Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.»





Скачать 80.99 Kb.
НазваниеКонспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.»
Дата публикации03.10.2013
Размер80.99 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛ.

ТЕМА: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ.»
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, их строение и жизнедеятельность во взаимодействии с клеткой; сообщить об опасности заражения вирусом СПИДа.
Задачи:

  • Образовательная - формирование новых биологических понятий: вирус, вирион, облигатный паразит, лизис.

  • Развивающая - развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, умения формирования определений.

  • Воспитательная - стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог.


ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Строение вируса», интерактивная доска, компьютер, проектор, видеоматериал по теме, карточки-задания, сообщения учеников.
ХОД УРОКА.

  1. Постановка цели и задач урока. (1 мин)

Постановка задачи урока: Сегодня наш урок посвящен неклеточным формам жизни – вирусам, профилактике вирусных заболеваний, в частности СПИДа.

  1. Вступительное слово учителя.(2 мин).

Считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ – инфекцией произошли в конце 70 – х годов прошлого столетия. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ – инфекция. СПИД относится к числу 5 главных болезней – убийц, уносящих наибольшее количество жизней на нашей планете. Эпидемия продолжает расти, охватывая все новые регионы.

В 1982 году ученым удалось выяснить, что причиной СПИДа является вирус, который поражает клетки иммунной системы человека, делая их неспособными защищать организм от заболеваний.

С тех пор человечество пытается обуздать этот примитивный, но коварный микроорганизм – вирус иммунодефицита человека.
3. Постановка проблемных вопросов.

-- Что же из себя представляют вирусы? Как они устроены? Как функционируют? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

Но сначала – немного истории. (Сообщение учащегося об открытии вирусов).(2 мин).

В 1852 году русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский впервые получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью. Когда такой экстракт пропустили через фильтр, способный задерживать бактерии, отфильтрованная жидкость все еще сохраняла инфекционные свойства. В 1898 году голландец Бейеринк придумал новое слово «вирус» (от латинского слова, означающего «яд»), чтобы обозначить этим термином инфекционную природу некоторых профильтрованных растительных жидкостей. В 1915 году Тоуртом были открыты вирусы бактерий – бактериофаги, которые способны проникать в клетку бактерии и разрушать её. Хотя удалось достичь значительных успехов в получении высокоочищенных проб вирусов и было установлено, что по химической природе вирусы являются нуклеопротеинами (нуклеиновые кислоты, связанные с белками), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными, потому что они были слишком малы, чтобы их можно было увидеть с помощью светового микроскопа. Поэтому-то вирусы и оказались в числе первых биологических структур, которые были исследованы в электронном микроскопе сразу же после его изобретения в 30-е годы нашего столетия.

Слово учителя: Итак, мы узнали об открытии вирусов, а теперь самостоятельно попытайтесь ответить на поставленные вопросы (вопросы – на доске.)
Перед вами карточки-задания. Прочитайте текст и попробуйте ответить на вопросы, ответы запишите в таблицу. (На работу отводится 6 мин).

____________________________________________________

Вирусы – это мельчайшие живые организмы, размеры которых варьируют в пределах примерно от 20 до 300 нм; в среднем они раз в 50 меньше бактерий.

Устроены вирусы очень просто. Они состоят из фрагмента генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная вирусная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких как вирусы гриппа или герпеса, есть еще дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина. В отличие от всех других организмов, вирусы не имеют клеточного строения.
ВИРУСЫ

| |

ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ ДНК или РНК + капсид ДНК или РНК + капсид +

| липопротеидная мембрана вирус табачной мозаики |

вирусы гриппа, герпеса
-- Геном вирусов может быть представлен как однонитчатыми, так и двунитчатыми молекулами ДНК и РНК. Капсид защищает генетический материал вируса от действия ферментов и ультрафиолетового излучения, а также способствует осаждению вируса на клеточную мембрану. Капсид содержит рецепторы, комплементарные рецепторам клеточных мембран, поэтому вирусы поражают строго определенный круг хозяев. Например: вирус гепатита А или Б проникает и размножается только в клетках печени, вирус гриппа – в клетках эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей и т.п. Бактериофаги способны проникать в клетку бактерии и разрушать её.




Вопрос

Ответ

1.

Имеют ли вирусы клеточное строение?




2.

Есть ли у вирусов структуры, отвечающие за синтез АТФ?




3.

Могут ли вирусы синтезировать белки?




4.

Что такое капсид?




5.

Как устроен генетический материал вирусов?




6.

Почему вирусы могут поражать только определённый круг хозяев?





_____________________________________________________

(Обсуждение результатов работы).
Слово учителя: (3 мин) Итак, вирусы не имеют клеточного строения и не могут сами синтезировать необходимые им белки и энергию.

Значит существует другой механизм получения необходимых белков и энергии. Можно сказать, что жизненная стратегия вирусов – безудержное размножение.

-- Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Размножение (репродукция) вирусов – это многоступенчатый процесс.

1. Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки – этот процесс называется адсорбцией.

2. Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку ( у бактериофагов) или проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Этот процесс называется инъекцией.

3. Затем происходит редупликация вирусных молекул нуклеиновой кислоты за счет нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

4. На рибосомах клетки осуществляется синтез вирусных белков и ферментов.

5. Сборка вирусных частиц из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков и нуклеиновых кислот.

6. Лизис – выход вирусных частиц из пораженной клетки; при этом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у эукариот выпячивается оболочка клетки, и вирусные частицы «выталкиваются» в окружающую среду.

На столах у вас находятся карточки со схематичным изображением этапов репродукции вирусов, необходимо расставить эти этапы в правильном порядке. (На работу отводится 2 мин.)

__________________________________________________
Расположите в правильном порядке этапы репродукции вирусов.





_______________________________________________

-- Новых частиц вируса образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них повторяется многоступенчатый процесс размножения.
--Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?»
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшую работу. На партах у вас имеются карточки, вспомните все, о чем мы сейчас говорили и заполните таблицу, сделайте вывод.

В 1.

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВИРУСА.

Характеристики

Описание

Строение

Нуклеиновая к-та, капсид

Наследственность и изменчивость

Характерны

Клеточное строение

Не имеют

Обмен веществ

Не осуществляется

Состояние вне клетки-хозяина

В «неживом» состоянии

Способность к размножению

Только внутри клетки-хозяина







Сделайте вывод, можно ли считать вирусы живыми организмами?

Вывод: Вирусы обладают признаками как живой, так и не живой материи. Они находятся на самой границе между живым и неживым. Это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими замкнутыми системами клеток.
В 2.

СДЕЛАЙТЕ СРАВНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ВИРУСОВ И КЛЕТОК-ЭУКАРИОТ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЭУКАРИОТЫ

ВИРУСЫ

Наличие клеточной мембраны







Наличие рибосом







Наличие митохондрий







Наличие ДНК и РНК







Обмен веществ







Размножение делением







Сделайте вывод о происхождении вирусов. Могли ли вирусы, являющиеся клеточными паразитами возникнуть раньше клеток-хозяев?
ВЫВОД: Вирусы представляют собой автономные генетические структуры, неспособные, однако развиваться вне клетки. Полагают, что вирусы и бактериофаги – обособившиеся генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами жизни.

На заполнение таблиц – 10 мин + 5 мин на проверку.
4. Вирусы вызывают различные заболевания человека, животных и растений. Например:
Заболевания человека, животных и растений, вызываемые вирусами.

(просмотр видеоматериала).(3 мин)
А теперь давайте вернемся к вирусу иммунодефицита человека, вызывающему заболевание СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. (Рассказ ученика). (5 мин)
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
В тетради заполните таблицу. (5 мин).

Пути распространения и профилактика СПИДа.

Пути передачи инфекции

Вирус СПИДа не передается…

Профилактика











Д\З Найти материал и сделать сообщения о заболеваниях, вызванных вирусами.
6. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconРеферат по биологии на тему: Вирусы
Эти существа носят названия вирусов (лат "вирус" яд) и представляют неклеточные формы жизни. Вирусы нельзя отнести ни к животным,...
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconРеферат на тему: «Роль вирусов в природе и жизни человека»
Вирусы – неклеточные формы жизни, которых относят к царству Вира, невидимые в световой микроскоп частицы, паразиты эукариотической...
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconУрок биологии в 11 классе на тему «вирусы неклеточные формы жизни»
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconКонспект урока по биологии в 10 классе Тема урока: «Вирусы неклеточная...
Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,...
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconКонспект урока биологии в 11классе тема урока. Гипотезы возникновения...
Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Прочтите высказывания, займите место, согласно высказыванию
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconКонспект урока вирусы фио тюшина Н. Д. Место работы мбоу «сош №3»...
Цель урока: формирование знаний о строении вирусов, их многообразии и размножении. Болезни, вызываемые вирусами
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconКонспект урока компьютерные вирусы и антивирусные программы (Тема урока) фио (полностью)
Цель: изучение учащимися основных понятий темы, формирование практических навыков
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconКонспект для урока информатики "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы"
Компьютерные вирусы и антивирусные программы, 9 урок в теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconКонспект урока на тему «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
Компьютерные вирусы и антивирусные программы, 9 урок в теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconКонспект урока компьютерные вирусы. Антивирусные программы фио (полностью)...
Компьютерные вирусы и антивирусные программы, 9 урок в теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconПлан-конспект урока английского языка в 9 классе Тема: «Здоровый образ жизни. Вредные привычки»
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconРеферат по биологии на тему: «Вирусы»
Вирусы живут пока сражаются и погибают от бездействия. Они очень прихотливы к пище, живут «взаймы» за счёт клеток животных, растений...
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconКонспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.»
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconКонспект урока «Вирусы неклеточная форма жизни» Ф. И. О. Бабина Елена...
Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,...
Конспект урока биологии в 10 кл. Тема: «неклеточные формы жизни. Вирусы.» iconКонспект урока «Вирусы неклеточная форма жизни» Ф. И. О. Бабина Елена...
Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск