Скачать 64.37 Kb.
|
Урок по русскому языкуТема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании». Класс: 8-й класс Школа: МКОУ «Байбинская основная общеобразовательная школа » Учитель: Исхакова Альфия Зарыповна Тип урока: повторительно - обобщающий; урок совершенствования ЗУНов Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная Метод: словесный, поисковый, творческий Цели урока: Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании; 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; 3)закрепление навыков правописания; Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Ход урока
Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели. ( Ученики вместе с учителем определяют цели урока) (слайд №2 ) Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены баллами, если работа выполнена вами без ошибок- 5 баллов, если 1 ошибка -4 балла, если 2 ошибки -3 балла , если более 3 ошибок - ставите 1 балл. Для того, чтобы систематизировать эти знания и получить наглядный образ словосочетания в системе этих знаний, я предлагаю вам представить его в виде такого ж красивого осеннего дерева, которые мы видим за нашим окном с сильной корневой системой, верхними побегами, яркими листьями. А пока у нас только корень и ствол, доработайте образ до конца. ( На доске - заготовленный рисунок дерева, учитель прикрепляет к корню табличку со словом «Словосочетание»)
Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов (Дети сигнализируют карточкой) «Солнечный день», «перед дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий» -Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы) -Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова) -Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные) (Один ученик продолжает оформляет дерево надписями «Типы словосочетания», «Именные», «Глагольные», «Наречные») -Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа). Один ученик проводит орфографическую работу на доске ( словосочетания написаны на доске) Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар. (проверка проводится с использованием слайдов №3,4,5) -Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения. (Оформление дерева надписью «Виды синтаксической связи», «Сочинительная», «Подчинительная») Из этого же текста выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях (Оформление дерева надписями «Средства связи слов», «Интонация», «Предлоги», «Союзы», «Окончание») -Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью) На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение. 1. Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное). 2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.) 3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа). 4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу). 5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова). Оформление дерева надписями «Способы подчинительной связи», «Согласование», «Управление», «Примыкание» Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа) Поздняя осень Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья. Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6) (проверка проводится при помощи слайдов № 7, 8,9,) -Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (выделяли словосочетания из текста) -Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание) -Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи? -Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями 1 группа. Из согласования в управление: Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн 2 группа Из управления в согласование Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год 3 группа Из управления в примыкание С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию - Что получили? (синонимичные словосочетания) -Для проверки уровня усвоенности материала по способам связи слов в словосочетании выполните тест: Тестирование . 1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.
2.Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»
3. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление»
4. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью « примыкание»
(тест раздается учащимся, затем передается на взаимопроверку, проверка проводится при помощи слайда №10) Сегодня на уроке мы выделяли словосочетания из текса, но словосочетания способны формироваться в предложении, а в дальнейшем -в тексте. Дома вы должны были составить текст на тему «Осень в моем городе», используя ряд предложенных вам словосочетаний. (Один учащийся читает текст, остальные анализируют его) Дом.задание: Решить синтаксическую задачу: разобрать трудные случаи управления, составить словосочетания, употребляя необходимый предлог
Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас? (анализируют листы контроля и сдаются учителю). Кто из вашей группы работал наиболее активно? Выставляются и комментируются отметки |
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание.... Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» | Методическая разработка учебного занятия по русскому языку на тему:... Обучающие – выявление, обобщение и дополнение знаний учащихся о видах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы... | ||
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение изученного... Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | Урока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании» Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос | ||
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» в 8 классе учителя русского языка Сербуновой А. М | ||
Урок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология» Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме | Урок по русскому языку во 2 классе Тема: Повторение по теме «Правописание... Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов» | ||
Руководство по усвоению учебного содержания уэ-0 Тема урока «Повторение... Конспект модульного урока по русскому языку в 9 классе по теме «Повторение изученного о бессоюзном сложном предложении» | Сорокина Ирина Алексеевна 4 класс «Предложение. Связь слов в предложении.... Цель урока: Различение предложения, словосочетания. Установление связи слов в предложении | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока «Связь слов в словосочетании» №8 в теме «Словосочетание и предложение» | Урок по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие» Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия... | ||
Методическая разработка Русский язык и литература Деревнина Надежда... «Способы связи слов в словосочетании с использованием технологии критического мышления» 8 класс | Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация... Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | ||
Урок по английскому языку в 5 классе (спецгруппа) Тема урока: “Johnny’s... Тема урока: “Johnny’s Playing Football” (повторение и обобщение грамматического материала по теме “Present Continuous”) | Урок по теме «Виды словосочетаний» Цель: Формировать умение устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового... |