Скачать 477.54 Kb.
|
Конспект виртуальной экскурсии «Лесные миниатюры» Информация об авторе: Жукова Надежда Николаевна учитель биологии – химии МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажский район Вологодская область Тема виртуальной экскурсии: «Лесные миниатюры» (пни) Цели экскурсии: Образовательная цель: способствовать формированию понятийного поля «Характеристика экосистемы»: 1.экосистема (пример миниэкосистемы, подсистемы: биота, биотоп), 2.компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты), 3. структура экосистемы (организация): трофическая (цепи и сети питания), видовая, морфологическая (жизненные формы организмов), 4. экологическая ниша («адрес» и «профессия» вида), 5. биотические взаимоотношения (симбиоз, хищничество, паразитизм, квартирантство и др.). 6. взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой (прямые межвидовые отношения: трофические, топические, форические и фабрические) 7. устойчивость и сукцессия экосистемы. Воспитательная цель: способствовать формированию экологической культуры учащихся (бережное отношение к природному объекту – пню), эстетическому воспитанию (умение видеть красоту и гармонию пня). Развивающая цель: способствовать развитию ОУУН: умения создавать презентацию (пролог, титульный лист, маршрут) и конспект виртуальной экскурсии. Задачи экскурсии: 1.Изучить литературные источники и ресурсы Интернета по данной теме; 2.Наметить объект, маршрут виртуальной экскурсии; 3.Подобрать соответствующий графический материал для создания видеоряда; 4.Для создания «образа пня» (развития ассоциативного мышления) подобрать художественные тексты, стихотворения, музыкальное сопровождение для хода экскурсии; 5.Зафиксировать возникшие вопросы, найти на них ответы. 6.Выполнить виртуальную экскурсию в PowerPoint, используя различные приёмы, активизирующие познавательную деятельность экскурсантов. Маршрут и структура экскурсии: Материал экскурсии изучается «от общего» (характеристика экосистемы) – «к частному» (компоненты, элементы экосистемы). Используются мыслительные операции «абстракция» и «конкретизация». Экосистема пня → продуценты → консументы → редуценты → образ пня → взаимоотношения организмов. Подробное послайдовое прохождение экскурсии со всеми дополнительными к презентации материалами: Слайд 1.Виртуальная экскурсия «Лесные миниатюры». Каждый лесной пень неповторим, это целый мир со своим населением, своей растительностью. Лесные пни - это миниатюры, созданные природой. Слайд 2.Занятые будничной суетой мы не отличаем от общего шума звук дождя... Не находим времени, чтобы прикоснуться к шероховатой древесной коре... Не поднимаем голову, чтобы увидеть небо... А уж посмотреть на пень? Замшелый пень в лесу стоял, И жизнь былую вспоминал. «Когда-то был я молодой, Шумел зеленою листвой. И пели птицы в вышине, А солнце грело ветви мне. И била жизнь вокруг ключом, И все мне было нипочем…»[23] Слайд 3. Интерактивная лента «Пни» Сегодня мы отправляемся на виртуальную экскурсию, чтобы познакомиться с экосистемой пня. Экосистема - понятие безранговое. Это может быть система любого размера - от капли прудовой воды до биосферы в целом. В отличие от биогеоценоза понятие "экосистема" более широкое и охватывает сообщества любого ранга. Ребята, исходя из определения «Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность», назовите, какие элементы входят в экосистему? Экосистема - природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ, потоком энергии и информации. Следовательно, любая экосистема состоит из двух подсистем: Экосистема Биота = Биоценоз = сообщество живого Биотоп = совокупность абиотических факторов Слайд 4. Наш маршрут пройдет через шесть основных точек: 1.Особенности экосистемы пня Видовая структура пня 2.Продуценты 3.Консументы 4.Редуценты 5.Образ пня 6.Взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Отправляемся на первую точку маршрута нашей экскурсии «Особенности экосистемы пня». Пень – уникальная экосистема. Здесь можно увидеть тонкую грань между паразитами и сапрофитами: если гриб поселяется ещё на живом дереве – он паразит, но если на пне – сапрофит. Но ведь пень после того, как спилили ствол дерева, ещё какое-то время остается живым: корни продолжают всасывание воды и минеральных веществ из почвы, и они сочатся из пня… Можно проследить основные типы биотических взаимоотношений: симбиоз, паразитизм, хищничество, квартирантство, конкуренция и др… Пень – хороший объект для определения экологических нишей организмов. Определенные виды усачей, короедов поселяются на определенных видах деревьев. «Адрес» короедов - пространство между корой и древесиной, «профессия», т.е. пища – кора. В древесине могут жить личинки усачей, бронзовки, жука-носорога, древоточца и пр… Самое главное: природные миниатюры – пни уникальны. Пни различаются по видовому составу, степени разложения древесины, особенностям увлажнения, а значит, обрастанием разными видами мхов или лишайников… Норы в пне - убежище, место гнездования опять же различных животных… Слайд 5. ПЕНЬ, по Ожегову, - нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями и комлем. А так говорит Википедия: «Пень — небольшая часть ствола дерева, оставшаяся после его частичного уничтожения и включающая в себя его корни. Процесс полного удаление пня из грунта (корчевание) может быть сложным и трудоёмким. Пень может быть как ещё живым (тогда из него ещё может снова вырасти дерево — пнёвая поросль), так и мёртвым».[32] Итак, мы остановились у пня. Ничем не примечательного на первый взгляд, обычного, такого же, как и другие. Но давайте, присмотримся к нему повнимательнее. У него есть, что нам поведать. Летом пень наряжается в мантию из мягкого зеленого мха. А зимой надевает роскошную пушистую снежную шубу. Слайд 6. Экосистема пня Пень Биота Биотоп Муравьи Древесина Короеды Сердцевина остатки ствола дерева Мох Кора Брусника Корни Слайд 7. Пень – своеобразная «монокультура», входящая в цепи питания организмов. При составлении цепей питания мы видим, что в этой экосистеме пастбищные цепи начинаются с древесины, коры пня. Детритные цепи, которые преобладают в данной экосистеме, тоже начинаются с древесины или коры пня, и даже паразитическая цепь: живое дерево → трутовик (опёнок). Получается, что пень служит многим видам в качестве основной пищи – своеобразная «монокультура». Термин детрит означает «продукт распада» от латинского слова «deterere» - изнашиваться. Он позаимствован из геологии, где им называют продукты разрушения горных пород. В экологии детритом называют органическое вещество, вовлеченное в процесс разложения – начало пищевой цепи. Следующим звеном или уровнем детритной цепи следует считать животных – падальщиков, детритофагов. В отличие от пастбищной цепи размеры организмов при движении вдоль детритной цепи не возрастают, а наоборот, уменьшаются. Так на втором уровне могут стоять насекомые - могильщики. Но самыми типичными представителями детритной цепи являются грибы и микроорганизмы, питающиеся мертвым веществом и довершающие продукт разложения биоорганики до состояния простейших минеральных и органических веществ, которые затем в растворенном виде потребляются корнями зеленых растений, начиная тем самым новый круг движения вещества. Поэтому такие организмы - деструкторы (разрушители) называются еще редуцентами (от латинского слова «редуцере» - возвращать), или сапрофагами (от греческого слова «сапрос» - гнилой). Пастбищная и детритная цепи в разных экосистемах выражены по-разному. Например, в лесу лишь небольшая часть зелени поступает в пищу консументам. Большая часть отмерших растений и их фрагментов поступает непосредственно к редуцентам. То есть лес считается экосистемой с преобладанием детритных цепей. В экосистеме гниющего пня пастбищная цепь вообще отсутствует. [42] Трухлявый пень! Он так красив, он так хорош – Так просто мимо не пройдёшь, А залюбуешься красой. Эх, жаль не взять его домой! Роман Бердов Сукцессия лесного биогеоценоза продолжается до 150-200 лет. Это одна из самых устойчивых естественных экосистем. А является ли устойчивой экосистемой пень? Обратимся к таблице «Устойчивость экосистемы». Ребята, заполните её, сделайте вывод.
Каждая экосистема включает три главных биологических компонента: продуценты, консументы, редуценты. Связи, при которых одни организмы поедают другие организмы или их останки, или выделения (экскременты), называются трофическими («трофее» - питание, пища, гр.). При этом пищевые взаимоотношения между членами экосистемы выражаются через трофические (пищевые) цепи. Схема «Трофическая структура, цепи питания». Всеядные Продуценты = производители органического вещества = автотрофы Фототрофы (растения) Хемотрофы (бактерии) Консументы = потребители органического вещества = гетеротрофы Р Е Д У Ц Е Н Т Ы паразиты Сапрофиты = детритофаги Симбиотрофы Зоофаги = плотоядные = хищники Фитофаги = растительноядные = травоядные Трофические или пищевые цепи могут быть представлены в форме пирамиды. Численное значение каждой ступени такой пирамиды может быть выражено числом особей, их биомассой или накопленной в ней энергией - это трофическая структура экосистемы. В соответствии с законом пирамиды энергий Р.Линдемана и правила десяти процентов, с каждой трофической ступени на последующую ступень переходит приблизительно 10 % (от 7 до 17 %) энергии или вещества в энергетическом выражении. [44] Познакомимся с видовой структурой пня. Для этого отправимся в гости к продуцентам. Первый, важнейший биологический компонент экосистемы- производители, или продуценты (от лат. «продуценс» - производящий, создающий). Это автотрофные организмы, в основном растения, а также некоторые бактерии, способные создавать органические вещества из неорганических, используя энергию солнца. Слайд 8 – 11. Их немного: мхи, лишайники, брусника, всходы сосны и других деревьев, семена которых зачастую прорастают прямо на пне. Гляди-ка, появился — На старом, замшелом пне Молоденький листик-внучок. Михаил Бару. Ребята! По ходу экскурсии у вас должна оказаться заполненной следующая таблица:
Брусника Растёт по сухим и сырым хвойным и лиственным лесам, кустарникам, иногда на торфяных болотах. Кустики брусники, побеги которой иногда должны прокладывать себе дорогу в гнилом пне между корой и древесиной, могут достигать в длину одного метра, между тем как растущие рядом на земле имеют обычно высоту от 8 до 15 см. Цветёт в мае и июне. Венчики брусники во время цветения поникают, это защищает пыльцу от сырости. В пыльниках пыльца находится в виде плотной массы, но понемногу разрыхляется и высыпается порциями через дырочки, расположенные на концах пыльников. Плоды — красные ягоды — держатся под снегом до весны. Побеги брусники поражаются грибком Exobasidium vaccinii. При этом поражении стебель и листья скручиваются и получают бледно-розовую окраску. Издали такие побеги кажутся странными цветами и резко выделяются на фоне здоровых зелёных кустов брусники. Часто вследствие поражения грибком Melampsora Goeppertiana стебли удлиняются, скручиваются и дают впечатление метлы, а листья укорачиваются, нижние из них превращаются в чешуйки. Ягоды брусники, резко выделяющиеся своим красным цветом на фоне зелёной листвы, поедаются животными и птицами. Птицы разносят на большие пространства не переваренные семена и способствуют распространению брусники. Корни брусники густо оплетены мицелием гриба. Нити гриба принимают почвенные растворы с минеральными веществами и передают их корням брусники. [7] |
Информация и информационные процессы. Аппаратно-программное устройство компьютера Слово «информация» происходит от латинского «informatio» — осведомление, разъяснение, изложение. Ну, что же такое информация на самом... | Календарно-тематическое планирование по предмету «Информатика и икт» для 8 гимназического класс Информация. Информатика. Информация в неживой природе. Информация в живой природе | ||
Контрольная работа на тему Средства хранения и поиска документов «информация». Информация это все: от простой записки до научной монографии. Информация это все фиксированные сообщения: книги, газеты,... | Все ответы должны сопровождаться ссылками на страницы, где найдена... | ||
5 Итого участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении выпускников оу в учреждения Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | Содержание №1 2011 официальная информация указ президента российской федерации о праздновании В. Д. Глотов, В. В. Митрикас, С. А. Платонов, А. А. Бермишев оперативная информация | ||
Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | 5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах. Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | ||
Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | ||
Информация по безопасности Информация о потенциально опасной ситуации, которая, в случае возникновения, может привести к смертельному исходу или к серьезным... | Графическая информация Графическая информация сведения или данные, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов | ||
Информация о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма... Стендовая информация (Размещение информационных материалов по правилам поведения на дорогах) | Информация по антикоррупционной работе Количество проведенных классных часов по антикоррупционной тематике, информация о которых размещена в сми или на официальных сайтах... | ||
5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | 5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами |