Скачать 242.23 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУВПО «Марийский государственный университет» Биолого-химический факультет УТВЕРЖДАЮ Первый проректор – проректор по учебной работе ___________ /Иванов В.А./ «___» _____________________ 2011 г. Программа учебной практики по ботанике Направление подготовки 020400.62 Биология Профили подготовки Ботаника, Зоология, Биоэкология, Биохимия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Йошкар-Ола 2011 1. Цели учебной практики Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического изучения дисциплины «Ботаника», развитие навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи в сфере профессиональной деятельности биолога. 2. Задачи учебной практики на 2 курсе
3. Место учебной/производственной практики в структуре ООП бакалавриата Учебная практика по ботанике 2 курса является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «020400.62 Биология», проводится в соответствии с учебными планами для студентов очной и заочной форм обучения. Учебная практика по ботанике 2 курса дополняет и расширяет материалы теоретических курсов «Ботаника» (раздел «Систематика высших растений») и «Фитоценология и ботаническая география». После приобретения теоретических знаний, умений и навыков, полученных при изучении этих разделов, студенты закрепляют их на практике. На учебной практике по ботанике студенты знакомятся с многообразием растений в их естественной среде обитания и учатся ориентироваться в этом многообразии. Ориентация в разнообразии растений означает, прежде всего, умение распознавать принадлежность организмов к определённым таксонам. Это умение вырабатывается как на экскурсиях, когда преподаватель, рассказывая о растениях, демонстрирует и называет их, так и при самостоятельном определении растений студентами по определителям и оформлении гербарной коллекции. В процессе учебной практики студенты приобретают навыки по определению растений, запоминают научные названия растений, систематическую принадлежность, изучают их биологию, экологию и использование в хозяйственной деятельности человека. В ходе практики в природных условиях студенты осваивают методы полевых исследований растений, водорослей, грибов и лишайников и приобретают знания о них; учатся наблюдать, описывать и анализировать природные объекты, процессы, явления в динамике и получают более полное представление об их взаимосвязях, что закладывает основы экологического мышления. Студенты могут участвовать в природоохранных мероприятиях, знакомиться с вопросами рационального природопользования. В процессе учебной практики студенты расширяют и закрепляют знания разнообразия высших растений и их роли в растительном покрове, знакомятся с основными растительными формациями района практики. В итоге практики студент должен: знать русские и научные названия растений местной флоры, их систематическое положение, фитоценотическую роль; диагнозы семейств (в объеме теоретического курса), характеристики их важнейших родов; характеристики рассмотренных растительных сообществ; полевые методы флористических и геоботанических исследований; оформить коллекцию растений, собранную в ходе практики, краткий отчет и дневник практики с геоботаническими описаниями рассмотренных фитоценозов. Прохождение учебной практики по ботанике является базисом для изучения дисциплин математического и естественнонаучного цикла: Экологический мониторинг и профессионального цикла: Экология и рациональное природопользование. Значительна обучающая роль самостоятельных учебно-исследовательских работ, которые могут быть основой курсовых и дипломных работ. 4. Формы проведения учебной/производственной практики Учебная практика является полевой. 5. Место и время проведения учебной/производственной практики Практика проводится на территориях стационаров Государственного природного заповедника «Большая Кокшага», Национального парка «Марий Чодра», в разных районах Республики Марий Эл (лицей-интернат д. Коркатово Моркинского р-на и др.). Практика проводится в окрестностях города Йошкар-Олы, с выездами в окрестности населенных пунктов Пемба, Куяр, Сурок, Старожильск и др. Камеральная обработка собранного материала, описание и определение растений проходит в лабораториях кафедры. При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями: – обеспечение безопасности проведения практики; – наличие всех изучаемых фитоценозов для проведения тематических экскурсий; − возможность использования необходимого инвентаря и оборудования. Учебная практика по ботанике проводится на 2 курсе во 2-м семестре в июне-июле. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной/производственной практики Учебная практика по ботанике знакомит студентов с многообразием растительного мира, местной флорой. Собирая и монтируя гербарии, а, также определяя растения, студенты получают навыки научно-практической работы, которые служат основой дальнейшей профессиональной работы биолога. Непосредственное знакомство в природных условиях, с растениями, особенно редкими, и растительными сообществами способствует развитию экологического мышления, бережному отношению к природе, пониманию необходимости ее охраны. В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие компетенции: Общекультурные компетенции:
Профессиональные компетенции:
Профильные компетенции:
7. Структура и содержание учебной/производственной практики Общая трудоемкость учебной практики составляет 4,5 зачетные единицы, 162 часа, в том числе 54 часа – самостоятельная работа студентов.
Учебная практика состоит из трех этапов: 1. Подготовительный и организационный этап: На первом этапе раскрываются − цели, задачи, содержание практики, темы самостоятельных работ, отчетные материалы, методы изучения растений (оборудование и снаряжение, методики полевого изучения, наблюдения; правила сбора, сушки и гербаризации растений; охрана растений), получение индивидуального задания, консультации по сбору материала. − проводится инструктаж по технике безопасности (обязанности и ответственность преподавателя, обязанность и ответственность студента, правила поведения в природе; техника безопасности на практике, первая помощь при обмороке, тепловом и солнечном ударах; первая помощь при ранении; первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок; оказание помощи при попадании инородных тел; первая помощь при кровотечении; первая помощь при отравлениях растениями; меры личной профилактики заболеваний, передаваемых иксодовыми клещами (клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, туляремия и др.); меры личной профилактики геморрагической лихорадки с почечным синдромом. 2. Экспериментальный этап: − знакомство с флорой (аборигенной и адвентивной), знакомство с различными растительными сообществами района практики (лесные, луговые, водно-прибрежные, агрофитоценозы); их эколого-биологические особенности, практические значение; сбор, гербаризация и определение растений, водорослей, грибов, лишайников района практики. − Самостоятельный сбор и анализ материала. Оформление флористической тетради, ведение дневника практики. Составление списков и заучивание латинских названий растений. Самостоятельная работа в бригаде из 2-3 человек: сбор материала по индивидуальному заданию для гербария, этикетирование систематической гербарной коллекции растений. Выполнение самостоятельной работы. 3. Итоговый этап: − Монтировка тематического гербария. − Сдача гербарной коллекции по семействам. − Сдача латинских названий растений (деревья, кустарники, травянистые растения). − Оформление самостоятельной работы. − Подготовка отчета. − Сдача отчетных материалов по итогам учебной практики. Каждый день учебной практики, как правило, состоит из двух этапов работы студентов: - наблюдения, исследования и сбора материала в природе; - обработка, записи в дневнике и оформление собранного материала. 8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике В ходе практики проводятся установочные лекции по тематике экскурсий, экскурсии в разные растительные сообщества. Во время экскурсий проводятся: соответствующие наблюдения и их регистрация, беседа с преподавателем, сбор материала для последующей его камеральной обработки, определение в полевых условиях. Занятия в лаборатории предполагают обработку материала, собранного во время экскурсий; определение, описание, сушку, фиксацию и гербаризацию материала. Самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуального задания предполагает как теоретическое, так и практическое исследование, которое может быть выполнено с применением интернет-технологий. 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике I. Самостоятельная работа, выполняемая каждым студентом индивидуально. 1. Одним из видов самостоятельной работы студентов является ведение флористической тетради, начатой на 1 курсе. Преподаватель проверяет правильность ее заполнения. Основные разделы флористической тетради
2. Ведение дневника практики. 3. Знание 100 латинских названий растений. 4. Знание основных характеристик растительных формаций района практики. II. Самостоятельная работа, выполняемая малыми группами. 1. Оформление и этикетирование гербарных образцов систематической коллекции (100 листов на бригаду). 2. Геоботанические описания разных растительных сообществ. 3.Самостоятельная исследовательская работа с защитой на конференции. Примерный перечень тем самостоятельных работ
Титульный лист исследовательской самостоятельной работы
Примерный план исследовательской самостоятельной работы ВВЕДЕНИЕ. Указываются цели и задачи исследования.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. ВЫВОДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) Отчётные материалы и объём знаний студентов:
Практика заканчивается зачетом, проводимым в последний день практики. Во время прохождения практики студенты обязаны вести дневник (сдается на кафедру в компьютерном виде) и рабочую тетрадь, где ежедневно записываются содержание и результаты работы. В конце учебной практики проводится конференция, на которой проходит защита индивидуальных самостоятельных работ, составляется письменный отчет по всем видам работ. Отчет студента и дневник с заключением руководителя практики представляется на кафедру в конце практики. По итогам практики студенты сдают на кафедру гербарную коллекцию, дневник, отчет по практике, оформленную самостоятельную работу. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и интернет-ресурсы:
http://www.plantarium.ru/
http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
http://www.cnshb.ru/AKDiL/0018/default.shtm
http://www.biodat.ru/db/rbp/index.htm
http://www.lichenfield.com/
Фото и названия водорослей. http://www.algaebase.org/ Фото и названия водорослей. http://protist.i.hosei.ac.jp/pdb/images/menuE.html 12. Материально-техническое обеспечение учебной практики
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению 020400.62 Биология и профилям подготовки Ботаника, Зоология, Биоэкология, Биохимия. Авторы _Суетина Ю.Г., зав. кафедрой ботаники и микологии, к.б.н., доцент; Илюшечкина Н.В., к.б.н., доцент; Прокопьева Л.В., к.б.н., доцент; Жукова О.В., к.б.н., доцент Программа утверждена на заседании Ученого совета биолого-химического факультета протокол № от « » 2011 г. Декан биолого-химического факультета Т.В. Попова |
Примерная программа наименование практики полевая практика по ботанике... Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии | Учебной практики для студентов лпф и мпф Содержание учебной практики. Знакомство с правилами поведения в лечебном учреждении и нормативно-правовой базой в здравоохранении.... | ||
Задачами учебной практики являются Целью учебной практики является ознакомление студентов с особенностями своей будущей профессии, а также получение первичных профессиональных... | Рабочая программа учебной практики направление подготовки 130100 «Нефтегазовое дело» Целями учебной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, а также приобретение им компетенций... | ||
Положение о требованиях к оформлению журналов учебной и производственной... Журнал учебной и производственной практики государственный нормативный документ, вести который обязан каждый мастер производственного... | Программа учебной практики по эпизоотологии Целями учебной практики по эпизоотологии являются закрепление и углубление теоретических знаний, применение их при решении производственных... | ||
Рабочая программа и методические указания по прохождению практикума... Цель и задачи практикума учебного ознакомительного (учебной ознакомительной практики) | Рабочая программа практики При разработке рабочей программы учебной (производственной) практики в основу положены | ||
Учебно-методическое обеспечение курса. Материально-техническое обеспечение... Все виды учебной практики проводятся в форме аудиторных занятий и дополняют междисциплинарные курсы профессиональных модулей. Каждый... | Отчет по учебной практике Автор работы Иванов И. И Учебная практика студентов организуется на основе «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего... | ||
Методические рекомендации по организации, проведению и содержанию... Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011.... | Рабочая программа учебной практики «Слесарная практика» Рабочая программа учебной практики «Слесарная практика» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности... | ||
Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело У89 Уход за больными терапевтического и хирургического профиля [Текст] : методические указания по организации учебной практики /... | Методические рекомендации по прохождению практики (учебной, производственной... Программа практики (учебной, производственной и преддипломной), для студентов, обучающихся по направлению 070600. 62 «Дизайн». М.:... | ||
При разработке рабочей программы учебной практики в основу положены:... Примерная программа учебной практики «Общий уход за больными терапевтического профиля», «Общий уход за больными хирургического профиля... | Программа учебной практики «Терапевтическая стоматология» Целью производственной практики является профессионально-практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической... |