Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии»





Скачать 138.74 Kb.
НазваниеТема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии»
Дата публикации06.08.2013
Размер138.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пичаевская средняя общеобразовательная школа

Пичаевского района Тамбовской области


Тема учебного проекта:
«Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии»


Творческое название темы:

«Правильное питание – залог здоровья»
Автор: Акатушева Г.Н.,

учитель биологии

Основополагающий вопрос:
«Мы живем для того, чтобы есть, или едим для того, чтобы жить?»
Вопрос учебной темы:

«Как правильно питаться?»
Учебные предметы: биология, информатика
Участники: учащиеся 8 класса
Аннотация проекта

Любой организм связан со средой через пищу. Это необходимая, или, как говорил И.П. Павлов, существенная связь.

С пищей организм получает такие сложные вещества, как белки, жиры и углеводы. Эти вещества используются организмом в качестве строительного материала при процессах роста и при построении новых клеток взамен отмирающих. Питательные вещества являются и источниками энергии, покрывающими расходы организма.

Не меньшее значение имеют поступающие с пищей витамины, минеральные соли и вода.

Учебный проект предполагает знакомство с полезной и опасной для человека пищей, режимами питания; проведение практических занятий и самостоятельных исследований, которые помогут учащимся ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы. Полученные знания помогут формировать бережное отношение учащихся к своему здоровью, заложить основы валеологической культуры.

Учебный проект может быть использован при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  • формирование валеологической грамотности учащихся, компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  • научить школьников составлять правильный рацион питания;

  • научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате проведенных исследований

  • познакомить с правилами приготовления здоровой пищи.


Проблемы самостоятельных исследований

  • «Еда по науке и наука о еде»

  • «Опасны ли продукты, покупаемые в наших магазинах?»

  • «Лекарства с огорода»

  • «С одной ягоды сыт не будешь»

  • «Природа – лучшая аптека»


Результаты представления исследований: презентация, дидактический материал
Этапы и сроки проведения проекта:

  • «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учащихся) – 1 урок, 15 минут

  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 20 минут

  • Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 2 урок, 10 минут

  • Обсуждение плана работы учащихся (индивидуально или в группе) – 2 урок, 15 минут

  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 3 урок, 10 минут

  • Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий

  • Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе

  • Защита полученных результатов и выводов – заключительный урок темы


Информационные ресурсы


  • Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. – М.: «Дрофа», 2000

  • И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: «Просвещение», 1983

  • А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Физиология человека. – М.:

«Просвещение», 1982

  • А.А. Маркосян. Вопросы возрастной физиологии. – М.: «Просвещение»



ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:

«ЕДА ПО НАУКЕ И НАУКА О ЕДЕ»
Назначение:

  • закрепление знаний учащихся;

  • обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;

  • формирование культуры проектной работы


Блок основных понятий:

  • аутотрофия

  • режим питания

Рекомендации по проведению исследования
1 этап
Найдите в библиотеке литературу по теме, изучите материал учебника и ответьте на вопросы:


  • Как называют науку о правильном питании?

  • Каких продуктов питания следует избегать?

  • Какие продукты можно употреблять без ограничений?

  • Почему говорят: «Обжора роет себе могилу собственными зубами?»

  • Каковы правила кулинарной обработки продуктов питания?

  • Каким должен быть режим питания подростков?


2 этап
Проведите собственное исследование, предложив учащимся своего класса следующую анкету:


  • Сколько раз в день вы принимаете пищу?

  • Всегда ли вы кушаете первые блюда?

  • Любите ли вы салаты из овощей?

  • Любите ли вы перед обедом поесть что-нибудь сладкое?

  • Покупаете ли вы себе жевательные резинки, чипсы, сухарики?



БЛОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ



1этап



Выбор формы представления результатов

(презентация, публикация)


2 этап:


Алгоритм представления результатов


Титульный лист




Тема исследования

Автор(ы) исследования



Цель исследования


Для определения цели используются следующие глаголы: доказать, найти, разработать, выявить, исследовать, описать, создать, обосновать, проанализировать и т.д.


Ход исследования


Описание отдельных элементов исследования

Промежуточные результаты

Общее заключение

Формулировка ответа на ключевой вопрос

исследования


Ресурсы


Список используемой литературы



ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:

«ОПАСНЫ ЛИ ПРОДУКТЫ, ПОКУПАЕМЫЕ В НАШИХ МАГАЗИНАХ?»
Назначение:

  • закрепление знаний учащихся;

  • обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;

  • формирование культуры проектной работы


Блок основных понятий:

  • пищевые красители и консерванты

  • пищевые добавки

  • ароматизаторы

  • токсичные загрязнители



Рекомендации по проведению исследования
1 этап


  • Найдите в библиотеке литературу по теме, сделайте краткий конспект.

  • Ответьте на вопросы:

1. В каком случае допустимо применение пищевых добавок при

изготовлении продуктов питания?

2. Что скрывается под маркировкой буквы «Е» на продуктах питания?

3. Как на наш стол попадают нитраты и нитриты?

4. Откуда в консервах свинец?

5. Что такое генмодифицированные продукты и имеются ли они в продаже в

наших магазинах?

6. Какие продукты, продаваемые в магазинах, безопасны для человека?

2 этап

  • Проведите собственное исследование по теме, изучив упаковку различных пищевых продуктов в магазине.

  • Побеседуйте с санитарным врачом и выясните, какие меры предпринимаются для того, чтобы ограничить продажу продуктов питания, опасных для человека?

  • Побеседуйте с детским врачом и выясните, не оказывает ли влияние на здоровье школьников употребление ими в пищу продуктов питания, содержащих пищевые добавки и ароматизаторы.



ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:

«ЛЕКАРСТВА С ОГОРОДА»
Назначение:

  • закрепление знаний учащихся;

  • обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;

  • формирование культуры проектной работы


Блок основных понятий:

  • гиповитаминоз

  • авитаминоз

  • витамины

  • фитонциды




Рекомендации по проведению исследования



  • Найдите в библиотеке литературу по теме, сделайте краткий конспект.




  • Составьте таблицу, содержащую сведения о том, какие растения, выращиваемые на огороде, можно использовать для лечения определенных систем органов человека.




  • Составьте таблицу, содержащую сведения о том, какими витаминами богаты те или другие овощные и ягодные культуры.




  • Составьте небольшой справочник рецептов по применению лекарств с огорода «Целебная кулинария».


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:

«С ОДНОЙ ЯГОДЫ СЫТ НЕ БУДЕШЬ»
Назначение:

  • закрепление знаний учащихся;

  • обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;

  • формирование культуры проектной работы


Блок основных понятий:

  • вегетарианство

  • правила вегетарианцев

  • заменимые и незаменимые аминокислоты


Рекомендации по проведению исследования

  • Найдите в библиотеке литературу по теме, сделайте краткий конспект.

  • Ответьте на вопросы:

  1. Что такое вегетарианство?

  2. Чем питаются вегетарианцы?

  3. Какие правила вегетарианства существуют?

  4. Какие овощи и плоды лучше всего использовать в пищу?

  5. Сколько надо съедать овощей в год?

  6. Не вредно ли для организма то, что он не получает вещества животного происхождения?




  • Найдите в литературе примеры людей, ведущих вегетарианский образ

жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:

«ПОСЧИТАЕМ, СКОЛЬКО НУЖНО ЕСТЬ»
Назначение:

  • закрепление знаний учащихся;

  • обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;

  • формирование культуры проектной работы


Блок основных понятий:

  • диетология – наука о рациональном питании

  • режим питания

  • калорийность пищи

  • нормы питания



Рекомендации по проведению исследования
1 этап


  • Найдите в библиотеке литературу по теме, изучите материал учебника.

  • Ответьте на вопросы:

  1. Что значит рациональное питание?

  2. Сколько раз в сутки нужно принимать пищу?

  3. В какое время лучше всего ужинать?

  4. Какова энергетическая ценность продуктов питания?

  5. Каковы нормы питания для подростков


2 этап


    • Проведите собственные исследования. Познакомив одноклассников с суточной энергетической потребностью подростков, попросите их составить индивидуальный рацион питания. Проанализируйте полученные данные.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:

«ПРИРОДА – ЛУЧШАЯ АПТЕКА»
Назначение:

  • закрепление знаний учащихся;

  • обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;

  • формирование культуры проектной работы


Блок основных понятий:

  • гиповитаминоз

  • авитаминоз

  • фитотерапия



Рекомендации по проведению исследования

1 этап


  • Найдите в библиотеке литературу по теме, сделайте краткий конспект.

