Скачать 162.21 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Мончегорска Городской конкурс «Умники и умницы» Номинация конкурса: «Предметы естественно-математического цикла» ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БИОРИТМА ЧЕЛОВЕКА Автор работы: Журба Анастасия, ученица 7А класса гимназии №1 Научный руководитель: Румянцева Ирина Викторовна, учитель информатики МОНЧЕГОРСК 2008 г. Содержание Введение стр. 3
Заключение стр. 11 Список литературы стр. 12 Приложение 1 стр. 13 Приложение 2 стр. 14 Приложение 3 стр. 15 Приложение 4 стр. 16 Приложение 5 стр. 17 ВВЕДЕНИЕ В последнее время я часто стала замечать, что в моей жизни происходит нечто удивительное. Но начнём по порядку - год назад я вела личный дневник. Вы спросите причём здесь это? А я отвечу: «Ровно через год я из чистого любопытства решила пролистать этот дневник, и, прочитав несколько записей, обнаружила некую закономерность – закономерность моего настроения». Ведя этот дневник, я каждый день записывала своё настроение. Например, в понедельник я была очень весёлой, не смотря ни на что, а во вторник на всех почему–то злилась, в среду настроение постоянно менялось. Через определенный промежуток времени всё повторялось заново. Любопытно, не правда ли? Позже я узнала, что явления и процессы, происходящие вокруг нас и периодически повторяющиеся, называются ритмическими. В переводе с греческого языка, слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. В наше время стало модным планировать какие-либо мероприятия, учитывая эмоциональный настрой человека, уровень его интеллектуальных, физических возможностей в определенные временные периоды. А когда говорят об этих состояниях организма, имеют в виду ни что иное, как биоритмы. На мой взгляд, данный вопрос очень важен для цивилизованного общества, которое в своем развитии идет по пути облегчения взаимоотношений между людьми. Поэтому целью создания работы является исследование эмоционального биоритма человека, на основе анализа которого прогнозируются неблагоприятные и благоприятные дни для разного рода деятельности. Задачи: 1) Познакомиться с понятием «биоритм» и основными положениями теории биоритмов. 2) Построить эмоциональный биоритм с помощью программы Excel. 3) Исследовать графики эмоциональных биоритмов у различных людей. При написании работы мне помогли следующие литературные источники: журнал «Наука и жизнь», различные энциклопедии и книги о биоритмах.
Посетив библиотеку, я нашла энциклопедию, в которой было написано, что биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передаётся по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и популяциях. Ещё я узнала, что существует теория о «трёх биоритмах». Суть этой теории в том, что жизнь каждого человека подчиняется трём циклам - физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Авторами теории стали три человека: Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, а также Фридрих Тельчер, исследовавший интеллектуальный ритм. Наряду с лунными ритмами знания о биоритмах относятся к древним, надолго забытым элементам врачевания. С момента рождения биоритмы человека оказывают сильное влияние на его тело, интеллект и чувства. Они "контролируют" многое из того, что мы делаем, чувствуем или думаем. Физический биоритм отвечает за физическое состояние человека, его выносливость и энергичность. Эмоциональный биоритм контролирует наше настроение, интуицию, внутреннее и внешнее восприятие и даже способность творить. И, наконец, интеллектуальный биоритм, отвечающий, прежде всего, за нашу способность работать по плану, логику, ум и обучаемость. Если осознанно подойти к этому вопросу, то можно добиться преимуществ в различных областях профессиональной и личной жизни, прежде всего потому, что влияние биоритмов можно предсказать. Кривые биоритмов могут быть представлены в виде синусоид. Начало всех трех кривых - день рождения. Момент рождения очень труден для человека, с позиции биологии это достаточно правдоподобно, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду обитания на воздушную. В первой половине каждого периода значения синусоид положительны - это дни рабочего, приподнятого настроения; в дни второй части периода (когда значения синусоид отрицательны) человек находится в пассивном, плохом настроении. В каждом периоде имеется четыре критических дня: два раза синусоида находится в нулевой точке (пересекает ось x) и по одному разу получает максимальное и минимальное значение. В критические дни состояние организма и психики человека неустойчиво, легко ранимо. Наиболее опасными днями являются те критические дни, в которых графики двух или трех биоритмов одновременно пересекают ось x. В некоторых странах мира в такие критические дни людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т.д.) предоставляются выходные.
Для построения биоритмов человека удобно использовать программу MS Excel, которая позволяет автоматически вычислять необходимые данные на основе исходных. Каждая ячейка в программе Excel имеет свой адрес, который состоит из названия столбца и номера строки, например, В6, С4, А5 и т.д. Пусть в ячейках А6, А7, А8, В6, В7 и В8 будут записаны данные (таблица 1), соответствующие дате рождения человека, началу отсчёта, а также длительности прогноза. Таблица 1
В ячейках А13 - А44 укажем все дни, начиная с даты отсчёта. Чтобы вручную не набирать данные, можно воспользоваться формулами: А13: = $B$7 A14: = A13+1 Скопируем формулу из ячейки А14 за правый нижний угол до ячейки А44. Эмоциональный биоритм описывается следующей формулой: y = sin, где у = sinx - это математическая функция, ПИ – число, приблизительно равное 3.1415, х – количество прожитых человеком дней до точки отсчёта, а 28 – период эмоционального биоритма. Количество прожитых дней можно вычислить по формуле: = А13 - $В$6 В ячейке В13, соответствующей первому дню прогноза, для расчёта значения биоритма запишем формулу: = sin(2ПИ)(А13-$B$6)/28 Скопируем эту формулу до ячейки В44. В результате получим таблицу значений, в которой в столбце A указаны дни, а в столбце B – соответствующее значение биоритма (приложение 1). Одной из особенностей программы Excel является возможность графической иллюстрации числовых данных с помощью диаграмм. Для построения диаграммы нужно выделить числовые данные (в нашем случае ячейки A13 – B44) и выполнить команду Вставка – Диаграмма. В открывшемся окне нужно указать тип диаграммы (для данного случая - график) и дополнительные параметры. В итоге получившаяся диаграмма (рис.1) покажет эмоциональный биоритм человека с датой рождения 11.05.1994. Рис. 1.
Эмоциональный биоритм человека представлен в виде синусоиды. Верхняя часть графика соответствует бодрому, веселому, оптимистичному состоянию человека, нижняя часть – плохому настроению, пессимизму. Точки, в которых график пересекает ось x, а также те, в которых значения биоритма равны -1, являются критическими. В эти дни человек наиболее раним и уязвим для различных воздействий. Анализируя график эмоционального биоритма для человека с датой рождения 11.05.1994 на период с 17.12.2007 по 17.01.2008 (рис.1), можно сделать следующие выводы:
Еще при знакомстве с теорией «трех биоритмов» у меня возник вопрос: «А существуют ли биоритмы на самом деле?». Поэтому я решила понаблюдать в течение месяца за настроением близких мне людей и только потом построить графики эмоциональных биоритмов. Свои наблюдения я фиксировала в обычной таблице, в которой отмечала знаками «+» или «-» настроение человека в определенный день. Сравнив результаты наблюдений с результатами построения биоритмов (приложение 2), я пришла к следующему выводу: мои личные наблюдения и данные построенных биоритмов совпадают приблизительно на 75%. Это несоответствие можно объяснить тем, что взрослые люди (именно за ними я наблюдала) иногда умеют скрывать свои эмоции и настроение. Используя возможности программы Excel, можно не только строить биоритмы человека, но и решать различные задачи на совместимость людей в какой-либо деятельности, на успешность в групповых видах занятий. Для этого в исходную таблицу вносят несколько дат рождений (таблица 2) и указывают период, на который проводится исследование. Таблица 2
Рассмотрим биоритмы двух людей с датами рождения 11.05.1994 (рис. 2) и 11.02.1995 (рис. 3) на период с 1 января по 31 января (приложение 3), зная, что эти люди являются хорошими друзьями. Рис. 2 Рис. 3 Анализируя графики, можно сделать вывод, что в январе, эти два человека, как и обычно, будут хорошими партнерами в общении или совместном времяпровождении. А теперь рассмотрим биоритмы двух моих одноклассников с датами рождения 24.05.1994 (рис. 4) и 06.06.1994 (рис. 5) на период с 1 января по 31 января (приложение 4), зная, что эти люди не являются друзьями, и отношения между ними довольно напряженные. Рис. 4 Рис. 5 Анализируя получившиеся графики биоритмов, я сделала вывод, что они находятся в противофазах, следовательно, между ребятами вряд ли будут хорошие взаимоотношения в рассматриваемый период времени. Более того, если построить графики биоритмов для них в разные временные периоды (2002 г., 2005 г. и т.д.), можно отметить, что они также будут находиться в противофазах (приложение 5). Т.е. этот эксперимент подтверждает существование эмоционального биоритма и его влияние на взаимоотношения людей. Т.о., исследуя эмоциональный биоритм человека с помощью компьютера, можно не только выбирать «плохие» и «хорошие» дни, но и решать вопросы, связанные с совместимостью людей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе была рассмотрена теория биоритмов, которая заключается в том, что жизнь человека подчиняется трем циклам: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. На сегодняшний день компьютер является одним из главных помощников человека, в том числе и при проведении различных исследований. В моей работе показано, как можно использовать возможности программы Excel для исследования эмоционального биоритма (автоматически рассчитать нужные данные и представить их в виде графика). Аналогично можно с помощью данной программы построить физический и интеллектуальный биоритмы человека, только для этого нужно в качестве периода для физического цикла указать 23 дня, интеллектуального – 33. Умение проанализировать свои биоритмы и биоритмы других людей может быть полезно каждому человеку, т.к. он сможет выбрать дни, в которые наиболее полно раскроется его потенциал и возможности. Результаты моей работы могут быть полезны классному руководителю, чтобы рассадить детей за парты, тренеру, для формирования наиболее успешной команды на соревнованиях, а также людям творческих профессий. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2 Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5 Графики биоритмов на период с 15.05.2002 г. по 15.06.2002 г. |
Конспект дефектологического занятия-игры «Умники и умницы» с применением... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Тема символический интеракционизм Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Тема урока Основные понятия Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Урок разработан учителем химии Ваульчиковой В. А Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Перечень программ, технологий, пособий по направлению «коммуникация» Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Образовательная программа по курсу «Умники и умницы» (внеурочная... Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | ||
Конспект занятия по конструированию в I младшей группе воспитателя II квалификационной категории Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Конспект занятия (лепка, пластилинография) по сказке А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | А. Б. Гофман. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Конспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Вопросы к брейн-рингу Интеллектуальная игра "Умники и умницы" "Знатоки органического мира Черного моря" | ||
Циу «Умники и Умницы» Прейскурант цен, сроки выполнения работ Стандартная выполняется шрифтом Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал полуторный | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный вопрос в 5 классе была проведена игра- конкурс «знатоки сказок». Играли две команды: «Умники и умницы» и «Головастики». Ребята... | ||
Внеклассное мероприятие по истории. Учитель: Дерендяева Н. В. «Умники и умницы» Г. Данилов «Эктытись кутъёс» 5 класс урок-экскурсия в музейной комнате. Учитель: Лекомцева Н. В | Ru Всероссийская научно-практическая конференция http Интернет-проект для умных. Здесь вы можете задавать любые (!) вопросы автору и ведущему передачи «Умницы и Умники» иполучить ответ... |