Скачать 219.26 Kb.
|
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа городского округа город Шарья Костромской области. Материалы на региональный методический конкурс образовательных учреждений Костромской области. Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета. Автор: Елена Леонидовна Ливинцова Предмет: Русский язык Название работы: Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 10 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи». Шарья 2013 год Повторительно-обобщающий урок в технологии развития критического мышления по теме «Имя прилагательное как часть речи». (Русский язык. 10 класс). Место занятия в системе уроков. По общеобразовательной программе Гольцовой (Гольцова Н. Г. Программа курса «Русский язык. 10 – 11 классы»: Учебное пособие – 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 г). На изучение русского языка на базовом уровне в 10 классе отводится 34 часа, причём учитель сам вправе распределять количество часов на изучение отдельных тем. В программу включены следующие разделы:
Базисным учебным планом Вечерней школы в каждом классе на ступени среднего образования отводится по федеральному компоненту 68 часов (2 часа в неделю). Также, согласно базисному плану вечерних школ, начиная с 2010 года, обучение на ступени среднего образования рассчитано на 3 года. Поэтому есть возможность как увеличить общее количество часов на изучение отдельных тем, так и вынести на отдельное изучение в 11 классе тему «Орфография», которая по программе Гольцовой изучается вместе с темой «Морфология». Таким образом, в соответствии с рабочей программой по предмету, на изучение темы «Морфология. Части речи» в 10 классе отводится 68 часов, из них на изучение темы «Имя прилагательное как часть речи» отводится 2 часа. Система уроков по теме включает в себя 2 урока:
Методическое обоснование урока. Тема урока достаточно актуальна. Система уроков по данной теме позволяет: 1) Эффективно повторить и обобщить признаки прилагательного как части речи. 2) Подготовить почву для повторения в 11 классе правописания прилагательных, которое базируется на признаках этой части речи. 3) Эффективно готовить учащихся к ЕГЭ. Тип урока - «Повторительно-обобщающий». Цель данных уроков - систематизировать знания и актуализировать умения по теме; создать целостную картину того или иного события или явления; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям. Важнейшей функцией повторения является установление связей новых представлений с ранее уже известными учащимся фактами и явлениями. Уроки повторения приучают рассуждать, анализировать, делать выводы, выявлять связи между явлениями. В процессе повторения у учащихся активизируются воображение, память, происходит дальнейшее развитие мышления. Повторительно-обобщающие уроки дают наибольшую свободу и для проявления творческих способностей учителя. Во-первых на уроках повторения используются новые варианты подачи уже знакомого учащимся материала, создаются условия, чтобы ученики сумели приложить новые знания к старым. Во-вторых, такие уроки позволяют учителю использовать самые разные формы их организации. Цель данного урока: повторить, обобщить и систематизировать знания о прилагательном как части речи и актуализировать умения по теме – полностью соответствует типу урока и технологии урока. Цель конкретизируется в задачах, которые делятся на образовательные, развивающие и воспитательные. 1) Образовательные:
2) Развивающие:
3) Воспитательные:
Поставленная цель и задачи позволяют достичь достаточно высоких результатов даже в условиях вечерней школы, где учащиеся имеют чаще всего слабые знания по предмету. Урок проводится в инновационной форме, а именно в ТРКМ, которая имеет множество достоинств. Реалии современного мира таковы, что мы и наши учащиеся стоим перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. И технология развития критического мышления позволяет в полной мере научить ребенка критически, то есть осмысленно, обрабатывать информацию. ТРКМ состоит из 3 этапов: Вызов-Осмысление-Рефлексия. На каждом этапе решаются свои задачи.
Что дает ТРКМ ученику: - более эффективно воспринимает информацию. - возрастает интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. - развивается умение критически мыслить. - развивается умение работать в сотрудничестве с другими. Что дает ТРКМ учителю: - имеет возможность создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества. - имеет возможность повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. - имеет возможность развивать у учащихся умение критически мыслить Данный урок состоит из 3 этапов, что полностью соответствует заявленной технологии. 1 этап – стадия вызова. На данном этапе используется прием «верные - неверные утверждения». Этот прием позволяет учащимся вспомнить все, что они знают об имени прилагательном и таким образом систематизировать свои знания. На этапе вызова происходит мотивация учащихся на дальнейшую работу, так как выяснить правильность выполнения задания они смогут на стадии рефлексии, когда повторят и обобщат материал. На этом же этапе происходит целеполагание и определяются задачи урока. 2 этап – стадия осмысления. На данном этапе используется три приема: прием «Инсерт»( интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); таблица «Инсерт»; работа с интерактивными таблицами «Разряды прилагательных». На данном этапе учащимся предлагается небольшой текст о прилагательном, который они должны прочитать и сделать на полях пометки соответствующими значками: «ü» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы После этого они заносят информацию в специальную таблицу «Инсерт», на основе которой затем ведется фронтальная беседа, в ходе которой выясняется, что больше всего вопросов вызывает материал о разрядах прилагательных. Поэтому учащимся предлагается повторить этот материал с помощью интерактивных таблиц., которые имеют открывающиеся вложения и содержат иллюстрации и текстовый комментарий. Таблицы позволяют повторить материал быстро и эффективно. 3 этап – стадия рефлексии. На этом этапе используется два приема: «возврат к верным – неверным утверждениям» и «интерактивный тест». Верность – неверность выбранных утверждений проверяется в ходе совместной работы. Затем учащиеся выполняют итоговый тест, выполненный учителем в программе Microsoft office Power Point 2007 с использованием триггеров и гиперссылок. Данный текст, состоящий из 4 вопросов, позволяет быстро и качественно проверить знания учащихся и развивает навыки самоконтроля, так как каждый учащийся по итогам теста выставит себе оценку по предложенным учителем критериям. Плюс к этому вопросы теста сформулированы таким образом (в формате вопросов ЕГЭ, что тоже является достоинством данного теста), что позволяют проверить ранее изученный материал по орфоэпии, лексикологии и культуре речи. Каждый учащийся за урок может получить, как минимум, одну оценку (за тест), а некоторые учащиеся могут получить м 2 оценки (одну оценку за выполнение теста, а другую за работу на уроке). Домашнее задание носит двусторонний характер. С одной стороны, позволяет повторить изученную ранее тему «Паронимы», а с другой стороны, позволяет потренироваться в выполнении задания А 2 ЕГЭ. В домашнем задании учащимся необходимо выбрать из 2 слов-паронимов подходящее по смыслу и записать предложение. Все слова-паронимы являются именами прилагательными, таким образом, домашнее задание непосредственно связано с темой урока. Конспект урока. Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания о прилагательном как части речи и актуализировать умения по теме. Задачи урока: 1) Образовательные:
2) Развивающие:
3) Воспитательные:
Оборудование урока:
Технологическая карта урока.
(Приложение № 1). Рабочая карта учащегося.
В дословном переводе с английского ИНСЕРТ означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Итак, вам предлагается текст о прилагательном. Читая его, вы делаете пометки, помечая соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения: «ü» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы Имя прилагательное. 1. Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы како́й? кака́я? какое? каки́е? чей? 2. Имена прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже. 3. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам. 4. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. 5. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. 6. Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным способом: небольшой, и приставочно-суффиксальным способом: подводный. Прилагательные также могут образовываться путём сложения двух основ: бледно-розовый, трёхлетний. 7. Прилагательные могут переходить в разряд существительных: русский, военный. 8. Частотный словарь под редакцией Засориной показывает, что прилагательное в нашей речи по частоте употребления занимает 3 место после существительных и глаголов. Это в разговорной речи, а в литературном языке прилагательное стоит на 2 месте. 9. Бывают трех разрядов: качественные, относительные, притяжательные. Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой.
(Приложение № 2). Интерактивные таблицы «Разряды имен прилагательных». (Приложение № 3). Интерактивный тест. (Приложение №4). Домашнее задание.
(Приложение № 5). Скриншоты интерактивных таблиц. Таблица 1 «Качественные прилагательные» Таблица 2 «Относительные прилагательные» Таблица 3 «Притяжательные прилагательные» (Приложение № 6). Скриншоты интерактивного теста. (Приложение № 7). ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.
|
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | ||
Методическая разработка» Разработка по теме «Семья» Данная технология направлена на расширение словарного запаса уч-ся, а также развитие умений устной речи по заданной теме, что является... | Методическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному... Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной... | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | ||
Чрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003 Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,... | Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы» | ||
Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования» Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования» | Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны» Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 | ||
Урока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение... Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по... | Методическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)» Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... |