Конспект открытого урока в 7 классе по теме





Скачать 137.71 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока в 7 классе по теме
Дата публикации12.10.2013
Размер137.71 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 15


Конспект открытого урока в 7 классе по теме:
«Отдел Голосеменные»
(проведен в рамках всероссийского семинара – практикума

«Опыт работы учителей биологии и географии г. о. Орехово-Зуево

по апробации УМК « Сферы»»)

Учитель биологии: Тубольцева Е.А.

городской округ Орехово-Зуево

25.11.2009 год

Цели урока

Образовательные:

- раскрыть преимущества семенного размножения;

- сформировать знания об особенностях строения и размножения голосеменных.

Развивающие:

- сформировать умение определять наиболее распространенные хвойные растения по строению побегов;

- формировать умения сравнивать, выявлять усложнения, устанавливать взаимосвязь между строением и выполняемой функцией;

- продолжить развитие познавательной мотивации, интереса к изучению курса «Разнообразие живых организмов».

Воспитательные:

- продолжить формирование эмоционально-ценностного, эстетического отношения к живой природе.
Ход урока

Содержание урока

Методы и средства обучения

I. Организационный момент.

До начала урока на партах размещают: рабочие листы, иллюстративный материал для лабораторной работы, перевернутые листки с тестовым заданием и таблицы для ответов. Учащиеся раздают тетради-практикумы.
Здравствуйте ребята!

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым отделом растений, научимся их узнавать и различать, а также выясним, как они размножаются.

Нам предстоит поработать с разными источниками информации, сделать лабораторную работу и проверить полученные знания, выполнив тестовое задание.

Постарайтесь быть внимательными и активными. Желаю всем успеха!



Вступительное слово учителя.

II. Актуализация знаний.

- С какими отделами растений мы познакомились на предыдущих уроках? (мхи, плауны, хвощи, папоротники)

- С помощью чего размножаются все эти растения? (с помощью спор)

Учеными установлено, что сегодня на Земле господствуют растения, размножающиеся семенами.

Сегодня мы познакомимся с древней группой семенных растений, которые относятся к отделу Голосеменные.



Беседа по вопросам, подведение к теме.


Запись темы на доске.

III. Изучение нового материала.

1. Общие черты семенных растений

А. Преимущества семян перед спорами

- Давайте выясним, почему семенных растений больше, чем споровых?

- Какое преимущество дало растению появление семени?

Возьмите рабочие листы и откройте свои учебники на стр. 44

Рассмотрим рисунок № 3.20

- Что на нём изображено? (спора хвоща и семя сосны)

- Давайте вспомним, что такое спора? (специальная клетка для размножения)

- Из чего состоит семя растения? (зародыш, запас питательных веществ и покровы)

Заполняем таблицу в рабочем листе.

1 признак – из скольких клеток состоит?

2 признак – есть ли защитная плотная оболочка?

- Что лучше защищено? (семя)

3 признак – имеется ли запас питательных веществ?

- Какое преимущество получает семя благодаря этому? (повышается вероятность прорастания)

4 признак – нужна ли для оплодотворения вода?

- Для чего необходима вода? (чтобы сперматозоид переплыл к яйцеклетке)

Б. Особенности семенных растений

А у семенных растений мужская гамета – неподвижна, называется СПЕРМИЙ, а не сперматозоид и переносится к яйцеклетке, которая находится в семязачатке, не водой, а ветром.

В жизненном цикле у семенных растений преобладает бесполое поколение. Оно представлено растением с хорошо развитым корнем, стеблем и листьями.

- А теперь давайте выясним, какие признаки характерны для всех голосеменных растений и за что голосеменные получили такое название?
2. Отдел Голосеменные

А. Особенности строения шишек

У большинства голосеменных растений развиваются ШИШКИ.

- Как вы думаете, каким органом растения является шишка?

- Что это, плод или побег?

- Вспомните, на месте чего образуется плод? (на месте цветка)

- Что находится внутри плода? (семена)

- Видны ли семена внутри созревшего плода? (нет)

- Можно ли назвать шишку плодом? (нет)

- Что такое побег? (стебель с листьями и почками)

Давайте посмотрим, как шишка устроена внутри.

- Можно ли назвать шишку побегом? (да)

Шишка – это видоизмененный побег, состоящий из оси и чешуй.

В шишках формируются половые клетки, происходит оплодотворение, и образуются семена.

- Чем защищено семя во время созревания? (сомкнутыми чешуями шишки)

- Что происходит с чешуями шишек, когда семена созревают? (раскрываются)

- Видны ли семена внутри созревшей шишки? (да)

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, за что голосеменные получили свое название? (за то, что семена располагаются на чешуйках открыто, голо)

Б. Происхождение голосеменных

Перед нами вопрос.

- От каких растений произошли голосеменные?

Чтобы найти ответ прочитайте рубрику «Биофокус» на стр. 44.

