Урок-портфолио по биологии 8 класс





Скачать 52.09 Kb.
НазваниеУрок-портфолио по биологии 8 класс
Дата публикации14.07.2014
Размер52.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Урок-портфолио по биологии 8 класс

"Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


Цели урока:

  • сформировать у обучающихся знания об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемыми ими функциях.

  • раскрыть причины малокровия и меры его профилактики.

  • познакомить обучающихся с особенностями строения и функций белых кровяных клеток – лейкоцитов.

  • продолжить формировать умение работать с учебником и микроскопом.

  • развивать логическое мышление и речь обучающихся путем организации напряженной умственной работы на уроке.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки, гранат, яблоко, гематоген, изюм, хурма, черный ящик, мультимедийное пособие “Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье 8 класс”, кусочек пластилина, на столах пустые таблицы для заполнения строения и функций клеток крови.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Эпиграфом нашего урока, как и всех наших уроков, я хочу, чтобы стали слова китайского мудреца: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь”. Сегодня на уроке мы будем слушать, видеть, а самое главное действовать сами и согласно эпиграфу всему научимся.

У вас на столах лежат письма – шифровки. Давайте попробуем их разгадать. Рисунок 1.



Учащиеся отвечают (Кровь – особая жидкость)

Сообщение №1 (Приложение №1)

- А что мы называем кровью?

Сообщение № 2 (Приложение №1)

- А каков состав крови? (Учащиеся отвечают, что кровь состоит из плазмы и форменных клеток. Дают характеристику и химический состав плазмы. Называют, что относится к форменным клеткам крови)

Сообщение № 3 (Приложение №1).

Учитель: Итак, первая станция нашего путешествия называется “Эритроциты”.

Из конца в конец ведут
Трубочки – дорожки.
И по двум кругам плывут 
Красные лепешки.

Учитель: Из этой загадки об эритроцитах, что мы можем сказать о внешнем строении и нахождении эритроцитов?

Учащиеся отвечают, что они красного цвета в форме лепешек и вместе с кровью плывут по двум кругам кровообращения.

Учитель: Давайте посмотрим, так ли это. На доске высвечивается слайд № 12, 13.

Учитель: Слово эритроциты сложное от греч. “эритрос” - “красный”, а “цитос” - “сосуд, клетка”. Запись в тетрадь.

Учитель: Прежде чем их исследовать, давайте познакомимся с интересной дополнительной информацией об эритроцитах. Приложение № 2 лежат на столах обучающихся.

- Что вас удивило в этой информации?

Обучающиеся высказывают свои версии.

Идет заполнение таблицы. Приложение № 3.

Учитель: Давайте вылепим из пластилина форму эритроцита.

- А почему такая форма и строение?

Лабораторная работа.
Тема “Микроскопическое строение крови человека и лягушки”


Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови лягушки и человека.

Ход работы

  1. Приготовить микроскоп к работе.

  2. Установите под микроскопом микропрепарат крови человека.

  3. Рассмотрите, найдите эритроциты.

  4. Теперь установите под микроскопом микропрепарат крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов человека.

  5. Эритроциты чьей крови – лягушки или человека – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.

  6. Запишите выводы.

Учитель подводит учащихся к выводам, что такая двояковогнутая форма и отсутствие ядра необходимо для того, чтобы увеличить площадь эритроцита, а следовательно чтобы он как можно больше перенес кислорода, так как его функция - транспорт кислорода.

Показать слайд № 14 из мультимедийного пособия.

Нет белка в крови важней
Состоит из двух частей.
В лёгких кислород забирает 
И название меняет.
Дальше где-то протекая, 
Кислород белок теряет.

- О каком белке идет речь?

От греч. “гем” - железо, “глобин” - белок. Запись в тетрадь.

Учитель с помощью мультмедийного пособия рассказывает о транспорте кислорода эритроцитами.

Проблема: почему у человека кровь красная, а у глубоководных моллюсков голубая?

Выслушать версии обучающихся.

Сообщение № 4. Приложение № 1

- Запишите в тетрадь норму гемоглобина у мужчин и женщин.

- При каких показателях гемоглобина в организме возникает малокровие?

- Причины малокровия.

- Каково минимальное содержание гемоглобина в организме, при котором еще продолжается жизнь?

Запись в тетрадь определения термина - малокровие.

Малокровие – болезнь крови, вызванная снижением эритроцитов в крови или содержанием гемоглобина в них.

У вас на столах в коробочках лежат “предметы”, в которых содержится железо необходимое для поддержания нормального уровня гемоглобина в крови (яблоко, гранат, изюм, гематоген).

На доске высвечивается слайд №15. Идет беседа учителя с обучающимися по этому слайду.

Учитель: А сейчас внимание – черный ящик! В этом ящике лежит фрукт - рекордсмен по содержанию железа среди фруктов. Родина его – Китай. В Европу был завезен в 16 веке. (Это хурма)

И завершающий этап работы на этой станции - письмо. Чтобы перейти на следующую станцию нам надо найти все биологические ошибки в этом письме. Приложение № 4 (№ 1).

Учитель: И так вторая станция нашего путешествия называется “Лейкоциты”.

От греч. “лейкос” - бесцветный и “цитос” - клетка. Запись в тетрадь.

Учитель: Прежде чем их исследовать, давайте познакомимся с интересной дополнительной информацией о лейкоцитах. Приложение №2 лежат на столах обучающихся.

- Что вас удивило в этой информации?

Обучающиеся высказывают свои версии.

Идет заполнение таблицы. Приложение № 3.

Сообщение № 5. Приложение № 1.

Рассказ учителя о лейкоцитах с использованием мультимедийного пособия.

В ходе рассказа учителя обучающиеся составляют схему. Слова для заполнения: фагоцитоз, фагоциты, лимфоциты, Т – клетки, Т - хелперы, Т - супрессоры, Т - киллеры, антитела, В – клетки.

Рассказ ученика о И. И. Мечникове, который посвятил многие годы изучению защитных свойств крови.

И завершающий этап работы на этой станции - письмо. Чтобы перейти на следующую станцию нам надо найти все биологические ошибки в этом письме. Приложение № 4 (№2).

3. Закрепление нового материала.

Практические вопросы
(обсуждаем, работая в парах)


1. На основании чего можно утверждать, что клетки крови – живые?

2. Женщина вышла на крыльцо своего дома и увидела на нем кровь. Она вызвала милицию. Приехавшие вместе с милицией эксперты установили, что это кровь курицы. На основании чего они сделали такой вывод?

3. Одно из опасных заболеваний человека – малокровие. Каковы возможные причины возникновения этого заболевания? Предложите некоторые способы профилактики этой болезни.

4. Предположим, что в крови человека медики обнаружили резкое увеличение лейкоцитов. Каковы могут быть причины этого явления? Должно ли оно вызывать беспокойство у обследованного человека?

5. Зрелые эритроциты человека не имеют ядер. Объясните этот странный факт, опираясь на знания о функциях крови.

6. Предположим, что житель гор переехал в поселок расположенный на равнине. Как должно измениться количество эритроцитов у него и почему?

7. У человека цвет крови – красный, у головоногих моллюсков – голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.

В одной популярной книге по физиологии сказано: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание”. О чем хотел сказать автор этой книги?

Задание на дом: стр. 84-89. Составить синквейн: 1 вариант на эритроциты, 2 вариант на лейкоциты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-портфолио по биологии 8 класс iconПортфолио педагогических достижений аттестующегося работника, претендующего...
Портфолио педагога оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио,...
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconРекомендации по оформлению портфолио для студентов заочной формы обучения Портфолио
Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconУрок биологии 7 класс: Подцарство Простейшие. Урок Тип Саркодовые...
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconУрок биологии. 12 класс Тема. Биосинтез белка
Методическое обеспечение: таблицы по общей биологии Строение живой клетки, дидактический материал для проведения групповой работы,...
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconУрок изучение новой темы с использованием икт. Тема: «Заболевания почек»
Пк с мультимедийным проектором, мультимедийное пособие нового образца по биологии «Физиология и анатомия 9 класс». Издательство «Просвещение...
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconПортфолио учащегося – участника конкурса
Индивидуальная накопительная рабочая папка «портфолио ученика школы» включает в себя
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconКурсы повышения квалификации 20. 01. 2014
Выдача портфолио (просьба получить портфолио педагогам, прошедшим аттестацию в 2013 г.)
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconКак составить электронный портфолио?
Слово "портфолио"в Русском орфографическом словаре Российской академии наук под ред. В. В. Лопатина отнесено к несклоняющимся словам,...
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconПояснительная записка портфолио
Все материалы портфолио заверяются администрацией образовательного учреждения. Предоставление недостоверных сведений может повлечь...
Урок-портфолио по биологии 8 класс icon1. общие положения
«Электронное портфолио» ученика далее «Портфолио» – комплект электронных документов и материалов, представляющий совокупность сертифицированных...
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconПоложение о Портфолио учащегося начальной школы. 1
Настоящее Положение определяет порядок формирования и использования Портфолио, предусмотренного Концепцией профильного обучения (...
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconРабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д.
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconИспользование технологии веб-портфолио в образовательном процессе
С 2012 года – научный руководитель ит-проекта создания и развития социальной сети для ведения веб-портфолио 4portfolio ru
Урок-портфолио по биологии 8 класс iconПоложение о портфолио
Настоящее положение разработано в соответствии с решением педагогического совета о введении портфолио как новой формы оценивания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск