Педагогическая интернет-олимпиада
«Учитель XXI века»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
Царство бактерии.
Прокариоты или жители микромира
Тема
Как стать исследователем
7 класс
Проект преподавателя биологии и информатики и ИКТ
Бабушкиной Т.В.
КОНСПЕКТ УРОКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР (ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ) Класс: 7
Тема: Как стать исследователем
Имя урока: Царство БАКТЕРИИ. Прокариоты или жители микромира
Продолжение учебного занятия: 40 минут
Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала, практическая работа.
Цели и задачи учебного занятия: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактериальных клеток
продолжить работу по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
формулировать свои мысли и высказывать их вслух, развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся;
развивать коммуникационную компетентность у учащихся;
развивать внимание, мышление учащихся при решении логических задач;
способствовать формированию представления у учащихся мировоззренческих понятий о происхождении жизни на Земле
. создавать условия для полноценного межученического диалога;
повышать мотивацию учащихся путем использования решения задач;
формировать творческий подход к решению задач, четкости и организованности, умение оценивать свою деятельность;
воспитать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
формировать навыки самоорганизации и инициативы.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер; биологическая лаборатория (штатив для пробирок, спиртовка, держатель, молоко, пробирки, ватные пробки), средства пожаротушения и аптечка.
Дидактические материалы: карточки с вопросами д/з, инструкции и задания для проведения практической лабораторной работы, инструкция по ТБ; учебник, презентация.
Технологии:
ИКТ,
технология деятельностного метода,
технология проблемного обучения,
личностно-ориентированная,
здоровьесберегающая технология.
Методы и приемы:
словесный – закрепление теоретических знаний;
наглядный – развивать наблюдательность, внимание, интерес;
практический – развитие практических умений.
Ход учебного занятия I этап учебного занятия: приветствие, мотивация к учебной деятельности, раскрытие темы
| Цель
| Задачи
| Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала
| Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся для беседы
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь.
Цель урока – познакомиться с необычными живыми организмами. Они – жители МИКРОМИРА! Они – БАКТЕРИИ!
| Здороваются с учителем, садятся.
Начинают слушать учителя
| II этап учебного занятия: постановка цели задач урока
| Цель
| Задачи
| В непринужденной форме определить тему урока.
| Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| (Слайд 1 - 2) Слово учителя: Сегодня нам предстоит большая работа – познакомиться с особенностями строения, жизнедеятельностью, многообразием, особенностями размножения и значением бактериальных клеток.
В ходе урока приготовьтесь заполнять таблицы и схемы, а тек же нам необходимо выполнить небольшую практическую работу.
|
Учащиеся слушают учителя, смотрят слайды презентации
| III этап учебного занятия: изучение нового материала
| Цель
| Задачи
| Ознакомить учащихся с основной темой урока
| Узнать сведения о вреде алкоголя, его разрушительном действии, развить творческие способности учащихся
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| (Слайд 3 - 4) Слово учителя: Итак, какое строение имеет бактериальная клетка? Именно на этот вопрос нам и надо будет получить ответ! (рассказ учителя с использованием слайдов об особенностях строения бактериальной клетки и ее отличиях (по строению) от эукариотических клеток)
| Учащиеся слушают учителя, смотрят слайды презентации, диалог с учащимися
| (Слайд 5 - 6) Слово учителя: А теперь небольшая самостоятельная работа. Возьмите карточку с таблицей сравнения прокариотических и эукариотических клеток. Проставьте плюсы в ячейки, напротив тех клеточных структур, которые на ваш взгляд есть в прокариотических и эукариотических клетках, а минусы туда, где таких структур нет
Проверка самостоятельной работы (в парах) и выставление оценок (критерии готовятся заранее)
| Учащиеся слушают учителя, смотрят слайды презентации и выполняют самостоятельную работу
Проверка самостоятельной работы в парах по заранее приготовленным критериям оценивания
| (Слайд 7) Слово учителя: а теперь давайте выясним с помощью слайда как выглядят бактериальные клетки? Какую форму они имеют?
| Диалог с учащимися
| (Слайд 8 - 9) Слово учителя: а теперь давайте знакомиться с многообразием бактериальных форм. Всех бактерий можно разделить на группы. Давайте же познакомимся с первой классификаций бактерий – по потребности в кислороде. Небольшой рассказ об особенностях аэробов и анаэробов. Можно использовать и сообщения учащихся (опережающие задания)
| Учащиеся слушают учителя, смотрят слайды презентации
| (слайд 10 - 11) Слова учителя: Работа в парах. На ваших столах лежат небольшие тексты с рассказом «Питание бактерий». Ваша задача – изучить текст и заполнить пропуски в схеме.
А теперь давайте проверим что у вас получилось!
Небольшой опрос:
Кто такие автотрофы?
Кто такие гетеротрофы?
На какие группа по типу питания делятся автотрофы?
На какие группы делятся гетеротрофы?
Чем питание фотосинтетиков отличается от питания хемосинтетиков?
Чем питаются сапротрофы?
Кто такие паразиты?
Чем симбионты отличаются от всех остальных бактерий?
| Учащиеся смотрят слайд презентации, слушают слова учителя, читают текст, заполняют схему (работа в паре). Отвечают на вопросы
| (слайд 12 - 21) Слова учителя: сейчас давайте посмотрим на них – на бактерий симбионтов, паразитов, сапротрофов, и фотосинтетиков.
Просмотр презентации с пояснениями учителя
| Учащиеся слушают учителя
и смотрят слайды презентации
| (слайд 22) Слова учителя: Ну наконец! – Практическая работа.
Внимательно прослушайте и просмотрите задание лабораторной работы, (целесообразно заранее заготовить листы с инструкцией темой, оборудованием и ходом работы, если такой инструкции нет, то целесообразнее выполнять такую работу как домашнюю лабораторную работу). Необходимо напомнить учащимся правила техники безопасности при проведении лабораторных практических работ на уроках биологии ИБ – 018 (2006г.)
| Практическая лабораторная работа в малых группах.
Возможно выполнение лабораторной работы как домашней.
| (слайд 23) Слова учителя: Мы так много узнали, но необходимо узнать и еще кое – что! Бактерии обладают потрясающей скоростью размножения – 1 деление за 20 минут! Вы только представьте себе! Чтобы наглядно продемонстрировать скорость размножения бактериальных клеток целесообразно решить простую задачу на доске.
Давайте подсчитаем сколько бактерий появится на вашей руке к концу занятий, при условии, что она была абсолютно чистой и при входе в класс в 800 на нее (руку) попала только одна бактерия?
| Учащиеся слушают учителя
и смотрят кадры презентации.
Диалог с учителем, решение задачи по алгоритму:
800 – 1
820 – 2
840 – 4
910 – 8
930 – 16
950 – 32
1010 – 64 и т.д.
| (слайд 24) Слова учителя: Кто мне может сказать почему необходимо мыть руки перед едой, после игры с домашними животными, прихода с улицы, туалета?
Посмотрите внимательно на слайд и ответьте на вопрос: «Для чего необходимы прививки?»
| Учащиеся слушают учителя
и смотрят кадры презентации.
Диалог с учащимися
| IV этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов
| Цель
| Задачи
| Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места.
| Закрепить усвоенный материал, дать мотивацию на дальнейший поиск знаний, подвести итоги мини-игры.
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| (слайд 25) Слова учителя: А в заключении нашего урока давайте попытаемся разобраться с тем какую роль играют бактерии в природе и для человека (рассказ учителя или опережающие задания – сообщения учащихся).
Запись Д.З. – дифференцированно (чтение текста, вопросы после параграфа, проблемные вопросы)
| Учащиеся слушают учителя
и смотрят кадры презентации, записывают Д.З.
| (слайд 26) Слова учителя: желательно на самых последних минутах урока показать учащимся последний слайд и задать последний вопрос – кто же все-таки бактерии – жители микромира – ЗЕМЛЯНЕ ИЛИ ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ КОСМОСА?
| Учащиеся слушают учителя
и смотрят последний слайд презентации
| Список литературы
Волков Б.С. «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ». Учебное пособие. Центр педагогического образования. Москва 2008г.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» Москва «Мир» 1990
Лернер Г.И. «Ботаника. 6-7 класс: тесты, задания, контрольные работы» Москва «Аквариум» 1998
Поташник М.М. «Требования к современному уроку». Москва, Центр педагогического образования, 2008
Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести открытый урок (современная технология)» Педагогическое общество России. Москва 2008.
Трайтрак Д.И., Трайтрак Н.Д «Биология. Сборник задач и упражнений. 6-7 кл». Москва «Мнемозина» 2002
Интернет – ресурсы
Анализ использования ЦОР
на уроке биологии в ходе изучения курса
«Биология. Многообразие живых организмов».
Предмет – биология
Ф.И.О. учителя – Бабушкина Татьяна Владимировна.
Класс – 7 класс.
Тема урока – Как стать исследователем
Имя урока – Царство БАКТЕРИИ. Прокариоты или жители микромира.
Анализ урока
Цифровой образовательный ресурс, использованный на данном уроке, разрабатывался непосредственно для данного класса как демонстрационный материал, облегчающий восприятие темы «Бактерии». Использовать световые микроскопы не возможно, т.к. их разрешающая способность не позволяет изучить строение и внешний вид клетки микроба. Поэтому целесообразность использования электронной презентации велика, так как позволяет активизировать детей – визуалов для восприятия данной информации. Аудиалы и кинестетики так же не остались без внимания, для активизации их познавательного интереса на уроке использовался раздаточный материал – карточки с заданиями и практическая работа.
Само по себе сочетание видео ряда и практической работы позволяет формировать познавательный интерес у школьника, формирует их учебные, как предметные, так и надпредметные умения и навыки, что приводит к формированию устойчивой положительной мотивации у школьников и, как следствие, к успешности ученика при обучении в школе.
Электронная презентация на данном уроке не является главным элементом обучения. Она скорее одно из средств обучения, наравне с индивидуальной, групповой работой, работой в парах и оптимально сочетается с различными формами учебной работы. Эффективность освоения данной темы повысилась, т.к. сочетание наглядности и деятельностного подхода к обучению, учет психологических особенностей учащихся позволил каждому ученику самовыразиться в течение урока, через устную, письменную и практическую деятельность, чему в немалой степени помогло и использование электронной презентации. Дети с урока ушли довольные, они увидели и узнали много нового и красивого!
МОУ – СОШ №9 | Бабушкина Т.В. |