Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка»





Скачать 60.72 Kb.
НазваниеЭлективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка»
Дата публикации07.07.2013
Размер60.72 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Литература > Элективный курс
Элективный курс по русскому языку в 9 классе

«Лексика и фразеология русского языка».

Цели: познакомить учащихся с лексическими понятиями и категориями и уже на ином уровне вести дальнейшую работу над освоением словарного богатства русского языка; развивать навыки восприятия в контексте различных смысловых и стилистических оттенков слов, умения глубоко осваивать словарный состав произведения и лучше понимать содержание произведения, его идейную направленность и систему образных средств; органически связать преподавание русского языка и литературы.

Задачи: разработать для учащихся 9 класса систему упражнений по лексике и фразеологии на материале наиболее крупных и важных из предусмотренных школьной программой литературных произведений.

  1. Пояснительная записка

Программа курса «Лексика и фразеология русского языка» предназначена для углубленного изучения русского языка в 9 классе.

Материал школьного курса русского языка предполагает изучение лексики и фразеологии в 5 классе (10 часов) и в 6 классе (10 часов), в 7, 8 классе на изучение данных тем не отведено отдельных часов. Только в конце изучения курса русского языка в 9 классе в разделе «Систематизация изученного о языке» проводится обобщение знаний по теме «Лексика и фразеология».

Изучение лингвистических интересов школьников показывает, что детей привлекают и программные, и не программные разделы. Сравнивая стабильность интересов учащихся к этим разделам, можно отметить ряд особенностей. Детей интересует: 1) происхождение языка как средства общения; возникновение русского языка; языки мира; 2) развитие русского языка; 3) русский язык в современном мире; 4) словарное богатство современного русского языка; образование слов и их этимология; ономастика; 5) история письменности; книгопечатание; 6) наука о русском языке, ее история.

Следует отметить, что характерными для лингвистических интересов подростков оказываются две особенности. Одна из них заметна в стремлении школьников познакомиться с разными явлениями истории языка. Однако четко выявляется интерес учеников не к закономерностям, а чаще к конкретным фактам истории. Такое положение характеризует не только естественное стремление детей этого возраста к точности, конкретности, но и пока еще слабый, пассивный интерес.

Вторая особенность заключается в повышенном внимании детей к тем разделам науки о языке (лексике, стилистике, нормам, образованию слов, письменности, происхождению языка, фразеологии), которые определяются различными внеязыковыми (экстралингвистическими) факторами.

Изучение запросов учащихся позволяет установить основные направления внеурочной работы по русскому языку. Такими направлениями и являются указанные выше темы лингвистических интересов школьников.

2. Учебно-тематический план

  1. Цели и задачи курса. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

  2. Словарная система русского языка. Слово как единица языка.

  3. Многозначные слова. Типы переноса значений.

  4. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое.

  5. Использование многозначных слов в художественном произведении.

  6. Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны).

  7. Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе. Словари омонимов.

  8. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов.

  9. Идеографические синонимы. Стилистические синонимы.

  10. Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

  11. Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и антонимы.

  12. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы.

  13. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов. Словари антонимов.

  14. Исконно русские и иноязычные слова в литературном языке.

  15. Старославянизмы в составе русского языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.

  16. Общеупотребительные и не общеупотребительные слова. Диалектные слова, использование их в художественной литературе.

  17. Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизм и его признаки. Грамматическое строение фразеологизмов.

3. Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему «Лексика и фразеология русского языка».

  1. Общие понятия: слово; фразеологизмы; диалектные, просторечные слова; профессионализм. Словарный состав постоянно развивается, пополняется новыми значениями. Русский язык - наиболее богатый и развитой язык мира, один из ведущих международных языков.

  2. Лексическое значение слова, грамматическое значение слова.

  3. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значений: по сходству, по смежности, по функции.

  4. Связь между значениями слова. Утрата в многозначных словах одних значений; появление новых с течением времени.

  5. Явление многозначности в художественных произведениях как средство образности. Обыгрывание писателями прямого и переносного значения многозначного слова.

  6. Омонимы в процессе образования новых слов, в процессе заимствования слов из различных языков.

Омонимы полные и неполные.

Понятие об омоформах, омографах, омофонах. Явление омофонии.

  1. Явление омофонии в художественной литературе как средство создания каламбуров, словесной игры в произведениях А.С.Пушкина, В.Брюсова, Д.Минаева и др.

Использование омонимов, омоформ в прозаических художественных произведениях К.Паустовского.

Словари омонимов; «Словарь омонимов русского языка» О.С.Ахмановой.

  1. Понятие - синоним; синонимический ряд, стержневое слово. Синонимия у разных частей речи. Пути возникновения синонимов: 1) путем словообразования; 2) за счет развития у слов новых значений; 3) в результате усвоения иноязычных слов. «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н.Клюевой.

  2. Дифференцирующая, или идеографическая функция синонимов. Стилистические синонимы. Употребление синонимов в различных стилях речи.

  3. Контекстуальные синонимы. Понятие о контексте. Использование синонимического богатства в речи. Прием противопоставления синонимов. Параллельное употребление синонимов как средство выразительности речи. Прием «нанизывания синонимов.

  4. Антонимы. Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы.

  5. Связь антонимов с синонимами. Слова одного синонимического ряда - антонимы какого-то одного слова. Ряды синонимов, имеющие противоположное значение, типа: смелый, храбрый - трусливый, боязливый. Контекстуальные антонимы, соотношение их с обще языковыми антонимами.

  6. Антитеза - стилистический прием, основанный на применении антонимов.

Оксюморон. Использование оксюморона для создания оригинальных, противоречивых образов.

Словари антонимов: «Словарь антонимов русского языка» Н.П.Колесникова.

  1. Исконно русская лексика современного русского языка. Исконно русские слова: 1) общеславянские; 2) восточнославянские (древнерусские); 3) собственно русские. Процесс пополнения новых слов в языке на базе уже имеющихся и путем заимствования из других языков - закономерное явление для всех языков. Иноязычный пласт лексики современного русского языка. Внешние и внутренние причины появления иноязычных слов в русском языке.

  2. Старославянизмы - значительная часть лексики современного русского языка. Старославянский и древнерусский языки. О типичных различных, по которым можно узнать заимствования из старославянского языка.

Заимствования из древнегреческого и латинского языков - интернационализмы, или интернациональные слова. Широко используемые греческие и латинские основы и словообразующие элементы: авто (греч.), авиа (лат.), био (греч.), ген (греч.), фон (греч.) и др.

  1. Общенародные, или общеупотребительные слова. Слова территориально ограниченного употребления, или диалектизмы. Специальные слова, или профессионализм. Арготизмы, или жаргонизмы.

Диалектные слова. Северный и южный диалект. Среднерусские говоры.

Использование диалектизмов писателями: Н.В.Гоголем, Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым, Л.Н.Толстым, М.Шолоховым.

  1. Понятия о фразеологизмах (фразеологический оборот, идиома, фразеологическая единица). Точность, образность фразеологизмов. Раздельнооформленность - признак фразеологизма. Постоянство лексического состава. Целостность значения. Структура фразеологизмов: предложение, словосочетание; именные; глагольные. Фразеологические словари.

Литература.

  1. Федоренко Л.П. Методическое руководство по русскому языку для преподавателей: Методическое пособие для сред. ПТУ - 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1987.

  2. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.

  3. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (VII - VIII кл.) Пособие для учащихся. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1983.

  4. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой: Материалы для внеклас. работы по русскому языку: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и допол. М., «Просвещение», 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconЭлективный курс «Тайны слова. Лексика и фразеология русского языка»...
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии,...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconУрок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconУрок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала»
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconЗнаем все на “5”?
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, морфология)
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconЭлективный курс по русскому языку «Деловой русский язык» в 9 классе ( предпрофильная подготовка)
Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой позволяют глубже познакомить учащихся с официально-...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconУрок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология»
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconРабочая программа по русскому языку (элективный курс)
Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconЭлективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов»
Элективный курс «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) для учащихся...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconЛ. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconРабочая программа по русскому языку пояснительная записка
Только изучая законы языка, и развивая свою речь, человек становится умнее, мудрее, быстрее постигает современную культуру и открытия...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconИнтернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка
Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconУчебно-тематический план по русскому языку 26 Календарно-тематическое...
Настоящая рабочая программа разработана учителями русского языка и литературы мбоу «Гимназия №1» г. Нижневартовска для реализации...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Лексика и фразеология русского языка» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск