Скачать 0.53 Mb.
|
Управление образования Администрации МО города Салехард Информационно-методический отдел Муниципальное образовательное учреждение Харпская средняя общеобразовательная школа Библиотека учителя естественнонаучного цикла ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ СТИХИ АВТОРЫ СОСТАВИТЕЛИ: ЕФРЕМОВА Е.В., методист Центра информационно-методического и ресурсного обеспечения Управления образования г. Салехард СТАРКОВА Т.А., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории МОУ ХАРПСКАЯ СОШ п.Харп Приуральского района ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ. 2007г. Дидактические естественно-научные стихи – Салехард: ИМО УО ,2006.-37с. Составители: Ефремова Е.В. методист Центра информационно-методического и ресурсного обеспечения Управления образования естественнонаучного цикла Старкова Т.А. учитель биологии и химии высшей квалификационной категории МОУ ХАРПСКАЯ СОШ п.Харп Приуральского района В сборнике приводятся дидактические естественнонаучные стихи, которые могут использоваться на уроках и во внеклассной работе. Сборник адресован учителям естественнонаучного цикла Рецензент: Рудчик С.В., учитель биологии высшей квалификационной категории (МОУ СОШ №4 г.Салехард) Ефремова Е.В. методист Центра информационно-методического и ресурсного обеспечения Управления образования естественно-научного цикла Старкова Т.А. учитель биологии и химии высшей квалификационной категории МОУ ХАРПСКАЯ СОШ п.Харп Приуральского района Вступление В настоящее время все более актуальными становятся процессы гуманитаризации и гуманизации естественнонаучного образования, призванные обеспечить ориентацию обучения на личность как на приоритетную ценность, создать условия для ее развития. Одним из способов гуманитаризации образования является проникновение методов гуманитарных наук в другие области знаний. Среди целей гуманитаризации естественнонаучного образования выделяют не только формирование мировоззрения учащихся, но и становление познавательного интереса к изучению предметов естественно - научного цикла как части общечеловеческой культуры, а также развитие всех сфер личности учащихся, их возможностей и ориентации на ценности гуманистического характера. Включение дидактических стихов в содержание уроков биологии, химии, географии может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманитаризации естественнонаучного образования. Содержание школьного курса биологии, химии и географии характеризуется большим объемом информации, которая на уровне фактов, понятий, идей должна быть освоена и принята учениками. Однако не всякая информация способна побудить у них познавательный интерес. Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он характеризуется тремя обязательными моментами: 1) положительные эмоции по отношению к деятельности; 2) наличие познавательной стороны этих эмоций; 3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Из вышеизложенного следует, что любая деятельность по усвоению и трансформации учебной информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию. Эмоционально окрасить содержание научно-естественного образования можно различными способами. В том числе при помощи дидактических стихов. К дидактическим относятся стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию. Все стихотворения, используемые на уроках можно условно разделить на «первично» и «вторично» дидактические стихи к первой группе относятся специально сочиненные стихотворения, обязательно включающие терминологию изучаемого предмета. С одной стороны, они должны быть строго научны и достоверны в отношении подаваемой информации, а с другой – эмоционально - образны. Ко второй группе относятся стихи, которые изначально не были предназначены для учебных целей, поэтому они могут содержать фактические ошибки, а это и определяет специфичный характер использования их на уроке. Дидактические естественнонаучные стихи известны с античных времен. Вспомним «О природе вещей» Тита Лукреция Кара. Позже в Англии такими стихами прославился Эразм Дарвин (поэмы «Ботанический сад» и «Храм природы»), немало стихов и в отечественной литературе. Стихи обеспечивают на уроке эмоционально-нравственные ситуации, облегчают концентрацию внимания на изучаемом материале, повышают степень интереса учащихся. Они активизируют познавательную деятельность, стимулируют развитие мыслительных операций, развивают воображение, эмпатию по отношению к природным объектам, способствуют более совершенному усвоению знаний и формированию мировоззрения молодежи. Хочется напомнить, что дидактические стихи интересны в общем контексте учебного процесса и при их использовании необходимо соблюдение меры. Примерный перечень тем уроков, на которых могут быть использованы приведенные в сборнике стихотворения.
Тит Лукреций Кар Открытие металлов Было открыто затем железо и золото с медью, Веское также еще серебро и свинцовая сила, После того, как огонь истребил, охвативши пожаром, Лес на высоких горах… недра земли распалялись И, в углубленья ее, собираясь, по жилам кипящим Золото, медь, серебро потекли раскаленным потоком Вместе с ручьями свинца. А когда на земле появились Слитки застывшие их, отличавшие ярко, то люди Начали их поднимать, плененные глянцем блестящим, И замечали притом, что из них соответствует каждый В точности впадине той, которая их заключала Это внушило ту мысль, что, расплавив, металлы возможно В форму любую отлить и любую придать им фигуру; И до любой остроты, и до тонкости также возможно Лезвий края довести, постепенно сжимая их ковкой, Чтобы оружье иметь и орудья для рубки деревьев, Чтобы обтесывать лес и выстругивать гладкие брусья, Чтобы буравить, долбить и просверливать в дереве дыры. Это они серебром или золотом делать пытались Так же сначала, как силой могучей и мощною меди. Тщетно: слабей была стойкость у этих металлов, и с медью Вровень они не могли выдерживать грубой работы. Ценной была тогда медь, а золото было в презреньи, Как бесполезная вещь с лезвеём, от удара тупевшим. Ныне в презрении медь, а золото в высшем почете. Так обращенье времен изменяет значенье предметов: Что было раньше в цене, то лишается вовсе почета, Следом другое растет, выходя из ничтожества к блеску… Далее, как естество железа было открыто, Это и сам без труда ты понять в состоянии, Меммий. Древним оружием людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья, Пламя затем и огонь, как только узнали их люди. Силы железа потом и меди были открыты, Но применение меди скорей, чем железа, узнали: Легче ее обработка, а также количество больше, Медью и почву земли бороздили, и медью волненьн Войн поднимали, и медь наносила глубокие раны; Ею и скот и поля отнимали: легко человекам, Вооруженным в бою безоружное все уступало. Мало- помалу затем одолели мечи из железа, Вид же из меди серпа становится предметом насмешек: Стали железом потом и земли обрабатывать почву И одинаковым все оружием в битвах сражаться. Михаил Ломоносов ( 17711-1765) Письмо о пользе стекла Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752году (Фрагменты) Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучом блистающих в глаза: Нередко я для той с парнасских гор спускаюсь, И ныне от нее на верьх их возвращаюсь, Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу. И как я оное, хваля, воспоминаю, Не ломкость лживого я счастья представляю. Но должно тленности примером тое быть, Чего и сильный огнь не может разрушить, Других вещей земных конечностей родитель: Стекло им рождено; огонь его родитель. …………………………………………… Когда неистовый свирепствуя Борей Стисняет мразом нас в упругости своей, Великой не терпя и строгой перемены, Скрывает человек себя в толстые стены. Он был бы принужден без свету в них сидеть; Или с дрожанием несносным хлад терпеть. Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускает И лютость холода чрез то же отвращает. Отворенному вдруг и запертому быть, Не то ли мы зовем, что чудеса творить? Потом как человек зимой был безопасен И в северных странах в снегу зеленый сад; Цейлон бы посрамил, пренебрегая хлад. И удовольствовал он мысли прихотливы: Зимой за Стеклом цветы хранятся живы… ……………………………………………… По долговременном теченьи наших дней Тупеет зрение ослабленных очей. Померкшее того не представляет чувство, Что кажется натура и искусство. Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг; Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг! Тогда противен день, весенние досада! Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада. Оно способствием искусныя руки Подать нам зрение умеет чрез очки! Не дар ли мы в стекле божественный имеем? Что честь достойную воздать ему коснеем? …………………………………………………. Астроном весь свой век в бесплодном был труде, Запутан циклами; пока восстал Коперник, Презритель зависти и варварству соперник. В средине всех планет он солнце положил, Сугубое земли движение открыл. Одним круг центра путь вседневный совершает, Другим круг солнца год теченьем составляет, Он циклы истинной Системой растерзал И правду точностью явлений доказал. Потом Гугении, Кеплеры и Невтоны. Преломленных лучей в Стекле познав законы, Разумный подлинно уверили весь свет, Коперник что учил, сомнения в том нет. ………………………………………………. Во зрительных трубах Стекло являет нам, Колико дал творец пространство небесам. Толь много Солнцев в них пылающих сияет, Недвижных столько звезд нам ясна ночь являет. Круг солнца нашего, среди других планет, Земля с ходящего круг ней луной течет, Которую хотя весьма пространну знаем, Но к свету применив, как точку представляем. …………………………………………………….. Стекло приводит нас чрез Оптику к сему, Прогнав глубокую неведения тьму! Преломленных лучей пределы в нем несложны, Представлены творцом; другие невозможны. В благословенной наш и просвещенный век Чего не мог дойти по оным человек? Хоть острым взором нас природа одарила, Но близок онаго конец имеет сила. Кроме, что в далеке не кажет нам вещей И собранных трубой он требует лучей, Коль многих тварей он еще не досигает, Которых малой рост пред нами сокрывает! Но в нынешних веках нам микроскоп открыл, Что бог в невидимых животных сотворил! Коль тонки члены из, составы, сердце. Жилы И нервы, что хранят в себе животны силы! Не меньше, нежели в пучине тяжкий кит, Нас малый червь частей сложением дивит. Велик создатель наш в огромности небесной! Велик в строении червей, скудели тесной! Стеклом познали мы толики чудеса, Чем он наполнил понт, и воздух, и леса. Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно, Является трав разбор и знание врачебно. Вадим Шефнер ТРАКТАТ О БЕССМЕРТИИ Быть может, мы не умираем вовсе И выдумана смерть гробовщиками, А мы, простые люди, верим им. Быть может, смерть – болезнь такая просто: Ну, ляжешь, полежишь – и отлежишься, А встанешь – все по-старому пойдет. Так нет, - чуть что, зовут твои родные Врачей, те зеркальце к губам подносят, Пульс щупают для вида и, конечно, Зовут гробовщиков, а те уж дело знают. Вот и меня когда-нибудь, наверно, Печально упакуют в ящик длинный И забросают глинистой землей. А я проснусь от холода, спросонья Рукой, от сна затекшей, потянусь К привычной пачке «Беломорканала» И к спичкам, что на столике ночном Всегда лежат, - ан нет, не тут-то было. … Все это мной придумано. Я знаю, Что все мы смертны, и отлично знаю: Правы гробовщики и доктора. А я любил прозрачный холод сада, И пенье птиц, и капельки росы На чашечках цветов в часы рассвета, И дальнее гуденье поездов, И телеграфных проводов гуденье, И ветер, что раскачивал верхушки Упругих сосен… Я любил движенье, Я был влюблен в большие города – И в те, где был, и в те, которых не был, Но больше всех я город свой любил, Где выбоину каждую в асфальте Я заучил на улице своей. Но верю я в бессмертие. Пускай Я двести раз истлеть в земле успею, И скалы станут кучами песка, И обмелеют реки, что при мне Своею полноводностью кичились, И очертанья берегов морских Изменятся, и новые светила Зажгутся в небе… Но настанет час, Когда придет Бессмертие. Недаром Огонь и суша, воздух и вода Подвластны нам. Я знаю: будет время, Когда и Вечность, пятая стихия, Нам покорится в день благословенный, И в белой тишине лабораторий Ученые свое закончат дело И формулу Бессмертия найдут. Пройдут еще столетья, и о смерти Забудут люди. Даже слово «смерть» Для них понятьем станет отвлеченным, Таким же, как бессмертие для нас. Они забудут грустные обряды, Надгробные они забудут речи. Им будет некому носить к могилам Бескровные, сухие иммортели, И хризантемы, пахнущие тленом, И душную сирень, - отныне будут Лишь для живых цвести цветы земли. 1940 ЛЕСНОЙ ПОЖАР Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер И, сыпля искры, посреди поляны Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы. И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. Огонь настиг охотника – и, мучась, Тот задыхался в огненном плену; Он сам себе готовил эту участь, - Но как он искупил свою вину!.. Не такова ли совесть? – Временами Мне спится сон средь тишины ночной, Что где-то мной костер забыт, а пламя Уже гудит, уже идет за мной… 1940 ВЫПУСКАЮЩИЙ ПТИЦ В квартире одной коммунальной, Средь прочих прописанных лиц, Живет пожилой и печальный Чудак, выпускающий птиц. Соседи у рынка нередко Встречают того чудака – С большой самодельною клеткой Стоит он у зооларька. С получки своей небогатой Накупит чижей и синиц И за город едет куда-то Чудак, выпускающий птиц. Плывут мимо окон выгонных Сады и асфальт автострад; На месте поселков сожженных Другие, не хуже, стоят. Качаются дачные сосны, И речки прозрачны до дна, И даже сквозь грохот колесный Земная слышна тишина. А все же душа не на месте, И радости нет в тишине: Без вести, без вести, без вести Пропал его сын на войне. И вот полустанок невзрачный У стыка рокадных дорог… В болотистом месте, не дачном, Рубеж обороны пролег. Отыщет старик не впервые Пехотной дивизии тыл, Где встали цветы полевые На холмики братских могил. Но где приклонить ему взоры, Куда ему сердцем припасть, Где холмик найти, над которым Он мог бы наплакаться всласть?.. Он с клетки снимает тряпицу, Потом открывает ее, - Молчат присмиревшие птицы И в счастье не верят свое. Но крылья легки и упруги, И радость растет на лету, - В каком-то счастливом испуге Взмывают они в высоту. Летят над землею зеленой, Летят без дорог и границ, И смотрит на них умиленно Старик, выпускающий птиц. 1956 НЕПРЕРЫВНОСТЬ Смерть не так уж страшна и зловеща. Окончательной гибели нет: Все явленья, и люди, и вещи Оставляют незыблемый след. Распадаясь на микрочастицы, Жизнь минувшая не умерла, - И когда-то умершие птицы Пролетают сквозь наши тела. Мчатся древние лошади в мыле По асфальту ночных автострад, И деревья, что срублены были, Над твоим изголовьем шумят. Мир пронизан минувшим. Он вечен. С каждым днем он богаче стократ. В нем живут наши древние встречи И погасшие звезды горят. 1957 РУЧНОЙ ВОЛК У лесника в прокуренной сторожке Домашний волк живет на первый год. Он незлобив, не тронет даже кошки, Он, как собака, домик стережет. Когда-то у оврага, в дальней роще, В неистовую позднюю пургу, Лесничий взял его волчонком тощим И преданного выкормил слугу. Но в феврале, когда метель клубится, Волк смотрит настороженно во тьму, И сам хозяин в эти дни боится Его погладить, подойти к нему. Там где-то стая ждет его прихода, Его зовет клубящаяся мгла, - И, может быть, голодная свобода Ему дороже теплого угла. Хозяин, бойся этой волчьей стати И очень-то не доверяй ему, - Злом за добро он все равно отплатит, На вой волчицы, кинувшись во тьму. Ни ласкою, ни хлебом, ни пинками Не пробуй возвращать его назад, - Он горло перервет тебе клыками, И ты же будешь в этом виноват. Он просто волк, он не собачьей масти, И он уйдет, забыв, что он ручной, От теплого навязанного счастья В метель и холод, в неуют ночной. 1957 ПОЗНАВАНИЕ О песчинки познаний, осевшие в памяти нашей, Вы навек откололись от Вечности – грузной горы! Нам становится тесно под синей небесною чашей, Из земной колыбели мы видим иные миры. Мы мечтаем о звездах, к просторам и знаниям жадны, Нас теперь не сдержать – Циолковский ведет в высоту, И не крылья уже, а ракет раскаленные жабры Над Землею свистят, вынося на орбиту мечту. 1961 СОХРАНЕНИЕ МАТЕРИИ Мне иногда совсем не нужно Ни счастья, ни любви, ни дружбы. Забыв свое предназначенье, Гляжу на тихое теченье. Гляжу в задумчивом покое На куст, склоненный над рекою. И вспоминаю, вспоминаю… Я что-то помню, что-то знаю. Трава шуршит, ногой примята, - А я травою был когда-то, Землей и небом был когда-то, Лучом рассвета и заката. Вы все меня спокойно ждете, Лишь иногда – сквозь сон – зовете. И я вернусь, к покою жаден, - Школяр, набегавшийся за день. Когда моя настанет осень, Вернусь ко всем, кого я бросил, - К земле – землей, к траве – травою И к небу – ясной синевою. 1959 *** Города – продолженье природы, Перекрестки таинственных троп. Под железобетонные своды Мы пришли из пещер и чащоб. И песок стал витриной зеркальной, И руда стала балкой стальной, Глина, вставшая вертикально, Нам предстала кирпичной стеной. Но от каменных великолепий, От чудес, что построили мы, Манят нас молчаливые степи И далекие манят холмы, - Там, где нет ни стекла, ни металла, Где природа дика и горда, Где стеною глина не стала И рудою осталась руда, - Все нас тянет в лесную прохладу, В неуют, к родниковой воде, Будто скрягу к отцовскому кладу, Что зарыт был неведомо где. 1962 ОТПЕЧАТКИ НА УГЛЕ Тянулись ввысь из джунглей разогретых Таинственных растений веера. Далекое младенчество планеты, Беспечное ее позавчера. Не донесли к нам черные скрижали Великолепья зарослей густых – Лишь отпечатки тайно удержали, Лишь знаки отрицательные их. Чтоб углем стать, за тысячи столетий Распались их объемы и цвета; Всей их красы единственный свидетель – От них оставшаяся пустота. Как детские ошибки и мечтанья, Их оттиск смутен и неповторим, Но о былом своем существованье Они твердят отсутствием своим. 1959 ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ Жизнь не кончается там, где кончается, - Что-то другое там начинается. Только не райское, только не адское: Ляжешь пылинкой на чьем-то лацкане, Станешь травинкой и чьей-то сказкою, Белой снежинкой приникнешь ласково К чьему-то окошку в вечерний час. 1959 ВЫСОКОЕ РАВЕНСТВО Зверь, в сущности, доволен малым: Ему нужны еда и сон. Вовек не станет он Дедалом, Но и не сбросит бомбы он. Но человечество особый Собой являет род и вид: Меж доброй мудростью и злобой Здесь бездна целая лежит. Из одного как будто теста, Да вот припек у всех иной: Есть люди – выше Эвереста, Есть – ниже ямы выгребной. Но мы взрывать не будем горы, Чтоб их с низинами сравнять, Чтоб стала жизнь равниной голой, Где тишь болотная да гладь. Нет, мы хотим, чтоб на планете Все были в помыслах чисты, Чтобы для всех настал на свете Век мудрости и доброты! Чтоб не вершиной одинокой, Не ямою у входа в храм,- Чтоб каждый стал горой высокой, Но дружественной всем горам! 1962 |
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Управление образования администрации города новый уренгой муниципальное... МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная... | Древняя Греция колыбель античного искусства ... | ||
Древняя Греция- колыбель античного искусства ... | Управление образования Администрации города Дзержинска Нижегородской... Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная... | ||
Доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» (далее Школа) основано в 1980 году, учредитель... | Статья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное... «Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное... | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения города... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №4» находится в микрорайоне... | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 города Томска в 2012-2013 учебном году | ||
Северное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185 | Северное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185 | ||
Xiii районная конференция учебно-исследовательских работ учащихся Управление образования администрации новоселовского района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение игрышенская средняя... | Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова | ||
«детская музыкальная школа №1» Методический доклад Управление культуры администрации Губкинского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... | Юго-западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа №521 |