Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет»





Скачать 130.65 Kb.
НазваниеУрок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет»
Дата публикации02.07.2014
Размер130.65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Смирновская средняя общеобразовательная школа

Шатковского района Нижегородской области

Конспект урока по биологии

в 8 классе

«Иммунитет.»

подготовила

учитель биологии

Захаренкова Наталья Ивановна

с.Смирново, 2014 г


Урок по биологии (8 класс)

Тема: «Иммунитет».

Цель: формирование представлений о защитных свойствах организма, значении видов иммунитета.

Задачи:

Образовательные:

-раскрыть материал о защитных свойствах организма;

-познакомить школьников с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «предупредительная прививка», «лечебная сыворотка», «антитела», СПИД.

Развивающие:

-продолжать формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать и обобщать;

- вооружить учащихся умениями, необходимыми для укрепления здоровья.

Воспитательные:

-воспитывать потребность соблюдения санитарно – гигиенических навыков, вести здоровый образ жизни;

- воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.
Осознание и осмысление блока новой учебной информации идет средствами мультимедийных технологий с элементами проблемного метода и самостоятельной работы.

Учащиеся работают с дополнительной литературой(опережающее задание), развивается самооценка.

Конспект урока по теме: «Иммунитет».

Задачи:

Образовательные:

-раскрыть материал о защитных свойствах организма;

-познакомить школьников с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «предупредительная прививка», «лечебная сыворотка», «антитела», СПИД.

Развивающие:

-продолжать формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать и обобщать;

- вооружить учащихся умениями, необходимыми для укрепления здоровья.

Воспитательные:

-воспитывать потребность соблюдения санитарно – гигиенических навыков, вести здоровый образ жизни;

- воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point "Иммунитет", CD- диск : Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс, таблица «Кровь», раздаточные карточки, оценочный лист.
Тип урока: комбинированный

Методы: проблемный, рассказ с элементами беседы, работа в парах, самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщение учащегося.
Оформление классной доски: основные понятия, таблица «Кровь».

План урока:

Эпидемии инфекционных заболеваний.

Защитные силы организма.

Иммунная система, органы и клетки иммунной системы.

Развитие иммунологии.

Виды иммунитета.

Факторы и заболевания, снижающие иммунитет.
ХОД УРОКА:

Оргмомент. (приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места, создание рабочей атмосферы).

Ребята получают оценочный лист.( Приложение 1)

Проверка знаний.

Дополните утверждения:

Внутренняя среда организма состоит из…(крови, тканевой жидкости, лимфы).

Кровь – жидкая ткань, разновидность… (соединительной).

Клетки крови… (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).

Чем эритроцит человека отличаются от эритроцита лягушки… (формой, размером, наличием ядра).

Проверка выполнения, выставление баллов в оценочный лист. Слайд 1.

Сопоставьте два факта:

- Бывает, что человек, раненный в ногу или руку, погибает от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.

-Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти.

Подумайте над этими фактами и объясните:

Почему человек без крови погибнет?

Ученик: количество крови у человека составляет примерно 5-6 литров, потеря 2/3 от этого количества приводит к неминуемой смерти.
Какое значение имеет кровь в жизни организма человека?

Ученик: В организме человека кровь связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. Кровь разносит питательные вещества, полученные из пищи в органах пищеварения. Она доставляет клеткам кислород из легких, а углекислый газ, вредные отработанные вещества несет к тем органам, которые их обезвреживают или выводят из организма. Основная функция крови - транспортная.

Какие особенности строения характерны для эритроцитов, и какую функцию они выполняют?

Ученик: эритроциты – красные кровяные клетки. В капельки крови в 1 мм3 их содержится до 5 млн. окраска красных кровяных клеток, эритроцитов, зависит от содержания в них гемоглобина. Гемоглобин способен легко соединяться с кислородом и легко отдавать его. Эритроциты переносят кислород от легких ко всем органам.

Эритроциты не имеют ядра, их форма двояковогнутая, что увеличивает его полезный объем.
Какие особенности характерны для лейкоцитов, и какие функции они выполняют?

Лейкоциты - белые кровяные клетки. В отличие от красных кровяных клеток они бесцветны. Лейкоциты больше по размерам и имеют ядро. Количество их в 1 мм3 крови значительно меньше и составляет 6-8 тыс. Некоторые белые кровяные клетки способны изменять свою форму и самостоятельно двигаться даже против тока крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию.

Вы много узнали о клетках крови. Что ещё характерно им, узнаем сегодня.

Изучение нового материала.

Актуализация знаний:

Инфекционные заболевания известны человечеству с давних времен.
Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла ¼ часть населения- 10 млн человек. Чуму называли черной смертью. Слайд 2.
Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно умирало 400 тыс человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет». Слайд 3.
Еще одна информация к размышлению:

Россия- приволжский округ

Материал представлен изданием АиФ Нижний Новгород

7 февраля 2012, 14:36 (мск) Новости региона Нижегородская область
В Нижнем Новгороде отмечают рост заболеваемости кори.

Одно из самых опасных заболеваний завезли в столицу Приволжья из Европы.

Во Франции ,Германии, Италии, Украине, Узбекистане ситуация уже приобрела характер эпидемии. Высокая заболеваемость отмечается в Южных регионах России – Чеченской Республике, Волгоградской области, и др. Медики опасаются распространения инфекции на центральную часть страны.

По данным управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, в регионе эпидемическая ситуация осложняется. В 2011 году в области было зарегистрировано всего 5 случаев кори. в январе 2012 – сразу 3 случая. Среди заболевших в этому году – 2 взрослых и ребенок.

В зону риска попадают все не привитые и не болевшие корью люди. Особую опасность корь представляет для детей в возрасте до года, не подлежащих прививкам по возрасту, а так же для взрослых. У последних болезнь протекает очень тяжело.

Особенно опасна корь развитием осложнений. Если у детей наиболее частые осложнения связаны с поражением дыхательных органов – пневмонией, ларингитами и ларинготрахеитами, то у взрослых может развиться поражение головного мозга и его оболочек – менингит, менингоэнцефалит, энцефалит. Нередко регистрируется воспаление нервных корешков – полиневрит. Эти заболевания могут привести к летальному исходу. Слайд 4.
Постановка проблемы:

Самые страшные болезни лишали жизни одних и не поражали других. Человек заражается чаще, чем болеет, иными словами человек не всегда заболевает. Почему?

Ребята высказывают предположения.

Предлагаю разрешить проблему. Подумайте, как объяснить, что если в пробирку с кровью человека, перенесшего дифтерию, добавляли микробы дифтерии, то они погибали, а если добавляли кровь человека, не болевшего этой болезнью, этого не случалось?

Ответы обучающихся.

(слайд 5)

В нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм – это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С этими клетками связана способность нашего организма защищаться от заболеваний.

Итак , тема сегодняшнего урока «Иммунитет».

Слайд 5: Вступительное слово учителя (краткая историческая справка).

В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные взносы, постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название «мунис». В этом случае человек получал именную грамоту с приставкой «им» (не), а его самого называли «иммунисом» - освобождённым от какой – либо подати или повинности.

Попробуем сформулировать определение иммунитета. (мнения учащихся записываются на доске).
Наш организм, подобно средневековой крепости, обнесенной несколькими рядами стен с башнями, держит оборону. При попытке проникновения в тело человека любого паразита, немедленно вступают защитные силы и механизмы организма.
Кожа и слизистые оболочки – первый барьер на пути микроорганизмов.

На коже и слизистых оболочках здорового человека живут полезные для здоровья бактерии. Они питаются выделениями кожи и слизистых оболочек, не проникаю внутрь организма. Эти бактерии губительно действуют на болезнетворные микроорганизмы. А при ослаблении организма человека активность полезных бактерий снижается, а вредных повышается.

Если возбудитель преодолевает барьер кожи и слизистых оболочек, защитную функцию начинают выполнять стенки лимфатических и кровеносных сосудов.

Иммунитет – второй барьер на пути болезнетворных организмов.

Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества.

Иммунология – наука об иммунитете.

Иммунная система объединяет органы и клетки, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки патогены. Иммунная система распознает множество разнообразных возбудителей, от вирусов до паразитических червей, и отличает их от биомолекул клеток. Иммунная система возникла с появлением многоклеточных организмов и развивалась как фактор, способствующий их выживанию. Конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента, которым может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело , ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма.

Органы иммунной системы: костный мозг, селезенка, тимус, лимфатические узлы, миндалины. Слайд 6-8.
Какие виды иммунитета существуют?

Самостоятельная работа со статьей учебника, стр. 137, 2 абзац. Задание: прочтите, составьте схемы видов иммунитета. Проверка. Слайд 9.

Вопрос о родителях?(Давалось задание: выяснить, как родители относятся к прививкам)
Рассказ учащегося: Слайд 10.

С демонстрацией получения прививки против натуральной оспы Э. Дженнером. Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823).

Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из этих пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело не в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента пояление антител, нейтрализующих вирус черной оспы. К сожалению, Э. Дженнер никогда не пытался объяснить ,почему вакцина вызывает иммунитет.

Слайды 11-15.

Работа иммунной системы.

Проникновение «чужого».

Распознавание «свой», «чужой» лимфоцитами.

Уничтожение антигена

Образование антител и «запоминание» антигена. Слайд 11.

Механизм иммунитета
Иммунитет

/ \

Клеточный Гуморальный

| |

Фагоциты Антитела
Клеточный иммунитет был открыт И. И. Мечниковы, а гуморальный – П. Эрлихом.

Слайд 11-15.
Рассказ учащегося с демонстрацией слайда. Большой вклад в изучение иммунитета внес русский ученый И. И. Мечников. В 1882 г. он открывает механизм клеточного иммунитета, за что в 1908 получает нобелевскую премию. С юных лет увлекался Илья Мечников биологией. Удивительно одаренный от природы, с выдающимися способностями, он в 14 лет поступил в Одесский университет и вскоре, проявив себя незаурядным исследователем, блестяще закончил его. В 18 лет Мечников напечатал первую научную работу, а в 22 года получил ученую степень магистра зоологии и звание доцента в Харьковском университете. Через год он защитил докторскую диссертацию.
Вводится понятие фагоцитоз и демонстрируется к/фрагмент «Фагоцитоз» CD- диск: Уроки биологии Кирилла и Мефодия.
-движение лейкоцитов (3)

-фагоцитоз (6)

-воспаление иммунная реакция организма(7)

- Т-лимфоциты (9)
Самостоятельная работа в парах. Задание:

В иммунитете участвуют лейкоциты. Различают несколько разновидностей лейкоцитов: фагоциты (макрофаги), лимфоциты: Т- лейкоциты, В-лейкоциты и другие.

Работа учащихся (в парах) со справочным материалом по знакомству с видами лейкоцитов и их ролью в иммунных реакциях организма и заполнение таблицы «Виды лейкоцитов» в тетради (Приложение 2).
Справочный материал: фагоциты –клетки, поглощающие и переваривающие чужеродные тела, попавшие в организм человека. Способны образовывать ложноножки передвигаться. Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания чужеродных тел.

Антитела – белки, обеззараживающие чужеродные тела.

Лимфоциты – определенный вид лейкоцитов, которые вырабатывают антитела.

Различают Т- лимфоциты и В – лимфоциты. В – лимфоциты продуцируют антитела, Т- лимфоциты обладают памятью, могут помнить антигены и образуют антитела. Собирают клетки на борьбу с антигеном.

Воспалительная реакция – процесс разрушения фагоцитов, в результате проникновения в организм чужеродных тел, сопровождающаяся отеком, повышением температуры, покраснением пораженного участка.

Слайд 16.
Так что же такое иммунитет? Давайте попробуем еще раз сформулировать определение.

Сравнение с ответами, которые дали в начале урока.

Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.

Определение иммунитета : иммунитет- способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.(запись в тетради)..

Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета:

СПИД. Рассказ с элементами беседы о профилактике заболевания.

- что вы знаете о СПИДе?

- как уберечься от заражения СПИДом?

-как вы думаете, существует ли иммунитет против СПИДа?

Слайд 17-19.
Выводы о значении иммунитета в поддержании здоровья человека.

- от проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры.

-внутренний механизм защиты – иммунитет.

-в формировании иммунитета принимают участие белые клетки крови – лейкоциты, строение и функции которых разнообразны.

- в ходе эволюции у высших позвоночных животных и человека возникла иммунная система.

IV. Закрепление знаний.

  1. Выполните задание

Ковбой.

- здравствуйте, я ковбой Джо. Меня приглашают мои друзья Хью и Билл на разработки в Брэгвилл. Но я боюсь туда ехать, так как там свирепствует оспа. Билл объясняет, что ему оспа не страшна, так как он переболел ей в детстве. И Хью не боится туда ехать, так как пережил уже не одну эпидемию и ни разу не болел.

-подскажите, что мне надо сделать, не хочется упускать большие деньги

-определите, какой иммунитет у Билла, а какой у Хью.

2. Выполните тест.
Вариант 1.

  1. Антитела выделяют:

а) эпителиальные клетки;

б) лимфоциты;

в)эритроциты.

2. какой иммунитет передается от родителей по наследству:

а) естественный;

б) искусственный.

3. всегда ли человек заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий:

а) да

б) нет.

4.кто открыл клеточный иммунитет и за это получил Нобелевскую премию в 1908г. :

а) И. И. Мечников

б) Л. Пастер

в) Э. Дженнер.

Вариант 2.

  1. Вакцина – это:

а) культура микробов

б) культура ослабленных микробов

2. первую прививку от оспы сделал:

а) Э. Дженнер

б) И. И. Мечников

в) Л. Пастер

3. клетки – фагоциты это:

а) клетки – «пожиратели»

б) клетки переносящие кислород.

4. если человек заразился инфекцией , что необходимо сделать:

а) ввести вакцину

б) ввести сыворотку.

Ключ слайд 20
V. Домашнее задание: Слайд 21

Стр. 136-137, Р. Т. Стр. 77, задание 116,117.

Дифференцированное задание: как повысить иммунитет. Подготовить сообщения.

Сделать буклеты по профилактике различных заболеваний.

VI. Подведение итогов, выставление оценок. Слайд 22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок: «иммунитет» Предмет: Биология Тема: Иммунитет
Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь жидкая ткань", "Иммунитет"...
...
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconРеферат по биологии на тему: «Иммунитет и проблемы современности»
Одним факторов, оказывающих влияние на сохранение и укрепление здоровья, является иммунитет. На занятиях спецкурсом «Окружающая среда...
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconРеферат Отчет 57 с., 3 ч., 8 рис., 10 табл.,109 источников, без прил...
Рожденный иммунитет, иглокожие, асцидии, приобретенный иммунитет, стволовые клетки, регенерация, репарация, проточная цитометрия,...
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок биологии на тему: «Иммунология на службе здоровья»
Учитель – Присаживайтесь… Ребята, как вы думаете почему … так часто болеет? (Ответ: у нее ослабленный иммунитет)
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок биологии. 12 класс Тема. Биосинтез белка
Методическое обеспечение: таблицы по общей биологии Строение живой клетки, дидактический материал для проведения групповой работы,...
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок изучение новой темы с использованием икт. Тема: «Заболевания почек»
Пк с мультимедийным проектором, мультимедийное пособие нового образца по биологии «Физиология и анатомия 9 класс». Издательство «Просвещение...
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок биологии 7 класс: Подцарство Простейшие. Урок Тип Саркодовые...
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок биологии, 6 класс Тема урока
Цель: Формирование знаний учащихся о видах корней, типах корневых систем, функций корня в растении
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок по биологии 11 класс Учитель Шищенко Г. В. 2009 г. Тема
Оборудование: таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Гигиена питания», «Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»; электронное...
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок-портфолио по биологии 8 класс
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки, гранат, яблоко, гематоген, изюм, хурма, черный ящик, мультимедийное пособие...
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач»
Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов...
Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconУрока биологии 5 класс Тема : «Вода как среда жизни организма»
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвертым в изучении главы 1 «Разнообразие живых организмов....
Урок по биологии (8 класс) Тема: «Иммунитет» iconКонспект урока по биологии 8 класс Тема урока: «Строение и работа...
Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск