Скачать 0.56 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске ПРАКТИКУМ ПО РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература Канск 2012 УМКД составлен преподавателем филиала А.Ю. Короленко, канд. пед. наук, доцентом Обсужден на заседании Совета филиала «_03»_сентября_2012 г. Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ПРАКТИКУМ ПО РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ» с другими дисциплинами специальности 050301.65 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Практикум по речевой культуре» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПРАКТИКУМ ПО РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА «Практикум по речевой культуре» относится к разделу дисциплин специализации, дополняющих по содержанию обязательные дисциплины предметной подготовки федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый). Настоящая рабочая модульная программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Введение Место дисциплины в реализации основных задач ОПП: дисциплина «Практикум по речевой культуре» относится к циклу дисциплин специализации. Она занимает важное место в системе подготовки учителя по специальности 050301.65 – Русский язык и литература. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП: дисциплина «Практикум по речевой культуре» является дисциплиной профессиональной образовательной программы по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, в рамках изучения которой осуществляется специальная подготовка учителя для преподавания русского языка и литературы в учреждениях среднего (полного) общего образования. Введение практикума по речевой культуре обусловлено тем, что культура речи – интегрирующая область гуманитарного знания, создающая коммуникативную основу формирования профессиональных умений будущего учителя-словесника. Речеведческие знания и коммуникативная компетенция – обязательный компонент профессиональной подготовки учителя русского языка и литературы. Цель дисциплины – повысить культуру устной и письменной речи студентов, совершенствовать навыки практического владения русским языком. Основные задачи дисциплины:
Технология процесса обучения по дисциплине «Практикум по речевой культуре» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Нормативный аспект культуры речи Тема 1. Орфоэпические нормы Произношение слов с твёрдым согласным перед э. Вариантное произношение таких слов. Артикуляция взрывного согласного г в разных позициях. Группировка языковых единиц в зависимости от произношения и написания е и ё. Работа над произношением чн и шн. Образование возможных кратких форм от простых форм степеней сравнения, расстановка в них ударения. Образование родительного падежа существительных и расстановка в ударения в этих словах. Расстановка ударения в именах существительных и образование от этих существительных формы множественного числа. Составление предложений со словами-паронимами и подбор орфоэпических вариантов к паронимическим словарным определениям. Обоснование мотивированности отклонения от норм ударения в поэтических текстах. Тема 2. Лексические и стилистические нормы Определение значения слов. Устранение ошибок, связанных с неверным употреблением слов или непониманием значения слова. Нахождение случаев неправильного употребления местоимений. Редактирование предложений, содержащих эти нарушения. Выписывание из орфографического словаря приведённые в нём сходно звучащие слова, допускающие в речи смешение. Составление словосочетаний, соединяя данные синонимы со словами, стоящими в скобках. Подбор синонимов, в том числе русских к словам иноязычного происхождения. Выписывание из словарных статей идеографических синонимов, т.е. синонимов, различающихся оттенками значений. Нахождение ошибок, связанных с многословием. Поиск слов, относящихся к разряду стилистических ошибок, в частности, к избыточным речевым выражениям. Поиск плеонастических выражений. Устранение ошибок, связанных с употреблением плеоназмов. Нахождение в предложениях случаев речевой недостаточности. Восполнение недостающего компонента словосочетания. Запись фразеологизмов, переиначенных в предложенных текстах. Выписывание из словаря фразеологизмов и составление с ними предложений. Составление предложений с приведёнными паронимами. Нахождение в текстах случаев неправильного выбора члена паронимической пары; произведение замены. Подбор антонимических пар из фразеологизмов с привлечением словаря. Выписывание из словаря антонимов, которым противопоставлены группы синонимов. Выбор из словаря антонимов слов, обозначающих свойства, действие, состояние, оценку. Подбор антонимических пар к этим словам. Нахождение примеров анахронизмов в работах школьников. Устранение их и замена словами, отвечающими требованиям контекста и соответствующие нормам данной эпохи, проверка по словарю. Тема 3. Грамматические нормы Подбор к существительному определения-прилагательного. Выбор окончаний существительных мужского рода, называющих вещества в родительном падеже единственного числа. Вариантность окончаний этих форм слов. Составление предложений с использованием различных форм родительного падежа. Образование формы именительного падежа множественного числа существительных. Возможность вариантов. Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа существительных. Подбор к существительному мужского рода соотносительного с ним по смыслу существительного женского рода. Склонение и спряжение слов с соблюдением морфологических норм и верной расстановкой ударения. Склонение словосочетаний с числительными. Образование краткой формы прилагательных на -енный. Предложения с нарушением норм, связанных с употреблением степеней сравнения прилагательных, краткой и полной форм прилагательных. Устранение фактов неправильной связи слов (ненормативного управления). Запись исправленных вариантов предложений с допущенными ошибками. Нахождение ошибок, вызванных нарушением связи между подлежащим и сказуемым; поиск вариантов. Исправление ошибок, вызванных нарушением связи между определением и определяемым словом. Устранение ошибочного порядка слов в предложениях. Нахождение случаев неверного сочетания слов по смыслу. Нахождение и устранение синтаксических ошибок. Исправление случаев неверного грамматического оформления однородных членов или частей предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Дописывание окончаний сказуемых. Постановка сказуемого в нужную форму. Модуль 2. Устная и письменная речь Тема 4. Деловая речь Структура и содержание служебных документов. Языковые формулы официальных документов по следующим группам. Лексические и грамматические нормы делового стиля. Определение ошибок, допущенных в словосочетаниях, которые обусловлены точностью словоупотребления, устранение этих ошибок. Выбор правильного слова из омонимичных в контексте. Предложное управление. Использование предложных сочетаний с временным значением в деловых документах в правильной форме. Ошибки в употреблении предложных конструкций. Устранение ошибок в предложении, связанных с порядком слов. Редактирование предложений с однородными и обособленными членами предложения. Редактирование сложных предложений с контаминацией составного союза; неоправданным усложнением текста. Основные жанры деловых документов: приказ, распоряжение, постановление, служебная записка, протокол, заявление, характеристика, трудовой договор, должностная инструкция. Анализ общих и отличительных черт в содержании и оформлении этих документов. Знакомство с примерами деловых служебных писем; анализ образцов служебных писем с точки зрения структуры, аспектов содержания, типа контекста, средств связи, используемых этикетных средств и оформления. Устная деловая речь: деловой телефонный разговор, рекламный текст, презентационная речь. Составление текста поздравительной речи (в честь юбиляра, годовщины деятельности организации). Графическое выделение его композиционных частей. Тема 5. Научная речь Качества научной речи и её основные особенности Передача значения предложений использованием синонимичных конструкций. Нахождение логического продолжения высказываний. Научный текст как структура. Анализ структуры текста. Деление его на фрагменты. Выписывание зачинов. Написание тезисов текста. Аннотация. Учебно-научный и научно-информационный реферат. Подбор примеров аннотаций: статьи, учебника, книги (монографии). Анализ их структуры и содержания. Составление аннотаций с использованием речевых стандартов-клише и образцов аннотаций: а) монографии (книги) по данной специальности; журнальной статьи по данной специальности. Сравнение аннотации и реферата к одному и тому же тексту, обратив внимание на отличия. Анализ реферата с точки зрения его структуры. Выявление необходимых частей содержания. Анализ реферата, его содержательная и структурная оценка. Тематический план изучения дисциплины «Практикум по речевой культуре» по специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины ____________________________ ПРАКТИКУМ ПО РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ ____________________________ (наименование) для студентов основной образовательной программы специальности 050301.65 «Русский язык и литература» (наименование, шифр) по заочной форме обучения
КАРТА литературного обеспечения дисциплины (включая мультимедиа и электронные ресурсы) «ПРАКТИКУМ ПО РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ» для студентов образовательной профессиональной программы специальности 050301.65 «Русский язык и литература» (наименование, шифр) по __заочной_ форме обучения
. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |