Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеПрактикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации20.02.2015
Размер0.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Практикум

по изодеятельности

Учебно-методический комплекс дисциплины


Бийск

БПГУ им. В.М. Шукшина

2009


ББК

П

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Бийского педагогического государственного университета

им. В.М. Шукшина


Научный редактор:

канд. пед. наук, доцент И.Н. Чичканова.

Рецензент:

старший преподаватель Н.Г. Верещагина.

П Практикум по изодеятельности [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины

/ Автор-составитель: Т.Н. Зотова; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск:

БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 30 с. – 30 экз.


Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к практическим занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и многое другое, что поможет студентам в освоении данной дисциплины и подготовке к сдаче зачета.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» (заочное отделение), и педагогов дошкольных образовательных учреждений с целью пополнения методической копилки для развития творческих начал в изодеятельности дошкольников.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

Зотова, Т.Н., 2009.
ВВЕДЕНИЕ

Одной из проблем современной психолого-педагогической науки является развитие творческих способностей людей разного возраста. В Концепции художественного образования в Российской Федерации одними из задач являются следующие: вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития. В качестве одного из компонентов общей готовности ребенка к школе выделяется творческий потенциал ребенка. Общая цель непрерывного образования в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Министерством образования РФ, формулируется как развитие креативности (творческости).

Исследования специфики творческого процесса, креативности, творческих способностей и других вопросов, связанных с творчеством, проводили психологи, педагоги и методисты. Можно назвать фамилии В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, В.Т. Кудрявцева, Б.П. Никитина, М.И. Нагибиной, Р.В. Овчаровой и др. С философских позиций сущность творчества раскрывали Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и др.

Наиболее благоприятный период для творчества – это дошкольный возраст. Для развития творческих способностей детей необходимо создать условия, которые органично вписываются в образовательный процесс дошкольного учреждения. В этом отношении наиболее эффективны занятия изобразительной деятельностью. Изобразительная деятельность – это деятельность по художественному отражению действительности в зрительно воспринимаемых образах, которые передают внутренний мир человека, т.е. посредством которых он может самовыразиться. Средствами в таком процессе выступают различные материалы и способы их обработки. Виды изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях – это рисование, аппликация, лепка и др.

Материалы данной дисциплины помогут студентам получить практические знания и умения по организации изобразительной деятельности дошкольников, а воспитателям систематизировать знания и обогатить методическую копилку специально подобранными заданиями.

При составлении УМКД использовались материалы различных источников, указанных в библиографическом списке, а также в списках литературы к каждому занятию.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цель и задачи дисциплины
Цель – раскрыть практические основы формирования изобразительной деятельности дошкольников через систему специально подобранных упражнений по обработке различных материалов.

Задачи:

1. Познакомить со спецификой изодеятельности дошкольников при работе с различными материалами.

2. Выделить практические пути формирования изобразительной деятельности дошкольников, подобрать задания и апробировать их в практической работе с детьми.

3. Проанализировать методические материалы для ДОУ с точки зрения разнообразия материалов, используемых детьми в изодеятельности.
Таблица 1

Объем дисциплины и виды учебной работы


Номер семестра


Учебные занятия

Форма итоговой аттестации

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Лабораторные

Практические

10

114

14

-

-

14

100

зачет


Содержание практических занятий
Развитие творческих способностей дошкольников в изодеятельности.

Арттерапия в изодеятельности детей дошкольного возраста.

Активизация изобразительной деятельности дошкольников при обработке бумаги и картона.

Организация изодеятельности при работе с природными и бросовыми материалами.

Специфика использования текстильных материалов в изодеятельности дошкольников.

Лепка как вид изобразительной деятельности в детском саду.

Нетрадиционные изобразительные техники в детском саду.
Вопросы к зачету
Упражнения для развития творческих способностей дошкольников в изодеятельности.

Диагностика уровня развития творческих способностей детей.

Использование арттерапевтических упражнений в изодеятельности дошкольников.

Производство и окраска бумаги.

Художественное конструирование из бумаги и картона.

Виды изделий, выполненных из природного материала.

Использование бросовых материалов в изодеятельности.

Свободная роспись по ткани.

Декупаж на текстиле.

Разнообразие изделий, выполненных из текстильных материалов.

Развитие творческих способностей дошкольников в изодеятельности.

Арттерапия в изодеятельности детей дошкольного возраста.

Активизация изобразительной деятельности дошкольников при обработке бумаги и картона.

Организация изодеятельности при работе с природными и бросовыми материалами.

Специфика использования текстильных материалов в изодеятельности дошкольников.

Лепка как вид изобразительной деятельности в детском саду.

Нетрадиционные изобразительные техники в детском саду.
Таблица 2

График учебного процесса


Семестр

Виды и объемы аудиторных занятий по учеб. плану, час.

Виды и объем самостоятельной работы, час.

Всего за семестр

Л

ЛР

П

Н

КП

Всего за сем.

Подготовка к очередным занятиям

Подготовка к текущему контролю

Выполнение индивидуальных заданий

Л

ЛР

П

Н

К

КР

КО

КП

КР

Р

ТЗ




10

-

-

14

-

-

14

-

-

28

22

-

-

-

-

-

25

25

114


Примечание:

Л – лекции; ЛР – лабораторные работы; П – практические задания; К – коллоквиум; КР – контрольные работы; КП – курсовое проектирование; КО – контрольный опрос; Н – подготовка к зачету; КР – курсовая работа; Р – реферат; ТЗ – творческое задание.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Все записи, по возможности, студенты пытаются представить в виде схем, таблиц, рисунков, облегчающих процесс воспроизведения материала.

На практических занятиях студенты апробируют различные техники по изодеятельности, обрабатывая традиционные и нетрадиционные материалы, и обсуждают варианты заданий, с точки зрения доступности для детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей дошкольников в изодеятельности

План:

1. Упражнения для развития творческих способностей дошкольников в изодеятельности.

2. Диагностика уровня развития творческих способностей детей.

Литература:

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст]: кн. для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. – 154000 экз. – ISBN 5-09-003428-1.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст]: методическое пособие / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с. - (Серия «Вместе с детьми».). - 7000 экз. - ISBN 978-5-89144-851-3.

Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с. – Библиогр.: с. 189. - 41000 экз.

Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимание и воображения дошкольников [Текст]: попул. пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 288 с. – 12000 экз. – ISBN 5-9285-0112-9.

Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. / Б. П. Никитин. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с. - 600000 экз. - ISBN 5-09-003932-1.

Цель:

Апробировать упражнения для развития творческих способностей дошкольников.

Материалы, инструменты, оборудование:

Карандаш, картон, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, цветная бумага, цветные карандаши.

1. Упражнения для развития творческих способностей дошкольников

в изодеятельности

1. Волшебная ладошка. Из цветной бумаги вырежьте ладошку. На что она похожа? Выполните максимальное количество аппликаций.

2. Из картона вырезать фигурки животных (растений), обвести их на бумаге, накладывая изображение друг на друга. Найти, какие животные (растения) спрятались.

3. Завершение рассказа. Студентам предлагается аппликация, изображающая начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...». Необходимо придумать продолжение рассказа и выполнить соответствующую аппликацию, которые оцениваются по следующим критериям: законченность, яркость и оригинальность образов, необычность поворота и сюжета, неожиданность концовки.

Задания студентам:

На занятии студентам предлагается выполнить несколько упражнений.

1. Пофантазируйте и изобразите свое имя в рисунке, узоре или геометрической фигуре.

2. Нарисовано 20 абсолютно одинаковых абстрактных линий. Дополните их и закончите рисунки. У кого получилось больше и оригинальней?

3. Портрет настроений. На первом занятии все студенты должны сделать аппликацию (нарисовать рисунок), отразив свое настроение, преподаватель делает коллаж.

4. Из нескольких наборов цветной бумаги вырезать 12 или более квадратов со стороной 8см. Необходимо рассказать, какой характер и настроение этих цветов.

5. На листе бумаги нарисовать развилку трех дорог, по которой должен проехать богатырь. Цветом дороги нужно показать, что ждет его впереди. Модификация: парус корабля должен рассказать об известии, которое он везет.

6. Нарисовать простым карандашом две абсолютно одинаковые фигуры волшебников. При помощи цвета одного сделать добрым, а другого злым. Нарисовать два ковра с одинаковым орнаментом, цветом показать, какой из них творит добрые дела, а какой – злые.

7. Составление рассказа с использованием определенных образов. Студентам предлагается сделать плоскостные или объемные фигурки. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Арттерапия в изодеятельности детей дошкольного возраста

План:

1. Роль арттерапии в развитии творческих способностей детей.

2. Использование арттерапевтических упражнений в изодеятельности дошкольников.

Литература:

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248с. – 10000 экз. - ISBN 5-7695-0561-3.

Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности [Текст]: метод. пособие / М.С. Вальдес Одриосола. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 63 с. – Библиогр.: с. 61-62. - 3000 экз. - ISBN 5-691-01428-5.

Зотова, Т. Н. Использование элементов арт-терапии на уроках технологии во 2-4 классах коррекции [Текст] / Т. Н. Зотова // Подготовка учителей начальных классов к реализации вариативных образовательных систем: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 26-27 сентября 2006 г.) / Барнаульский государственный педагогический университет. В 2 ч. - Барнаул: БГПУ, 2006. - Ч. I. - С. 11-14. - Библиогр.: с. 14. - 100 экз. - ISBN 5-88210-344-4.

Кокоренко, В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий [Текст]: монография / В.Л. Кокоренко. - СПб.: Речь, 2005. – 101с. – Библиогр.: с. 100-101. – 1000 экз. - ISBN 5-8989236-4.

Лебедева, Л. Теоретические основы арт-терапии [Текст] / Л. Лебедева // Школьный психолог (приложение к газете «Первое сентября»). – 2006. - №3. – С. 9-11. – Библиогр.: с. 11.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по решению профессиональных задач»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по медиации»
Практикум по медиации Направление — 034000. 68, Конфликтология Форма подготовки Очная
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по администрированию ос windows»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconПрактикум по решению задач на ЭВМ учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «практикум по решению задач на эвм» с другими дисциплинами специальности 050202....
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «практикум по речевой культуре»
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по квалификации преступлений»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по социальной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта...
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике»
Г. В. Старшенбаум. Практикум по психосоматике. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 13 с
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «практикум по орфографии и пунктуации»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов бакалавриата...
Практикум по культуре речевого общения 1 иностранного языка (английский язык). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Практикум по изодеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск