Скачать 469.5 Kb.
|
Элективный курс «Тайны слова. Лексика и фразеология русского языка» Составитель Лукьянова С.А. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Чертановка Кузоватовского р. Ульяновской обл. Пояснительная записка Программа элективного курса рассчитана на учащихся 7- 9 классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 10 часов. Цель курса: расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой. Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся. Формы, методы работы и виды деятельности учащихся: - тренировочные упражнения, - практикум, - работа со словарями, - знакомство с многоаспектностью существования слова (синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, исконно русские и иноязычные слова, общеупотребительные и необщеупотребительные слова и др.), - исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.), - творческие задания. Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру. Учебно-тематический план
Содержание программы Тема 1. Словарное и фразеологическое богатство русского языка. Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка. Тема 2. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина. Тема 3. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи. Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов. Тема 4. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова. Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке. Тема 5. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях. Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях. Тема 6. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях. Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы. Тема 7. Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизма. Фразеологические словари и справочники. Тема 8. Системность фразеологизма русского языка. Употребление фразеологизмов в речи. Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов. Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизмов в речи. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов. Тема 9. Происхождение фразеологизмов русского языка. Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы. Тема 10. Итоговая конференция. Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям). Рекомендуемая и используемая литература
Повторительно-обобщающий материал по теме «Лексика» Предупредительный диктант К истокам слова 1) «Все народы, - писал знаменитый русский критик Виссарион Григорьевич Белинский,— меняются словами и занимают их друг у друга. Вообще идее как-то просторнее в том слове, в котором она родилась; в котором она сказалась в первый раз». 2) В Западной Европе нет предмета, который бы дал понятие о степи. Именно поэтому русское слово степь вошло во французский язык. 3) Из античной литературы нам известно, что римляне называли бога огня и кузнечного искусства Вулканом. На нашей планете во многих местах, например, на Камчатке, в Японии и Италии, находятся действующие вулканы — огнедышащие горы, извергающие из земных недр огонь, пламя, лаву и пепел. 4) Тюль, кашемир, брюки — это названия обыкновенных вещей, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все это слова, заимствованные из разных языков. Во Франции известен небольшой город Тюль, славящийся текстильными фабриками, на которых впервые в мире стали изготовлять тонкую сетчатую ткань. В наших домах на окнах мы нередко можем увидеть тюлевые занавески. Каждый, кто интересуется дружественной Индией, знает, что один из ее штатов называется Кашмир. Лингвисты установили, что из этого штата привозилась в нашу страну ткань из шерсти под названием кашемир. Брюки - неотъемлемая часть современного костюма. Однако далеко не всякий, кто говорит на русском языке, знает, что это слово связано с голландским городом Брюгге, откуда в Россию привозили сукно для брюк. 5) Плащ макинтош шьют из непромокаемой прорезиненной ткани. Название этого плаща хранит память об известном шотландском химике Макинтоше, изобретателе способа изготовления непромокаемых тканей. Диктант «Проверяю себя» Слово о словарях
2) Я сказал, что люблю словари. Каждому слову словаря соответствует мысль или чувство, которые были мыслями и чувствами бесчисленного множества людей. Чтение словаря доставляет мне больше развлечения, удовольствия и волнений, нежели чтение «Трех мушкетеров». (Франс.) 3) На всех словах — события печать. Они дались недаром человеку. В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, а древняя рассыпанная повесть. (Маршак.) 4) Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни. (Супрун.) 5) Всякое слово, получающее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли. (Жуковский.) 6) Очень немногие слова «знают» год своего рождения, например: луноход (1959), космонавт (1961). 7) Необходимо широкое знакомство со всем запасом богатейшего нашего словаря, и необходимо уменье выбирать из него наиболее точные, ясные и сильные слова. (Горький.) 8) Гордостью отечественной лексикографии по праву считаются Толковые словари В. И. Даля, Д. Н. Ушакова к С. И. Ожегова. Из современных толковых словарей русского языка самым популярным и авторитетным является лексикографический труд профессора Сергея Ивановича Ожегова, который выдержал с 1949 по 1986 г. 18 изданий и вышел общим тиражом в несколько миллионов экземпляров. Все, кому по роду занятий приходится обращаться к Словарю С. И Ожегова за справками, как правило, в кратчайший срок находят нужную информацию. 9) Прежде чем на книжной полке появится новый Словарь, через руки лексикографов пройдут тысячи книг, журналов, газет, ранее изданных словарей. Будут составлены картотеки на словарные статьи, проверены факты употребления тех или иных слов и выражений. Кроме лексикографов, с материалами Словаря поработают научные редакторы, ученые-рецензенты, корректоры, полиграфисты, транспортники, продавцы книжных магазинов. Поистине большой труд многих людей необходим, чтобы в вашу школьную или домашнюю библиотеку пришла книга с названием Словарь. 10) Помните: словари – это самые верные друзья и самые надежные помощники тех, кто стремится постичь глубины и тонкости великого и могучего русского языка. Объяснительный диктант Мысли о языке и литературном труде 1) В грамматике все науки нужду имеют. (Ломоносов.) 2) В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надо учиться своему природному. (Вольтер.) 3) Где мало слов, там вес они имеют. (Шекспир.) 4) Русский язык неисчерпаемо богат и обогащается с быстротой поражающей. (Горький.) 5) В русском языке есть великое множество хороших слов и названий. (Паустовский.) 6) Привычка вдумываться в язык и его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле этого слова, то есть правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль. (Щерба.) 7) Правилу следуй упорно: чтоб словам было тесно, а мыслям — просторно. (Некрасов.) 8) Нет на свете мук сильнее муки слова. (Надсон.) 9) Изводишь единого слова ради тысячу тонн словесной руды. (Маяковский.) 10) Лишь то читается легко, что написано с трудом, что в час написано, то в час и позабыто. (Пушкин.) 11) Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. (Пушкин.) 12) Пушкин черпал золотым ковшом русскую речь, еще не остывшую после пугачевского пожара. (Толстой.) 13) Ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор, к смерти все готово. Всего прочнее на земле — печаль, а долговечней — царственное слово. (Ахматова.) 14) Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. (Паустовский.) 15) Никакое железо не может войти в человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя. (Бабель.) 16) Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. (Паустовский) 17) В хорошем рассказе, как на военном корабле, не должно быть ничего лишнего. (Чехов.) 18) Я бороздил рукопись неисчислимыми вставками, вписками, вычеркиваниями, заменами, перестановками. (Серафимович.) 19) Я переписывал конец романа «Прощай, оружие!», последнюю его страницу, 39 раз, до тех пор, пока я не был удовлетворен написанным. Человек губит свой талант, если пишет хуже, чем он может писать. (Хемингуэй.) ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ Дом на Грузинской улице Еще один памятный адрес появился на исторической карте Москвы. В недавно отреставрированном доме на Грузинской готовится к открытию первая экспозиция, посвященная Владимиру Ивановичу Далю, создателю «Толкового словаря живого великорусского языка». Выставка подготовлена Московским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Этот дом, построенный в XVIII веке, храпит богатую историю. Здание пощадил пожар 1812 года, хотя, по воспоминаниям жителей, французские солдаты разводили огонь прямо на полу. Зимой 1941 г. Москва подвергалась бомбежкам и во двор Далевского дома упала бомба, однако взрыва не произошло. Впоследствии выяснилось, что бомба была начинена обычным речным песком. Это было делом рук антифашистов, которые даже вложили внутрь бомбы чешско-русский разговорник как подарок и привет советским людям. В доме на Грузинской великий лексикограф завершил свой главный труд жизни. Служил ли Даль во флоте, занимался ли врачебной деятельностью - все это было связано с разъездами. И всюду Владимир Иванович собирал материалы для своего Словаря. В этот дом семья Даля переехала в 1859 г., и именно здесь многочисленные карточки были рассортированы по алфавиту. Более 200 000 слов включил Даль в свой Словарь. Часто его друзья — Погодин, Писемский, Аксаковы, Киреевские — передавали друг другу новости: «Владимир Иванович сидит, зарывшись в букву К» ... Работа над Словарем стала для Даля настоящим научным подвигом, главным делом жизни. Не раз он повторял детям: «Если случится пожар, вы не кидайтесь спасать добро, а возьмите из моего кабинета картотеку и несите ее в сад». Время неузнаваемо изменило место, где стоит дом Даля. Прежняя усадьба на окраине Москвы, окруженная тенистым парком с прудами и полем, теперь оказалась в центре города, в кольце современных зданий. Лексикограф Сергей Иванович Ожегов Имя Сергея Ивановича Ожегова навсегда вошло в историю отечественного языкознания и просвещения. Весьма поучительна жизнь и деятельность этого ученого-лексикографа. Родился он в поселке Каменное Тверской губернии в 1900 г. Здесь в Верхневолжском крае он с детства внимательно изучал быт, нравы, уклад тогдашней жизни русского народа, вникал в язык, его структуру и словарное богатство. Будучи студентом, С. И. Ожегов слушал лекции крупнейших русских филологов Виктора Владимировича Виноградова и Льва Владимировича Щербы. Виноградов и профессор Дмитрий Николаевич Ушаков привлекли молодого ученого к работе над «Толковым словарем русского языка». В школе замечательного лексикографа Д. Н. Ушакова Сергей Иванович приобретает ценный опыт словарной работы, становится одним из составителей этого великолепного Словаря. Работа лексикографа требует энциклопедической образованности, высокой компетентности, досконального знания предметов, понятий, производственных процессов. Сергей Иванович Ожегов хорошо знал экономику, политику, промышленность, сельское хозяйство, науку и технику, литературу и искусство, иностранные языки. Он был прирожденным лексикографом, имевшим редкостный дар к этой трудоемкой и кропотливой работе. Ожегов отличался исключительной целеустремленностью в своей научной деятельности, особенно его интересовали проблемы языковой нормы и культуры речи. Замечательный лингвист, он тонко чувствовал структуру слова, знал великое множество бытовых, областных, исторических реалий, стоящих за словами русского языка. Сергей Иванович Ожегов — автор однотомного «Словаря русского языка». При жизни составителя вышли в свет три издании (первое в 1949 г.). За каждой очередной доработкой книги стояли не только новейшие достижения лингвистической науки и лексикографической практики, но и поистине титанический труд ученого. Всякий, кому необходимо получить те или иные сведения о русском языке, в Словаре Ожегова в кратчайший срок отыскивает нужную информацию. Словарь Ожегова к 1986 г. в СССР и за рубежом (его словник — 57 000 слов) выдержал 18 изданий и вышел общим тиражам в несколько миллионов экземпляров. Сегодня «Словарь Ожегова» звучит в устах нашего народа столь же привычно, как «Словарь Даля» и «Словарь Ушакова». К этому пособию обращаются языковеды, писатели, журналисты, актеры и дикторы, учителя и школьники, это — настольная книга для всех, кто бережно относится к сокровищам родной речи. |
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала» Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:... | ||
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | ||
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | Урок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель... Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы... | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | ||
Вопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории | Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | ||
Знаем все на “5”? Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, морфология) | Применение it на уроках русского языка и литературы Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира | ||
Республики Мордовия Аттестационный материал учителя русского языка... Занимаемая должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы (12 час.) | Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 |