Информация об





Скачать 477.54 Kb.
НазваниеИнформация об
страница1/5
Дата публикации28.09.2013
Размер477.54 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
  1   2   3   4   5
Конспект виртуальной экскурсии «Лесные миниатюры»

Информация об авторе:

Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии – химии

МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»

Верховажский район Вологодская область

Тема виртуальной экскурсии:

«Лесные миниатюры» (пни)

Цели экскурсии:

Образовательная цель: способствовать формированию понятийного поля «Характеристика экосистемы»:

1.экосистема (пример миниэкосистемы, подсистемы: биота, биотоп),

2.компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты),

3. структура экосистемы (организация): трофическая (цепи и сети питания), видовая, морфологическая (жизненные формы организмов),

4. экологическая ниша («адрес» и «профессия» вида),

5. биотические взаимоотношения (симбиоз, хищничество, паразитизм, квартирантство и др.).

6. взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой

(прямые межвидовые отношения: трофические, топические, форические и фабрические)

7. устойчивость и сукцессия экосистемы.

Воспитательная цель: способствовать формированию экологической культуры учащихся (бережное отношение к природному объекту – пню), эстетическому воспитанию (умение видеть красоту и гармонию пня).

Развивающая цель: способствовать развитию ОУУН: умения создавать презентацию (пролог, титульный лист, маршрут) и конспект виртуальной экскурсии.

Задачи экскурсии:

1.Изучить литературные источники и ресурсы Интернета по данной теме;

2.Наметить объект, маршрут виртуальной экскурсии;

3.Подобрать соответствующий графический материал для создания видеоряда;

4.Для создания «образа пня» (развития ассоциативного мышления) подобрать художественные тексты, стихотворения, музыкальное сопровождение для хода экскурсии;

5.Зафиксировать возникшие вопросы, найти на них ответы.

6.Выполнить виртуальную экскурсию в PowerPoint, используя различные приёмы, активизирующие познавательную деятельность экскурсантов.

Маршрут и структура экскурсии:

Материал экскурсии изучается «от общего» (характеристика экосистемы) – «к частному» (компоненты, элементы экосистемы). Используются мыслительные операции «абстракция» и «конкретизация».

Экосистема пня → продуценты → консументы → редуценты → образ пня → взаимоотношения организмов.
Подробное послайдовое прохождение экскурсии со всеми дополнительными к презентации материалами:



Слайд 1.Виртуальная экскурсия «Лесные миниатюры».

Каждый лесной пень неповторим, это целый мир со своим населением, своей растительностью. Лесные пни - это миниатюры, созданные природой.

Слайд 2.Занятые будничной суетой мы не отличаем от общего шума звук дождя...
Не находим времени, чтобы прикоснуться к шероховатой древесной коре...
Не поднимаем голову, чтобы увидеть небо... А уж посмотреть на пень?

Замшелый пень в лесу стоял,

И жизнь былую вспоминал.

«Когда-то был я молодой,

Шумел зеленою листвой.

И пели птицы в вышине,

А солнце грело ветви мне.

И била жизнь вокруг ключом,

И все мне было нипочем…»[23]

Слайд 3. Интерактивная лента «Пни»

Сегодня мы отправляемся на виртуальную экскурсию, чтобы познакомиться с экосистемой пня.

Экосистема - понятие безранговое. Это может быть система любого размера - от капли прудовой воды до биосферы в целом. В отличие от биогеоценоза понятие "экосистема" более широкое и охватывает сообщества любого ранга.

Ребята, исходя из определения «Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность», назовите, какие элементы входят в экосистему?

Экосистема - природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ, потоком энергии и информации.

Следовательно, любая экосистема состоит из двух подсистем:

Экосистема

Биота = Биоценоз =

сообщество живого Биотоп = совокупность

абиотических факторов

Слайд 4. Наш маршрут пройдет через шесть основных точек:

1.Особенности экосистемы пня


Видовая структура пня
2.Продуценты

3.Консументы

4.Редуценты

5.Образ пня

6.Взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.
Отправляемся на первую точку маршрута нашей экскурсии «Особенности экосистемы пня».

Пень – уникальная экосистема.

Здесь можно увидеть тонкую грань между паразитами и сапрофитами: если гриб поселяется ещё на живом дереве – он паразит, но если на пне – сапрофит. Но ведь пень после того, как спилили ствол дерева, ещё какое-то время остается живым: корни продолжают всасывание воды и минеральных веществ из почвы, и они сочатся из пня…

Можно проследить основные типы биотических взаимоотношений: симбиоз, паразитизм, хищничество, квартирантство, конкуренция и др…

Пень – хороший объект для определения экологических нишей организмов. Определенные виды усачей, короедов поселяются на определенных видах деревьев. «Адрес» короедов - пространство между корой и древесиной, «профессия», т.е. пища – кора. В древесине могут жить личинки усачей, бронзовки, жука-носорога, древоточца и пр…

Самое главное: природные миниатюры – пни уникальны. Пни различаются по видовому составу, степени разложения древесины, особенностям увлажнения, а значит, обрастанием разными видами мхов или лишайников… Норы в пне - убежище, место гнездования опять же различных животных…
Слайд 5.

ПЕНЬ, по Ожегову, - нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями и комлем.

А так говорит Википедия:

«Пень — небольшая часть ствола дерева, оставшаяся после его частичного уничтожения и включающая в себя его корни. Процесс полного удаление пня из грунта (корчевание) может быть сложным и трудоёмким. Пень может быть как ещё живым (тогда из него ещё может снова вырасти дерево — пнёвая поросль), так и мёртвым».[32]
Итак, мы остановились у пня. Ничем не примечательного на первый взгляд, обычного, такого же, как и другие. Но давайте, присмотримся к нему повнимательнее. У него есть, что нам поведать. Летом пень наряжается в мантию из мягкого зеленого мха. А зимой надевает роскошную пушистую снежную шубу.

Слайд 6. Экосистема пня

Пень

Биота Биотоп

Муравьи Древесина

Короеды Сердцевина остатки ствола дерева

Мох Кора

Брусника Корни
Слайд 7. Пень – своеобразная «монокультура», входящая в цепи питания организмов.

При составлении цепей питания мы видим, что в этой экосистеме пастбищные цепи начинаются с древесины, коры пня. Детритные цепи, которые преобладают в данной экосистеме, тоже начинаются с древесины или коры пня, и даже паразитическая цепь: живое дерево → трутовик (опёнок). Получается, что пень служит многим видам в качестве основной пищи – своеобразная «монокультура».

Термин детрит означает «продукт распада» от латинского слова «deterere» - изнашиваться. Он позаимствован из геологии, где им называют продукты разрушения горных пород. В экологии детритом называют органическое вещество, вовлеченное в процесс разложения – начало пищевой цепи. Следующим звеном или уровнем детритной цепи следует считать животных – падальщиков, детритофагов.

В отличие от пастбищной цепи размеры организмов при движении вдоль детритной цепи не возрастают, а наоборот, уменьшаются. Так на втором уровне могут стоять насекомые - могильщики. Но самыми типичными представителями детритной цепи являются грибы и микроорганизмы, питающиеся мертвым веществом и довершающие продукт разложения биоорганики до состояния простейших минеральных и органических веществ, которые затем в растворенном виде потребляются корнями зеленых растений, начиная тем самым новый круг движения вещества. Поэтому такие организмы - деструкторы (разрушители) называются еще редуцентами (от латинского слова «редуцере» - возвращать), или сапрофагами (от греческого слова «сапрос» - гнилой).

Пастбищная и детритная цепи в разных экосистемах выражены по-разному. Например, в лесу лишь небольшая часть зелени поступает в пищу консументам. Большая часть отмерших растений и их фрагментов поступает непосредственно к редуцентам. То есть лес считается экосистемой с преобладанием детритных цепей.

В экосистеме гниющего пня пастбищная цепь вообще отсутствует. [42]

Трухлявый пень!

Он так красив, он так хорош –
Так просто мимо не пройдёшь,
А залюбуешься красой.
Эх, жаль не взять его домой!

Роман Бердов
Сукцессия лесного биогеоценоза продолжается до 150-200 лет. Это одна из самых устойчивых естественных экосистем. А является ли устойчивой экосистемой пень? Обратимся к таблице «Устойчивость экосистемы». Ребята, заполните её, сделайте вывод.



Признаки устойчивости естественных экосистем

Особенности экосистемы пня

Большое разнообразие видов

Небольшое количество видов по сравнению с лесом

Присутствуют продуценты, консументы, редуценты

Преобладают консументы, редуценты. Группа продуцентов, растущих непосредственно на пне – незначительна.

Разнообразные цепи и сети питания

Цепи питания только детритные, короткие.

Действует правило экологической пирамиды

В отличие от пастбищной цепи размеры организмов при движении вдоль детритной цепи не возрастают, а наоборот, уменьшаются.

Сбалансированный круговорот веществ

Преобладает процесс деструкции

Единственный источник энергии – солнце

Организмы используют энергию Солнца (растения) и энергию, получаемую при разложении органических веществ пня (микроорганизмы: бактерии, грибы).

Направляющая роль естественного отбора, который сохраняет наиболее устойчивых к неблагоприятным факторам среды

Да

Саморегуляция

Да

Вывод: Пень – неустойчивая экосистема, так как количество видов небольшое, цепи питания простые, начинающиеся с детрита (древесины), продуцентов мало. Достаточно человеку пнуть его ногой, воткнуть в него топор, или поджечь – и пня, как экосистемы не будет!


Каждая экосистема включает три главных биологических компонента: продуценты, консументы, редуценты.

Связи, при которых одни организмы поедают другие организмы или их останки, или выделения (экскременты), называются трофическими («трофее» - питание, пища, гр.). При этом пищевые взаимоотношения между членами экосистемы выражаются через трофические (пищевые) цепи.
Схема «Трофическая структура, цепи питания».


Всеядные
Продуценты = производители органического вещества = автотрофы

Фототрофы (растения)

Хемотрофы (бактерии)

Консументы = потребители органического вещества = гетеротрофы

Р

Е

Д

У

Ц

Е

Н

Т

Ы

паразиты

Сапрофиты = детритофаги

Симбиотрофы

Зоофаги = плотоядные = хищники

Фитофаги = растительноядные = травоядные

Трофические или пищевые цепи могут быть представлены в форме пирамиды. Численное значение каждой ступени такой пирамиды может быть выражено числом особей, их биомассой или накопленной в ней энергией - это трофическая структура экосистемы.

В соответствии с законом пирамиды энергий Р.Линдемана и правила десяти процентов, с каждой трофической ступени на последующую ступень переходит приблизительно 10 % (от 7 до 17 %) энергии или вещества в энергетическом выражении. [44]
Познакомимся с видовой структурой пня. Для этого отправимся в гости к продуцентам.

Первый, важнейший биологический компонент экосистемы- производители, или продуценты (от лат. «продуценс» - производящий, создающий). Это автотрофные организмы, в основном растения, а также некоторые бактерии, способные создавать органические вещества из неорганических, используя энергию солнца.
Слайд 8 – 11.

Их немного: мхи, лишайники, брусника, всходы сосны и других деревьев, семена которых зачастую прорастают прямо на пне.

Гляди-ка, появился —
На старом, замшелом пне
Молоденький листик-внучок. 

Михаил Бару.

Ребята! По ходу экскурсии у вас должна оказаться заполненной следующая таблица:

Видовое название

Трофические группы

Как используется пень организмом

Тип биотических взаимоотношений

Цепи питания

Брусника

Продуцент

Минеральные и органические вещества пня используются для питания растения

Квартирантство, симбиоз (микориза), паразитизм (Топические, трофические)

Брусника → Exobasidium vaccinii;

Брусника → Melampsora Goeppertiana;

Брусника → птица (бурундук)


Брусника

Растёт по сухим и сырым хвойным и лиственным лесам, кустарникам, иногда на торфяных болотах.

Кустики брусники, побеги которой иногда должны прокладывать себе дорогу в гнилом пне между корой и древесиной, могут достигать в длину одного метра, между тем как растущие рядом на земле имеют обычно высоту от 8 до 15 см.

Цветёт в мае и июне. Венчики брусники во время цветения поникают, это защищает пыльцу от сырости. В пыльниках пыльца находится в виде плотной массы, но понемногу разрыхляется и высыпается порциями через дырочки, расположенные на концах пыльников.

Плоды — красные ягоды — держатся под снегом до весны.

Побеги брусники поражаются грибком Exobasidium vaccinii. При этом поражении стебель и листья скручиваются и получают бледно-розовую окраску. Издали такие побеги кажутся странными цветами и резко выделяются на фоне здоровых зелёных кустов брусники. Часто вследствие поражения грибком Melampsora Goeppertiana стебли удлиняются, скручиваются и дают впечатление метлы, а листья укорачиваются, нижние из них превращаются в чешуйки.

Ягоды брусники, резко выделяющиеся своим красным цветом на фоне зелёной листвы, поедаются животными и птицами. Птицы разносят на большие пространства не переваренные семена и способствуют распространению брусники.

Корни брусники густо оплетены мицелием гриба. Нити гриба принимают почвенные растворы с минеральными веществами и передают их корням брусники. [7]
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информация об iconИнформация и информационные процессы. Аппаратно-программное устройство компьютера
Слово «информация» происходит от латинского «informatio» — осведомление, разъяснение, изложение. Ну, что же такое информация на самом...
Информация об iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Информатика и икт» для 8 гимназического класс
Информация. Информатика. Информация в неживой природе. Информация в живой природе
Информация об iconКонтрольная работа на тему Средства хранения и поиска документов
«информация». Информация это все: от простой записки до научной монографии. Информация это все фиксированные сообщения: книги, газеты,...
Информация об iconВсе ответы должны сопровождаться ссылками на страницы, где найдена...

Информация об icon5 Итого участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении выпускников оу в учреждения
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Информация об iconСодержание №1 2011 официальная информация указ президента российской федерации о праздновании
В. Д. Глотов, В. В. Митрикас, С. А. Платонов, А. А. Бермишев оперативная информация
Информация об iconИтоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Информация об icon5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах. Информация о поступлении...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Информация об iconИтоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Информация об iconИтоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Информация об iconИнформация по безопасности
Информация о потенциально опасной ситуации, которая, в случае возникновения, может привести к смертельному исходу или к серьезным...
Информация об iconГрафическая информация
Графическая информация сведения или данные, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов
Информация об iconИнформация о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...
Стендовая информация (Размещение информационных материалов по правилам поведения на дорогах)
Информация об iconИнформация по антикоррупционной работе
Количество проведенных классных часов по антикоррупционной тематике, информация о которых размещена в сми или на официальных сайтах...
Информация об icon5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Информация об icon5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск