Скачать 135.1 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ХИМИИ НА ТЕМУ «ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ Радина Марина Валентиновна МОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого района Данный урок проводится в 8 классе и рассчитан на 2 часа. Тип урока –урок изучения нового материала в форме лекции с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся, урок-исследование с использованием компьютерных технологий. Содержание урока включает не только химический, но и экологический компонент, интересные факты из дополнительной литературы и других источников (Интернет-ресурсов, электронных пособий). На уроке применяются здоровьесберегающие технологии в виде физкультминуток. В структуру урока включены элементы методологии научного поиска: проблемные вопросы, эксперимент, наблюдение. Закрепление изученного материала проводится в виде игр, самостоятельных работ. Использование алгоритмов, информационных карт, опорных конспектов позволяет систематизировать знания и умения учащихся, развивает их творческие и интеллектуальные способности. Использование компьютерных технологий делает данный урок более эффективным. Урок служит развитию ключевых компетенций обучающихся через использование исследовательского метода обучения, творческой, поисковой деятельности в процессе обучения и применения ИКТ. Цели: сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах, ЭД, раскрыть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, ввести понятие «степень электролитической диссоциации» и показать ее зависимости от различных факторов; сформулировать основные положения ТЭД; формировать умения у обучающихся составлять уравнения диссоциации, развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы; развивать навыки само- и взаимоконтроля, развивать интеллектуальные способности; воспитывать компетентную личность с практической направленностью. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, прибор для определения электропроводности растворов, штативы с лапкой и кольцом, модель-аппликация «Механизм ЭД», Реактивы: Н2О дист., NaCl кр., NaOH кр., ледяная уксусная кислота CH3COOH, С12Н22О11 кр.; р-р Н2SO4, на каждую парту: растворы индикаторов метилоранжа, фенолфталеина, р-ры HCl, NaОН, Na2SO4. Ход урока. I. Организационный момент. II. Сообщение темы, постановка цели. Рефлексия. (Слайд 2) (Запись в тетрадь темы урока) Учитель: Речь пойдет о самом удивительном веществе нашей планеты, без которого нет жизни – это воде, её роли при растворении веществ. Прежде чем начать изучение новой темы, я хочу проверить ваше настроение. Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте. (Приложение 1) (Слайд 3)
III. Изучение нового материала. 1 этап. Электролиты, неэлектролиты. Учитель: Обратимся к истории 1837 года. (Слайд 4) В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена у Вас на рис. 126 с.193 (О.С.Габриелян, Химия 8). Он состоит из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается. Давайте и мы проведем исследования. (Слайд 5) (Демонстрация электрической проводимости различных веществ с помощью специального прибора). Беседа с классом: - Предварительно вспомним, на какие 2 группы делят все химические соединения по типу химической связи? полярные Ионные Ковалентные неполярные Результаты эксперимента отмечаем в таблице сопроводительного листа. (Приложение 1) Проверка электропроводности воды прибором (Слайд 6) Беседа: - Как Вы думаете, проводит вода электрический ток? - Какой тип химической связи у воды? (Ковалентная слабо полярная) - К какому классу химических соединений она относится? -Проверим электропроводность прибором. (Не проводит ток). Отмечаем в таблице. Проверка электропроводности у поваренной соли NaCl кристаллической. Беседа: - Какой тип химической связи у этого соединения? - К какому классу оно относится? - Как вы думаете, проводит NaClкр. электрический ток? - Проверим прибором (Нет). -А теперь добавим воду в соль и проверим электропроводность этого раствора. - Как Вы думаете, будет раствор поваренной соли проводить электрический ток? (Этот опыт может проделать ученик) -Как Вы думаете почему? На этот вопрос мы дадим ответ немного позже. А сейчас продолжим исследование. И так далее…. - Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований? (Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет) Учитель: Вещества, растворы которых проводят электрический ток назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами. (Слайд 7) -А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.) - С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток? (Ионной, ковалентной сильно полярной) - Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества, оксиды, газы) - С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С ковалентной неполярной и слабо полярной) Закрепление этапа 1: Задание 1. Блиц-опрос: (Слайд 38) -Сформулируйте определения электролитов и неэлектролитов. (Запись в тетрадь) - Какой тип химической связи характерен электролитам и неэлектролитам? - Классы каких веществ относятся к электролитам и неэлектролитам? - Где Вы в жизни встречались с электролитами? (Аккумуляторы в автомобилях) Задание 2. Выберите из перечня веществ электролиты и неэлектролиты, определив вид химической связи. Ответ поясните. 2 этап: Механизм электролитической диссоциации. Продолжение беседы: - Какие частицы могут создавать электрический ток в растворе? (Движущие заряженные частицы) - Почему и при каких условиях вещества проводят электрический ток? (Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы - проводники первого рода (ток создается за счет свободных электронов). -А какие заряженные частицы могут быть в растворах, например, у веществ с ионной связью - растворе NaCl? (Свободные ионы) Внимание: В кристаллах ионы не свободные, а находятся в узлах кристаллической решетки. -Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде? -Какова роль воды в этом процессе? (Вода взаимодействует с электролитом и он под действием воды распадается на ионы). Рассмотрим механизм этого процесса. Сначала рассмотрим строение молекулы воды (Слайд 8) Это интересно… Если бы молекулы воды были бы построены более симметрично, они не были бы полярные, и тогда весь облик земной природы изменился бы до неузнаваемости: океаны испарились, и вокруг земного шара образовалась атмосфера из водяного пара с незначительной примесью других газов. Вода – магнит. Если опрокинуть мешок с не намагниченными стальными стрелками, они просто рассыплются по полу. Если же стрелки намагничены, то они вывалятся сплошным комом, так как при падении соседние стрелки притянутся друг к другу разноимёнными полюсами. Так и в жидкостях, состоящих из полярных молекул: соседние молекулы притягиваются друг к другу разноимёнными полюсами, а это препятствует отрыву их друг от друга, т. е. испарению жидкости. Вода (диполь) ˂ 104,50 Механизм электролитической диссоциации с ионной связью на примере NaCl Рассмотрите схему процесса (рис.127, с.195, Химия, 9, О.С.Габриелян). -Что происходит с диполями воды? 1.Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных. Этот процесс называется ориентация. ( Запись в тетрадь) -Что происходит дальше? 2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь) 3.Во время гидратации возникают силы взаимного притяжения между диполями и ионами, химическая связь между ионами кристалла ослабевает и ионы, окруженные «водным одеялом» отрываются и переходят в раствор. Происходит распад – диссоциация. Ионы, окруженные водной оболочкой, называют гидратированными. Процесс диссоциации упрощенно можно записать: NaCl = Na+ + Cl- -Как называют распавшиеся ионы? (Катионы, анионы) -Они простые или сложные? (Простые) -Итак, какие 3 процесса происходят при растворении веществ с ионной связью в воде? 1.ориентация 2.гидратация 3.диссоциация Слайд 9. Демонстрация процесса диссоциации. (Анимация) Задание для учащихся С помощью модели-аппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации электролита с ионной связью и прокомментируйте это Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью на примере НCl Беседа: - А каков механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью? -Рассмотрите схему процесса (рис.128, с.196, в учебнике). -Что происходит с диполями воды? 1.Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных. Этот процесс называется ориентация. ( Запись в тетрадь) -Что происходит дальше? 2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь) 3.Под действием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную, то есть происходит ионизация молекул электролита. 4. Происходит распад – диссоциация. Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+ + Cl- -Как называют распавшиеся ионы? -Они простые или сложные? -Итак, какие процессы происходят при растворении веществ с ковалентной полярной связью в воде? 1.ориентация 2.гидратация 3.ионизация 4.диссоциация Слайд 10. Демонстрация процесса диссоциации. (Анимация) Задание для учащихся С помощью модели-аппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью и прокомментируйте это Вывод: при растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток. Гидратация ионов является основной причиной диссоциации электролита. К такому выводу пришел шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году. Вернемся к истории. (Слайды 11,12) Учитель: Так как диссоциация происходит у электролитов, поэтому ее называют электролитической. Оказывается электролитами являются не только растворы кислот, солей и щелочей, но и их расплавы. Давайте сформулируем определение ЭД. (Слайд 13) По лесенке поднимемся к вершине горы, теме сегодняшнего урока. -Какие ключевые слова мы применяли при исследованиях, выводах? Что происходит с веществом при диссоциации? «распад» -Какое вещество распадается? «электролит» -На какие частицы распадается электролит? «ионы» -При каких условиях распадается? «при растворении в роде или расплавлении» - Повторим!!! Процесс обратный диссоциации называется ассоциацией. -Какие бывают ионы? Заполните схему: (Слайд 14) И выполните задание. (Слайд 40) -Отличаются ли ионы от атомов или молекул? Если да, то чем? (Слайд 15)
3 этап: Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Учитель: - Все ли электролиты в одинаковой степени проводят электрический ток? (Нет) Продолжим исследование с уксусной кислотой. (Слайд 16) Демонстрация опыта: Учитель: Проверим электропроводность концентрированной уксусной кислоты. Беседа с классом: -Что вы наблюдаете? (Лампочка горит очень слабо) Вывод: не все электролиты в одинаковой степени проводят электрический ток. Бывают сильные и слабые электролиты. (Слайд 17). Характеристикой силы электролита является степень диссоциации и обозначается α. α можно вычислить по формуле. ( Слайд 18 ). Для слабых электролитов процесс диссоциации обратим. HNO2↔ H+ + NO2- Подробная информационная карта у вас на столах в сопроводительном листе. (Слайд 38) -А можно ли «слабого сделать сильным», то есть увеличить степень диссоциации? -От чего зависит α? Продолжим исследования (Демонстрация опыта) Беседа с классом: 1. Нагреем уксусную кислоту. -Что Вы наблюдаете? От чего же зависит α? 2.Разбавим кислоту водой, то есть уменьшим её концентрацию. -Что наблюдаете? От чего еще зависит α? Вывод: α зависит от t, C. Если температуру увеличить α тоже увеличивается, если концентрацию увеличить α уменьшается. 4 этап: Кислоты, основания соли с точки зрения ЭД. Учитель: Рассмотрим наглядно диссоциацию кислот, оснований и солей и составим уравнения их диссоциации на примере модельных схем ЭД кислот, щелочей и солей. (Слайд 19,20,21). Работа и беседа учителя с классом: -Составьте алгоритм написания данных уравнений (по образцу).(Слайд 22) -На какие ионы диссоциируют кислоты? -Сформулируйте определение кислот с точки зрения ЭД. (Слайд 23) -Каким ионом будут определяться их свойства? -Докажите экспериментально, что у вас в пробирке №1 кислота.(Обучающиеся выполняют лабораторный опыт) -На какие ионы диссоциируют основания? -Сформулируйте определение оснований с точки зрения ЭД. -Каким ионом будут определяться их свойства? -Докажите экспериментально, что у вас в пробирке №2 щелочь. (Обучающиеся выполняют лабораторный опыт) - На какие ионы диссоциируют соли? -Сформулируйте определение солей с точки зрения ЭД. - Каким ионом будут определяться их свойства? (Разными) 5 этап: Физкультминутка для глаз.(Слайд 24) А теперь все отдохнем Глазки крепенько сожмем Поморгаем раз пяток И продолжим наш урок Крепко глазки зажмурим Вспомним всё и повторим: Раз, да, три, четыре, пять Вернемся к диссоциации опять. Истина всегда проста: Щелочь, соль и кислота Пропускают ток всегда, Если их раствор – вода. . Почему же кислород, Спирт, глюкоза и азот, Растворенные в воде, Не пропустят ток нигде? Потому что вещества – Неживые существа, И зависят свойства их, Сложных и совсем простых, От строения частиц, Микромира без границ. А раствор, где ток бурлит, Назван был электролит Укрепляя мышцы глаз, Взгляд меняем 8 раз То поближе, то подальше Посмотреть прошу я Вас. От усталости спасет Вас глазной круговорот. Круга 3 вращайте влево, А потом наоборот! 6 этап. Это интересно. (Слайд 25) IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. 1.Задания в игровой форме, проблемно-поисковые задания на слайдах 26-31. 2.Самостоятельная работа на 10 мин (Слайд 32) V. ОБОБЩАЮЩИЕ ВЫВОДЫ: Учитель: Все сегодняшние полученные знания можно обобщить в одной теории, которая называется теорией электролитической диссоциации (ТЭД) Основные положения сформулированы в опорном конспекте, который я Вам раздала. Работа с опорным конспектом (Слайд 33-34)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА. Домашнее задание. (Слайд 35) Учитель: Прежде чем закончить урок, я хочу проверить ваше настроение в конце урока. Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте. (Слайд 36)
Заключение: слайд 37. |
Урок-альманах на тему: «Электролитическая диссоциация» Углубить знания учащихся по теме «Электролитическая диссоциация» на основе проведенных на уроке исследований и самостоятельному анализу... | Конспектов по темам: электролитическая диссоциация; кислоты, основания,... Критерии протекания окислительно-восстановительных реакций: методическая разработка для преподавателей химии | ||
Урок-игра в 9 классе, обобщающий знания учащихся по теме «Химическая... Урок-игра в 9 классе, обобщающий знания учащихся по теме «Химическая связь. Электролитическая диссоциация» (умк оржековского П. А.).... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках природоведения, биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении... | ||
Иванова Анна Владимировна гбоу сош №1909 ювао г. Москвы Учитель химии Использование проблемно-поискового метода обучения при изучении темы «растворимость веществ. Электролитическая диссоциация. Электролиты... | Актуальна, так как это одна из важных тем химии 9 класса, которую... «Кислоты. Определение кислотности среды с помощью различных индикаторов. Сравнение силы кислот» | ||
Примерный шаблон технологической карты урока Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: электролитическая диссоциация, генетическая связь... | Электролитическая диссоциация ... | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Тема урока: «Природные источники углеводородов и их переработка» Методическая разработка урока учителя химии моу «сош№13 с уиоп» г о. Электросталт Зарубаевой Н. Н | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить понятия «электрический ток», «электролиты», «электролитическая диссоциация», «ионы» | Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты.... Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: закрепить понятия электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, основные положения электролитической диссоциации.... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать важнейшие химические понятия: электролит, неэлектролит электролитическая диссоциация, степень электролитической диссоциации,... |