ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет филологии и журналистики
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
_______________ /А.М.Удалов/
(подпись/ Ф.И.О.)
«_____»______________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина Б. 3.15 Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе
(наименование) Направление подготовки
050100.62 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки
Русский язык и иностранный язык (английский) Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР Кафедра русского и общего языкознания
(название) Курс 3-й семестр 5-й Форма обучения очная
Программа разработана
| доцентом кафедры русского и общего языкознания, кандидатом педагогических наук, доцентом О.В. Арефьевой
|
| (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)
|
|
| Рецензент доцент кафедры русского и общего языкознания, кандидат педагогических наук, доцент Т.А.Волкова (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола 2011
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)
факультета филологии и журналистики по направлению Педобразование
|
| Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русского и общего языкознания | (назв. факультета/института, направления подготовки)
|
| (название кафедры)
| протокол заседания №____ от
|
| протокол заседания №___ от
| «____»_____________ 2011 г.
|
| «____»_____________2011 г.
|
|
|
| (подпись, Ф.И.О. председателя)
|
| (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой русской и зарубежной литературы (название кафедры) протокол заседания №__ от «__»___________2011 г___________________________________Т.А.Золотова (Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели освоения дисциплины «Трудные случаи орфографии и пунктуации в школе»:
Подготовить студентов к успешной профессиональной деятельности, вооружив их глубокими знаниями орфографических, пунктуационных и речевых норм современного русского языка.
Место дисциплины в структуре ООП: трудные случаи орфографии и пунктуации в школе как учебная дисциплина входит в Профессиональный цикл (Б.3): Дисциплины по выбору студента (Б.3.15).
Трудные случаи орфографии и пунктуации логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) части (педагогика, психология, теория и методика обучения русскому языку, теория и методика обучения русской литературе, современный урок, современные средства оценивания результатов обучения); вариативной части (современный русский литературный язык); дисциплин по выбору студентов (теория и методика обучения сочинениям, факультативные и элективные курсы в школе, внеклассная работа по русскому языку в школе); педагогическими практиками.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студентов, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):
владеть знаниями по современному русскому языку;
уметь использовать полученные знания как психолого-педагогическую и лингвистическую основу формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: педагогическая практика в школе (7-й, 10-й семестры).
В результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числев новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);
способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
в области педагогической деятельности:
способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);
готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);
в области методической деятельности:
готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
правила русской орфографии;
правила русской пунктуации.
| В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
обнаруживать орфографические ошибки в тексте;
расстанавливать, комментировать и корректировать знаки препинания в письменных текстах разных стилей, опирающиеся на углубленные и расширенные знания правил орфографии и пунктуации.
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Тематический план учебной дисциплины
№ п/п раздела
| Наименование
разделов и тем
| Семестр
| Количество часов по
учебному плану
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
Всего
| Виды учебной работы
| Аудиторная работа
| Индивидуальная
работа
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| 1
| Трудные случаи правописания согласных. Трудные случаи правописания гласных в корнях слов.
| 5
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| Текущий: проверка выполнения домашнего задания, конспектов рекомендованных работ.
Промежуточ-ный: индивидуальная работа со студентами, консультации и дополнитель-ные занятия, проверка тетрадей для практических работ.
| 2
| Трудные случаи правописания гласных после шипящих и Ц в разных морфемах.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 3
| Трудные случаи правописания приставок.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 4
| Трудные случаи в употреблении Ъ и Ь.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 5
| Трудные случаи правописания гласных в суффиксах и окончаниях глагольных форм.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 6
| Трудные случаи правописания Н и НН в глагольных формах, существительных и прилагательных глагольного происхождения.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 7
| Трудные случаи правописания Н и НН в именах, не связанных по способу образования с глаголами.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 8
| Трудные случаи разграничения частиц НЕ и НИ.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 9
| Трудные случаи слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 10
| Трудные случаи правописания сложных слов.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 11
| Трудные случаи правописания наречий и наречных сочетаний.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 12
| Трудные случаи употребления тире в предложении.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 13
| Трудные случаи употребления двоеточия в предложении.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 14
| Трудные случаи пунктуации в предложениях с союзом И.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 15
| Трудные случаи пунктуации в предложениях с обособленными членами.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 16
| Трудные случаи пунктуации в предложениях с однородными членами.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 17
| Трудные случаи пунктуации при вводных словах и близких им по значению частицах, союзах, модальных наречиях.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
| 18
| Трудные случаи пунктуации в сложных синтаксических конструкциях. Авторская пунктуация.
| 4
|
| 2
|
|
| 2
|
| Всего:
| 72
|
| 36
|
|
| 36
|
|
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Текущий: собеседования, индивидуальные задания, контрольные работы.
Промежуточный: внутрисеместровые аттестации.
Итоговый. Зачет - 5-й семестр.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
Большой орфографический словарь русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко и Л.И. Скворцова. – М., 1999.
Правила русской орфографии и пунктуации. – М.,1956.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М., 2006.
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993.
Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М., 1984; М., 1987.
Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке: справочник для работников печати. – М., 1988.
Современный словарь иностранных слов: ок. 20000 слов. – М., 1993.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Барулина Н.Н. Роль знаков препинания при актуализации высказывания //Русский язык в школе. – 1982. – №3. – С. 8-17.
Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. 4-е изд. – М., 1970.
Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение: Пособие для учителей. – М., 1979.
Валгина Н.С. Современная русская пунктуация. – М., 1989.
Валгина Н.С. Уточнение понятия авторской пунктуации //Филологические науки. – 1995. – №1. – С. 76-86.
Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком: О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ /Под ред. Ю.А. Бельчикова. – М., 1999.
Григорьева Т.Г. Три века русской орфографии. – М., 2005.
Гришко Ф.Т. Авторские знаки препинания //Русский язык в школе. – 1978. – №2. – С. 8-17.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. – Л., 1977.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2005.
Мурзин Л.Н. Норма, речевой прием и ошибка с динамической точки зрения //Речевые приемы и ошибки: типология, деривация, функционирование. – М., 1989. – С. 5-13.
Некрасова Е.А. Пунктуация при сравнениях с союзом как в современных поэтических текстах // Современная русская пунктуация. – М., 1979.
Некрасова Е.А. О пунктуационном оформлении сравнения-сказуемого в стихотворной речи // Язык как творчество. Сб. статей к 70-летию В.П. Григорьева. – М., 1996. – С. 339-347.
Пятницкий В.Д. О вариантах пунктуации при вводных и вставных единицах //Русский язык в школе. – 1996. – №6. – С. 85-90. Рогожникова Р.П. Толковый словарь сочетаний, эквивалентных слову. – М., 2003.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати. – М., 1989. /Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке /Под ред. И.Б. Голуб. 9-е изд. – М., 2004.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. 2-е изд. – М., 2001.
Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. – СПб, 2006.
Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. – М., 2006.
Скворецкая Е.В. Культура речи. Упражнения и рекомендации. – Новосибирск, 2000.
Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М., 2006.
Современный русский язык. Ч. III. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. – М., 1981. (2-е изд.: 1987).
Степанченко И.И. Запятая при оборотах с союзом КАК // Русская речь. – 1992. – №4.
Точка, точка, запятая…: Саморепетитор по русской пунктуации / Под ред. А.М.Ломова. – Воронеж, 1993.
Чупашева О.М. Теория и практика пунктуации в бессоюзном сложном предложении //Русский язык в школе. – 1991. – №2. – С. 82-87.
Чупашева О.М. Как выбрать знак препинания в бессоюзном сложном предложении // Русская речь. – 1994. – №2. – С.116-120.
Шалимова Г.С. О современной газетной пунктуации //Значение и смысл слова. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 190-196.
Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. – М., 1974. Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. – М., 2006.
Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и ее функционирование. – М., 1988.
Шварцкопф Б.С. Правило и право пишущего в современной русской пунктуации // Словарь. Грамматика. Текст. – М., 1996. – С. 280-287.
Шубина Н.Л. Пунктуация как объект лингвистического описания // Русский язык в школе. – 1997. – №3.
|