Скачать 481.29 Kb.
|
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ уНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. Бербекова» УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО И ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело Нальчик 2013 УДК 616-083 (075) ББК 51.2 Я73 У89 Рецензент: доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей хирургии Саратовского государственного медицинского университета Ю.Г. Шапкин Составители: Эльгарова Л.В., Захохов Р.М., Кардангушева А.М. У89 Уход за больными терапевтического и хирургического профиля [Текст] : методические указания по организации учебной практики / Л. В. Эльгарова, Р. М. Захохов, А. М. Кардангушева. – Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2013. – 35 с. – 100 экз. Издание содержит основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы учебной практики, а также цели, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации. Предназначено для студентов специальности «Лечебное дело» и преподавателей – руководителей практики. Рекомендовано РИС университета УДК 616-083 (075) ББК 51.2 Я73 Кабардино-Балкарский г осударственный университет, 2013 Введение Знания и умения, приобретаемые студентами в рамках прохождения учебной практики, являются необходимой частью профессионального становления будущих врачей, ведь успех врачевания зависит не только от усилий врача, но и от активного участия в лечебно-диагностическом и профилактическом процессе средних медицинских работников, грамотного выполнения ими различных манипуляций. Организация эффективной работы среднего медперсонала возможна лишь в том случае, когда врач в совершенстве владеет навыками и может научить технике выполнения практических действий. Кроме того, в экстремальных условиях неотложная терапия обеспечивается нередко лишь врачами, что предполагает умение осуществлять отдельные элементы ухода за больными. И, наконец, адекватный уход за больными оказывает существенное влияние на течение заболевания и способствует выздоровлению пациента. Данный раздел профессиональной подготовки врача формирует основу навыков обследования больного и клинического мышления, расширяет и закрепляет представление о медицинской этике и деонтологии. Цели учебной практики:
Задачи учебной практики:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Место учебной практики в структуре ОПП Учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» является обязательным разделом и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов. Наиболее целесообразным является проведение учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» на 2-м курсе (в 4-м семестре). К этому времени студенты приобретают необходимые теоретические знания по нормальной анатомии и физиологии человека, что способствует более качественному и осознанному освоению ими основных принципов и правил общего ухода за больными. В период учебной практики студенты под руководством преподавателей кафедр пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), являющихся клиническими базами кафедр, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Работа в отделениях развивает у студентов коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, толерантность и уважение мнения другого человека. Проведение учебной практики обеспечивает приобретение и закрепление необходимых умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции. Требования к результатам освоения практики: процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных (ОК):
профессиональных (ПК):
Знать:
Уметь:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 1. Заполнение медицинской документации по всем предложенным формам. 2. Санитарная обработка поступающего больного. 3. Приготовление рабочих дезинфицирующих растворов. 4. Определение роста, массы тела пациента, индекса Кетле. 5. Определение окружности и экскурсии грудной клетки, окружности живота. 6. Подсчет ЧДД. 7. Транспортировка больного на кресле-каталке, на носилке-каталке и вручную (на носилках). 8. Смена нательного и постельного белья тяжелому больному. 9. Подача судна, мочеприемника. 10. Подмывание больного. 11. Проведение туалета полости рта. 12. Закапывание капель в глаза и промывание глаз. 13. Закладывание глазной мази на нижнее веко из тюбика и глазной лопаточкой. 14. Закапывание капель в уши. 15. Проведение туалета ушей. 16. Проведение туалета носа. 17. Закапывание капель в нос. 18. Уход за кожей тяжелобольных. Профилактика пролежней. 19. Кормление тяжелобольного. 20. Измерение температуры тела и регистрация данных измерения в температурном листе. 21. Постановка горчичников. 22. Постановка банок. 23. Уход за кожей после применения пиявок. 24. Постановка местного согревающего компресса на конечности и ухо. 25. Постановка холодного компресса. 26. Приготовление и подача грелки больному. 27. Приготовление и подача пузыря со льдом больному. 28. Проведение втирания, растирания, смазывания кожи лекарственным средством. 29. Проведение пробы на качество очистки шприцев и игл от крови и моющего раствора. 30. Методы стерилизации и предстерилизационной очистки медицинских инструментов. 31. Сбор стерильного шприца. 32. Набор лекарственного раствора из ампулы и флакона. 33. Разведение антибиотиков. 34. Внутрикожная инъекция. 35. Подкожная инъекция. 36. Внутримышечная инъекция. 37. Внутривенная инъекция. 38. Забор крови из вены для лабораторного исследования. 39. Заполнение системы для внутривенного капельного введения лекарственных веществ. 40. Проведение внутривенного капельного вливания. 41. Наложение жгута на плечо. 42. Обработка рук медсестры и места инъекции. 43. Оказание первой доврачебной помощи при внезапной одышке (удушье). 44. Сбор мокроты для лабораторного исследования. 45. Оказание доврачебной помощи при кровохарканье и легочном кровотечении. 46. Проведение оксигенотерапии различными методами. 47. Умение пользоваться карманным ингалятором. 48. Определение характеристик артериального пульса на лучевой артерии. 49. Измерение АД на конечностях. 50. Регистрация результатов исследования артериального пульса и АД в температурном листе. 51. Оказание первой помощи при рвоте. 52. Проведение осмотра полости рта. 53. Взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования. 54. Проведение промывания желудка толстым зондом. 55. Проведение фракционного исследования желудочного сока. 56. Проведение дуоденального зондирования. 57. Введение газоотводной трубки. 58. Постановка очистительной клизмы. 59. Постановка сифонной клизмы. 60. Постановка масляной и гипертонической клизмы. 61. Постановка лекарственной клизмы. 62. Сбор кала для лабораторного исследования. 63. Определение водного баланса. 64. Сбор мочи для лабораторного исследования. 65. Проведение пробы по Зимницкому. 66. Проведение катетеризации мочевого пузыря мягким катетером. 67. Определение динамики отеков. 68. Проведение непрямого массажа сердца. 69. Проведение искусственной вентиляции легких. 70. Подготовка больного к рентгенографии желудка, кишечника. 71. Подготовка больного к экскреторной урографии. 72. Подготовка больного к ультразвуковому исследованию почек и мочевого пузыря. 73. Подготовка больного к ультразвуковому исследованию органов брюшной полости. 74. Неотложная помощь при критическом снижении температуры. 75. Неотложная помощь при болях в области сердца (стенокардии и инфаркте миокарда). 76. Неотложная помощь при гипертоническом кризе. 77. Неотложная помощь при желудочно-кишечном кровотечении. 78. Неотложная помощь при почечной колике. 79. Неотложная помощь при печеночной колике. 80. Восстановление проходимости дыхательных путей. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕГО УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ Основные принципы практического здравоохранения. Типы лечебных учреждений. Значение ухода за больными в общей системе лечения терапевтических и хирургических больных. Обязанность медицинской сестры и младшего медицинского персонала лечебных учреждений. Основы медицинской этики и деонтологии. Внешний вид медицинского работника в терапевтическом и хирургическом стационаре. Моральная и юридическая ответственность медицинского работника. Приемное отделение больницы. Устройство и оснащение приемного отделения. Прием и регистрация больных. Заполнение паспортной части истории болезни. Осмотр кожных и волосяных покровов. Обработка больного при выявлении педикулеза. Санитарная обработка больных (полная и частичная). Виды транспортировки больных в лечебные отделения больницы. Санитарно-эпидемиологический режим приемного отделения. Предупреждение внутрибольничной (нозокомиальной) инфекции. Лечебное (терапевтическое, хирургическое) отделение больницы. Устройство и организация работы в клиническом (терапевтическом, хирургическом) отделении. Обязанности медицинской сестры отделения. Организация работы поста медицинской сестры. Антропометрия. Внутренний распорядок лечебного отделения. Организация посещения больных. Понятие о лечебно-охранительном режиме. Медицинская документация: тетрадь врачебных назначений, выборка назначений из истории болезни. Журнал движения больных, журнал передачи дежурств, журнал учета сильнодействующих препаратов и наркотических анальгетиков. Прием и сдача дежурства. Порядок приема и сдачи дежурства: знакомство с тяжелыми и вновь поступившими больными, обход палат, передача срочных и невыполненных назначений, документации поста медицинской сестры. Санитарно-эпидемиологический режим лечебного (терапевтического, хирургического) отделения. |
Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального... | ||
Примерная программа учебной дисциплины оп. 09 основы микробиологии... Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего... | Учебно-методический комплекс по дисциплине патологическая анатомии,... По специальности- лечебное дело- 060101 (по направлению подготовки- социальная работа 040400) | ||
Форма освоения основной профессиональной образовательной программы... Квалификационная характеристика выпускника по специальности 060101 Лечебное дело | Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая... Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101. 65 Лечебное дело, утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября... | ||
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101... ... | Рабочая программа учебной дисциплины биология для специальности: 060101 «Лечебное дело» Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности высшего профессионального... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности... Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по элективному курсу «экг» для специальности 060101. 65 Лечебное дело Рабочая программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101. 65 лечебное дело Всего зет 7 Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая программа учебной дисциплины оп. 02. Психология по специальности... Лечебное дело и примерной программы учебной дисциплины, разработанной гаоу спо «Казанский медицинский колледж», автор Полведернова... | ||
Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинского... Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского... | Методические указания по изучению темы: «противотуберкулезная вакцинация... Методические указания по изучению темы «Противотуберкулезная вакцинация и ревакцинация». Нальчик: Каб. Бал ун-т., 2008-18с | ||
«Антидотная детоксикация» для специальности «Лечебное дело» Дисциплина «Антидотная детоксикация» является федеральным компонентом базовой части профессионального цикла очной формы обучения... | Самостоятельная работа 17 (час.). Всего 75 часов. Зачет 10 семестр.... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060101 – Лечебное дело мо рф, Москва, 2002 |