Скачать 124.85 Kb.
|
Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко Задачи: изучить состав крови – строение, функции клеток и плазмы крови, познакомиться с группами крови; Развитие навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формирование речевой культуры умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать; Формирование специальных медицинских знаний по теме. Методы: словесно – иллюстративные; самостоятельная работа с учебником в парах сменного состава по изучению нового материала. Тип занятия: изучение нового материала с последующим закреплением. Оборудование: таблица “Кровь”, рис. учебника § 17, 18, дополнительная литература “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, иллюстрации журнала “Здоровье” (строение крови, группы крови, переливание крови). Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная Характер организации познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично – поисковый Контроль учителя: индивидуальный опрос Ход урока Класс разбит на микрогруппы по 4 ученика: 2 группы полностью скомплектованы из сильных учащихся, в 3-х группах есть сильные и среднеуспевающие школьники. Учтено желание учащихся работать вместе в одной группе. Назначены мои помощники в группах – диспетчеры. Объявляю тему занятия (уроки спаренные обязательно), ставлю задачи перед учениками: изучить состав крови, познакомиться с ее характеристиками. Знакомлю с методическим аппаратом учебника по данной теме: оглавление (какие вопросы главные рассматриваем), указатель основных терминов на буквы “К”, “П”, выполнение лабораторной работы № 2. Диспетчеры получают оценочные листы. Оценочный лист.
6 вопрос включаю в оценочные листы только двух сильных групп, на партах книги – “Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека”, микроскопы, препараты крови человека и лягушки. На доске таблица “Состав крови”, вырезки из журналов “Здоровье”: группы крови, о донорах, малокровии. В сильных группах изучение материала начинается с самоввода: диспетчер распределяет вопросы между членами группы. В остальных группах материал ввожу я: распределяю его и еще раз нацеливаю на главное. Более сложные вопросы предлагаются сильным ученикам. Каждый учащийся работает со своим вопросом: читает по учебнику, рассматривает необходимые картинки в нем, записывает в тетради свой вопрос и самое главное по данному вопросу. Далее идет обмен информации устной, письменной в парах статичных. Время работы учащихся в парах я все – таки регулирую. Прорабатывающих третий вопрос учеников я прошу составить опорную схему (они ее составляют сами). КРОВЬ – ТКАНЬ
Лабораторная работа выполняется в парах статичных. Она проходит довольно оживленно, но быстро: ребята рассматривают эритроциты человека и лягушки и отвечают на вопрос № 5 лабораторной работы № 2, зарисовывают клетки крови. Обмен информацией продолжается в сменных парах в пределах группы. Сильные учащиеся работают с дополнительной литературой “Книгой для чтения”… и медицинским справочником (болезни крови – малокровие, учебник стр. 75, справочник – гемофилия, лейкозы). Я прохожу и слушаю ответы учащихся по своим вопросам. Вижу подготовлены хорошо. Обмен информацией в пределах групп завершается, этот процесс может закончиться не одновременно (так чаще бывает, не только на этом уроке). После завершения обмена информацией в группе, я даю 5 – 7 минут на консультирование внутри группы, прошу ответить на вопросы, которые заранее выписала на доске: учебник стр. 74 вопросы 1, 3, 5; стр. 76 вопросы № 3, 5 (1); стр. 81 вопрос № 1. Стр. 74, вопросы
Стр. 76, вопросы
Стр. 81, вопросы
Вопросы, помеченные ! требуют анализа ситуации, осмысления, обобщения, выводов. Их ценность в том, что идет применение на практике теоретических знаний. Учащиеся правильно ответившие на ! вопросы помечаются в графе АКС (анализ конкретной ситуации знаком +, что очень ценно. Прошло изучение нового материала самостоятельно в статичных и парах сменного состава, закрепление. Далее идет защита ответов, индивидуальный опрос, время планирую 35 – 40 минут. Вызываю двух сильных учащихся (они сидят около меня). Вдвоем мы слушаем краткий ответ ученика по всем вопросам, второй может дополнить ответ товарища, задать ему вопросы и сам рассказывает самое главное по теме. Два ассистента стали учителями, слушают ответы товарищей в разных местах кабинета, я в это время работаю с двумя учениками аналогично. Еще два учителя готовы помогать мне. Все остальные учащиеся образуют различные вариации пар и проговаривают друг другу некоторые вопросы или весь материал. Оценки выставляются “учителями” в оценочные листы по ходу ответов учащихся. Предоставляю право на пересдачу на более высокий балл на следующем занятии. В классе 20 учеников, из них 16 успели защититься, справились с поставленной задачей. Домашнее задание:
Задачи:
Вид учебного занятия: изучение нового материала. Методы: объяснение учителя 8 – 10 минут, самостоятельная работа с учебником в парах. Формы организации деятельности учащихся: парная, индивидуальная. Ход урока Урок начинаем с изучения нового материала. Объявляется тема и задачи урока. Объяснение учителя. Вступление в тему (8 – 10 минут). Задачи: познакомиться с защитным механизмом организма, способным противостоять инфекционным болезням. Что же такое иммунитет? Когда во время эпидемии один человек заболевает, а другой нет, то говорят, что второй невосприимчив к инфекции, или иммунитет, а у первого иммунитет слабый или отсутствует вообще. Вот почему на вопрос: что такое иммунитет – чаще всего говорят: это состояние невосприимчивости организма к инфекции. Человеку пересадили чужую кожу. Что тогда? Организм стремится разрушить или отторгнуть чужеродные для него вещества. В этом проявление иммунитета. Таким образом, иммунитет – это сила, которая охраняет внутреннее постоянство организма от вторжения живых и мертвых чужеродных тел. Благодаря иммунитету ни одна эпидемия не уничтожила всего человечества. Переболевшие же люди становятся еще более стойкими к действию микробов. Возбудители болезни отступали. С ними защитные силы организма при новой встрече расправлялись легче. Что же составляет главную иммунную силу организма? Каким бывает иммунитет? Что такое вакцина, прививки, антитела? (эти вопросы записаны на доске) Итак, вы получили самое главное – понятие об иммунитете. Необходимо ответить на все остальные вопросы. Приступаем к работе самостоятельно. Объясняю порядок работы. Работаем в парах. За основу берем § 19, делим на 2 логически завершенные части. 1 ученик из пары прорабатывает статью “Иммунитет”, 2-й “Виды иммунитета”. Выполнить необходимые записи в тетради, работая с текстом статей. Обменяться информацией. После этого – собеседование с учителем. Началась самостоятельная работа учащихся по изучению своих вопросов. Затем парная устная работа, во время которой учитель проводит индивидуальный опрос 4 учащихся по предыдущей теме. После защиты ответов учитель формирует из них 2 пары по изучению темы “Иммунитет”. На индивидуальный опрос затрачено около 10 минут Этого времени достаточно для того, чтобы сильные ученики овладели темой. Предлагаю еще каждому просмотреть весь § 19 – идет самостоятельная работа, осмысливание всей темы; с чтением обязательной литературы – учебника должны справиться все. На репродуктивном уровне ученики готовы отвечать. Я напоминаю, что оценка будет выше, если ученик ответит на вопросы карточек или поработает с дополнительной литературой. Самостоятельная работа в парах продолжается с выходом на более высокий уровень обучаемости. На карточках записаны вопросы, я их раздаю парам и отдельным ученикам. Этот этап совместной деятельности учащихся предполагает образование новых вариаций пар по рекомендации учителя:
Индивидуально работают те ученики, которым я делегирую функции учителя – 5 стабильно успевающих ученика, интересующихся биологией. Они – на доверии, а я их прослушала при выступлении в парах. Вместе со мной они будут вести индивидуальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль. Задание в карточке для сильной пары: Из перечня (1 - 12) выберите правильные ответы на вопросы (1 - XIII) и зашифруйте их:
Проверить себя, оцени. Проверьте друг друга. Задание для пары сильный – слабый Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
Проверить себя по учебнику. Оценить. Проверить друг друга. Задание для моих ассистентов (троих). Решите задачу. Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц. на какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц? В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью? Обсудить ситуацию, сделать выводы. Задания для 2-х групп ассистентов: подготовить краткое сообщение о Мечникове И.И., выступить на уроке. Индивидуальное собеседование. Опрос осуществляет учитель и 5 ассистентов. У каждого учителя оценочный лист с перечнем вопросов. Опрос начинается с сильных учащихся. Форма оценочного листа
Ассистент выступает с кратким сообщением об И.И. Мечникове перед классом перед индивидуальным опросом. За 2 часа необходимо выполнить всю запланированную работу. Подведение итогов занятия. Домашнее задание: 5 - ассистенту: приготовить материал о СПИДе, написать доклад, выступить на уроке; 4 - ассистенту: изучить по данной литературе подробно жизнь и научную деятельность И.И. Мечникова, написать доклад, выступить на уроке; остальным учащимся: повторить § 17, 18, 19. |
Урок: «иммунитет» Предмет: Биология Тема: Иммунитет Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл | Интегрированный урок по информатике и биологии с использованием проектной методики в 6 классе ... | ||
Урок биологии в 8 классе. «Кровь, её состав и значение» По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированный, проблемно-поисковый | Модуль: «Кровь. Защита организма» ... | ||
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» Цель: формирование представлений о защитных свойствах организма, значении видов иммунитета | Урока по обществознанию. Учитель Цель урока : использование коллективных средств обучения (методики Ривина) на уроке обществознания | ||
А. А. Вовк Евангелие от Иоанна 8-14 Корректоры Резуненко И., Лихих И., Дьяченко И., Дьяченко М., Понамарева Л., Головко Н | Реферат по биологии на тему: «Иммунитет и проблемы современности» Одним факторов, оказывающих влияние на сохранение и укрепление здоровья, является иммунитет. На занятиях спецкурсом «Окружающая среда... | ||
Реферат Отчет 57 с., 3 ч., 8 рис., 10 табл.,109 источников, без прил... Рожденный иммунитет, иглокожие, асцидии, приобретенный иммунитет, стволовые клетки, регенерация, репарация, проточная цитометрия,... | Урок биологии на тему: «Иммунология на службе здоровья» Учитель – Присаживайтесь… Ребята, как вы думаете почему … так часто болеет? (Ответ: у нее ослабленный иммунитет) | ||
6 класс Урок 11. Раскладка выкройки юбки на ткань. Раскрой юбки цели Оборудование: подготовленная ткань для изготовления юбки, выкройки деталей юбки, ножницы, сантиметровая лента, угольник, мелок,... | Урок информатики алгебры (по темам «Работа в программе Excel» и«Социологические... ... | ||
Урока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения | Конкурс 2010 Номинация: Урок с использованием икт Урок с использованием икт проведён в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение».... | ||
Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | Методические разработки уроков по отдельным темам с использованием интерактивной доски Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе |