школьников представление о русском правописании как о стройной, логически обоснованной, доступной для осознания и усвоения системе. Применение технологии блочно-модульного обучения позволяет:
Методика позволяет обеспечивать реализацию принципа дифференциации, что предполагает возможность выбора со стороны учащихся заданий и форм обучения, а это поможет школьнику добиться успеха. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения обученности учащихся заключается в возможности:
Теоретической базой опыта являются:
Блочное обучение – это не сиюминутное достижение успеха, это интересный и необходимый для ученика материал, рассчитанный на систематизацию, обобщение изученного в 9 классе. Новизной данного опыта является отбор оптимального варианта обобщенно-сопоставительного правила, алгоритма его поэтапного усвоения, использование разработанного дидактического, контрольно-измерительного материала, способствующего успешному усвоению правила. Технология опыта:
Технология блочного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:
В результате использования технологии блочно-модульного обучения повышаются:
Для получения устойчивых положительных результатов необходимо:
Блочная подача материала позволит актуализировать полученные знания, вводить новые источники информации, усложнять приемы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам. Плюсы технологии блочно-модульного обучения Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляются:
Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки:
Для предотвращения усталости и утомляемости, повышения мотивации к учебной деятельности применяется здоровьесберегающее обучение. Это достигается через учет особенностей класса; возможностей учащихся; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; применение наглядности. Теоретический материал дается блоками, а спрашивается по способностям. Для внедрения здоровьесберегающих технологий на занятиях используются различные методы и приемы:
Отличительные особенности курса:
Дидактические принципы отбора содержания материала:
Средства достижения цели Для реализации программы предлагается использовать различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения. Программа предусматривает применение разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрение стремления находить свой способ работы, создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу. На занятиях курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ, организационно - деятельностная игра, презентация, соревнование и др. При обсуждении теоретических вопросов используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, проблемно-поисковые задания, лингвистические игры, индивидуальные задания. Важным считаю один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии – самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия и направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Важно выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с применяемыми другими учащимися. Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом уроков являются тексты мастеров художественного слова. Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей, биологией, на реализации личностно-ориентированного подхода, суть и основа которого остается прежней: требование индивидуального подхода к ученику. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса учащийся должен: Знать:
Уметь:
Иметь навыки: владения языком как важнейшим коммуникативным средством, обуславливающим успешное взаимодействие и взаимопонимание как в служебной, так и в частной жизни. Обоснование отбора содержания в последовательности его изучения Предлагая данную программу, я считаю, что занятия по ее реализации следует проводить для учащихся 9 класса, потому что знания важны не сами по себе, а лишь тогда, когда они реализованы в конкретных умениях: проанализировать, обозначить, систематизировать, аргументировать, применить в конкретной ситуации. Чем больше умений приобретет ребенок в школе, тем легче ему будет ориентироваться в непростых современных социальных условиях. Система оценивания Особенность программы: деятельность учащихся оценивается по принципу: «зачёт» / «незачёт». Одна из актуальнейших задач современной методики – организация постоянного учета знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся. Основные принципы контроля:
Контроль уровня сформированности ЗУН по освоению курса осуществляется на трёх уровнях:
Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетирование, тестирование. Важно использовать оценку промежуточных достижений как инструмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности как учащихся, так и учителя. Проверка уровня знаний по орфографии осуществляется с помощью тестовых заданий. Тестирование позволяет учителю осуществлять необходимую обратную связь, которая обеспечивает управление учебным процессом и способствует повышению эффективности обучения русскому языку. Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (тест), так и портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных творческих работ (рефераты, доклады, сочинения). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. Итоговый тест проверяет, достиг ли ученик обязательного уровня усвоения материала. За каждое задание выставляется один балл. Сумма баллов равна числу выполненных заданий. К каждой зачетной работе дается таблица, указывающая общую сумму баллов, которую должен набрать ученик, чтобы получить зачет. Лучшие работы учащихся можно оформить в виде школьной публикации и в дальнейшем использовать как на занятиях курса, так и при разработке справочника для следующих поколений, изучающих этот курс. Используется рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся.
3. Содержание программы Орфография – 17 часов |
Тема: Основные группы сложносочиненных предложений Учитель: Корякина Татьяна Семеновна, учитель русского языка и литературы моу «всш №3 им. Н. С. Степанова» г. Вилюйска, педстаж 20... | Урок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель... Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Список литературы, поступившей в библиотеку с 2002 года Словарь ударений русского языка.: около 10 000 слов. Все трудные случаи. Все типы ударений. Способы запоминания. / Рецензент Л. М.... | ||
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | Вопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Элективный курс «Тайны слова. Лексика и фразеология русского языка»... Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии,... | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | ||
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании программы по русскому языку «Русское... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Белоусова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Великопольская... | ||
Б. 15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе С. И. Львова, В. В. Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | Применение it на уроках русского языка и литературы Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Республики Мордовия Аттестационный материал учителя русского языка... Занимаемая должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы (12 час.) |