Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов»





Скачать 226.33 Kb.
НазваниеЭлективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов»
Дата публикации04.12.2014
Размер226.33 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > История > Элективный курс




Рассмотрено на заседании ШМО учителей

Протокол № ____ от

Руководитель ШМО _______ Миронычева М.Е.

«____»________ 2013 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ с. Кировское

________ Побуранова Г.В.

«____»________ 2013 г.


УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МОУ СОШ с. Кировское

_________ Гельм Н.В.

Приказ № ___ от

«____»________ 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс

по русскому языку

«Необычные истории обычных слов»

10 класс

Бычковой Надежды Валерьевны

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) для учащихся 10 класса. В нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества.

Это системно-интегрирующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка.

Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволяют учащимся осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширить их познания в этой области:

  • лекции учителя с различными видами заданий;

  • доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися; беседы;

  • работа в больших и малых группах;

  • самостоятельная работа учащихся - наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;

  • упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);

  • чтение, исследование древнерусских текстов, их перевод;

  • самостоятельный отбор материала (запись речи окружающих, в том числе молодежного сленга, диалектной речи);

  • выборка материала из художественной литературы, его анализ;

  • чтение рекомендованной научно-популярной лингвистической литературы;

  • проведение деловых игр по типу конгрессов, научных конференций, игр «Как стать... отличником» (по типу телевизионной игры «Как стать миллионером»), практикумов.

Основными целями данного курса являются:

  • формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;

  • создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • освоить минимум основ языкознания;

  • видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения и т. д.;

  • знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма; формирование орфоэпических, лексических, грамматических и других норм языка;

  • осознать, что язык развивается по определенным законам.

ПРОГРАММА

  1. Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев) (1 часа).

Цели, задачи курса. История языка и история общества.

Язык - средство социализации человека. Работа со словом «грамота».

  1. Как жили наши предки - славяне (2 часа).

Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племен. Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне).

  1. «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И. Бунин) (2 часа).

Источники изучения языка и его истории (диалекты, памятники письменности и др.). Письмена славян дохристианского периода. Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Краткие сведения из области палеографии. Материал и орудия письма. Важнейшие памятники письменности; чтение отрывков из них на древнерусском языке.

  1. Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв) (2 часа).

Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Второе южнославянское влияние. Формирование принципов орфографии. История ее реформ. Особенности отдельных написаний. Роль этимологического анализа в работе по орфографии.

  1. Славянский алфавит и его особенности (2 часа).

Сравнение с современным алфавитом. Изменения в кириллице. Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской графики и ее реформ.

  1. Как учили грамоте на Руси (2 часа).

«Язык создал цивилизацию землян» (В. К. Журавлев).

Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ. Азбука Ивана Федорова (1574 г.). «Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям» В. Бурцева (1634 г) и др. Грамматика М. Смотрицкого (1619 г.). М. В. Ломоносов. Из истории грамматических терминов.

  1. «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...» (2 часа).

Язык «Повести временных лет...». Аналитическое наблюдение исследование текстов сборника «Повесть временных лет...».

  1. Русский язык в кругу славянских языков (2 часа).

«Общеславянский язык - прародитель славянских языков». «Языки-братья». Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи». «Из истории славянской письменности». «Первоучители

Кирилл и Мефодий». «Славянский праздник в нашей стране». «Первые книги на Руси».

9.. «Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка) (2 часа).

Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона слогового сингармонизма.

Изменения в звуковой системе, возникновение чередований (появление носовых гласных, полногласных и неполногласных сочетаний шипящих, свистящих, упрощение групп согласных, изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных за несколько столетий.

Как появились беглые гласные? (Почему в русском языке дед, а в украинском дид! Какой рифмой пользовался Пушкин? (Судьба звука, обозначенного буквой Ъ) Процесс перехода ев о. Изменение качества шипящих и ц. Появление вторично смягченных согласных. Сокращение количества гласных фонем и увеличение количества согласных.

  1. «Первородные и усыновленные слова» (Я. Козловский) (2 часа).

Самостоятельные исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.

  1. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский) (2 часа).

Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка.

Отношения между диалектами и литературным языком. Диалектологи, их роль в создании словарей местных слов. Выявление своеобразия русской речи родного края.

  1. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский)

(2 часа).

Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. Тезаурусы.

  1. Тайны имен и прозвищ (2 часа).

Антропонимия. Антропонимика. Ономастика (ономатология). Древние русские имена. Имена-характеристики. Имена-метафоры. Имена-талисманы. Знатные (княжеские) имена. Женские имена. Старые русские имена иноязычного происхождения. Происхождение отчеств. Отчества-именования. Прозвища.

  1. С какого времени начинается современный русский литературный язык? (2 часа.)

Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный язык.

  1. Что? Как? Почему? (2 часа.)

История имен существительных: почему в языке есть разносклоняемые существительные? Как изменилось распределение существительных по типам склонения? Почему у некоторых существительных в одном и том же падеже есть разные окончания (из леса - из лесу)! Хорошо ли знал Грибоедов русский язык («У вдове, у докторше крестить»)? Как обратиться к собеседнику (о звательной форме)?

История имен прилагательных: какие прилагательные возникли раньше - полные или краткие? Как появилась превосходная степень?

История имен числительных: как считали славяне в древности? (История категории числа, остатки двойственного числа в русском языке.) Почему пишем пятнадцать, но пятьдесят? (Вопросы образования, изменения, правописания, употребления числительных с существительными.)

История местоимений, или Знакомые незнакомцы: как появилось «я» в местоимениях 3-го лица? Почему местоимения 3-го лица изменяются по родам? Как возник суффикс -ся?

История глаголов: почему в русском языке существуют глаголы 1-го, 2-го спряжения и разноспрягаемые? Почему во 2-м спряжении есть 11 исключений? Почему глаголы прошедшего времени изменяются по родам? Как возникли возвратные глаголы? Какого происхождения наши современные причастия? Из чего состоят формы сослагательного наклонения?

История наречий, или Почему так трудно правильно писать наречия? Позднее оформление этой категории, незавершенность ее формирования.

Из истории предлогов, союзов, частиц (происхождение, особенности употребления, написания).

  1. Из истории русской пунктуации (2 часа).

Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века писались без промежутков между словами или делились на нерасчлененные отрезки. Первые знаки препинания показывали паузы. Точка - самый ранний знак препинания (с 80-х гг. XV в.). Появление запятой (к концу первой четверти XVI в.). Функции точки с запятой. Упорядочение знаков препинания связывают с книгопечатанием. Появление восклицательного знака («вместительного» знака, по М. Смотрицкому). Появление тире, кавычек, многоточий (конец XVIII в.). Другие наименования знаков препинания.

  1. «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» (2 часа).

Подготовка и презентация устного журнала.

  1. «Кто хочет стать... отличником?» (1 час.)

Занятие обобщающего характера.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (35 часа)

п/п

Кол- во час.

Название тем курса

Тип занятия

Формы и методы обучения

Форма контроля

Домашнее задание

Дата

план.

факт.

1


1

Вводное занятие.

«Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. Буслаев)

Беседа

Вступительное слово учителя.

Работа со словарями.

Практическая работа в группах.

Работа с текстом «Поучение Владимира Мономаха».

Составление словарной статьи к слову «грамота». Стилизация. «Слово

благодарности

древним

русичам».

Групповые задания: 1-я группа - «Общеиндоевропейский язык - основа».

2-я группа - «Праславянский язык».

3-я группа - «Возникновение общевосточнославянского ( или древнерусского) языка. Индивидуальное задание: «Почему русский язык стал национальным языком великого русского народа»

3.09




2

1

Как жили наши предки – славяне.

Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племен.

Беседа

Слово учителя о языке и его роли в жизни.

Сообщения учащихся.

Практическая работа: конкурс статей и конкурс риторов

Конкурсное написание статьи для одной из страниц устного журнала «Родной язык

в реке времени (история языка и история общества)»

Групповые задания:

  1. я группа - «Глаголические памятники».

  2. я группа - « Кирилловские памятники».

  3. я группа - Составит» «Словарь старославянских переводов».

Индивидуальное задание:

    1. Происхождение старославянского языка.

2.Азбука старославянской письменности.

10.09




3

1

Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне).


Беседа

17.09

4

1

«Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И. А. Бунин)

Беседа. Элементы исследования лексики старославянского языка

Слово учителя.

Сообщения учащихся.

Работа в группах.

Практическая работа: -работа с текстом; -обучение переводу


Перевод древних текстов. Конкурс на лучшего переводчика

Групповые задания:

  1. я группа - «Краткая история русского алфавита».

  2. я группа - «О судьбе некоторых букв: «ять», «ферт», «ижица» и др.»

  3. я группа - «Изменение начертания букв и современные их названия».

4-я группа - «Краткие сведения из истории русской графики и орфографии».

Индивидуальное задание: «О судьбе буквы ё»

24.09


1.10



5

1

Письмена славян дохристианского периода. Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси.

6

1

Развитие письма на Руси (и несколько историй из жизни букв) Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись.

Защита рефератов

Слово учителя. Конкурсные выступления учащихся.

Запись в тетрадь основных положений из сообщений учащихся.

Дискуссия по поводу выступлений.

Игра «Вопрос - ответ».

Устное выступление с использованием ключевых слов и выражений

Написать статью для детской энциклопедии «Когда буква становится словом». Подготовиться к игре «Счастливый случай» по изученной теме

15.10




7

1

Второе южнославянское влияние. Формирование принципов орфографии. История ее реформ. Особенности отдельных написаний. Роль этимологического анализа в работе по орфографии




22.10




8

1

«Счастливый случай»

Игра

Сценарий игры:

Слово капитанам команд.

«Один за всех, а все за одного».

«Счастливый случай».

«Ты - мне, я - тебе».

«Темная лошадка».

Вопрос для двух команд.

«Заморочки из бочки».

«Гонка за лидером».

Подведение итогов игры

Составление путеводителя по австралийскому континенту

Групповые задания:

1-я группа - «Школа и просвещение».

2-я группа - «История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ».

3-я группа - «Азбука И. Федорова»

  1. я группа - «"Букварь" Василия Бурцева».

5-я группа - «"Грамматика" Мелетия Смотрицкого».

6-я группа - «Ломоносов М. В. Из истории грамматических терминов»

29.10




9

1

Как учили грамоте на Руси«Язык создал цивилизацию землян» (В. К. Журавлев).

Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ.

Защита коллективного сообщения

Слово учителя.

Коллективное сообщение- выступление.

Дискуссия по поводу выступления.

Практическая работа.

Вывод по уроку с использованием ключевых слов и выражений

1. Составление словарика на тему «Язык твой - друг твой» (с использованием опорных слов). 2. Составление коллективного аналитического сообщения- выступления (на основе домашних сообщений)

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о языке «Повести временных лет». Принести книги, в которых есть содержание летописей разных жанров из сборника «Повесть временных лет...»

5.11




10

1

Азбука Ивана Федорова (1574 г.). «Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям» В. Бурцева (1634 г) и др. Грамматика М. Смотрицкого (1619 г.). М. В. Ломоносов. Из истории грамматических терминов.




12.11




11

1

«Владимир посеял книжные слова, а мы их пожинаем...» Язык «Повести временных лет...».

Практикум

Вступительное слово учителя.

Реализация домашнего индивидуального задания.

Практикум

Аналитическое (исследование) наблюдение текстов из «Повести временных лет...»

Доклады:

  1. Общеславянский язык прародитель славянских языков.

  2. Из истории славянской письменности. Первоучители Кирилл и Мефодий.

  3. Славянский праздник в нашей стране.

Сообщения:

  1. Языки-братья.

  2. Художественно-языковое совершенство древнерусской литературы. Ее создатели и авторы.

  3. Первые книги на Руси

18.11




12

1

Аналитическое наблюдение исследование текстов сборника «Повесть временных лет...».


26.11




13

1

Русский язык в кругу славянских языков

Деловая игра: конгресс

Сценарий игры:

1. Открытие конгресса. 2.Обсуждение программы.

3. Первый день работы конгресса.

Второй день работы конгресса.

Подведение итогов.

Закрытие конгресса

Написание статьи в журнал «Вести с конгресса»

Групповые задания:

1 -я группа -«Основные тенденции развития в звуковой системе русского языка».

2-я группа - «Особенности звукового строя

праславянского языка позднего периода».

3-я группа - «Изменения в звуковой системе, приведение к возникновению чередований»

3.12




14

1

«Языки-братья». Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи». «Из истории славянской письменности».










10.12




15

1

«Дыхание» истории (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка)

Занятие-

наблюдение

(исследование)

Слово учителя.

Работа в группах исследования.

Задания- исследования

Групповые задания:

1 -я группа - «Исконно русским

лексика».

  1. я группа - «Старославянизмы в лексике русского языка».

  2. я группа - «Иноязычные слова» (каждая группа составляет вопросы по своей теме для остальных групп)

17.12




16

1

Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона слогового сингармонизма.

24.12




17

1

«Первородные и усыновленные слова» (Я. Козловский)

Научная конференция

Выступление «руководителя» конференции.

Работа в группах.

Выступление докладчиков о результатах исследования.

Дискуссия по поводу выступлений.

Выступления оппонентов.

Слово членам жюри.

Анализ работы конференции.

Самостоятельные исследования в малых группах

Групповые задания: 1 -я группа - «Понятия о диалектах и диалектологии».

  1. я группа - «Диалекты русского языка»

  2. я группа - «Отношения между диалектами и литературным языком».

  3. я группа - «Диалектологи, их роль в создании словарей местных слов». (Подготовить вопросы для команд-соперниц.)

14.01




18

1

Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.













21.01




19

1

«Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский)


Беседа «За круглым столом»

Вступительное слово учителя с небольшим эвристическим

заданием.

Конкурсные сообщения с подготовленными вопросами для групп-соперниц.

Обсуждение выступлений учащихся и анализ ответов на поставленные вопросы.

Практическая работа.

Работа со словарем В. И. Даля

Составление диалектологического атласа.

Статья в устный журнал на тему «В чем заключается и проявляется своеобразие родной речи родного края?»

Индивидуальные задания: рассказы о словарях:

толковом;

словаре иностранных слов;

фразеологическом;

словаре живого великорусского языка В. И. Даля; синонимов;

антонимов; словообразовательном;

этимологическом; орфографическом. Подобрать интересные задания. Нарисовать обложку к словарям

28.01




20

1

Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка.

Отношения между диалектами и литературным языком.

4.02




21

1

«Русской речи государь по прозванию Словарь»

(Я. Козловский)

Игра

Сценарий игры:

Инсценировка заседания словарей.

Слово ведущего.

Выступления учащихся от имени словарей.

Работа со словарями в форме игры:

«Эрудит»;

«Эстафета»;

«Диктор». Дополнительно:

-«Кто больше»; -«Сходство и противоположность»

Конкурс рисунков-обложек для словарей



Статья в литературный журнал с использованием ключевых слов и выражений по теме занятия

Групповые задания:

1-я группа - «Древнерусские имена».

2-я группа - «Старые русские имена иноязычного происхождения».

3-я группа - «Имена-новинки». Индивидуальное задание- исследование на тему «Прозвища учеников нашей школы». Подготовить коллажи на тему

«Я и мое имя»

Принести текст « Слово о полку Игореве»

11.02




22

1

Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. Тезаурусы.

25.02




23

1



Тайны имен и прозвищ

Защита

рефератов и коллажей

«Я и мое имя»

Слово учителя.

Сообщения

учащихся.

Обсуждение

выступлений

учащихся.

3ащита коллажей.

Исследование смысла прозвищ учеников школы.

Практическая работа в группах.

1-Реализация индивидуального сообщения - исследования

«Прозвища учеников школы».

2-Исследование использования в тексте « Слово о полку Игореве:

1 -я группа - древнейших имен;

2-я группа - русских имен иноязычного происхождения;

3-я группа - отчеств;

4-я группа - прозвищ.

Написать статью для одной из страниц устного журнала « Вести с урока».

1-я группа - «Древнерусские имена».

2-я группа - «Русские имена иноязычного происхождения»

3-я группа - «Использование автором отчеств».

4-я группа - «Использование автором прозвищ».

4.03




24

1

Древние русские имена. Имена-характеристики. Имена-метафоры. Имена-талисманы.

Защита

рефератов и коллажей

«Я и мое имя»

11.03




25

1

С какого времени начинается современный русский литературный язык?

Лекция

1.Лекция учителя по предложенному плану с записью основных ее положений:

норма в языке;

изменение норм;

орфографические нормы; исторические изменения в лексической системе; исторические изменения в стилистике;

литературный язык.

2.Ответы учащихся с использованием плана и записей в тетрадях

Составление словарной статьи по теме занятия

Подготовиться к практикуму по изученной теме

18.03




26

1

Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный язык.

25.03




27

1

Что? Как? Почему?

Практикум

1.Учащиеся самостоятельно формируют себе карточки для практической работы

2. Проверка и анализ

выполненного задания.

Практическая работа по карточкам

Подготовиться к игре «Кто хочет стать отличником» по изученным темам курса

1.04




28

1

История имен существительных, прилагательных, местоимений

Практикум

1.Учащиеся самостоятельно формируют себе карточки для практической работы

2. Проверка и анализ

выполненного задания.

Практическая работа по карточкам




15.04




29

1

История глаголов, наречий, союзов, предлогов

Практикум

1.Учащиеся самостоятельно формируют себе карточки для практической работы

2. Проверка и анализ

выполненного задания.

Практическая работа по карточкам

Подготовиться к игре «Кто хочет стать отличником» по изученным темам курса

22.04




30

1

Из истории русской пунктуации

Лекция с элементами заданий

Лекция учителя.

Беседа по вопросам.

Викторина

Решение занимательной задачи из пособия А. И. Зарецкого

Распределить роли, назначить ответственных за презентацию устного журнала

29.04




31

1

Появление знаков препинания в русском языке.

6.05




32




Подготовка к презентации устного журнала «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)»

Устный журнал

1. Выступления учеников с подобранным материалом.

2. Распределение учащихся по группам: -авторы

-составители страниц журнала;

- рецензенты;

Конкурсное написание рекомендаций для презентации устного журнала

Распределить роли, назначить ответственных за организацию презентации

13.05




33

1

Презентация устного журнала «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)»

20.05




34

1

«Кто хочет стать отличником»

Игра

Сценарий игры:

1. Обсуждение условий игры.

2. Выбор команд.

3. Вопросы для 5 команд.

4.Дополнительные вопросы.

5. Анализ игры

Обсуждение ответов учащихся на поставленные вопросы

Подобрать вопросы к веселой викторине по пунктуации. Подготовить материал для презентации устного журнала

27.05




35

1

Резерв



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconЭлективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка
Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного...
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconРабочая программа по русскому языку указать предмет, курс, модуль
С. И. Львовой «Программа по русскому языку 5-11 классы. Основной курс» Издательство «Мнемозина», Москва 2008 г
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconРабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ»
Элективный курс предназначен для пред профильного обучения (9 классов) рассчитан на 34 часа
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса Учитель: Тризна Елена Николаевна
Минобразования России от 05. 03. 2004г. №1089, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы...
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе...
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Решение алгебраических задач геометрическим способом необычные способы решения обычных за7урок
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconМетодическая разработка учебного занятия по русскому языку на тему:...
Обучающие – выявление, обобщение и дополнение знаний учащихся о видах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы...
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока : Правописание...
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» icon«Необычные свойства обычных металлов» Маликова И. Ф
Маликова И. Ф., учитель химии высшей квалификационной категории моу сош №30 с углубленным изучением математики г. Оренбурга
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconЭлективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»
Приложение Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»/ Автор – составитель Рыбакова Н. А., учитель...
Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск