НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ОДОБРЕНО
на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин
(протокол №1 от 30 августа 2011 года)
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной и воспитательной работе
О.В. Челомбицкая
1 декабря 2011 года
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
«Концепции современного естествознания»
по специальности 080507.65
«Менеджмент организации» Формы обучения:
очная, заочная
Составитель: Усенко Н.М.
Ростов-на-Дону
2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 080507.65 «менеджмент организации».
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Основные сведения о дисциплине………………………………………………………
| 4
| 2. Структура и объем дисциплины…………………………………………………………
| 4
| 3. Содержание дисциплины…………………………………………………………………
| 5
| 4..Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)…………………………………………………………………
| 7
| 4.1. Содержание тем дисциплины…………………………………………………………..
| 7
| 4.3. Содержание практических (семинарских занятий)………………………………….
| 8
| 5 Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе………………
| 9
| 6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………….
| 9
| 6.1. Конспект лекций………………………………………………………………………...
| 10
| 6.2. Методические указания студентам…………………………………………………….
| 24
| 6.2.1. Общие рекомендации…………………………………………………………………
| 24
| 6.3. Рекомендуемая литература…………………………………………………………...
| 24
| 8. Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля……………………………………
| 25
| 8.1. Формы текущего промежуточного и итогового контроля…………………………..
| 25
| 8.2. Тесты самопроверки знаний……………………………………………………………
| 25
| 9. Структура и бальная оценка рейтингов….……………………………………………..
| 29
| 10. Вопросы, выносимые на промежуточный и итоговый контроль…………………….
| 30
|
Основные сведения о дисциплине
При очной форме обучения на изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» отводится учебным планом 100 часов, в том числе лекционные занятия – 26 часов, семинаров 28 часов, самостоятельная работа студентов - 46 часов. По окончанию изучения курса студенты сдают экзамен (первый семестр).
При заочной форме обучения трудоемкость дисциплины «Концепции современного естествознания» составляет 100 часов, в том числе лекционные занятия - 4 часа, семинарские занятия - 6 часа, самостоятельная работа - 90 часа. По окончанию изучения курса студенты сдают экзамен (первый семестр).
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 080507.65 «менеджмент организации».
Цели освоения дисциплины
Целью преподавания данной дисциплины является ознакомление с историей науки, современными естественнонаучными теориями в рамках философско-гуманитарного знания. Студенты получают возможность не только ознакомиться с панорамой современной науки, но и выработать навыки общенаучной универсальной методологии благодаря изучению теоретических основ последней.
В изучении современного естествознания акцент делается на те отрасли, которые высвечивают проблемы, стоящие перед наукой ХХI века: генная инженерия, организация и устойчивость биосферы, экология, здоровье человека, биоэтика, ноосфера, необратимость времени. В результате изучения студент должен:
Знать:
- роль КСЕ в системе общегуманитарных дисциплин;
- определение научного метода;
- эмпирические методы познания;
- теоретические методы познания;
- физические концепции пространства и времени;
- физические концепции структуры материи;
- физические концепции взаимодействий;
- химические концепции элементарных частиц;
- химические концепции управления реакциями;
- биологические концепции эволюции живой природы;
- геологические концепции развития Земли;
- физиологические концепции развития человека;
- концепции биосферы.
Структура и объем дисциплины
Кол-во часов. Форма обучения
|
Семестр
| Всего
| Аудиторн.
| Самост. работа
| Форма отчетности
| Очная
|
1
|
100
| 54
| 46
|
экзамен
| Заочная
| 10
| 90
|
Содержание дидактических единиц по дисциплине в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «менеджмент организации».
ЕН.Ф.03
| КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
|
Содержание дисциплины
Распределение фонда времени по темам и видам занятий
№
п/п
|
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Всего часов
|
Очная форма
|
Заочная
форма
| Очная форма
| Заочная форма
| Очная форма
| Заочная форма
| Лекции
| Семинары
| Лекции
| Семинары
| 1.
| Введение в КСЕ.
| 4
| 4
| 1
|
| 7
| 13
| 15
| 14
| 2.
| Физические теории.
| 4
| 4
|
| 1
| 7
| 13
| 15
| 14
| 3.
| Химические теории.
| 4
| 4
| 1
| 1
| 7
| 13
| 15
| 15
| 4.
| Геологические теории.
| 4
| 4
|
| 1
| 7
| 13
| 15
| 14
| 5.
| Биологические теории.
| 4
| 4
| 1
| 1
| 6
| 13
| 14
| 15
| 6.
| Здоровье человека.
| 3
| 4
|
| 1
| 6
| 13
| 13
| 14
| 7.
| Актуальные проблемы современной науки.
| 3
| 4
| 1
| 1
| 6
| 13
| 13
| 15
| Всего часов
| 26
| 28
| 4
| 6
| 46
| 90
| 100
| 100
|
4. Тематический план изучения дисциплины
(методические рекомендации преподавателю и студенту)
4.1. Содержание тем дисциплины Тема 1.Введение в КСЕ (разделы соответствуют дидактическим единицам)
Естественнонаучная и гуманитарная культуры;
Научный метод;
История естествознания;
Панорама современного естествознания;
Корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
Тенденции развития естественных наук; Тема 2. Физические теории
Порядок и беспорядок в природе;
Хаос; структурные уровни организации материи;
Микро-, макро- и мегамиры;
Пространство, время;
Принципы относительности;
Принцип возрастания энтропии;
Принципы симметрии, законы сохранения;
Взаимодействие; близкодействие; дальнодействие;
Состояние; принципы суперпозиции; неопределенности;
Дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе;
Законы сохранения энергии в макроскопических процессах;
Тема 3. Химические теории
Химические системы , энергетика химических процессов;
Реакционная способность веществ;
Катализаторы в химических процессах;
Методы управления химическими реакциями. Тема4. Геологические теории
Внутреннее строение и история геологического развития земли;
Современные концепции развития современных оболочек;
Литосфера как абиотическая основа жизни, экологические функции литосферы;
Ресурсная, геодинамическая, географическая оболочка Земли
Тема 5. Биологические теории
Особенности биологического уровня организации материи;
Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;
Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы;
Генетика и эволюция
Тема 6. Здоровье человека
Теории происхождения и эволюции;
Роль социализации; Физиология, здоровье, эмоции,
Творчество, работоспособность,
Экология и здоровье.
Тема 7. Актуальные проблемы современной науки
Биоэтика;
Человек, биосфера и космические циклы;
Ноосфера;
Необратимость времени;
Самоорганизация в живой и неживой природе;
Принципы универсального эволюционизма.
4.2. Перечень лабораторных работ
Учебным планом специальности лабораторные работы не предусмотрены.
4.3. Содержание практических (семинарских) занятий
Тема 1.Введение в КСЕ (вопросы соответствуют дидактическим единицам)
1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры;
2.Научный метод;
3.История естествознания
4.Панорама современного естествознания;
5. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
6.Тенденции развития; Тема 2. Физические теории
1.Порядок и беспорядок в природе;
2.Хаос; структурные уровни организации материи;
3.Микро-, макро- и мегамиры;
4.Пространство, время;
5.Принципы относительности;
6. Принцип возрастания энтропии;
7.Принципы симметрии, законы сохранения;
8.Взаимодействие; близкодействие; дальнодействие;
9.Состояние; принципы суперпозиции; неопределенности;
10.Дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе;
11.Законы сохранения энергии в макроскопических процессах;
Тема 3. Химические теории
1. Химические системы , энергетика химических процессов;
2.Реакционная способность веществ;
3.Катализаторы в химических процессах;
4.Методы управления химическими реакциями. Тема4. Геологические теории
1.Внутреннее строение и история геологического развития земли;
2.Современные концепции развития современных оболочек;
3.Литосфера как абиотическая основа жизни, экологические функции литосферы;
4.Ресурсная, геодинамическая, географическая оболочка Земли
Тема 5. Биологические теории
1.Особенности биологического уровня организации материи;
2.Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;
3.Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы;
4.Генетика и эволюция Тема 6. Здоровье человека
1.Теории происхождения и эволюции;
2.Роль социализации; Физиология, здоровье, эмоции,
3.Творчество, работоспособность;
4. Экология и здоровье. Тема 7. Актуальные проблемы современной науки
1.Биоэтика;
2.Человек, биосфера и космические циклы;
3.Ноосфера;
4.Необратимость времени;
5.Самоорганизация в живой и неживой природе;
6.Принципы универсального эволюционизма.
5 Методические рекомендации студентам
по самостоятельной работе На самостоятельную работу студентов отводится по очной форме - 46 часов учебного времени, по заочной – 90 часов. Самостоятельная работа включает:
Изучение и конспектирование дополнительной литературы в соответствии с программой курса и плана семинарских занятий.
Подготовка докладов в соответствии с программой курса по темам.
Ответы на контрольные вопросы, выполнение практических заданий, предложенных в учебно-тематическом плане семинарских занятий и текущем контроле знаний студентов.
Тестирование студентов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЕ
6.1. Конспект лекций
|