Скачать 61.62 Kb.
|
Тема урока: Как развивалась жизнь на Земле. Цель урока (для учителя): сформировать представления о возникновении жизни на земле. Планируемые результаты: познакомиться с периодами развития жизни на Земле, их характеристиками, формировать умение работать с текстом учебника, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение истории развития живого на Земле. формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию. Формируемые УУД: Познавательные УУД: определение понятий: «развитие жизни», «каменноугольный период», «юрский период», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций. РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих тетрадях, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой. Оборудование для учителя: ПК, мультимедийная презентация. Рассмотрите внимательно предложенные картинки, сравните их, чем они отличаются? (Изображены живые организмы: растения и животные). Какой вопрос можно задать?(Как появились живые организмы?) Можем мы ответить на этот вопрос? А хотели бы вы узнать, как появилось все живое на нашей планете? Сформулируйте и запишите тему урока (учитель фиксирует тему урока на доске). Как развивалась жизнь на Земле. Какую цель поставим перед собой? (узнать, когда и как появилась жизнь на земле). Рассмотрите рисунки на стр.52-53 учебника, что изображено на них? (древние животные и растения), что мы еще узнаем на роке? (познакомимся с животными и растениями древнейших времен). Учитель корректирует цель урока и фиксирует ее на доске. Вы уже знаете, что любую работу можно выполнить легко и быстро, если составлен её план. Предложите план работы нашего урока.
Ребята, первый пункт нашего плана – периоды жизни на Земле. Какая задача перед нами стоит? (ответы учащихся). Для того что бы решить нашу задачу познакомимся с информацией учебника стр. 52-53 и выполним упр.50 рабочей тетради. (работа в парах) 3,5 - 4 млрд лет назад:_________________________________________ 500 млн лет назад ____________________________________________ 350 млн лет назад ____________________________________________ 225 млн лет назад ____________________________________________ 65 млн лет назад ____________________________________________ Охарактеризуйте основные этапы развития жизни на Земле. Сравните их (место обитания живых организмов, их количество, разнообразие). (ответы учащихся) Животный мир нашей планеты очень разнообразный, но, к сожалению, не всех животных мы можем сейчас встретить в природе. Обратимся к упр. 52 рабочей тетради. Выполните задание. Упр. 52 Рассмотрите рисунок. Какие из изображенных животных обитают в наше время? Обведите их карандашом. Все справились с заданием? Возникли трудности? Обратитесь за помощью к соседу по парте. Какие возникли трудности? (Учащиеся могут затрудниться с определение ушастой круглоголовки, поэтому предварительно одному из учащихся дано задание, подготовить материал об этом животном). (Слайд №2) А каких древних животных вы знаете? Хотите о них узнать больше? Какую цель поставим перед собой? (ответы учащихся) Упр. 54 рабочей тетради, текст учебника стр. 52-53 Упр. 54 Подпишите названия древних животных. Пронумеруйте их в порядке появления на земле. О каких древних животных вы узнали? Дайте им характеристику. (сравнивают среду обитания, форму, массу тела, «характер», происхождение) А каких древних животных вы знаете лучше всего? (речь идет о динозаврах). Кто знает, как называется период в истории Земли, когда жили динозавры? (Юрский период) А знаете, почему они носят такие странные названия? (накануне урока ребятам было дано задание подготовить материал о динозаврах, обратить внимание на перевод названия динозавров и их массу, длину тела и высоту) (слайд №3) Какой динозавр самый большой по массе? Самый длинный? Самый высокий? Посчитайте на сколько Брахиозавр тяжелее Компсогната? Обратимся к слайду презентации, на что вы обратили внимание? (Гигантские растения: папоротники, хвощи.) А как вы думаете почему растения были такими большими? (благоприятные условия: тепло, свет, влажность) Эти растения имели очень большое значение, отмирая они, создавали на Земле залежи каменного угля. Как вы думаете, как называется этот период развития жизни на нашей планете? (каменноугольным) Как вы видите, развитие жизни на Земле продолжалось несколько миллиардов лет. За это время одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие, появившись, исчезали, другие сохранились и живут до сих пор. Ребята, какова тема нашего урока? Какую цель мы перед собой ставили? Достигли мы поставленной цели? Есть ли у вас затруднения? Пришло время проверить, как вы усвоили полученные на уроке знания. Выполним тест. Взаимопроверка, оценивание. (ключ на слайде) Д/з учебник стр.52-56 ответить на вопросы параграфа, раб. Тетрадь упр.53, 56 Приложение Ушастая круглоголовка Ящерица средней величины — длина тела достигает 11,2 см, вес — 42,5 г. Голова, туловище и хвост заметно приплюснуты. Передний край морды отвесно спускается к верхней губе, поэтому ноздрей сверху не видно. Тело сверху покрыто ребристой, килеватой чешуей. Окраска верха песочного цвета с сероватым налетом. На этом фоне заметен сложный, узорчатый рисунок из мелких темных линий, пятен и точек. Низ молочно-белый, на груди черное пятно. У молодых низ кремовый, без пятна. На горле может присутствовать темный мраморный рисунок. Хвост несколько уплощенный, с черным концом. Обитает в местах с преимущественно голыми барханными песками. Норы роет на склонах барханов, в виде прямого хода с небольшим расширением на конце. 1. Диплодок. Он жил 140 млн. лет назад в Северной Америке. Название переводят как «двуотростковый» (на позвонках хвоста внизу были двойные отростки). Длина ящера до 27 м., причём хвост – 14 м., а шея – 7 м. Голова очень небольшая, диаметром 60 см. Масса около 20 тонн. Питался растениями. 2. Брахиозавр. Жил 140 млн. лет назад в Африке. Название переводится как «плечистый ящер». Длина почти 23 м., высота до 12 м., масса до 75 тонн. Благодаря своей длинной шее он мог доставить листья с деревьев. 3. Компсогнат. Жил в Северной Америке. Название переводят как «изящная челюсть». Это один из самых маленьких динозавров. Животное с длинным хвостом и полыми костями, длина до 74 см., вес 3 кг. Питался ящерицами и насекомыми. 4. Трицератопс. Жил в Северной Америке. Название переводят как «трёхрогий». Длина до 9 м., масса до 12 тонн. Рога достигают 1 м. Питался растениями. 5. Стегозавр. Жил в Северной Америке. Название переводят как «ящер под крышей». Длина более 7 м., масса 4 тонны. Голова диаметром 40 см. Питался растениями. 6. Эвоплоцефал. Название означает «хорошо защищённая голова». Под кожей имел прочный панцирь из костных пластин. На конце хвоста нарост в форме гантели, что служило видимо, защитой от хищников. Длина более 5 м., масса 3 тонны. Растительноядный. 7. Плезиозавр. Морской ящер. Имел широкую голову и короткий хвост. 4 плавника помогали ему передвигаться в воде. Длина 12-15 м., вес до 10 тонн. Плезиозавра сравнивают со змеёй, продетой в туловище черепаха. Питался моллюсками и рыбой. 8. Тираннозавр. Название переводят как «ящер – тиран», «ящер – разбойник». Длина около 12 м., масса 6 тонн. Был хищником, но не брезговал падалью. Особый вид тираннозавра – тираннозавр – рэкс (король). 9. Птерозавр. Крылатый ящер. Внешне напоминает птицу, но тело его, вероятно, было голым, без перьев. Крылья похожи на крылья летучих мышей. Разные виды птерозавров имели разные размеры. Длина от 50 см., до 8 м.. Вес от 4 кг., до 3 тонн. Тест
А) ихтиозавр Б) мамонт В) трилобит Г) плезиозавр
А) земноводных Б) пресмыкающихся В) птиц Г) зверей
А) стегоцефал Б) трилобит В) диплодок Г) мамонт
А) атмосфере Б) океане В) земной коре Г) почве
А) лесов из папоротников Б) пальмовых оазисов В) эвкалиптовых рощ Г) еловых лесов |