  • Составьте краткий справочник лекарственных растений нашей местности.

  • Предложите рецепты лечения различных заболеваний с помощью лекарственных растений.

2 этап


  • Предложите учащимся своего класса побеседовать с родителями и

записать рецепты использования лекарственных растений в их семьях
Литература


  1. Здоровое питание. Здоровый образ жизни. – М.: Астрель, 2005.

  2. Диетология для всех. М.М. Гурвич. М.: «Медицина», 1992.

  3. В.С. Михайлов, А.Д. Игнатьев, Л.В. Сафонова. Вегетарианские блюда. - М.: «Экономика», 1980.

  4. Лекарства с огорода. В.С. Лихарёв. – Саратов: «Детская книга», 1993.

  5. Советы огородникам. Е.А. Ченыкаева, А.И. Спиридонова. – М.: «Колос». 1983.


Дополнительный материал
Но разве нет у больных и у здоровых общего, о чем им надо напоминать? Например, чтобы они не были жадны в еде…

Сенека. «Письма к Луцилию».
Врачи знаменитой Салернской школы (XIV в.) наставляли:

Высший закон медицины – диет блюсти неуклонно:

Будет леченье плохим, коль забудешь, леча, о диете.

Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо –

Все это должен предписывать врач, назначая диету.
Семь правил домашней диетологии

(или «Ешьте правильно, получите больше»)


  1. питаться разнообразно;

  2. соблюдать режим питания;

  3. не переедать;

  4. правильно приготовлять пищу;

  5. знать калорийность и химический состав суточного рациона в целом;

  6. знать особенности химического состава основных продуктов;

  7. понимать, что с помощью диеты лечат «не болезнь, а больного».


Первое правило. Если пища разнообразна, если она включает в себя продукты и животного (мясо, рыба, яйца, молоко, творог), и растительного происхождения (овощи, фрукты, каши, хлеб), то можете быть уверены в том, что организм получит все необходимое для жизнедеятельности без специальных усилий с вашей стороны.

Можно выделить основные группы пищевых продуктов, которые должны быть представлены в повседневном питании.

Первая группа – молоко и молочные продукты (молоко, кефир, простокваша, творог и др.).

Вторая группа – овощи, фрукты, ягоды (капуста свежая и квашеная, картофель, морковь, свекла, помидоры, огурцы, салат, тыква, редис, яблоки, груши и др.).

Третья группа – мясо, птица, рыба, яйца (источники животного белка).

Четвертая группа – хлебобулочные и макаронные изделия, крупы.

Пятая группа – жиры (сливочное и растительное масло, сало и др.).

Шестая группа – сладости (сахар, мед, кондитерские изделия).

Второе правило. Соблюдать режим питания – значит питаться регулярно. В одни и те же часы. В таком случае у вас выработается условный рефлекс6 в установленное время будет наиболее активно выделяться желудочный сок и возникнут наилучшие условия для переваривания пищи.

Редкие приемы пищи вызывают ощущение сильного голода, и такой режим в конце концов приводит к перееданию. Человек в два приема съедает больше, чем при 4-5-разовом питании, потому что при сильном чувстве голода трудно контролировать свой аппетит.

В любом случае ешьте не реже 3-4раз в день. В обед не забывайте о тарелке супа. Еда всухомятку, изо дня в день «бутербродное питание» неизменно приводят к заболеваниям желудка и кишечника. Ужинать старайтесь не позднее, чем за 2 часа до сна: обильная еда перед сном способствует тучности и делает сон беспокойным. Но не надо впадать в крайность и ложиться спать голодным. Стакан кефира или простокваши перед сном – это то, что надо.

Третье правило. Масса тела – один из важных показателей здоровья. избыточная масса увеличивает риск таких заболеваний, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, желчнокаменная болезнь.

О том, что переедать вредно, известно всем, однако статистика утверждает, что с каждым годом растет число людей, страдающих ожирением и избыточной массой тела, причем все больше становится тучных среди молодых людей. Поэтому еще раз напоминаем: не будьте жадными к еде.

Четвертое правило. Один французский кулинар заметил, что кулинария – ключ к здоровью. Может быть, сказано излишне запальчиво, но доля истины в этом есть.

Приведем лишь один пример, подтверждающий справедливость этого тезиса. При обострении язвенной болезни и хронического гастрита, сопровождающегося повышенной секрецией желудочного сока, из рациона исключают наваристые мясные и рыбные бульоны: в них слишком много веществ, которые служат химическим раздражителем слизистой оболочки желудка.

Больным назначают диету, максимально щадящую желудок, - продукты советуют либо варить, либо готовить на пару, рекомендуют молоко, яйца всмятку (или паровой омлет), манную и рисовую каши…

Казалось бы, ничего особенного. Но очень часто у больного заметно улучшается самочувствие, исчезают изжоги благодаря одной – единственной корректировке в питании: исключению бульонов и жареных блюд.

Пятое правило. Белки, жиры и углеводы – энергетически вещества, которые должны поставляться с пищей. Энергию измеряют в калориях или джоулях. Причем 1 калория соответствует примерно 4,2 джоуля.

В зависимости от возраста, пола и физической нагрузки каждому организму требуется различное количество калорий/джоулей.

Шестое правило. Многочисленные продукты питания имеют свои индивидуальные химические особенности.

Вот растительные масла – подсолнечное, хлопковое, кукурузное, оливковое. Они славятся высокой калорийностью и хорошей усвояемостью, а кроме того, содержат полиненасыщенные жирные кислоты и витамин Е – целебные средства при атеросклерозе. Полиненасыщенные кислоты стимулируют защитные механизмы, повышают устойчивость организма к инфекционным заболеваниям; витамин Е способствует мышечной деятельности.

Плоды шиповника – рекордсмены по содержанию витамина С, и настой шиповника полезен при повышенной утомляемости.

Седьмое правило. Это общее правило для медицины: лечить не болезнь, а не больного.

Проконтролируйте себя!

Проверьте по таблице ваш вес. Находится ли он в пределах приведенных категорий?


Рост (см)

Мужчины (кг)

Женщины (кг)

150

155

160

165

170

175

180

185

190

195


50-61

53-65

56-69

59-73

63-78

68-84

72-88

75-92

78-95

44-56

47-59

50-62

53-66

56-70

59-74

63-79

65-82

67-84


Нормальный вес тела можно определить по простой формуле – «рост в сантиметрах минус 100». Разность представляет ваш нормальный вес в килограммах. Идеальный вес у женщин на 15%, а у мужчин на 10% меньше нормального.
Ориентировочные величины ежедневного потребления энергии в килокалориях


Возраст

Грудные дети

дети

Молодежь/

взрослые

от 0 до 4 мес.

от 4 до 12 мес.

от 1 до 4 лет

от 4 до 9 лет

от 9 до 15 лет

от 15 до 19 лет

от 19 до 25 лет

от 25 до 51 года

от 51 до 65 лет

65 лет и старше

550

800



от 1050 до 1500

от 1500 до 1850

от 2100 до 2500


от 2400 до 3000

от 2200 до 2600

от 2000 до 2400

от 1800 до 2200

от 1700 до 1900


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пищеварительная система», «Мочевыделительная система», «Обмен веществ и энергии». Данному занятию предшествовали уроки по теоретическому...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пищеварительная система», «Мочевыделительная система», «Обмен веществ и энергии». Данному занятию предшествовали уроки по теоретическому...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых:...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать: Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, движение, уровни организации...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение опорных понятий: обмен веществ, обмен белков, жиров, углеводов, пищеварение, всасывание
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconТемы рефератов по витаминам и гормонам
...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconПлан. Введение. Особенности физиологии системы крови и кровообращения....
Общей мировой тенденцией развития коневодства является увеличение численности лошадей спортивного назначения при сокращении поголовья...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconПрограмма вступительного испытания по «биологии»
Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconЛабораторная работа «Химический состав клетки»
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconТестирование по теме «Обмен веществ и энергии» 1
Мцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» icon«Наше питание. Пищеварительная система». Цидаева Яна Юрьевна чётко...
Занятие №2 (декабрь) Тема: «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях внедрения фгос ноо»
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconУрок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» icon«Роль витаминов в процессе роста и развития человека»
Участвуя в разнообразных химических превращениях, они оказывают регулирующее влияние на обмен веществ и тем самым обеспечивают нормальное...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconКонспект урока биологии Тема: «Обмен веществ» 10 класс
В состав живых организмов входит большая часть химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Для 24 известны функции,...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconПрограммы вступительных испытаний (по общеобразовательным предметам),...
Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,...
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск