Скачать 86.53 Kb.
|
Методическая разработка учебного занятия по русскому языку на тему: «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании» Разработал преподаватель ОГБОУ СПО «БМТК» Мамаева Марина Леонидовна Белгород 2012 Тема: Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Цели занятия:
Тип занятия: объяснение нового материала. Вид занятия: урок – викторина. Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная. Методы обучения: словесный, проблемно-поисковый. Материалы и оборудование:
Межпредметные связи: связь со специальностью «Моделирование и конструирование швейных изделий». Ход занятия:
Путем случайного выбора учащиеся были распределены на 3 группы. Перед занятием они получили карточки разных цветов и должны были занять места согласно своему цвету.
- На прошлом занятии мы начали изучение раздела «Синтаксис» и получили первичные знания о синтаксических единицах: словосочетании и предложении. Ответьте мне на вопросы: - Что такое предложение? - Назовите виды предложений. - Что такое словосочетание? - Из каких компонентов состоит словосочетание? - Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
- Сегодня мы продолжим работу по разделу «Синтаксис», рассмотрим виды связи слов в словосочетании, отработаем умения определять виды связи слов в словосочетании в своих и чужих текстах. Откройте тетради, запишите тему урока: «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании».
- Итак, прежде чем мы рассмотрим виды связи слов в словосочетании, узнаем, по каким критериям еще можно охарактеризовать словосочетание. Перед вами раздаточный материал №1, в котором представлены 2 группы словосочетаний. Определите, чем первая группа словосочетаний отличается от второй? (Слайд 2) 1. Загородная прогулка, синее небо, любить музыку, интересная книга, написать изложение, встречаться изредка, уединённое место, каждый ученик, советы родителей, ясный день, кричать громко, отправить письмо, забавная девчонка. 2. Здание с белыми колоннами, старик с седой бородой, скупая на цвета природа, вкусное на вид яблоко, иметь большое желание, близкая к окончанию работа, дерзкая на язык девочка, часто применяемый в клинике, кирпичный дом на окраине, красивое платье в горошек. (Первая группа состоит из 2-х слов, а вторая из 3-х и более) Запись в тетради данных со слайда 3. - Теперь обратите внимание на раздаточный материал №2, в котором представлены 3 группы словосочетаний. Определите, чем отличаются словосочетания в группах? (Слайд 4)
(В первой группе главное слово выражено именными частями речи, во второй – глаголами, в третьей - наречиями) - В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово в словосочетаниях, они делятся на именные, глагольные и наречные. (Слайд 5) Запись в тетради данных со слайда 5. - Мы рассмотрели характеристики словосочетаний по структуре и по характеру главного слова. Теперь давайте выясним, какие же бывают виды связи слов в словосочетании, и чем они отличаются друг от друга. Перед вами опорные таблицы, заполнив которые, мы сможем дать определения видам связи слов в словосочетании. Виды связи слов в словосочетании.
(Слайд 6, 7, 8, 9) - Итак, ответьте, что такое согласование? Управление? Примыкание? Запишите в тетради определения. (Слайд 10, 11, 12)
Викторина. Задание 1. Учитель читает словосочетания, а учащиеся пытаются устно определить вид связи в словосочетаниях. Для этих целей в каждой группе есть сигнальные карточки: Согласование, Управление, Примыкание; Именное, Глагольное, Наречное. Учитывается скорость и правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает карточку соответствующего цвета. Громкий шорох (с., им.), сходить за багажом (у., гл.), горячо спорить (п., гл.), совершить прыжок (у., гл.), стало свежо (п., гл.), говорить шёпотом (п., гл), через день (не с/с), ночёвка в лесу (у., им.), рисовать карандашом (у., гл.), второй час (с., им.), светит ярче (п., гл), моя профессия (с., им), желанный гость (с., им), нарушение правил (у., им), двери закрываются (не с\с), ягоды крыжовника (у. им), ясным утром (с., им), замеченный тобою (у. гл), говори тише (п. гл), упасть навзничь (п. гл), медвежья услуга (Не с/с) Задание 2. Индивидуальная работа у доски. На учительском столе находятся задания для команд, в которых представлены словосочетания разных видов связи. Словосочетания подобраны не случайным образом, а на определенную тематику – относящиеся к будущей профессии учащихся – профессии модельера. Задания одинаковые для всех команд. Первая команда должна выбрать и записать на доске все словосочетания, связанные по типу согласование, определить какое это словосочетание по структуре и по характеру главного слова. Вторая команда должна выполнить аналогичное задание, но записать словосочетания, связанные по типу управление. Третья команда – примыкание. Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания. Учитывается время и правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает карточку соответствующего цвета. Команда, выполнившая задание первой, получает дополнительную карточку. Образец: изготовление одежды – простое, именное, управление. Выглядеть красиво, эскизы моделей, коллекции одежды, модные показы, подходить креативно, известных дизайнеров, стильный наряд, новинки сезона, мыслить творчески, чувствовать увереннее, чувство вкуса, творческое мышление, следовать моде, умение поразить, полет фантазии, новые модели, стремление воплотить, дизайн одежды, художественные способности, выглядеть стильно, повседневная одежда. Задание 3.
Каждой команде нужно составить небольшой текст на тему: «Профессия модельера – моя будущая карьера!», используя словосочетания, представленные в предыдущем задании. Первая команда использует словосочетания, связанные по типу согласование, вторая – управление, третья – примыкание. Критерии оценивания задания: 1) смысловое единство текста; 2) речевая связность и последовательность изложения; 3) богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи. Максимальное количество баллов (карточек) за сочинение – 5.
Заслушивание составленных текстов, их анализ.
1) Кроссворд. (Слайд 13) Командам задается по 3 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает карточку соответствующего цвета.
2) Выявление победившей команды и призеров. Участники команд подсчитывают заработанные карточки. Команда, у которой карточек больше, является победившей. Рефлексия. Учащиеся получают карточки со словосочетаниями разных видов, студенты должны подчеркнуть одно словосочетание каждого вида, которое наиболее полно отражает их состояние на уроке.
Составить по 5 словосочетаний каждого вида связи, выполнить их разбор. |
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по... Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» | Методическая разработка Русский язык и литература Деревнина Надежда... «Способы связи слов в словосочетании с использованием технологии критического мышления» 8 класс | ||
Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» в 8 классе учителя русского языка Сербуновой А. М | Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание.... Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» | ||
Урока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании» Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос | Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение изученного... Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | ||
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | Методическая разработка учебного занятия. Название умк школа России Сформировать навыки употребления предлогов в речи, написания раздельно от других слов | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Урок по теме «Виды словосочетаний» Цель: Формировать умение устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового... | ||
Методическая разработка открытого занятия на тему: «Порядок перевозки... Открытого учебного занятия по (пм 03) мдк 03. 01 Транспортно-экспедиционная деятельность | Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль» Гбоу спо (ссуз)«Чебаркульский профессиональный техникум». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили... | ||
Методическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова» Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока «Связь слов в словосочетании» №8 в теме «Словосочетание и предложение» | ||
Словосочетание. Связь слов в словосочетании Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 с. Большой Нимныр» муниципального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование,... |