Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт»





НазваниеНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт»
страница1/19
Дата публикации29.07.2013
Размер2.32 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



ОДОБРЕНО

на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин

(протокол №1 от 29 августа 2011 года)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной
и воспитательной работе

____________О.В. Челомбицкая

_____________________2011 год

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»


Формы обучения:

очная, заочная

Составитель: д.и.н., профессор Сущенко В.
Ростов-на-Дону
2011

Сущенко В.А. Отечественная история: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011. с.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» степень (квалификация) – менеджер (2000 г.)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………...4

  1. Цели и задачи дисциплины………………………………................ ………………………..4

  2. Структура и объем дисциплины………………………………………………………………5

  3. Содержание дисциплины…………………………………………..........................................7

  4. Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)…………………………………………………………………………………...…8

    1. Содержание тем дисциплины………………………………………………………..……8

    2. Перечень лабораторных работ…………………………………………………………..17

    3. Содержание практических (семинарских занятий)……………………………………17

  5. Содержание самостоятельной работы………………………………………………………23

  6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………..23

    1. Конспект лекций…………………………………………………………….……………23

    2. Методические указания студентам………………………………………………………90

      1. Общие рекомендации…………………………………………………………………….90

      2. Методические указания и задания на выполнение контрольной работы…………….90

    3. Литература………………………………………………………………………………..94

  7. Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля………………………………………………………………………………..103

    1. Формы текущего промежуточного и итогового контроля……………………………103

    2. Тесты самопроверки знаний…………………………………………………………….103

      1. По модулю 1……………………………………………………………………………...103

      2. По модулю 2……………………………………………………………………………...106

      3. По модулю 3……………………………………………………………………….......…107

      4. По модулю 4…………………………………………………………………………...…108

    3. Правильные ответы на тест самопроверки знаний……………………………………110

  8. Структура и бальная оценка рейтингов……………………………………………………111

  9. Рейтинговые задания по модулям (блокам) дисциплины………………………………..111

  10. Контрольные вопросы………………………………………………………………………112

  11. Тематика курсовых, дипломных работ и рефератов………………………………………115


Введение
Учебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история» разработан для студентов экономических специальностей высших учебных заведений в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальность 080507.65 «Менеджмент организации» степень (квалификация) – менеджер (2000 г.).

Учебный курс состоит из четырех модулей. Первый – «Развитие России в рамках традиционного общества (IX-первая половина XIX веков). Второй – «Россия на этапе капиталистической модернизации (вторая половина XIX – начало XX веков). Третий – «Советская Россия на этапе социалистической модернизации (вторая половина-конец ХХ века). Четвёртый – «Россия на этапе глобальной трансформации (конец XX - начало XXI веков).
1. Цели и задачи дисциплины
Целью данной учебной дисциплины является приобретение студентами определённых навыков самостоятельного анализа учебного материала и умения на основе этого давать собственную оценку исторических фактов и явлений, и создавать более объективное и выверенное представление об историческом прошлом нашей родины.

Знание законов общественного развития, умение извлекать уроки из прошлого для решения современных проблем, чтобы более верно обозначить перспективы дальнейшего развития нашей страны – всё это делает учебный курс «Отечественная история» важной и составной частью знаний специалиста любой отрасли и профиля. Основными задачами в процессе изучения данной учебной дисциплины, поэтому, являются:

1. Выявление общего, особенного и единичного в историческом развитии России в сравнении её с историческим опытом других стран, народов и цивилизаций.

2. Формирование новых знаний и умений, расширяющих представление об историческом прошлом нашей родины.

3. Обозначение основных факторов самобытности русской истории, определивших пути развития нашей страны на всех этапах её исторического развития.

4. Изучение основных концепций всемирно-исторического процесса и теорий особого пути развития России в целях выработки подлинно научного подхода в оценке закономерностей исторического развития нашей страны и окружавших её цивилизаций.

5. Выработка навыков самостоятельного мышления в оценке сложных явлений прошлого для лучшего понимания современных проблем.

6. Воспитание чувств уважения и гордости за деяния наших предков на всех этапах существования и развития нашей родины – России.


2. Структура и объем дисциплины


Кол-во часов.
Форма обучения

Всего

Аудиторн.

Самост. работа

Форма отчетности

Очная


120

70

50

Зачет,

Экзамен

Заочная

14

106



Содержание дидактических единиц по дисциплине «Отечественная история» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования:

- специальность 080507.65 «Менеджмент организации» степень (квалификация) – менеджер (2000 г.);

- направление 080500.62 «Менеджмент» степень (квалификация) – бакалавр менеджмента (2000 г.)



Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой воины и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.



3. Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий



п/п

Наименование тем

Аудиторные занятия

Самост.

работа

Всего

Очная

форма

Заочная

форма

Очная форма

Заочная форма

Очная форма

Заочная форма

Лекции

Семинары

Лекции

Семинары

Раздел 1. Россия в рамках традиционного общества (IX-вторая половина XIX века).

























1.

Тема 1.Смысл изучения истории

2

2







4

6

8

6

2.

Тема 2. Пути постижения прошлого.

4

2




1

2

8

8

9

3.

Тема 3. Древняя Русь в ряду современных ей цивилизаций Запада и Востока (IX-XIII века).

2

2

1

1

4

8

8

10

4.

Тема 4. Между Западом и Востоком. Образование и развитие русского централизованного государства (X1V-XVI века).

2

2







2

8

6

8

5.

Тема 5. Россия и мир накануне «нового времени» XVII век.

2

2







4

8

8

8

6.

Тема 6. Реформаторские процессы в России в XVIII веке и выход страны на арену мировой политики.

2

2

1




2

8

6

9

7.

Тема 7. Россия в первой половине XIX века. Время неиспользованных возможностей.

2

2




1

4

6

8

7

Раздел 2. Россия в период капиталистической модернизации (вторая половина XIX- XX века).

























8.

Тема 8. Реформы и контрреформы в России – два пути достижения индустриальной общества. Второй половина XIX века.

2

2

1

1

2

6

6

8

9.

Тема 9. Россия и окружающий мир в начале ХХ века. Выбор пути развития (1900-1907 годы).

2

2

1




4

6

8

7

10.

Тема 10. Россия на пути реформистской альтернативы (1907-1917 годы).

2

2




1

2

6

6

7

Раздел 3. Россия - СССР на этапе социалистической модернизации (1917- 1991 годы).

























11.

Тема 11. Великая Российская революция: от буржуазной демократии к революционному тоталитаризму (1917-1920 годы).

2

2

1




4

6

8

7

12.

Тема 12. Советское общество в 1920-е – 1940-е годы: от революционного тоталитаризма к режиму личной власти И. В. Сталина.

2

4

1




2

6

8

7

13.

Тема 13. Советское общество в 1950 – 1970 –е годы: от режима личной власти И.В. Сталина к тоталитарно-бюрократическому режиму.

2

2




1

4

6

8

7

14.

Тема 14. Попытка перестройки Советского общества, крах социализма и распад СССР (1980 –е годы).

2

2




1

2

6

6

7

Раздел 4. Россия на этапе постсоциалистической трансформации (1991- 2010 год).

























15.

Тема 15. Выбор модели развития. (1991-1999 гг.).

2

2




1

4

6

8

7

16.

Тема 16. Место России в современном мире. Курс президента В.В. Путина на общественную стабилизацию.

2

4







4

6

10

6

Всего часов

34

36

6

8

50

106

120

120



4. Тематический план изучения дисциплины

(методические рекомендации преподавателю и студенту)
4.1. Содержание тем дисциплины
РАЗДЕЛ 1.

Россия в рамках традиционного общества (IX-вторая половина XIX века).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Специальность 140203. 65 «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Пояснительная записка
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ( наименование дисциплины)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский социально-экономический институт»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Создание благоприятной атмосферы в классе и формирование доброжелательных взаимоотношений между одноклассниками
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Связи с общественностью: методические указания по выполнению контрольной работы, обучающихся на 6 курсе специальности «Маркетинг»-...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Москва, 2004 г.)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconПрограммы вступительных испытаний в негосударственное образовательное...
Вступительных испытаний в Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconОтчет о результатах самообследования филиала федерального государственного...
«ростовский государственный экономический университет (ринх)» в г. Миллерово ростовской области
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский социально-экономический институт» iconФедеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего...
«ростовский юридический институт министерства внутренних дел российской федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск