Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна





Скачать 176.11 Kb.
НазваниеКонспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна
Дата публикации26.09.2013
Размер176.11 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
План – конспект урока биологии

Тема: Органы дыхания, их строение и значение.



ФИО (полностью)

Навина Антонина Ивановна



Место работы

МБОУ ООШ д. Чемоданово Становлянского района



Должность

Учитель биологии



Предмет

биология



Класс

8 класс



Тема и номер урока в теме

Тема «Дыхание», урок № 1. Органы дыхания, их строение и значение.



Базовый учебник

«Биология. Человек .»8 класс, автор Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.(под редакцией Пономарёвой Н.И.)


Цель урока: формирование представлений обучающихся о сущности дыхания, его роли в обмене веществ и превращении энергии в организме человека;

Задачи:

Образовательные: познакомить со строением органов дыхания в связи с их функциями, с процессом образования голоса;

Развивающие: продолжить формирование информационной грамотности обучающихся через работу с медиаресурсами и ЭОР, формировать умения выдвигать гипотезы, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь.

Воспитательные: создать условия для приобретения устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни.

Тип урока: изложение нового материала (целью данного типа урока является овладение обучающимися новым материалом, в ходе урока решаются такие дидактические задачи, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных ориентаций).

Формы работы обучающихся: индивидуальная (работа с текстом учебника, тестом, рефлексивным листом), парная (работа с информационным модулем, заполнение таблиц), фронтальная (выдвижение гипотез, решение проблемных вопросов, объясняют особенности строения органов дыхания)

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с выходом в Интернет; ноутбуки или персональные компьютеры с выходом в Интернет для обеспечение парной работы обучающихся.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Содержание.

Деятельность учителя


Деятельность ученика

УУД

1

2

3

4

5

1


Организация начала занятия.


Приветствие обучающихся, подготовка рабочих мест.

Обучающиеся приветствуют учителя, рабочие места подготовлены.





2

Проверка выполнения домашнего задания.


Письменный опрос(10-12 минут)

1 вариант.

1.Почему так долго не останавливаясь и без заметного утомления может работать сердце? Обосновать ответ, используя знания о сердечном цикле.

2 вариант.

Что такое автоматия сердца? Как регулируется работа сердца?

3 вариант.

Нарисовать цветными карандашами схему большого круга кровообращения. Написать название сосудов, отделов сердца, стрелками показать направление движения крови.


Самостоятельная деятельность. Обучающиеся отвечают письменно на вопросы по вариантам.

Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.



3

Подготовка к усвоению нового материала.

Проблемный вопрос.

Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды- несколько суток. А без чего он не может прожить даже несколько секунд?

Создание проблемной ситуации:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно.

Беседа по вопросам:

  1. Как вы себя чувствуете?

(Недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)

  1. Почему вы это ощутили?

(Мы не дышали, нам не хватало воздуха)

  1. Сколько времени мы можем не дышать?

(Без воздуха мы не можем прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти)

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни»

Вопрос:

А как в организм попадает воздух?

Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания, формулируют тему урока.



Регулятивные УДД

Целеполагание.

Познавательные УДД

Поиск и выделение необходимой информации.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УДД

Планирование

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


4


Усвоение новых знаний и способов действий.

Введение понятия «Дыхание»:

Что такое дыхание? С какой системой органов связаны органы дыхания для выполнения функции
газообмена? Каковы этапы дыхания?

(работа с текстом учебника)
1. Воздухоносные пути.

Учитель предлагает учащимся, используя материалы модуля, изучить особенности строения дыхательной системы и заполнить таблицу.

2.Органы дыхания. Носовая полость. Гортань.

Постановка проблемного вопроса: ««Без носа человек-черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни в окошко!...» - так написал о носе Н.В.Гоголь.

Какое строение имеет нос? Какие функции он выполняет? Почему дыхание через нос является наиболее правильным?

Какие функции он выполняет?

Наблюдение.

Проверьте проходимость воздуха через носовые ходы.

Закроем один носовой проход, а к другому поднесём лёгкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать её при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.

Наблюдение.

1.Доказать, что при глотании щитовидный



Обучающиеся работают с текстом учебника, находят ответы на поставленные вопросы, выписывают определение понятий в тетрадь.


Обучающиеся в парах изучают содержание модуля, результаты своей деятельности представляют в форме таблицы:

Строение дыхательной системы

Название

органа

Особенности строения

Функции











Индивидуальная работа одного учащегося у доски, фронтальная работа класса за компьютерами. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют ответы, делают выводы.

Познавательные УДД

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Смысловое чтение.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УДД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


хрящ поднимается вверх.

Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.

Сделать ещё одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
3.Работа голосовых связок.

Учитель предлагает обучающимся провести небольшое исследование, благодаря которому обучающиеся должны выяснить, как возникают звуки человеческой речи. Организуется работа с учебником и его рисунками по плану:

  1. Рассмотрите на рисунке учебника строение гортани. Определите, какие её образования участвуют в формировании звуков.

  2. При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуются звуки?

  3. Приведите известные вам из жизни факты, говорящие о значении для речи различных органов ротовой и носовой полости.

  4. От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин?



Обучающиеся работают с учебником и его рисунками по плану и находят ответы на поставленные вопросы.

4.Трахея и бронхи (бронхиальное дерево).

- В переводе с греческого tracheiua arteria – буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия». Древние анатомы, таким образом, приписывали этим органам одинаковые функции. Почему?

Обучающиеся выдвигают гипотезы, дают характеристику особенностям строения трахеи и бронхов.

5. Лёгкие.

Прочитать текст. Выделить:

V- знакомая информация

T – новая информация

« - » - думал иначе

«?»- непонятно. Хочу задать вопрос.

Легкие можно сравнивать со сказочным «виноградным деревом». Почему деревом, спросите вы? Трахея – это «ствол» этого дерева, а вот и две короткие толстые «ветки» - бронхи, которые отходят влево и вправо. На них растут две большие, во всю грудь «кроны» - легкие, состоящие из «ягодок» альвеол. Легкие – парные органы, расположенные в грудной полости. Снаружи они покрыты плотной серозной оболочкой – плеврой, которая образует вокруг них два замкнутых плевральных мешка. Она покрывает все легкое, переходит на грудную клетку и плотно облегает ее внутреннюю поверхность. Таким образом, плевра двумя листками покрывает и легкое, и внутреннюю стенку грудной клетки. А между этими листками остается плевральная щель. Каждое легкое разделяется глубокими бороздами на доли: правое – на три, левое – на две. В свою очередь каждая доля состоит из сегментов. На окончаниях бронхиол гроздями расположены мельчайшие пузырьки – альвеолы. В среднем в легких человека содержится 600-700млн. альвеол. Общая их поверхность составляет 40-120 кв.м. Каждый из таких пузырьков оплетен сетью

капилляров. Именно в них и происходит газообмен между внешней средой и внутренней средой организма. А сейчас мы с вами врываемся в одну из альвеол. При сильном вдохе альвеолы ррастягиваютсярастягиваются и могут покрыть площадь 150 м2 . Это в 75 раз больше, чем поверхность тела человека, площадь которого равна 2м2 . Стенки альвеол очень тонкие: они состоят из одного слоя клеток. Все это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и легочных пузырьков.


Читают текст, выделяют знаками знакомую, новую информацию, непонятную информацию.

Выделить:

V- знакомая информация

T – новая информация

« - » - думал иначе

«?»- непонятно. Хочу задать вопрос



растягиваются и могут покрыть площадь 150 м в квадрате. Это в 75 раз больше, чем поверхность тела человека, площадь которого равна 2м2 . Стенки альвеол очень тонкие: они состоят из одного слоя клеток. Все это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и легочных пузырьков.




4

Первичная проверка понимания.

Рисуночный вопрос «Строение дыхательной системы».

Подписать органы дыхания.



Ключ к проверке:
1-носовая полость

2 – носоглотка

3- глотка

4- гортань

5 – трахея

6- бронхи

7- плевра (доли)

8 – легкие

9- альвеолы

10- бронхиолы



Обучающиеся самостоятельно выполняют задания. Самоконтроль. Оценка.

Критерии:

«5»

10-9 (+)

«4»

8-7 (+)

«3»

6-5(+)

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

Оценка


5

Закрепление новых знаний.

Из перечня органов дыхательной системы(1-10) выбрать правильные ответы на вопросы, т.е. установить соответствие.


1.Слизистая оболочка

2.Легочные пузырьки

3.Легкие

4.Бронхи

5.Трахея

6.Надгортанник

7.Гортань

8. Хрящевые полукольца

9.Плевра

10. Носовая полость.

ВАРИАНТ 1.

I.Не пропускает пищу в гортань.

III. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов.

V. Начальная часть воздухоносных путей.

VII. Покрывает грудную полость изнутри.

IX. Место газообмена между легкими и кровью.

ВАРИАНТ 2.




II. Не дает трахее сужаться.




IV. Поверхностный слой воздухоносных путей.




VI. Выстилает наружную поверхность легких




VIII. Внутри содержит голосовые связки.




X.Место диффузии газов







Самостоятельно выполняют задания, анализируют полученные результаты.

Критерии:

5(+) - «5»
4(+) - «4»
3(+) - «3»
Самоконтроль
Оценка
Ключ к проверке:

Вариант -1:

I- 6

III- 1

V- 10

VII- 9

IX- 2

Вариант - 2

II-8

IV-1

VI- 9

VIII- 7

X- 2


Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

Оценка



6


Подведение итогов занятия.

Общие выводы урока.


Общие выводы урока:

1.Дыхание – процесс обеспечения ___ каждой клетки организма человека, осуществления____ ____ органических веществ, в результате которых выделяется _____, необходимая для поддержания ____ организма, и выведения ___ _____.

2. По способу снабжения тканей организма кислородом различают кожное, ____, ____, ____ дыхание.

3. Дыхательная система человека состоит из ____ _____ и ____.

4. В носовой полости воздух очищается, ___, ____ и _____, в легких происходит _____.

5.Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в _________.



Обучающиеся заполняют пропуски в тексте.


Познавательные УДД.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Регулятивные УДД.

Оценка. Осознание качества и уровня усвоения.



7

Рефлексия.

Получение обратной связи.

Самоанализ деятельности.

Я

Узнал

Научился

Удивился

Задумался

Повторил

Запомнил




Познавательные УДД.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


8

Информация о домашнем задании.

Параграф

Составить биологический диктант из 5 предложений (+ - ) или 5 вопросов по теме.


Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю.




Приложение к плану-конспекту урока

по теме: Органы дыхания, их строение и значение.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Воздухоносные пути.

Информационный модуль, содержит теоретический материал по теме: «Дыхательная система»

Иллюстративный материал, модели, статьи модуля.

http://fcior.edu.ru/card/480/vozduhonosnye-puti.html

2.

Дыхательная система (сборка модели)

Интерактив

Интерактивная модель для сборки

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000086d-1000-4ddd-1165-4900475d60a3/view/


3.

Органы дыхания. Носовая полость. Гортань.

Интерактив

Интерактивная модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000086a-1000-4ddd-b21e-4000475d60a3/view/

4.

Трахея и бронхи (бронхиальное дерево).

Модель 3D

Модель 3D

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000086c-1000-4ddd-a81d-4300475d60a3/view/

5.

Воздухоносные пути.

Практический модуль, содержит практические задания по теме "Дыхательная система"

Интерактивные модели, схемы

http://fcior.edu.ru/card/4426/vozduhonosnye-puti.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconУрок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания...
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение....
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока (Тема урока) фио (полностью) Тбоева Елена Ивановна
Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока что мы знаем об имени прилагательном? (Тема урока)...
Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока тема урока: Неопределенные местоимения фио (полностью) Бенца Людмила Ивановна
Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,...
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока назывные предложения (Тема урока) фио (полностью) Казимирова Оксана Викторовна
Цель урока: дать понятие о назывных предложениях,показать их значение, сферу их употребления
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока фенол. Строение, свойства, применение. (Тема урока)...
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2010
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока тема «Зрительный анализатор. Строение и функция». Фио: Парукова Людмила Ивановна
Базовый учебник Сонин, Н. И. Биология. 8 класс. Человека Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. М: Дрофа, 2006
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока тема урока: Значение опорно двигательной системы....
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», Изд-во «Дрофа», Москва, 2010
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока строение и работа сердца. Круги кровообращения (Тема...
Базовый учебник: Биология. Человека. 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин 3-е.,стереотип....
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока «Отдел покрытосеменные. Особенности организации,происхождения»...
Цель урока: углубление знаний о цветковых растениях, об особенностях их строения, изучить происхождение
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока "Группы крови. Переливание крови. Донорство" (Тема...
...
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока Тема: Значение бактерий в природе и жизни человека...
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Графф
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока «Методы исследования генетики человека» фио (полностью) Кирюхина Лариса Ивановна
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока «Арифметические действия с десятичными дробями» 5...
«Математика», 5 класс, Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И
Конспект урока биологии Тема: Органы дыхания, их строение и значение. Фио (полностью) Навина Антонина Ивановна iconКонспект урока земля и ее внутреннее строение. Фио (полностью) Приходько Маргарита Анатольевна
Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова «География. Начальный курс. 6 класс», Москва Дрофа 2011г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск