Муниципальное общеобразовательное учреждение
Смирновская средняя общеобразовательная школа
Шатковского района Нижегородской области
Конспект урока по биологии
в 8 классе
«Иммунитет.»
подготовила
учитель биологии
Захаренкова Наталья Ивановна
с.Смирново, 2014 г
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет». Цель: формирование представлений о защитных свойствах организма, значении видов иммунитета. Задачи: Образовательные:-раскрыть материал о защитных свойствах организма; -познакомить школьников с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «предупредительная прививка», «лечебная сыворотка», «антитела», СПИД. Развивающие:-продолжать формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать и обобщать; - вооружить учащихся умениями, необходимыми для укрепления здоровья. Воспитательные:-воспитывать потребность соблюдения санитарно – гигиенических навыков, вести здоровый образ жизни; - воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Тип урока: комбинированный. Осознание и осмысление блока новой учебной информации идет средствами мультимедийных технологий с элементами проблемного метода и самостоятельной работы. Учащиеся работают с дополнительной литературой(опережающее задание), развивается самооценка. Конспект урока по теме: «Иммунитет».
Задачи:
Образовательные:
-раскрыть материал о защитных свойствах организма;
-познакомить школьников с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «предупредительная прививка», «лечебная сыворотка», «антитела», СПИД.
Развивающие:
-продолжать формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать и обобщать;
- вооружить учащихся умениями, необходимыми для укрепления здоровья.
Воспитательные:
-воспитывать потребность соблюдения санитарно – гигиенических навыков, вести здоровый образ жизни;
- воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point "Иммунитет", CD- диск : Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс, таблица «Кровь», раздаточные карточки, оценочный лист. Тип урока: комбинированный
Методы: проблемный, рассказ с элементами беседы, работа в парах, самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщение учащегося. Оформление классной доски: основные понятия, таблица «Кровь».
План урока:
Эпидемии инфекционных заболеваний.
Защитные силы организма.
Иммунная система, органы и клетки иммунной системы.
Развитие иммунологии.
Виды иммунитета.
Факторы и заболевания, снижающие иммунитет. ХОД УРОКА:
Оргмомент. (приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места, создание рабочей атмосферы).
Ребята получают оценочный лист.( Приложение 1)
Проверка знаний.
Дополните утверждения:
Внутренняя среда организма состоит из…(крови, тканевой жидкости, лимфы).
Кровь – жидкая ткань, разновидность… (соединительной).
Клетки крови… (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).
Чем эритроцит человека отличаются от эритроцита лягушки… (формой, размером, наличием ядра).
Проверка выполнения, выставление баллов в оценочный лист. Слайд 1.
Сопоставьте два факта:
- Бывает, что человек, раненный в ногу или руку, погибает от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
-Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти.
Подумайте над этими фактами и объясните:
Почему человек без крови погибнет?
Ученик: количество крови у человека составляет примерно 5-6 литров, потеря 2/3 от этого количества приводит к неминуемой смерти. Какое значение имеет кровь в жизни организма человека?
Ученик: В организме человека кровь связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. Кровь разносит питательные вещества, полученные из пищи в органах пищеварения. Она доставляет клеткам кислород из легких, а углекислый газ, вредные отработанные вещества несет к тем органам, которые их обезвреживают или выводят из организма. Основная функция крови - транспортная.
Какие особенности строения характерны для эритроцитов, и какую функцию они выполняют?
Ученик: эритроциты – красные кровяные клетки. В капельки крови в 1 мм3 их содержится до 5 млн. окраска красных кровяных клеток, эритроцитов, зависит от содержания в них гемоглобина. Гемоглобин способен легко соединяться с кислородом и легко отдавать его. Эритроциты переносят кислород от легких ко всем органам.
Эритроциты не имеют ядра, их форма двояковогнутая, что увеличивает его полезный объем. Какие особенности характерны для лейкоцитов, и какие функции они выполняют?
Лейкоциты - белые кровяные клетки. В отличие от красных кровяных клеток они бесцветны. Лейкоциты больше по размерам и имеют ядро. Количество их в 1 мм3 крови значительно меньше и составляет 6-8 тыс. Некоторые белые кровяные клетки способны изменять свою форму и самостоятельно двигаться даже против тока крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию.
Вы много узнали о клетках крови. Что ещё характерно им, узнаем сегодня.
Изучение нового материала.
Актуализация знаний:
Инфекционные заболевания известны человечеству с давних времен. Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла ¼ часть населения- 10 млн человек. Чуму называли черной смертью. Слайд 2. Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно умирало 400 тыс человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет». Слайд 3. Еще одна информация к размышлению:
Россия- приволжский округ
Материал представлен изданием АиФ Нижний Новгород
7 февраля 2012, 14:36 (мск) Новости региона Нижегородская область В Нижнем Новгороде отмечают рост заболеваемости кори.
Одно из самых опасных заболеваний завезли в столицу Приволжья из Европы.
Во Франции ,Германии, Италии, Украине, Узбекистане ситуация уже приобрела характер эпидемии. Высокая заболеваемость отмечается в Южных регионах России – Чеченской Республике, Волгоградской области, и др. Медики опасаются распространения инфекции на центральную часть страны.
По данным управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, в регионе эпидемическая ситуация осложняется. В 2011 году в области было зарегистрировано всего 5 случаев кори. в январе 2012 – сразу 3 случая. Среди заболевших в этому году – 2 взрослых и ребенок.
В зону риска попадают все не привитые и не болевшие корью люди. Особую опасность корь представляет для детей в возрасте до года, не подлежащих прививкам по возрасту, а так же для взрослых. У последних болезнь протекает очень тяжело.
Особенно опасна корь развитием осложнений. Если у детей наиболее частые осложнения связаны с поражением дыхательных органов – пневмонией, ларингитами и ларинготрахеитами, то у взрослых может развиться поражение головного мозга и его оболочек – менингит, менингоэнцефалит, энцефалит. Нередко регистрируется воспаление нервных корешков – полиневрит. Эти заболевания могут привести к летальному исходу. Слайд 4. Постановка проблемы:
Самые страшные болезни лишали жизни одних и не поражали других. Человек заражается чаще, чем болеет, иными словами человек не всегда заболевает. Почему?
Ребята высказывают предположения.
Предлагаю разрешить проблему. Подумайте, как объяснить, что если в пробирку с кровью человека, перенесшего дифтерию, добавляли микробы дифтерии, то они погибали, а если добавляли кровь человека, не болевшего этой болезнью, этого не случалось?
Ответы обучающихся.
(слайд 5)
В нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм – это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С этими клетками связана способность нашего организма защищаться от заболеваний.
Итак , тема сегодняшнего урока «Иммунитет».
Слайд 5: Вступительное слово учителя (краткая историческая справка).
В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные взносы, постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название «мунис». В этом случае человек получал именную грамоту с приставкой «им» (не), а его самого называли «иммунисом» - освобождённым от какой – либо подати или повинности.
Попробуем сформулировать определение иммунитета. (мнения учащихся записываются на доске). Наш организм, подобно средневековой крепости, обнесенной несколькими рядами стен с башнями, держит оборону. При попытке проникновения в тело человека любого паразита, немедленно вступают защитные силы и механизмы организма. Кожа и слизистые оболочки – первый барьер на пути микроорганизмов.
На коже и слизистых оболочках здорового человека живут полезные для здоровья бактерии. Они питаются выделениями кожи и слизистых оболочек, не проникаю внутрь организма. Эти бактерии губительно действуют на болезнетворные микроорганизмы. А при ослаблении организма человека активность полезных бактерий снижается, а вредных повышается.
Если возбудитель преодолевает барьер кожи и слизистых оболочек, защитную функцию начинают выполнять стенки лимфатических и кровеносных сосудов.
Иммунитет – второй барьер на пути болезнетворных организмов.
Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества.
Иммунология – наука об иммунитете.
Иммунная система объединяет органы и клетки, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки патогены. Иммунная система распознает множество разнообразных возбудителей, от вирусов до паразитических червей, и отличает их от биомолекул клеток. Иммунная система возникла с появлением многоклеточных организмов и развивалась как фактор, способствующий их выживанию. Конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента, которым может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело , ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма.
Органы иммунной системы: костный мозг, селезенка, тимус, лимфатические узлы, миндалины. Слайд 6-8. Какие виды иммунитета существуют?
Самостоятельная работа со статьей учебника, стр. 137, 2 абзац. Задание: прочтите, составьте схемы видов иммунитета. Проверка. Слайд 9.
Вопрос о родителях?(Давалось задание: выяснить, как родители относятся к прививкам) Рассказ учащегося: Слайд 10.
С демонстрацией получения прививки против натуральной оспы Э. Дженнером. Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823).
Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из этих пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело не в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента пояление антител, нейтрализующих вирус черной оспы. К сожалению, Э. Дженнер никогда не пытался объяснить ,почему вакцина вызывает иммунитет.
Слайды 11-15.
Работа иммунной системы.
Проникновение «чужого».
Распознавание «свой», «чужой» лимфоцитами.
Уничтожение антигена
Образование антител и «запоминание» антигена. Слайд 11.
Механизм иммунитета Иммунитет
/ \
Клеточный Гуморальный
| |
Фагоциты Антитела Клеточный иммунитет был открыт И. И. Мечниковы, а гуморальный – П. Эрлихом.
Слайд 11-15. Рассказ учащегося с демонстрацией слайда. Большой вклад в изучение иммунитета внес русский ученый И. И. Мечников. В 1882 г. он открывает механизм клеточного иммунитета, за что в 1908 получает нобелевскую премию. С юных лет увлекался Илья Мечников биологией. Удивительно одаренный от природы, с выдающимися способностями, он в 14 лет поступил в Одесский университет и вскоре, проявив себя незаурядным исследователем, блестяще закончил его. В 18 лет Мечников напечатал первую научную работу, а в 22 года получил ученую степень магистра зоологии и звание доцента в Харьковском университете. Через год он защитил докторскую диссертацию. Вводится понятие фагоцитоз и демонстрируется к/фрагмент «Фагоцитоз» CD- диск: Уроки биологии Кирилла и Мефодия. -движение лейкоцитов (3)
-фагоцитоз (6)
-воспаление иммунная реакция организма(7)
- Т-лимфоциты (9) Самостоятельная работа в парах. Задание:
В иммунитете участвуют лейкоциты. Различают несколько разновидностей лейкоцитов: фагоциты (макрофаги), лимфоциты: Т- лейкоциты, В-лейкоциты и другие.
Работа учащихся (в парах) со справочным материалом по знакомству с видами лейкоцитов и их ролью в иммунных реакциях организма и заполнение таблицы «Виды лейкоцитов» в тетради (Приложение 2). Справочный материал: фагоциты –клетки, поглощающие и переваривающие чужеродные тела, попавшие в организм человека. Способны образовывать ложноножки передвигаться. Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания чужеродных тел.
Антитела – белки, обеззараживающие чужеродные тела.
Лимфоциты – определенный вид лейкоцитов, которые вырабатывают антитела.
Различают Т- лимфоциты и В – лимфоциты. В – лимфоциты продуцируют антитела, Т- лимфоциты обладают памятью, могут помнить антигены и образуют антитела. Собирают клетки на борьбу с антигеном.
Воспалительная реакция – процесс разрушения фагоцитов, в результате проникновения в организм чужеродных тел, сопровождающаяся отеком, повышением температуры, покраснением пораженного участка.
Слайд 16. Так что же такое иммунитет? Давайте попробуем еще раз сформулировать определение.
Сравнение с ответами, которые дали в начале урока.
Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.
Определение иммунитета : иммунитет- способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.(запись в тетради)..
Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета:
СПИД. Рассказ с элементами беседы о профилактике заболевания.
- что вы знаете о СПИДе?
- как уберечься от заражения СПИДом?
-как вы думаете, существует ли иммунитет против СПИДа?
Слайд 17-19. Выводы о значении иммунитета в поддержании здоровья человека.
- от проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры.
-внутренний механизм защиты – иммунитет.
-в формировании иммунитета принимают участие белые клетки крови – лейкоциты, строение и функции которых разнообразны.
- в ходе эволюции у высших позвоночных животных и человека возникла иммунная система.
IV. Закрепление знаний.
Выполните задание
Ковбой.
- здравствуйте, я ковбой Джо. Меня приглашают мои друзья Хью и Билл на разработки в Брэгвилл. Но я боюсь туда ехать, так как там свирепствует оспа. Билл объясняет, что ему оспа не страшна, так как он переболел ей в детстве. И Хью не боится туда ехать, так как пережил уже не одну эпидемию и ни разу не болел.
-подскажите, что мне надо сделать, не хочется упускать большие деньги
-определите, какой иммунитет у Билла, а какой у Хью.
2. Выполните тест. Вариант 1.
Антитела выделяют:
а) эпителиальные клетки;
б) лимфоциты;
в)эритроциты.
2. какой иммунитет передается от родителей по наследству:
а) естественный;
б) искусственный.
3. всегда ли человек заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий:
а) да
б) нет.
4.кто открыл клеточный иммунитет и за это получил Нобелевскую премию в 1908г. :
а) И. И. Мечников
б) Л. Пастер
в) Э. Дженнер.
Вариант 2.
Вакцина – это:
а) культура микробов
б) культура ослабленных микробов
2. первую прививку от оспы сделал:
а) Э. Дженнер
б) И. И. Мечников
в) Л. Пастер
3. клетки – фагоциты это:
а) клетки – «пожиратели»
б) клетки переносящие кислород.
4. если человек заразился инфекцией , что необходимо сделать:
а) ввести вакцину
б) ввести сыворотку.
Ключ слайд 20 V. Домашнее задание: Слайд 21
Стр. 136-137, Р. Т. Стр. 77, задание 116,117.
Дифференцированное задание: как повысить иммунитет. Подготовить сообщения.
Сделать буклеты по профилактике различных заболеваний.
VI. Подведение итогов, выставление оценок. Слайд 22 |