Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»





Скачать 64.37 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Дата публикации06.09.2014
Размер64.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок

Урок по русскому языку


Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании».

Класс: 8-й класс

Школа: МКОУ «Байбинская основная общеобразовательная школа »

Учитель: Исхакова Альфия Зарыповна

Тип урока: повторительно - обобщающий; урок совершенствования ЗУНов

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Метод: словесный, поисковый, творческий

Цели урока:
Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,

способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3)закрепление навыков правописания;

Развивающие:

  1. развитие мышления и общеучебных навыков;

  2. развитие познавательной самостоятельности;

  3. формирование умения анализировать языковой материал;


Воспитательные:

  1. воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе


Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Карточки со словосочетаниями

  3. Раздаточный материал

  4. Листы контроля


Ход урока


  1. Оргмомент, актуализация знаний


Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.

( Ученики вместе с учителем определяют цели урока)

(слайд №2 )
Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены баллами, если работа выполнена вами без ошибок- 5 баллов, если 1 ошибка -4 балла, если 2 ошибки -3 балла , если более 3 ошибок - ставите 1 балл.

Для того, чтобы систематизировать эти знания и получить наглядный образ словосочетания в системе этих знаний, я предлагаю вам представить его в виде такого ж красивого осеннего дерева, которые мы видим за нашим окном с сильной корневой системой, верхними побегами, яркими листьями. А пока у нас только корень и ствол, доработайте образ до конца.
( На доске - заготовленный рисунок дерева, учитель прикрепляет к корню табличку со словом «Словосочетание»)


  1. Актуализация прежних знаний


Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов
(Дети сигнализируют карточкой)
«Солнечный день», «перед дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий»


-Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)

-Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)

-Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)
(Один ученик продолжает оформляет дерево надписями «Типы словосочетания», «Именные», «Глагольные», «Наречные»)
-Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа). Один ученик проводит орфографическую работу на доске

( словосочетания написаны на доске)

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

(проверка проводится с использованием слайдов №3,4,5)
-Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения.
(Оформление дерева надписью «Виды синтаксической связи», «Сочинительная», «Подчинительная»)
Из этого же текста выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях
(Оформление дерева надписями «Средства связи слов», «Интонация», «Предлоги», «Союзы», «Окончание»)
-Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью)

На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.

1. Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное).

2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.)

3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа).

4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу).

5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова).

Оформление дерева надписями «Способы подчинительной связи», «Согласование», «Управление», «Примыкание»
Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа)

Поздняя осень

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.

Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.

Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.

Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6)
(проверка проводится при помощи слайдов № 7, 8,9,)
-Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (выделяли словосочетания из текста)

-Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание)

-Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

-Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями
1 группа.

Из согласования в управление:

Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн

2 группа

Из управления в согласование

Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год

3 группа

Из управления в примыкание

С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию
- Что получили? (синонимичные словосочетания)
-Для проверки уровня усвоенности материала по способам связи слов в словосочетании выполните тест:

Тестирование .

1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.

  1. я люблю

  2. над лесом

  3. черной тучей

  4. будто по сигналу.


2.Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»

  1. бредешь по бору

  2. дробно постукивает

  3. высоченное небо

  4. впереди опустилась


3. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление»

  1. по Ставропольскому бору

  2. стесненно замирает

  3. опустилась на елочку

  4. с розовыми свечками.


4. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью « примыкание»

  1. трепетно замирает

  2. невидимый работяга

  3. взбалмошная сорока

  4. взметнулась по сигналу.


(тест раздается учащимся, затем передается на взаимопроверку, проверка проводится при помощи слайда №10)
Сегодня на уроке мы выделяли словосочетания из текса, но словосочетания способны формироваться в предложении, а в дальнейшем -в тексте. Дома вы должны были составить текст на тему «Осень в моем городе», используя ряд предложенных вам словосочетаний.
(Один учащийся читает текст, остальные анализируют его)

Дом.задание:
Решить синтаксическую задачу: разобрать трудные случаи управления, составить словосочетания, употребляя необходимый предлог


  1. Итог урока. Рефлексия.


Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас? (анализируют листы контроля и сдаются учителю). Кто из вашей группы работал наиболее активно?
Выставляются и комментируются отметки





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconУрока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание....
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconМетодическая разработка учебного занятия по русскому языку на тему:...
Обучающие – выявление, обобщение и дополнение знаний учащихся о видах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы...
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconУрок по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение изученного...
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconУрока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании»
Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconКонспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы...
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconУрок по теме «Виды связи слов в словосочетании»
Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» в 8 классе учителя русского языка Сербуновой А. М
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconУрок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология»
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconУрок по русскому языку во 2 классе Тема: Повторение по теме «Правописание...
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconРуководство по усвоению учебного содержания уэ-0 Тема урока «Повторение...
Конспект модульного урока по русскому языку в 9 классе по теме «Повторение изученного о бессоюзном сложном предложении»
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconСорокина Ирина Алексеевна 4 класс «Предложение. Связь слов в предложении....
Цель урока: Различение предложения, словосочетания. Установление связи слов в предложении
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Связь слов в словосочетании» №8 в теме «Словосочетание и предложение»
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconУрок по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие»
Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия...
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconМетодическая разработка Русский язык и литература Деревнина Надежда...
«Способы связи слов в словосочетании с использованием технологии критического мышления» 8 класс
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация...
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconУрок по английскому языку в 5 классе (спецгруппа) Тема урока: “Johnny’s...
Тема урока: “Johnny’s Playing Football” (повторение и обобщение грамматического материала по теме “Present Continuous”)
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» iconУрок по теме «Виды словосочетаний»
Цель: Формировать умение устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск