Скачать 107.19 Kb.
|
Икона Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Икона». Задачи: -формировать основы у школьников российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; - развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания. - освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; -овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; -развивать способность слушать собеседника и вести диалог; -овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях иконы; - развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Оборудование: учебник; рабочие альбомы; компьютер; презентация; репродукции картин и икон; жетоны белого цвета; карточки с отрывками из стихотворений для каждой группы; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова. Ход занятия. 1. Организационный момент. -Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. ( слайд 1) 2.Повторение изученного. В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/. -Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём? / учебник, тетрадь, …./ - А что самое главное в учебном путешествии? /знания/ -Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся! Вопросы опроса: 1.Что такое Божья благодать? 2. Кто такие святые? 3. Что значит молиться? 4. Какие бывают молитвы? Ответы: Божья благодать - действие Бога, меняющее человека. (слайд 2) Святые - люди, которые под действием Божией Благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. (слайд 3) Молиться- обращаться к Богу. (слайд 4) Виды молитв : просьба, благодарение, славословие. (слайд 5) 3. Сообщение темы. -Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы сегодня будем говорить. Попробуйте догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы. (Картины «Опять двойка», «Грачи прилетели», «Портрет Ушакова»; иконы: «Владимирская», «Сергий Радонежский», «Спас Вседержитель») / Ребятам предлагаются репродукции картин и икон/ - А теперь дайте название каждой группе. / картины, иконы/ Учитель открывает записи на доске: картины иконы - 2 человека выйдут к доске и прикрепят репродукции в соответствии с записями. картины иконы - Вы правильно распределили репродукции. - Скажите, каково же отличие картин и икон? /на картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты/ если ребята затрудняются, учитель поможет наводящими вопросами. - Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры : об иконах или картинах? /конечно об иконах/ - Проверим, откройте учебник на странице 54. Прочтите тему. / «Икона» / -Откройте тетради, запишите тему урока. (6 слайд) - Кто из вас попытается объяснить, что такое « икона» /изображение Бога, святых …… ./ - Где мы можем найти точное толкование? / в словаре/ 4. Работа со словарём. - На столе у Марковой Елены словарь: - Найдите определение. Все остальные ищут определение в учебнике. Зачитывают. Записываем в тетрадь обобщённое определение: (Слайд 7) Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым. Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь. Если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то иконы «читал» каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать», потому что они не только показывают, они и рассказывают, объясняют. Просто у икон есть свой особый язык, которым они повествуют священную историю. 5. Актуализация знаний по теме. - Ребята. Хотите узнать, почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна? -Давайте определим круг вопросов, на которые вы попробуете дать полный ответ и вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Для этого у вас на столах имеется подготовленная мною таблица с вопросами. Они же записаны на доске. (Слайд 8)
Читаем вопрос и если на него есть полный точный ответ, ставим рядом, записываем ответ во 2-ю колонку. Если ответа нет, будем его искать по ходу нашего разговора - На какой же вопрос вы можете дать ответ сразу? - «Где можно встретить иконы?» / дома, в храме/
(Слайд 8. Щелчок) Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на шестой вопрос : «Зачем нужны иконы?» / предположительный ответ : чтобы молиться./ -А что значит молиться вы уже сказали на блиц – опросе. Молиться - это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа. - Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых./ (Слайд 8. Щелчок)
-Конечно, основным местом нахождения икон является храм. Скажите, как называется самое красивое место в храме, на котором располагаются иконы. - Иконостас. - Правильно А в чём особенность расположения икон на иконостасе. - Они располагаются в определённом порядке, рядами. - На прошлом уроке мы начали знакомство с порядком расположения икон на иконостасе и узнали, что самый первый ряд называется» местным». Что это значит? - В этом ряду расположены иконы с изображением Христа, Богородицы и иконы, в честь которых построен Храм. - У нас в Храме ещё нет иконостаса, так как там идёт ремонт. Но , будем надеяться, что общими усилиями и с Божией помощью мы восстановим Храм и сможем во всей красе увидеть его величие. В нём обязательно установят иконостас и , как вы думаете, какие иконы будут украшать его первый (местный) ряд? - Иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», «Николая Чудотворца» и «Георгия Победоносца» - Ребята подготовили небольшие сообщения об этих иконах. Давайте послушаем.
-Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна; наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждых человек/. - Иконы есть и в каждом доме, где живут православные люди. - А кто знает, как называется место в доме, где располагаются иконы? - Красный угол (Святой угол». Сообщение «Красный угол в доме» Камышева Ивана (Слайд 13) 6. Дидактическая игра. -Молодцы. А теперь обратите внимание на кружочки, которые лежат у вас на столах. Они четырёх цветов. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на слайде (слайд 14) и в учебнике. Ответьте на вопрос (не вслух): какой цвет используется на иконе в качестве фона - чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, взять кружок выбранного вами цвета и прикрепите его на доску в нужный столбик: чёрный красный золотой синий /Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой./ -Молодцы! Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет - это одно из имён Бога. Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? (слайд 14) / Можно/ -Откуда исходит свет? /от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы /.-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. На какой вопрос мы нашли ответ?/ Может ли икона излучать свет?/ -Какой ответ запишем? (Слайд 15)
- Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову того, кто изображён на иконе? / Предположительно, некоторые слышали название – нимб. / - Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? (слайд 16) / на солнце/. - А что даёт солнце всему живому? /тепло, свет, уют, радость/. А как всё перечисленное назвать одним словом? /благодать/ - Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? / Знак Божией благодати/. (Слайд 17)
- Один из вопросов сегодняшнего занятия - что самое поразительное есть в иконах? Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях поэты, художники, писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем? (На листочках отпечатаны слова) Смотрю в глаза Христа, как в Океан Вселенной, Смотрю и погружаюсь вся в Гармонии покой. (слайд 18) В пустыньку он помолиться бредет;… Шапочкой ветхой прикрыв волоса, Вглубь себя он устремляет лучистые, Полные ласки душевной глаза… Леонид Денисов «Моление о чаше» / о Сергии Радонежском/ (слайд 19) На иконе глаза Божией Матери. Я смотрю в них и таю, как льдина. Это боль о земле, что погрязла в грехах. И святая любовь в этих чудных глазах. монах –святогорец. (слайд 20), За окном моим – беспроходица, В небесах – непроглядная даль, А в глазах больших Богородицы Светлой радости вижу печаль. Людмила Щербакова «Светлой печали радость», (слайд 21), - Что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов? / глаза/ . Расскажите, о чьих глазах вы прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они? - Прочтите ещё раз последний отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/ - В Библии говорится, что такие глаза Иисуса Христа, Божией Матери, Святых на иконах выражают «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./ (Слайд 22)
7. Икона понимается и используется как окно в горний мир, мир Божественного бытия. Представьте, что вы стоите у окна. Стоя перед ним, можно увидеть мир, открывающийся за окном, но можно и ничего не увидеть. Иногда, переполненные эмоциями или проблемами, мы смотрим, но не видим ни самого окна, ни того, что за ним находится. Так и с иконой. Что человек ощутит, стоя перед иконой, зависит только от него самого, его желаний, эмоций, отношения к окружающему миру, образования и воспитания. (Звучит музыка Кедров «Отче наш». Под музыку учитель рассказывает.) (Слайд 23) Самая известная икона Андрея Рублева «Троица». Давно это было: жил в монастыре икон Андрей Рублев. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Подготовил липовую доску, натянул на нее холст, покрыл смесью клея и мела, подсушил. Отполировал до зеркального блеска поверхность, Стал готовить краски: растирал природные камешки-минералы, смешивая с яичным желтком, разводил водой, Молился Андрей, и наливалась, расцветала под его кистью красками икона, наполнялась чудесным и добрым светом. Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Что это такое? - Добрые качества человека. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть. У вас на столах карточки, на которых добродетели и страсти (недобрые качества). Выберите из них добродетели и прикрепите на доску. Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука. 8. Рефлексия урока. - Понравилось ли вам путешествие в Мир православной культуры? -Почему икона для православного христианина –это святыня? -Что вы расскажите своим близким о иконе? - Молодцы, ребята! Но на все ли вопросы мы успели ответить? (Нет, остался вопрос : Когда появились первые иконы? 9. Домашнее задание - Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое сообщение) (слайд 24) |
Праздник для первоклассников «Дети—это … Кстати, ребята, вы хотите узнать, что значит «дети» для взрослых? Я приготовила несколько высказываний, которые нам прочитают... | Вопросы к экзамену канд минимума 2004 г Что такое философия, ее специфика? Соотношение философии, науки, искусства (по работе Ж. Делеза, Ф. Гваттари «Что такое философия?»).... | ||
Части слова. Фронтальная работа. Задают вопросы и отвечают на них.... Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь подарите им свои улыбки | Задачи урока: Обучающая: узнать значение и связь слов «православие»,... Ключевые понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание | ||
Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Результаты социологического опроса Цель опроса: выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблеме наркомании | ||
Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика» Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Что это такое? Эти вопросы надо сообщить о предмете или существе самое важное | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания? | Что такое мировоззрение? ... | ||
Ты и твоя семья Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и... | Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи | ||
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива | Что такое вред здоровью? Вопросы к зачету по судебной медицине для студентов стоматологического отделения лечебного факультета Сибгму |