Скачать 55.98 Kb.
|
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ в 11КЛАССЕ Тема урока. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Цели урока:
Ход урока. 1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Прочтите высказывания, займите место, согласно высказыванию. 2. Актуализация знаний. Посмотрите фрагмент новостей. Демонстрируются изображения с подписями: 1) Феномен 2012. Государственная дума объявила, конца света не будет. 2)В американском штате состоялась встреча с инопланетянами. 3)Попытки разыскать снежного человека были предприняты в… 3)Астрологический прогноз. Ребята, какие чувства вызывают у вас эти сообщения? ( предположительные ответы: недоверие, страх, интерес, доверяю, хочется побольше узнать и др.) Почему недоверие? (ответы) Почему доверяете? (ответы учащихся) Действительно, такие сообщения вызывают различные чувства и люди по-разному относятся к утверждениям о существовании снежного человека, инопланетян, верят или не верят в конец света и астрологические прогнозы. Как вы думаете, почему так происходит? (предположительные ответы: не доказано, не научно, все говорят, сообщают в СМИ и др.) Перечисленные выше суждения могут считаться научными, если отвечают определенным требованиям. Каким? Предложите критерии. (правильный вариант: обоснованность, доказательность, объективность, а не субъективность, достаточная общность, не должна быть логически противоречивой, проверяемость) Попытаемся интерпретировать предложенные суждения. Какая на ваш взгляд картина наиболее соответствует суждениям? (картины Эшера) Ответы учащихся. Если суждение носит вероятностный характер, то это гипотеза. 3.Изучение нового материала. Поработаем с термином «гипотеза». Прочитайте определения ( в словарях, справочниках, интернете). С какими гипотезами вы встречались в курсе биологии? Ответы. Я предлагаю вам ближе познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни. Работать вы будете по группам, разделитесь согласно высказываниям:
Каждая группа будет работать с одной гипотезой. Время 4 мин. Задания для групп на столах. 1 группа. Знакомится с гипотезой о божественном происхождении (креационистская). Необходимо составить коллаж, используя изображения, надписи. 2 группа. Знакомятся с гипотезой панспермии. Необходимо составить трек, звуковой ряд из представленных звуковых фрагментов в компьютерной программе ( используется ноутбук) 3 группа. Знакомится с гипотезой Опарина-Холдейна. С помощью интерактивной доски воссоздать модель биохимического происхождения жизни. 4 группа. Знакомится с гипотезой самозарождения, создает интеллект-карту . Представление групп с комментариями. Какая из гипотез на ваш взгляд более убедительна? Проголосуем карточками. А сейчас я предлагаю провести дискуссию. Прочитайте тезисы (высказывания ученых на столах в конверте и на экране) подготовьте аргументы в защиту той гипотезы, которую вы представляли (выступающие приводят аргументы в защиту гипотезы, задают вопросы друг другу). Тезисы ( зачитывает учитель): 1.“Мир един, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.” Гераклит Эфесский (кон. VI-нач. V в. до н.э.) 2.К.А.Тимирязев: “Мы вынуждены допустить, что живая материя осуществлялась так же, как и все остальные процессы, путём эволюции… Процесс этот, вероятно, имел место и при переходе из неорганического мира в органический” (1912). 3.В 1650 году архиепископ Ашер из г. Арма (Ирландия) вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н. э. и закончил свой труд 23 октября в 9 часов утра, создав человека. Ашер получил эту дату, сложив возраст всех людей, упоминающихся в библейской генеалогии, от Адама до Христа. 4.Ч. Дарвин писал: “Но если бы сейчас …в каком-либо теплом водоеме, содержащем все необходимые соли аммония и фосфора и доступном воздействию света, тепла, электричества и т.п., химически образовался белок, способный к дальнейшим, все более сложным превращениям, то это вещество немедленно было бы разрушено или поглощено, что было невозможно в период до возникновения живых существ”. Прием «смени позицию». Ученики голосуют карточками за того участника дискуссии, который был убедительней). Сегодня вы работали с различными гипотезами возникновения жизни. Признана научной из них только одна. Какая? Почему? Почему долгое время существовали и до сих пор существуют другие гипотезы? Всплеск интереса к мистике, магии, экстрасенсорике, астрологии и прочим паранормальным явлениям происходит циклически. Россия перед Первой мировой войной. В стране наблюдается повальное увлечение эзотерикой. Именно тогда обрела настоящую популярность теософия Елены Блаватской, стало модой устройство спиритических сеансов среди горожан, а простой народ вовсю развлекался гаданиями. Следующий всплеск пришелся в СССР на конец 20-х годов ХХ века и нашел свое отражение в произведениях Михаила Булгакова. Тогда к нам зачастили иностранные гипнотизеры и телепаты, устраивавшие массовые представления. Очередная волна интереса к необъяснимому пришла в нашу страну в последние годы жизни Сталина, когда началась всесоюзная слава Вольфа Мессинга. Известный предсказатель не только собирал аншлаги в домах культуры, но и пользовался авторитетом в высших эшелонах власти: к его советам прислушивался даже сам вождь народовНовый виток веры во всевозможные чудеса начался во второй половине 60-х годов ХХ столетия, вопреки тому, что на дворе стоял самый рационалистический период в истории общественного сознания, когда наука, казалось бы, доказала свое всемогущество обузданием силы атома и полетами в космос. Это наложило отпечаток: именно тогда заговорили об НЛО, снежном человеке и лохнесском чудовище. Сегодняшний спрос на апокалиптические прогнозы диктуется кризисом в экономике. Гипотез о возникновении жизни на Земле много, потому что не одну из них нельзя проверить на практике. Каждый человек имеет право придерживаться той гипотезы, которую считает более убедительной. Каждый человек имеет право аргументировано доказывать свое мнение в дискуссии. Как отмечает польский философ В. Луговски (1995), изучивший всю мировую литературу по вопросу происхождения жизни, во второй половине XX века было предложено 120 различных теорий и гипотез на эту тему. Надо признать, что сегодня нет гипотезы происхождения жизни, объясняющей все факты, которыми располагает наука к началу третьего тысячелетия. На этом уроке мы не ставили себе целью доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу. Самым важным для нас сегодня было научиться вести дискуссию, делать выводы, аргументировать свое мнение и уважать мнение другого человека. Только научившись открытому конструктивному диалогу при условии взаимоуважения и терпимости сторон к мнению друг друга, можно считать себя современным человеком, ставшим на путь движения человечества к устойчивому развитию. Рефлексия. -Чему вы научились на уроке? - Вам интересно было вести дискуссию? (следить за дискуссией)? - Оцените работу участников дискуссии. - Оцените свою работу на уроке (лист самооценки) Домашнее задание. По выбору: 1)Подготовить презентацию о любой из гипотез рассмотренных на уроке или др. 2)Написать эссе о возникновении жизни на земле. Обязательно: Составить правила ведения дискуссии. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: изучить основные аспекты современной теории возникновения жизни на Земле гипотезы А. И. Опарина- дж. Холдейна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: 1 Ученик получит возможность узнать об основных гипотезах происхождения жизни на Земле | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жизни восточных славян, с процессом возникновения восточнославянского государства,... | Тема: Возникновение жизни на Земле Цель – изучить начальный этап жизни на Земле; формировать поисковый стиль мышления и коммуникативные навыки; развить практические... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Сформировать и углубить знания учащихся о происхождении жизни на Земле, развивать навык монологического рассказа | Конспект урока вселенная, или космос (Тема урока) фио (полностью) Лобанова Елена Викторовна Солнца для жизни на Земле, подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна) под понятия разного уровня обобщения (космические... | ||
Урок проект Тема урока: «Разнообразие растений на Земле» Цель урока : знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в группах | Тематическое планирование курса «Биология» 9 класс Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле | ||
Конспект урока «окружающий мир» Учитель: Воронина Марина Геннадьевна... Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о жизни диких и домашних животных | Урок 10 класс Тема урока Цели урока: Познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления | ||
Темы вашего учебного проекта Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока (для учителя): сформировать представления о возникновении жизни на земле | ||
Конспект урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Единицы измерения... Сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Сформировать знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле | ||
Конспект урока по технологии «Кулинария» в 5 классе. Тема урока: «Заповеди здорового питания» Цель: Сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм. Научить подбирать продукты для составления... | Урока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле» Разработка нестандартного урока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле». Учитель биологии маоу... |