(от семенных папоротников)

В. Жизненные формы

Деревья: секвойя – самое высокое хвойное растение, ель – музыкальное дерево, кипарис – дерево печали с шарообразными шишками.

Кустарники: тис, туя, можжевельник, (имеют шишкоягоды).

Травянистых растений среди голосеменных нет.

Г. Многообразие. Класс Хвойные.

Самые известные голосеменные в России относятся к классу Хвойные. Имеют узкие игловидные листья – ХВОИНКИ.

Среди хвойных самое многочисленное семейство – Сосновые.
С представителями этого семейства, встречающимися в нашей местности, мы познакомимся, выполняя лабораторную работу.

Открываем тетрадь-практикум на стр.14.
3. Лабораторная работа № 6 Строение побегов хвойных растений.

У вас на столах находятся живые побеги сосны, ели и лиственницы, а также лист с иллюстративным материалом. Воспользуйтесь иллюстрацией для характеристики побега лиственницы, ведь это листопадное растение и сейчас на побеге нет хвоинок.

Рассмотрите и зарисуйте побеги, а также заполните сравнительную таблицу. Обратите внимание на наличие или отсутствие укороченных побегов, особенности расположения хвоинок на побеге (одиночно, парами или пучками).

Рассмотрите микрофотографию поперечного среза хвои сосны, найдите плотную кожицу, сосчитайте количество устьиц и ответьте на вопросы.

Сформулируйте вывод об особенностях строения побегов и листьев хвойных растений.

- У каких хвойных растений вы обнаружили наличие укороченных побегов? (сосна, лиственница)

- На побеге какого растения хвоинки располагаются одиночно? (ель) Парами? (сосна) Пучками? (лиственница)

- Чем покрыта хвоинка сосны снаружи? (плотной кожицей с восковым налетом)

- Много ли устьиц? (мало)

- Какую функцию выполняют устьица в кожице листа? (испарение)

- Как узкая игловидная форма листа и небольшое количество устьиц и восковой налет влияют на интенсивность испарения? (уменьшают)

- С чем связаны такие особенности строения листьев хвойных растений? (с приспособлением к условиям обитания, защитой от потери влаги)

- Какие природные условия определили формирование таких приспособлений? (холодный климат, продолжительные зимы)

Закрываем тетрадь-практикум и откладываем на край парты.
4.Физкультминутка

Нам за партой не сидится

Разминаем поясницу.

Корпус крутим влево - вправо-

Так мы отдохнём на славу.

Хорошо мы отдохнули

И к учебе вновь вернулись. (Дети садятся за парты)
5. Строение сосны обыкновенной.

Сосна обыкновенная – светолюбивее вечнозеленое дерево высотой до 40 метров.

- Назовите особенности строения побега и листьев сосны.

В лесу сосны стройные и высокие, крона у них формируется ближе к вершине. Корневая система уходит вглубь почвы. В неблагоприятных условиях корневая система поверхностная (на болоте, горных склонах) и сосны вырастают низкие, с тонкими стволами.
6. Размножение сосны.

А сейчас мы посмотрим анимационный фрагмент о размножении сосны. Постарайтесь запомнить, как происходит этот процесс.

- Когда происходит размножение сосны? (весной)

- Сколько и какие виды шишек образуются на побегах? (два – мужские - (желтые, крупные, у основания веток, и женские – красные, мелкие, на концах побегов)

- Где находятся спермии? (в пылинках)

- Где находятся яйцеклетки? (в семязачатках на чешуях женских шишек)

- В ходе какого процесса пылинки попадают на семязачатки? (опыление)

- Когда произойдет оплодотворение? (летом следующего года)

- Как изменяется женская шишка за время созревания семян? (растет, становится зеленой, одревесневает, становится бурой, раскрывается)

- Сколько времени созревает семя? (полгода)

- Давайте уточним, когда семена высыпаются из шишек? (в конце зимы)

- Какую роль играет крылышко семени? (способствует распространению ветром: летит по воздуху или скользит по ледяному насту).



Постановка проблемных вопросов.

Работа с рисунком в учебнике,

беседа по вопросам, заполнение таблицы в рабочем листе.


Объяснение учителя,

запись термина

на доске.

Постановка проблемного вопроса.
Презентация,

слайды № 1, № 2. Демонстрация натуральных объектов. Запись термина на доске. Проблемный вопрос, беседа по вопросам.

Слайд № 3.

Слайд № 4.

Слайд № 5.

Работа с учебником,

рубрика «Биофокус».

Слайды № 6, № 7. Объяснение учителя.


Слайд № 8. Объяснение учителя.

Запись термина на доске. Слайд № 9.
Выполнение лабораторной работы в тетради – практикуме.

Беседа по ходу выполнения работы.


Динамическая пауза.

Выполняются наклоны, повороты туловища и потягивания.


Объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация сосны на таблице.
Просмотр анимационного фрагмента (электронное приложение к учебнику).

Беседа по вопросам.

IV. Закрепление

Мы с вами рассмотрели все вопросы, запланированные на этот урок.

Давайте проверим, все ли вы запомнили. Открываем свои тетради – тренажеры.

1. Тетрадь-тренажер стр. 29. № 7

- Какие шишки обозначены буквой А? (женские)

- Какие шишки обозначены буквой Б? (мужские)

Давайте еще потренируемся, сейчас один ученик выполнит тест в режиме тренажера на интерактивной доске, а все остальные – заполнят схему в своем рабочем листе.

2. Тест в электронном приложении (тренажер)




Выполнение задания в тетради-тренажере.

Тестирование в режиме тренажера на интерактивной доске, заполнение схемы в рабочем листе.


V. Тестирование с самопроверкой

Теперь один ученик выполнит итоговый тест на компьютере, а остальные на своих листочках.

Возьмите листок с тестовым заданием, ответы запишите в таблице на своих рабочих листах и на отдельном листочке, который сдадите мне по окончании.

Тест по теме: « Отдел Голосеменные»

1. Отличие семени от споры заключается в том, что оно:

А. состоит из многих клеток;

Б. имеет запас питательных веществ;

В. имеет плотную кожуру;

Г. образовано одной клеткой.

2. На данный момент господствующее положение на Земле занимают:

А. семенные растения;

Б. низшие споровые;

В. высшие споровые.

3. Семена из шишек высыпаются:

А. в конце зимы;

Б. в начале зимы;

В. в конце лета;

Г. в конце весны.

4. Голосеменные произошли от:

А. покрытосеменных;

Б. семенных хвощей;

В. семенных плаунов;

Г. семенных папоротников.

5. Самое высокое хвойное растение:

А. сосна обыкновенная;

Б. туя;

В. пихта;

Г. секвойя

Сдаются листочки с таблицей ответов.

Ответы:

1

2

3

4

5

А, Б, В

А

А

Г

Г

Самопроверка.

Давайте подведем итоги. Поднимите руки те, кто

- ни разу не ошибся (оценка «5»),

- допустил одну ошибку (оценка «4»),

- допустил две ошибки (оценка «3»).


Тестирование в режиме контроля на компьютере, параллельно выполнение такого же тестового задания на листочках.

На интерактивной доске открываются итоги компьютерного тестирования. Учащиеся проверяют свои результаты.

VI. Подведение итогов. Домашнее задание

По итогам этого урока каждый из вас получит оценки за лабораторную работу и тестовое задание, а отдельные учащиеся за активную работу на уроке.

Итак, сегодня мы с вами начали знакомиться с голосеменными растениями.

- Что нового и интересного для себя вы узнали?

- Что еще вам хотелось бы узнать о голосеменных?

На последующих уроках у вас будет возможность узнать еще больше об этом отделе растений. И в этом вам поможет выполнение домашнего задания:

- выучить пройденный материал (учебник, стр. 44-45);

- составить характеристику сосны обыкновенной (тетрадь-тренажер, стр. 25, № 8) При выполнении этого задания рекомендую воспользоваться интернет-ссылками, предложенными в тетради-тренажере;

- подготовить сообщения о представителях голосеменных растений (по желанию).


Заключительное слово учителя.

Беседа с учащимися.

Запись домашнего задания в дневники.


Рабочий лист по теме ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ
Преимущества семян перед спорами


Признак

Спора

Семя

1. Из скольких клеток состоит?







2. Есть ли защитная плотная оболочка?







3. Имеется ли запас питательных веществ?







4. Нужна ли для оплодотворения вода?

Споровые растения

Семенные растения








Жизненный цикл сосны



Ответы на тестовое задание:

1

2

3

4

5
















Иллюстративный материал для лабораторной работы

СТРОЕНИЕ ПОБЕГОВ ХВОЙНЫХ РАСТЕНИЙ

  • Особенности строения хвои и шишек сосны обыкновенной, ели и лиственницы.







  • Фотография микропрепарата «Хвоя сосны»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов
Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект открытого урока в 3 классе "Рождество"(учебник Биболетовой М. З.) План конспект
Мбоу «Степноозерская основная общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района рт» по теме «Christmas»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconУрок английского языка во 2 классе по теме «Профессии»
План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект открытого урока в 6 классе «Повторение по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект открытого урока по английскому языку в 4-м классе по теме «The Degrees of Comparison»
Цель урока: ознакомление и первичное закрепление образования степеней сравнения многосложных прилагательных
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект открытого урока в 6 классе средней школы с углублённым изучением...
План- конспект открытого урока в 6 классе средней школы с углублённым изучением немецкого языка по теме «Der Frühling. Der Umweltschutz»...
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconПлан-конспект открытого урока, проведённого в 1 л классе по теме
...
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект открытого урока по английскому языку в 4 классе общеобразовательной...
Цель: к концу урока учащиеся смогут рассказать о книгах, которые они читают и почему
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме iconКонспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова»
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск