Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт гуманитарных наук Кафедра__русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
ФИЛМ_РЛК-О-Д
1 КУРС
Москва 2013
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры русского языка, протокол № _____ от _____________,
утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________. Составитель (составители)
К.ф.н., старший преподаватель кафедры русского языка Качанова Анна Алексеевна Рецензент (рецензенты)
[ученая степень, звание, подпись, Ф.И.О.]
Заведующий кафедрой Профессор кафедры русского языка, доктор филологических наук
Ярыгина Елена Сергеевна ЧАСТЬ I
Программа учебной дисциплины
«ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
Пояснительная записка Предметом изучения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» является современный русский литературный язык.
Цели изучения дисциплины: повторение школьной программы, а также совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повышение общей речевой культуры, подготовка к восприятию лингвистических дисциплин. Обобщающее повторение должно помочь выработке навыков осознанного и автоматизированного грамотного письма, что невозможно без серьезной и длительной самостоятельной работы обучающегося.
Задачи изучения дисциплины:
1) изучить специфические особенности русского литературного языка;
2) сформировать у студентов четкое представление о предмете изучения и задачах «Практикума по орфографии и пунктуации»;
3) охарактеризовать коммуникативные качества русской речи;
4) познакомить студентов с понятием «языковая норма» представить типы языковых норм;
5) выработать и закрепить у студентов твердые орфографические и пунктуационные навыки;
6) помочь свободнее пользоваться богатством русского языка, его словарным запасом;
7) подвести студентов к пониманию особенностей русской орфографии и пунктуации, их принципов;
8) коррекция и развитие навыков устной и письменной речи студентов;
Общее количество часов на дисциплину: 12 ч.
Статус дисциплины в рабочем учебном плане: А.
Смежные дисциплины по учебному плану: синтаксис, фонетика, грамматика, лексикология.
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны
- быть знакомы с основами грамматического строя русского языка;
- быть готовы к различным формам работы, применяемым на занятии (как коллективным, так и индивидуальным);
владеть основными навыками работы с учебниками, словарями и справочниками;
- владеть основными навыками работы с компьютером;
- уметь пользоваться Интернет-ресурсами. Требования к уровню освоения дисциплины
В процессе изучения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
– умением применять на практике полученные знания, связанные с употреблением норм русского литературного языка;
– знать необходимый минимум лингвистических терминов; Тематические разделы дисциплины
1. Принципы русской орфографии;
2. Правописание гласных и согласных в корне. Употребление букв Ъ И Ь. Правописание приставок;
3. Правописание самостоятельных и служебных частей речи;
4. Нормативное употребление знаков препинания в предложении;
5. Знаки препинания при прямой речи и сочетание различных знаков препинания на письме. Форма итогового контроля: зачёт.
Содержание курса
Раздел 1. Принципы русской орфографии.
Тема: Орфография. Разделы орфографии. Ведущий принцип орфографии. Морфологический принцип, фонетический принцип, принцип традиционного написания. Правила слитных, раздельных и полуслитных (дефисных) написаний. Принципы и правила сокращения слов.
Раздел 2. Правописание гласных и согласных в корне. Употребление букв Ъ И Ь. Правописание приставок.
Тема: Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Правописание чередующихся гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание согласных в корне. Употребление букв Ъ И Ь. Правописание приставок.
Гласные ы и и после приставок. Буква э. Буква ё. Общие правила правописания неударяемых гласных. Правописание некоторых гласных, которое определяется в словарном порядке. Правописание чередующихся гласных в корне. Гласные а и о в корнях зар- – зор-, рас(т)- – рос(т)-, равн- – ровн-, гар- – гор-, плав- – плов-. Правописание гласных Е (Ё) – О после шипящих и Ц в корне. Правописание гласных Е (Ё) – О после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях различных частей речи. Правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных в корне. Правописание двойных согласных в корне и на стыке корня с суффиксом и приставкой. Двойные согласные. Употребление букв Ъ И Ь. Правописание приставок.
Раздел 3. Правописание самостоятельных и служебных частей речи.
Тема: Правописание существительных. Правописание прилагательных. Правописание числительных. Правописание сложных слов. Правописание местоимений. Правописание глаголов. Правописание причастий. Правописание наречий. Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц.
Правописание падежных окончаний и суффиксов существительных. Правописание Н и НН у существительных. Правописание окончаний и суффиксов прилагательных. Правописание количественных и порядковых, дробных и собирательных числительных. Правописание сложных слов с соединительной гласной и без соединительной гласной. Правописание сложных существительных и сложных прилагательных. Правописание личных, неопределенных и отрицательных местоимений. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание отрицательных наречий. Дефисное, слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний. Слитное и раздельное написание союзов. Правописание частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ с существительными, прилагательными и причастиями. Правописание НЕ с числительными. Правописание НЕ с местоимениями. Правописание НЕ с глаголами. Правописание НЕ с наречиями. Правописание НЕ в составе союзов и союзных слов. Раздел 4. Нормативное употребление знаков препинания в предложении.
Тема: Употребление точки и точки с запятой в пунктуации. Употребление запятой в пунктуации. Употребление двоеточия, тире, восклицательного и вопросительного знака в пунктуации. Многоточие, скобки, кавычки в пунктуации.
Употребление точки и точки с запятой в пунктуации. Употребление запятой в пунктуации. Запятая между главным и придаточным предложениями. Запятая между однородными членами предложения. Запятая между повторяющимися словами. Запятая при сравнительном, обстоятельном и определительном оборотах. Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении. Запятые при вводных предложениях и вводных словах. Запятые при обращении. Запятые при междометии. Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов. Употребление двоеточия, тире, восклицательного и вопросительного знака в пунктуации. Многоточие, скобки, кавычки в пунктуации. Раздел 5. Знаки препинания при прямой речи и сочетание различных знаков препинания на письме.
Тема: Знаки препинания при прямой речи и сочетание различных знаков препинания на письме.
Знаки препинания при прямой речи и сочетание различных знаков препинания на письме. Список рекомендуемой литературы Основная литература:
1. Валгина, Н. С. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения / Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. – 2-е изд, испр. – М.: Неолит, Большая Медведица, 2002. – 416 с. – (И последующие издания, также по адресу: http://www.hi-edu.ru/courses.shtml)
2. Владимирова, Г. В. Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов: учеб. пособие / Г. В. Владимирова, Н. П. Ушакова. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. школа, 1982. – 192 с. (И последующие издания).
3. Войлова, К. А. Справочник-практикум по русскому языку / К. А. Войлова, Н. Г. Гольцова. – М.: Просвещение, 1996. – 304 с. – (Из школы в вуз).
4. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с. – (Б-ка учителя рус. яз.).
5. Кайдалова, А. И. Современная русская орфография: учеб. пособие для вузов / А.И. Кайдалова, И. К. Калинина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 1983. - 240 с. (И последующие издания).
6. Речь, язык и секреты пунктуации: Кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М.
Бондаренко, Л. А. Концевая, Г. Н. Владимирская. – М.: Просвещение, 1995. – 351 с. Дополнительная литература:
1. Блинов, Г. И. Тексты и задания по пунктуации: пособие для учителей / Г. И. Блинов. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
2. Валгина, Н. С. Трудные вопросы пунктуации: пособие для учителя / Н. С. Валгина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с. – (Б-ка учителя рус. яз.).
3. Розенталь, Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д. Э. Розенталь. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1994. – 368 с. (И последующие издания).
4. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати / Д. Э. Розенталь. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Книга, 1985. – 336 с. (И последующие издания).
5. Ленская, Т. С. Русский язык. 10 класс: пособие для учащихся. В 2-х ч. / Т. С. Ленская, Т. Ю. Угроватова. – М.: Владос, 1999. – (Репетитор). – Ч. 1. Орфография. – 240 с.; Ч. 2. Виды разборов. – 177 с.
6. Горшкова, В. Н. Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом: пособие для учителей вечерней школы. – М.: Просвещение, 1975. – 208 с.
7. Граник, Г. Г. Секреты орфографии: книга для учащихся 5-7 кл. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
8. Миловидова, И. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика / И. Миловидова. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 1997. – 176 с. – (Домашний репетитор). (И последующие издания)
9. Войлова, К. А. Сборник диктантов по русскому языку: учеб. пособие для поступающих в вузы / К. А. Войлова, В. В. Паршина, В. В. Тихонова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 1997. – 255 с. (И другие издания)
10. Правила русской орфографии и пунктуации. – М.: Учпедгиз, 1956. – 176 с. (И последующие издания).
11. Бройде, М. Г. Русский язык в диктантах: Нетрадиционный подход / М. Г. Бройде. – М.: Рольф, 2000. – 224 с. – (Домашний репетитор).
12. Вигилянская, Е. Пишем сочинение грамотно. Упражнения с ключами. Справочные таблицы: пособие для поступающих в вузы / Е. Вигилянская. – М., 1998. –368с.
13. Гордеева, Е. В. Уроки практической орфографии: пособие для учителя и учащихся. – М.: Владос, 1999. – 160 с. – (Репетитор).
14. Граник, Г. Г. Карточки по русскому языку. Пунктуация: В 4-х ч. / Г. Г. Граник, Л. А. Концевая, Г. Н. Владимирская, С. М. Бондаренко. – 2-е изд., с измен. – М.: НПО «Образование», 1997. – 288 с.
15. Иссерс, О. С. Интенсивный курс русского языка: пособие по подготовке к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках / О. С. Иссерс, Н. А. Кузьмина. – М.: Прометей, 2000. – 164 с.
16. Темиз, Я. В. Практикум по русскому языку: Интенсивный курс / Я. В. Темиз. – М.: Рольф, 2000. – 192 с. – (Домашний репетитор).
17. Ткаченко, Н . Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2-х ч. / Н. Г. Ткаченко. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – Ч. 1. Орфография. – 256 с.; Ч. 2. Пунктуация. – 384 с. – (Домашний репетитор). (И последующие издания).
18. Ткаченко, Н. Г. 300 диктантов для поступающих в вузы / Н. Г. Ткаченко. – М.: Рольф, 2000. – 379 с. (И последующие издания).
19. Хаблак, Г. Г. Русский язык: упражнения и диктанты для поступающих в вузы / Г. Г. Хаблак. – М.: Школа-пресс, 1976. – 176 с. – (Серия «ШАНС» – «Школа Абитуриента: Научись Сам»).
20. Чешко, Л. А. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы / Л. А. Чешко. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 416 с. – (Серия «ШАНС» – «Школа Абитуриента: Научись Сам»). (И последующие издания). Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных и практических занятий необходимо использование компьютеров.
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины
ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ Часть II. Методические рекомендации
и план освоения учебной дисциплины
ФИЛМ_РЛК-О-Д Форма обучения – очная
Курс I, семестр 1
Москва 2013 Распределение компетенций по видам учебной деятельности
Вид работы
| Трудоемкость
| Вид итогового контроля
| Часы
| Кредиты
| Лекции
|
|
|
| Практические
(семинары)
| 12
|
| -//-
| Самостоятельная
работа
студентов
| 3
|
|
| Зачёт
| 1
|
| -//-
|
| Всего: 16 ч
|
|
|
Тематическое планирование. План освоения учебной дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» Трудоемкость дисциплины: 16ч. (из них: аудиторные занятия – 12 ч., зачёт - 1 ч., самостоятельная работа – 3ч.).
Наименование
разделов и тем
| Практическая работа
| Самостоятельная работа
| Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание согласных в корне.
| 2 часа
| 3 часа
| Употребление букв ъ и ь. Правописание приставок. Правописание существительных. Правописание прилагательных.
| 2 часа
|
| Правописание числительных. Правописание сложных слов. Правописание
Местоимений. Правописание глаголов.
| 2 часа
|
| Правописание причастий. Правописание наречий. Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц.
| 2 часа
|
| Употребление точки в пунктуации. Употребление точки с запятой в пунктуации. Употребление запятой в пунктуации. Употребление двоеточия в пунктуации. Употребление тире в пунктуации. Употребление вопросительного знака в пунктуации. Употребление
восклицательного знака в пунктуации. Употребление многоточия в пунктуации. Употребление скобок в пунктуации. Употребление
кавычек в пунктуации.
| 2 часа
|
| Знаки препинания при прямой речи. Сочетание знаков препинания.
| 2 часа
|
|
Требования к зачёту. Система оценок
95–100
| 10
| 5
| отлично
| 85–94
| 9
| 5-
| отлично
| 75–84
| 8
| 4+
| хорошо
| 65–74
| 7
| 4
| хорошо
| 55–64
| 6
| 4-
| хорошо
| 45–54
| 5
| 3+
| удовлетворительно
| 35–44
| 4
| 3
| удовлетворительно
| 30–34
| 3
| 3-
| удовлетворительно
| 20–29
| 2
| 2
| неудовлетворительно
| 1–19
| 2
| 2
| неудовлетворительно
|
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины
ПРАКТИКУМ ПО ОРФОРГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ Часть III. Технологическая карта дисциплины
ФИЛМ_РЛК_О_Д
Форма обучения – очная
Курс I, семестр 1
Москва 2013
Наименование дисциплины / курса
| Уровень образования
| Статус дисциплины в рабочем учебном плане
| Количество зачетных единиц / кредитов
| Форма отчетности
| Курс, семестр
| Практикум по орфографии и пунктуации
|
| А
|
| Зачет
| 1 курс
1 семестр
|
Смежные дисциплины по учебному плану:
| Синтаксис, морфология, лексикология.
| ВВОДНЫЙ БЛОК
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудиторная
| Максимальное/
минимальное количество баллов
| -Проверка знаний из сферы грамматики и орфографии, а также минимальных знаний из области лингвистики на основе изучения курса русского языка в средней школе
| Ответы на вопросы преподавателя во время занятий
| аудиторная
|
| 2
| Итого:
|
| 2
| БАЗОВЫЙ БЛОК
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудиторная
| Максимальное/
минимальное количество баллов
| Посещение практических занятий, собеседование по темам лекций
| Присутствие, активная работа
| Ауд.
|
| 10 (если посетили все занятия)
| Выполнение упражнений
| Контрольная работа
| Ауд.
|
| 50
| Подготовка материала для самостоятельных сообщений
| Письменные материалы
| Внеауд.
|
| 10
| Зачет
| Ответ по билетам
| Ауд.
|
| 18
| Итого:
|
| 90
| ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
|
Тема или задание текущей аттестационной работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная или внеаудиторная
| Максимальное/
минимальное количество баллов
| Подготовка реферата
|
|
|
| 5
| Подготовка компьютерной презентации по одной из изучаемых тем
|
|
|
| 5
| Итого:
|
| 10
| Итого по дисциплине:
|
| 100
|
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по пропущенной теме, обязательное выполнение внеаудиторных письменных работ.
ФИО преподавателя: Качанова Анна Алексеевна
Утверждено на заседании кафедры _____________________ от «___» _________ 201__ г.
Протокол №__ Зав. кафедрой __________________ |