Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 62.12 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.05.2014
Размер62.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Конспект открытого урока по истории России

Тема урока: «Образование Древнерусского государства»

(первый из двух уроков по теме)

Дата проведения: 06.02.2013

6 класс

Цели урока: 1. познакомить учащихся с особенностями жизни восточных славян, с процессом возникновения восточнославянского государства, с норманнской и антинорманнской теориями возникновения названия «Русь»;

2.развивать логическое мышление, творческие способности;

3. формировать навыки самостоятельной работы с текстом;

4. формирование гражданской идентичности учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Основные виды деятельности ученика

Выделять и систематизировать признаки становления государственности у восточных славян, сопоставлять с аналогичными процессами в других странах.

Показывать на карте новые историко-географические объекты, используя легенду карты и текст первоисточника, объяснять значение пути «из варяг в греки».

Объяснять и анализировать сюжет «Повести…», использовать контекстные знания по истории восточных славян и их соседей. Выделять и формулировать разные точки зрения на происхождение названия «Русь», в дополнительной литературе искать другие версии, аргументировать собственную позицию в этой дискуссии.

Критически анализировать репродукции картин и памятников на темы Древнерусского государства, выявлять в образах и их содержании достоверные сведения, художественный вымысел и исторические искажения.
Ход урока

I. Организационный момент

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Изучение нового материала

- О наших предках стало известно в эпоху «великого переселения народов» (Y-X вв.).

Демонстрируется карта великого переселения народов

(http:// e-people.by.ry/ zas.html)

Работа с картой.
- К середине IX века славяне уже заселили обширную территорию от Балтийского моря до Средиземного, от Волги до Эльбы, сохраняя племенной образ жизни.

Демонстрируется карта

(http://wwwemc.komi.com/09/02/01/11.htm)

Обе карты остаются на экране.

- Часть племен поселилась на востоке Европы. Их назвали восточными славянами. По берегам Днепра, Десны, Сожи, Днестра, Верхней Волги поселились ильменские словене. С восточными славянами граничили эсты, чудь, ижора, лопари, финны. Но под напором восточных славян такие племена, как литва, латгалы, жмудь, ятвяги, пруссы, были вытеснены к берегам Балтийского моря.

- Найдите на карте местоположение норманнов.

- Как называли норманнов восточные славяне? (варягами или викингами)
На экране демонстрируется иллюстрация, изображающая викингов в доспехах.

(http://www.varvar.ru/arhiv /slovo /images/vikihgi.jpg)
Работа с иллюстрацией.
- Викинги - это воинствующие скандинавские племена, совершавшие в IX-XI вв. дальние (до 8000км!) опустошающие походы. Слово «викинг» переводится с древненорвежского языка как «человек из фиорда (бухты)». А название «норманны» родом из Франции. Оно означает «люди с севера».

Викинги своими набегами наводили ужас на Европу. Они жгли, грабили и убивали. Но и им необходимо было торговать.

- Кто слышал выражение «путь из варяг в греки»? Как вы думаете, что оно означает?
В ходе обсуждения учащиеся выясняют, что выражение « путь из варяг в греки» обозначает торговый путь от Балтийского до Черного моря, Он проходил из Балтийского моря по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, Ловати, Западной Двине, Днепру в Черное море.
На экране демонстрируется карта

(http://zhurnal.lib.ru /img/s/stepanow_a_f/111/putx_iz_warjag_w_greki.jpg)

- Путь «из варяг в греки» существовал уже в начале IX века. Это стало известно благодаря найденным вдоль этого пути кладам арабских серебряных монет первой четверти IX века.

Торговый путь варягов проходил по славянским землям. Многие оставались жить на территории восточных славян, о чем свидетельствуют археологические находки украшений викингов на территории города Старая Ладога и найденное в 2004 году в Пскове захоронение женщины-викинга.
Демонстрируется иллюстрация украшений варягов

(http://www. worldofgod. ru/ pictures/europeanmythology/81-2.jpg)

Работ с иллюстрацией.

- Как мы уже говорили в начале урока, восточные славяне жили племенами. Во главе племени стоял князь, у которого на службе находилась дружина, или войско. Чтобы противостоять набегам врагов, восточные славяне объединялись в союзы племен.

- Используя карту в учебнике на стр.35, назовите славянские племена известные вам.

Учащиеся называют славянские племена.

Не всегда славянам удавалось отстоять свою независимость. Северные славяне некоторое время платили дань варягам. В862 году они прогнали варягов и начали править сами. Однако это правление было недолгим

Сохранился памятник древнерусской письменности – летопись «Повесть временных лет», датируемая XII веком. Послушайте отрывок из этой летописи.

« Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются щведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, словяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Этот отрывок из «Повести временных лет» для наглядности можно распечатать и раздать учащимся.

(http://old-rus. narod. ru/02-main.html)

- Что мы узнали из этого отрывка?

Нужно акцентировать внимание учеников не только на то, что были призваны варяги, но и на то, что отрывок объясняет истоки названия нашего государства.
Демонстрируется иллюстрация призвания варягов.

(http://forum.rossija/info/viwtopic/php?t=3913&cid=bcbf467e2deaafb4ef29b575527ffc71)
- Существует несколько версий происхождения названия нашего государства. Одна из них называется «норманнская», согласно этой версии название нашего государства произошло от названия племени норманнов. Другая версия называется «антинорманнской» Ее сторонники считают, что слово «Русь» исконно славянское. Оно произошло от названия племени «рось» или «росы», которое находилось на Днепре и было связано с названием реки Рось, протекавшей в той местности.

Учащиеся подводят итог урока.

- Славянские племена расселялись на территории Европы в Y-IX веках. Племена славян, осевшие в Восточной Европе, стали называться восточными славянами. К восточным славянам относились поляне, древляне, дреговичи, кривичи, радимичи, словене ильменские, северяне. В середине IX века они начали объединяться в племенные союзы. В 862 году, чтобы остановить междоусобные войны, славяне призвали к себе на княжение троих братьев варягов: Рюрик стал править в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. Территория их правления стала называться Русью или Русской землей. Существуют две точки зрения на происхождение названия Русь: «норманнская» и «антинорманнская»
III.Закрепление нового материала

Учащиеся выполняют тест по теме «Образование Древнерусского государства»

(http://www.emc.komi.com/06/01/01.htm).
IV. Домашнее задание

  1. Прочитать материал учебника стр.29-33, 36-38.

  2. В чем сущность «норманнской» и «антинорманнской» теории происхождения названия «Русь»?

  3. Найти в учебнике и Интернете аргументы в пользу «норманнской» и «антинорманнской» теории.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск