Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности,





Скачать 114.46 Kb.
НазваниеПояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности,
Дата публикации04.08.2014
Размер114.46 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка


Пояснительная записка

Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала – слишком сложный для них вид деятельности, не даёт осознано понять и усвоить сущность разных типов орфограмм в определённой системе. Кроме того, традиционная программа, разноуровненность класса не позволяют изложить трудные вопросы орфографии на достаточном уровне. В результате при работе с целостным текстом учащиеся не дают желаемых результатов.

Изложение трудных вопросов орфографии предлагается вести по разделам (темам) и на основе орфографих принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии. Для изучения теоретиеской информации предлагаются лекции – беседы, лекционно – практические занятия для усвоения сущности разных типов орфогрмм, приведя их в определенную систему, ползнакомиться с различными толкованиями одного и того же правила, опренделить его место в общей системе, расширить представление о возможностях слова и тенденциях развития языка, отработать ряд основополагающих теоретических понятий. Решить эту задачу помогут такие формы работы: тестирование, анализ текста, самоконтроль, самоанализ, семинарские занятия, разноуровневые задания, задания индивидуальные и разноуровневые.

Курс будет считаться завершенным, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Уровень обучаемости и обученности, выбирая тот или иной вид итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступлените, тестовый контроль) учащиеся выбирают самостоятельно. Возможность рекомендаций со стороны руководителя курса не исключается. Программа «Трудные случаи русской орфографии» составлена на основе авторской программы: автор - составитель: Тюрина М.А. М.2011г.

Данный элективный курс актуален, открывает возможности для углубления содержания лингвистического образования. Курс имеет практиескую направленнрость. Он способствует практической поготовки учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, разлиных играх по русскому языку, призван погмочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

Предназночение данного курса – устранить пробелы в знаниях уащихся, повысить грамотность, расширить кругозор.

Курс расчитан на 34 часов.

Цель курса – комментирование рядав орфографических правил, расширяя, углубляя и систематизируя информацию, полученную ранее, для отработки орфографической зоркости.

Изучение данного кукрса направлено на достижение следующих задач:

  • формировать представление о русско языке как целостной структуре, овладеть основными приёмами самоконтроля и самоанализа;

  • развивать и самосовершенствовать информационные умения и навыки:

  • углублять знания о языке как развивающей системе, языковой норме:

  • Совершенствовать логиеское мышление, аналитические навыки.

Формы организации образовательного процесса: уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, умений и навыков. Уроки развития речи, повторительно-обобщающий урок.

Технологии обучения:

-объяснительно-иллюстративные

- разноуровневые

-информационно-коммуникационные

-здоровьесберегающие
Формы, методы работы и виды деятельности:

тренировочные упражнения, практикум, викторины, творческие работы, работа со словарём, обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка упражнения, самоконтроль, различные виды разбора, виды работ, связанные с анализом текста, письмо под диктовку, комментирование орфограмм и пунтограмм.

В ходе изучения данного курса должны уметь:

- осуществлять самоконтроль и самоанализ;

- конспектировать звучащую речь , печатный текст;

- составлять план, таблицы, развернутые схемы;

- публично выступать;

знать:

  • системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;

  • языковые нормы, их функции;

  • взаимосвязь фактов языка и истории.


Содержание обучения

1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. - 4ч.

Задачи: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях: - 5ч.

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Задачи: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Ы – И после Ц- - 1ч.

4. Разделительные Ъ и Ь. - 1ч.

5. Контрольное тестирование- 1ч.

Задачи: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

6. Правописание приставок: - 4ч.

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Задачи: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

7. Орфограммы в суффиксах: -2ч.

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Задачи: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

8. Орфограммы в окончаниях - 2ч.

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Задачи: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание.

9. Правописание сложных слов - 2ч.

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание. Дефисное написание.

- сложные прилагательные. Слитное написание. Дефисное написание.

Задачи: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов.

10. Правописание предлогов - 3ч.

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

Классификация ошибок.

Задачи: отработать правильность написания предлогов

11. Правописание союзов: - 3ч.

Задачи: отработать навыки правильности написания союзов

12. Правописание частиц - 1ч.

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Задачи: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

13. Правописание числительных - 2ч.

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Задачи: отработать правильность написания числительных

14. Разграничение не и ни,

правописание не и ни с разными частями речи
15. Принципы и правила переносов - 1ч.

Задачи: повторить принципы и правила переносов

16. Итоговый тест- 1ч.

Календарно-тематическое планирование


№п/п

Тема

Кол-во часов

Способ деятельности

Формы контроля

1

Основные вопросы письма и правописания

1

Вводная лекция с элементами беседы, конспектирование, самостоятельная работа по карточкам

Анализ слов с точки зрения правописания

2

Основные принципы русской орфографии.

Фонетический принцип.

Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.

3

Вводная лекция с элементами беседы, конспектирование, работа по карточкам

Анализ слов с точки зрения графики и правописания

3

Правописание безударных гласных в корне слова, правописание согласных в корне.



2

беседы, работа по карточкам

Мини - тест

4

Правописание о- е- после шипящих, чередующиеся гласные


2

тренировочные упражнения

Проверочная работа

5

Ы – И после Ц

1

письмо под диктовку, тренировочные упражнения

словарный диктант

6

Разделительные Ъ и Ь.

1

тренировочные упражнения, викторина

Тест

7

Контрольное тестирование

1

самоконтроль

Тест

8

Правописание приставок


2

письмо под диктовку

Мини - тест

9

Правописание приставок пре- при

2

индивидуальный устный опрос

Контрольный словарный диктант

10

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий.

1

тренировочные упражнения

Проверочная работа

11

Правописание Н и НН в разных частях.

2

письмо под диктовку

Контрольный словарный диктант

12

Правописание личных окончаний глаголов. Правописание родовых и падежных окончаний

2

тренировочные упражнения

Тест.

13

Правописание сложных слов. Соединительные гласные о- е. Сложносокращенные слова.

Дефис в сложных прилагательных и наречиях.


2

индивидуальный устный опрос

Анализ слов с точки зрения правописания

14

правописание непроизводных предлогов,

правописание производных предлогов


2

комментирование орфограмм и пунтограмм

Проверочная работа

15

Классификация ошибок.

2

комментирование орфограмм и пунтограмм

Проверочная работа

16

Правописание союзов

2

комментирование орфограмм и пунтограмм

Орфографический и пунктуационный анализ текста

17

Сочинение на лингвистическую тему. Зачет (письменный)

1

Развитие речи учащихся.

Анализ слов с точки зрения правописания

18

Слитное и дефисное написание частиц


1

тренировочные упражнения

Проверочная работа

19

Разграничение не и ни,

правописание не и ни с разными частями речи


1

комментирование орфограмм и пунтограмм

Орфографический и пунктуационный анализ текста

20

Мягкий знак на конце и в середине числительных


1

тренировочные упражнения, фронтальный опрос

Проверочная работа

21

Принципы и правила переносов

1

Практи фронтальный опрос

Анализ слов с точки зрения правописания

22

Итоговый тест


1









Итог: итоговый тест

Планируемый результат: - повысить уровень грамотности, овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Перечень учебно-методического обеспечения.
УМК для учащихся:

В качестве обучающих пособий используются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

1.Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.

2.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.

3.Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.

4.Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

5.Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.

6.Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.

предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"

1.Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И.

УМК для учителя:

1.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

2.Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

3.Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

4.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

5.Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.

6.Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

7.Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

8.Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
Средства обучения:

учебники, электронные учебники, таблицы, раздаточный материал, компьютер, мультимедиапроектор.

  1. Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009»

  2. Тестовые материалы и ресурсы сети ИНТЕРНЕТ;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПояснительная записка Начало обучения ребенка в школе сложный и ответственный...
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПояснительная записка Изучение учебного курса «Окружающий мир»
Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по2 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПрограмма курса пояснительная записка
Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «юриспруденция». Объем...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПояснительная записка роль и место дисциплины в образовательном процессе
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconУрока: систематизация и обобщение нового материала (по Ю. А. Конаржевскому)
Цель: систематизация основных произведений И. А. Гончарова; осмысление ситуации, сложившейся в России в середине XIX века; изучение...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПояснительная записка Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны владеть в начале учебного года
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconКонспект Класс: шестой умк: «Синяя птица» 6 (автор Селиванова Н....
Дидактическая цель: Создание условий для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений,...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПояснительная записка
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, методические рекомендации, статья и т п.)
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПояснительная записка. 12 класс /заочный
Программа по физике в 12-м классе рассчитана на 36 часа в учебном году, то есть в среднем на 1 час в неделю. Программа соответствует...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconУрока: изучение нового материала Вид урока
Организация целенаправленной деятельности Проводит обзор и беседу с демонстрацией презентации
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение математики...
Овладениесистемой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconПримерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных...
Пасечника. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В программе распределение...
Пояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определённого интелектуального развития и систематизация учебного материала слишком сложный для них вид деятельности, iconМифы народов мира в среднем звене
Европы, Америки не вызывает сомнения, поскольку это раздвигает горизонты личности, учит её познавать и воспринимать культурные ценности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск