Скачать 78.26 Kb.
|
План-конспект урока по биологии 8 класс Тема урока: «Строение и работа сердца» Великая Л.А., учитель биологии МОУ « СОШ№2» р/ п Самойловка, Саратовской обл. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление) Задачи урока: 1. раскрыть связь строения сердца с его функцией; 2. дать понятие о сердечном цикле, симпатической и парасимпатической системах, автоматизме сердца; 3. показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной регуляции. Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер, мультимедийное учебное издание «Биология. Человек» 8 класс, 4 часть. Требования к уровню подготовки обучающихся: 1. называть: а) особенности организма человека – органы кровеносной системы; б) признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца. 2. распознавать и описывать на таблицах: а) систему органов кровообращения; б) органы кровеносной системы. 3. описывать сущность биологического процесса: работу сердца. 4. характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы. 5. устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. Ход урока I. Организационный момент II. Стадия вызова. Актуализация опорных знаний. Цель: определить уровень исходных знаний. 1. Выполните тест (индивидуальная работа) 1. Сердце позвоночных расположено: а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева, в) в грудной полости справа 2. Сердце образовано: а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью. 3. Сердце млекопитающих животных: а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное. 4. Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры. 5. Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге. 6. Усиливает работу сердца: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин. 2. Проверьте правильность выполнения теста по ключу 3. Оцените свою работу 6 правильных ответов - 5 баллов; 5 правильных ответов - 4 балла; 3-4 - 3 балла; менее 3 - 2 балла. Ключ к тесту: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а. III. Стадия осмысления Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца». «К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них». Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце. Итак, тема нашего урока сегодня …. Давайте её сформулируем вместе и запишем в тетрадь. А сейчас послушайте, как пишет о сердце поэт Р. Гамзатов. “Прости меня, сердце мое” - Тебя я помучил немало, Как вспомню, ни ночи, ни дня. Со мной ты покоя не знало, Прости, мое сердце, меня. Как плетью, ах, будь я неладен, Твое подгонял колотье. За то, что я был беспощаден, Прости меня, сердце мое. За то, что железным ты мнилось, И мог подставлять под копье Тебя я, безумью на милость, Прости меня, сердце мое. Кружит, как над полем сраженья Порой над тобой воронье. За подвиги долготерпенья, Прости меня, сердце мое. Вопрос: Что, вы бы хотели узнать об этом органе? Пожалуйста, ваши предложения и пожелания. Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство. За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь. Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология. Вопрос: Назовите органы кровеносной системы. Работа в группах. А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения сердца разных представителей типа Хордовых. Возьмите разборную модель сердца. Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного. 1 группа – рыбы, 2 группа – земноводные, 3 группа – пресмыкающиеся, 4 группа – птицы, млекопитающие. Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности. Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом. Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце. Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии. Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца. Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом. Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения вы познакомитесь в ходе самостоятельной работы с текстом учебника стр.111-112. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы. Работу выполняем в парах. Учебно-тематическая карта 1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью модели торса. Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца? Куда она обращена? 2. Определите размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (стр.112). 3. Определите правую и левую половины сердца. 4. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение? 5. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом? 6. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их. 7. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют? 8. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция? 9. Сделайте вывод: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией? 11. Проверьте свои знания, выполнив задание 2-3, работа №26 в рабочей тетради. Видеофрагмент «Работа клапанов сердца» (2 мин.) Прежде чем, вы будете выполнять задания, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент о работе клапанов сердца. Мы с вами уже говорили, что наше сердце неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что половину жизни оно отдыхает. Когда же это происходит? Ведь мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, а значит, прекращается и жизнь. Наше сердце ритмически сокращается и расслабляется. Фазы сердечного цикла 1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек. 2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), а из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения) 0,3 сек. 3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца. Во время этой фазы полулунные клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны. Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек., а весь сердечный цикл – 0,8 с. Давайте посмотрим внимательно видеофрагмент сердечный цикл. Но было бы ошибочно думать, что сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма. Регуляция сердечных сокращений осуществляется двумя способами: нервным и гуморальным. От ц.н.с. к сердцу подходят два нерва: парасимпатический (блуждающий) и симпатический. Парасимпатический нерв замедляет работу сердца, а симпатический её ускоряет. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды (просмотр фрагмента «Нервная регуляция работы сердца»). На работу сердца оказывают влияние также биологически активные вещества, органические и минеральные. Адреналин (гормон надпочечников), глюкагон (гормон поджелудочной железы), тироксин (гормон щитовидной железы), ионы Са ускоряют работу сердца, а ионы К, ацетилхолин замедляют и ослабляют сердечную деятельность. Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а её расслабление вызывается действием 7 гормонов. IV. Стадия размышления и рефлексии. А теперь, используя знания полученные сегодня на уроке, давайте выполним следующие задания: 1. фазы сердечного цикла (интерактивное задание на диске). 2. тест с пропущенными терминами Вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось? Какие выводы сделали? И в заключение урока, я хочу вам раздать небольшие памятки «Здоровое сердце». Программа «Здоровое сердце» • Не пить и не курить • Выделять достаточно времени для сна. Сон - основа здорового сердца • Не позволять никому оказывать на себя давление • Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать! • Есть медленно и тщательно пережевывать пищу • Регулярно заниматься физическими упражнениями • Приобретать хорошие привычки • Избегать искусственных стимуляторов - кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, - это неправда! • Ходить! Дышать глубоко... И ходить, ходить, ходить. • Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи, • Не употреблять консервированные заменители сахара. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым и работоспособным. Оценка работы школьников. Домашнее задание пар.22, вопросы 1-5 стр. 114, составить синквейн «сердце». Всем спасибо за урок! |
Конспект урока по биологии 8 класс «строение и работа сердца» Цель урока: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов | Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала | ||
Уроку Бельцевой, учителя биологии моу «Луговецкая сош». Тема урока... Вид урока – проблемно – исследовательский урок с выполнением лабораторной работы | Методическая разработка урока с мультимедийным приложением Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | ||
Литература по микробиологии. Ход урока Организация класса Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Жукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская... Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» | ||
Конспект урока строение и работа сердца. Круги кровообращения (Тема... Базовый учебник: Биология. Человека. 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин 3-е.,стереотип.... | Конспект урока «окружающий мир» Учитель: Воронина Марина Геннадьевна... Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о жизни диких и домашних животных | ||
Конспект урока биологии 10 класс Учитель: Полиектова Е. Ф. Тема:... Оборудование: компьютер, макет челюсти, плакаты «Строение зуба», «Развитие кариеса». Зеркала (индивидуальные), карточки для практических... | Автор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | ||
Конспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение.... Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Урок: «иммунитет» Предмет: Биология Тема: Иммунитет Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл | ||
Характеристика биотехнологических производств и их влияния на природную окружающую среду Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Тема урока: «Многообразие земноводных» Из опыта учитель химии и биологии моу сош №13г. Егорьевска Московской области Беляевой Е. А | ||
Конспект урока «Цветок и плод» фио юсова Светлана Леонидовна Место... Цель урока: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов | Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение.... «Биология. Человек.»8 класс, автор Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.(под редакцией Пономарёвой Н. И.) |