Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пичаевская средняя общеобразовательная школа
Пичаевского района Тамбовской области
Тема учебного проекта: «Пищеварительная система человека. Обмен веществ и энергии»
Творческое название темы:
«Правильное питание – залог здоровья» Автор: Акатушева Г.Н.,
учитель биологии
Основополагающий вопрос: «Мы живем для того, чтобы есть, или едим для того, чтобы жить?» Вопрос учебной темы:
«Как правильно питаться?» Учебные предметы: биология, информатика Участники: учащиеся 8 класса Аннотация проекта
Любой организм связан со средой через пищу. Это необходимая, или, как говорил И.П. Павлов, существенная связь.
С пищей организм получает такие сложные вещества, как белки, жиры и углеводы. Эти вещества используются организмом в качестве строительного материала при процессах роста и при построении новых клеток взамен отмирающих. Питательные вещества являются и источниками энергии, покрывающими расходы организма.
Не меньшее значение имеют поступающие с пищей витамины, минеральные соли и вода.
Учебный проект предполагает знакомство с полезной и опасной для человека пищей, режимами питания; проведение практических занятий и самостоятельных исследований, которые помогут учащимся ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы. Полученные знания помогут формировать бережное отношение учащихся к своему здоровью, заложить основы валеологической культуры.
Учебный проект может быть использован при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
формирование валеологической грамотности учащихся, компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
научить школьников составлять правильный рацион питания;
научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате проведенных исследований
познакомить с правилами приготовления здоровой пищи.
Проблемы самостоятельных исследований
«Еда по науке и наука о еде»
«Опасны ли продукты, покупаемые в наших магазинах?»
«Лекарства с огорода»
«С одной ягоды сыт не будешь»
«Природа – лучшая аптека»
Результаты представления исследований: презентация, дидактический материал Этапы и сроки проведения проекта:
«Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учащихся) – 1 урок, 15 минут
Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 20 минут
Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 2 урок, 10 минут
Обсуждение плана работы учащихся (индивидуально или в группе) – 2 урок, 15 минут
Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 3 урок, 10 минут
Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий
Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе
Защита полученных результатов и выводов – заключительный урок темы
Информационные ресурсы
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. – М.: «Дрофа», 2000
И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: «Просвещение», 1983
А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Физиология человека. – М.:
«Просвещение», 1982
А.А. Маркосян. Вопросы возрастной физиологии. – М.: «Просвещение»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:
«ЕДА ПО НАУКЕ И НАУКА О ЕДЕ» Назначение:
закрепление знаний учащихся;
обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
формирование культуры проектной работы
Блок основных понятий: Рекомендации по проведению исследования 1 этап Найдите в библиотеке литературу по теме, изучите материал учебника и ответьте на вопросы:
Как называют науку о правильном питании?
Каких продуктов питания следует избегать?
Какие продукты можно употреблять без ограничений?
Почему говорят: «Обжора роет себе могилу собственными зубами?»
Каковы правила кулинарной обработки продуктов питания?
Каким должен быть режим питания подростков?
2 этап Проведите собственное исследование, предложив учащимся своего класса следующую анкету:
Сколько раз в день вы принимаете пищу?
Всегда ли вы кушаете первые блюда?
Любите ли вы салаты из овощей?
Любите ли вы перед обедом поесть что-нибудь сладкое?
Покупаете ли вы себе жевательные резинки, чипсы, сухарики?
БЛОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
1этап
|
Выбор формы представления результатов
(презентация, публикация)
|
2 этап:
|
Алгоритм представления результатов
|
Титульный лист
|
Тема исследования
Автор(ы) исследования
|
Цель исследования
|
Для определения цели используются следующие глаголы: доказать, найти, разработать, выявить, исследовать, описать, создать, обосновать, проанализировать и т.д.
| Ход исследования
| Описание отдельных элементов исследования
Промежуточные результаты
Общее заключение
Формулировка ответа на ключевой вопрос
исследования
| Ресурсы
| Список используемой литературы
|
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:
«ОПАСНЫ ЛИ ПРОДУКТЫ, ПОКУПАЕМЫЕ В НАШИХ МАГАЗИНАХ?» Назначение:
закрепление знаний учащихся;
обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
формирование культуры проектной работы
Блок основных понятий:
пищевые красители и консерванты
пищевые добавки
ароматизаторы
токсичные загрязнители
Рекомендации по проведению исследования 1 этап
Найдите в библиотеке литературу по теме, сделайте краткий конспект.
Ответьте на вопросы:
1. В каком случае допустимо применение пищевых добавок при
изготовлении продуктов питания?
2. Что скрывается под маркировкой буквы «Е» на продуктах питания?
3. Как на наш стол попадают нитраты и нитриты?
4. Откуда в консервах свинец?
5. Что такое генмодифицированные продукты и имеются ли они в продаже в
наших магазинах?
6. Какие продукты, продаваемые в магазинах, безопасны для человека?
2 этап
Проведите собственное исследование по теме, изучив упаковку различных пищевых продуктов в магазине.
Побеседуйте с санитарным врачом и выясните, какие меры предпринимаются для того, чтобы ограничить продажу продуктов питания, опасных для человека?
Побеседуйте с детским врачом и выясните, не оказывает ли влияние на здоровье школьников употребление ими в пищу продуктов питания, содержащих пищевые добавки и ароматизаторы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:
«ЛЕКАРСТВА С ОГОРОДА» Назначение:
закрепление знаний учащихся;
обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
формирование культуры проектной работы
Блок основных понятий:
гиповитаминоз
авитаминоз
витамины
фитонциды
Рекомендации по проведению исследования
Найдите в библиотеке литературу по теме, сделайте краткий конспект.
Составьте таблицу, содержащую сведения о том, какие растения, выращиваемые на огороде, можно использовать для лечения определенных систем органов человека.
Составьте таблицу, содержащую сведения о том, какими витаминами богаты те или другие овощные и ягодные культуры.
Составьте небольшой справочник рецептов по применению лекарств с огорода «Целебная кулинария».
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:
«С ОДНОЙ ЯГОДЫ СЫТ НЕ БУДЕШЬ» Назначение:
закрепление знаний учащихся;
обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
формирование культуры проектной работы
Блок основных понятий:
вегетарианство
правила вегетарианцев
заменимые и незаменимые аминокислоты
Рекомендации по проведению исследования
Найдите в библиотеке литературу по теме, сделайте краткий конспект.
Ответьте на вопросы:
Что такое вегетарианство?
Чем питаются вегетарианцы?
Какие правила вегетарианства существуют?
Какие овощи и плоды лучше всего использовать в пищу?
Сколько надо съедать овощей в год?
Не вредно ли для организма то, что он не получает вещества животного происхождения?
Найдите в литературе примеры людей, ведущих вегетарианский образ
жизни. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:
«ПОСЧИТАЕМ, СКОЛЬКО НУЖНО ЕСТЬ» Назначение:
закрепление знаний учащихся;
обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
формирование культуры проектной работы
Блок основных понятий:
диетология – наука о рациональном питании
режим питания
калорийность пищи
нормы питания
Рекомендации по проведению исследования 1 этап
Найдите в библиотеке литературу по теме, изучите материал учебника.
Ответьте на вопросы:
Что значит рациональное питание?
Сколько раз в сутки нужно принимать пищу?
В какое время лучше всего ужинать?
Какова энергетическая ценность продуктов питания?
Каковы нормы питания для подростков
2 этап
Проведите собственные исследования. Познакомив одноклассников с суточной энергетической потребностью подростков, попросите их составить индивидуальный рацион питания. Проанализируйте полученные данные.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:
«ПРИРОДА – ЛУЧШАЯ АПТЕКА» Назначение:
закрепление знаний учащихся;
обеспечение проведения самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
формирование культуры проектной работы
Блок основных понятий:
гиповитаминоз
авитаминоз
фитотерапия
Рекомендации по проведению исследования
1 этап
Найдите в библиотеке литературу по теме, сделайте краткий конспект.
Составьте краткий справочник лекарственных растений нашей местности.
Предложите рецепты лечения различных заболеваний с помощью лекарственных растений.
2 этап
Предложите учащимся своего класса побеседовать с родителями и
записать рецепты использования лекарственных растений в их семьях Литература
Здоровое питание. Здоровый образ жизни. – М.: Астрель, 2005.
Диетология для всех. М.М. Гурвич. М.: «Медицина», 1992.
В.С. Михайлов, А.Д. Игнатьев, Л.В. Сафонова. Вегетарианские блюда. - М.: «Экономика», 1980.
Лекарства с огорода. В.С. Лихарёв. – Саратов: «Детская книга», 1993.
Советы огородникам. Е.А. Ченыкаева, А.И. Спиридонова. – М.: «Колос». 1983.
Дополнительный материал Но разве нет у больных и у здоровых общего, о чем им надо напоминать? Например, чтобы они не были жадны в еде…
Сенека. «Письма к Луцилию». Врачи знаменитой Салернской школы (XIV в.) наставляли:
Высший закон медицины – диет блюсти неуклонно:
Будет леченье плохим, коль забудешь, леча, о диете.
Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо –
Все это должен предписывать врач, назначая диету. Семь правил домашней диетологии
(или «Ешьте правильно, получите больше»)
питаться разнообразно;
соблюдать режим питания;
не переедать;
правильно приготовлять пищу;
знать калорийность и химический состав суточного рациона в целом;
знать особенности химического состава основных продуктов;
понимать, что с помощью диеты лечат «не болезнь, а больного».
Первое правило. Если пища разнообразна, если она включает в себя продукты и животного (мясо, рыба, яйца, молоко, творог), и растительного происхождения (овощи, фрукты, каши, хлеб), то можете быть уверены в том, что организм получит все необходимое для жизнедеятельности без специальных усилий с вашей стороны.
Можно выделить основные группы пищевых продуктов, которые должны быть представлены в повседневном питании.
Первая группа – молоко и молочные продукты (молоко, кефир, простокваша, творог и др.).
Вторая группа – овощи, фрукты, ягоды (капуста свежая и квашеная, картофель, морковь, свекла, помидоры, огурцы, салат, тыква, редис, яблоки, груши и др.).
Третья группа – мясо, птица, рыба, яйца (источники животного белка).
Четвертая группа – хлебобулочные и макаронные изделия, крупы.
Пятая группа – жиры (сливочное и растительное масло, сало и др.).
Шестая группа – сладости (сахар, мед, кондитерские изделия).
Второе правило. Соблюдать режим питания – значит питаться регулярно. В одни и те же часы. В таком случае у вас выработается условный рефлекс6 в установленное время будет наиболее активно выделяться желудочный сок и возникнут наилучшие условия для переваривания пищи.
Редкие приемы пищи вызывают ощущение сильного голода, и такой режим в конце концов приводит к перееданию. Человек в два приема съедает больше, чем при 4-5-разовом питании, потому что при сильном чувстве голода трудно контролировать свой аппетит.
В любом случае ешьте не реже 3-4раз в день. В обед не забывайте о тарелке супа. Еда всухомятку, изо дня в день «бутербродное питание» неизменно приводят к заболеваниям желудка и кишечника. Ужинать старайтесь не позднее, чем за 2 часа до сна: обильная еда перед сном способствует тучности и делает сон беспокойным. Но не надо впадать в крайность и ложиться спать голодным. Стакан кефира или простокваши перед сном – это то, что надо.
Третье правило. Масса тела – один из важных показателей здоровья. избыточная масса увеличивает риск таких заболеваний, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, желчнокаменная болезнь.
О том, что переедать вредно, известно всем, однако статистика утверждает, что с каждым годом растет число людей, страдающих ожирением и избыточной массой тела, причем все больше становится тучных среди молодых людей. Поэтому еще раз напоминаем: не будьте жадными к еде.
Четвертое правило. Один французский кулинар заметил, что кулинария – ключ к здоровью. Может быть, сказано излишне запальчиво, но доля истины в этом есть.
Приведем лишь один пример, подтверждающий справедливость этого тезиса. При обострении язвенной болезни и хронического гастрита, сопровождающегося повышенной секрецией желудочного сока, из рациона исключают наваристые мясные и рыбные бульоны: в них слишком много веществ, которые служат химическим раздражителем слизистой оболочки желудка.
Больным назначают диету, максимально щадящую желудок, - продукты советуют либо варить, либо готовить на пару, рекомендуют молоко, яйца всмятку (или паровой омлет), манную и рисовую каши…
Казалось бы, ничего особенного. Но очень часто у больного заметно улучшается самочувствие, исчезают изжоги благодаря одной – единственной корректировке в питании: исключению бульонов и жареных блюд.
Пятое правило. Белки, жиры и углеводы – энергетически вещества, которые должны поставляться с пищей. Энергию измеряют в калориях или джоулях. Причем 1 калория соответствует примерно 4,2 джоуля.
В зависимости от возраста, пола и физической нагрузки каждому организму требуется различное количество калорий/джоулей.
Шестое правило. Многочисленные продукты питания имеют свои индивидуальные химические особенности.
Вот растительные масла – подсолнечное, хлопковое, кукурузное, оливковое. Они славятся высокой калорийностью и хорошей усвояемостью, а кроме того, содержат полиненасыщенные жирные кислоты и витамин Е – целебные средства при атеросклерозе. Полиненасыщенные кислоты стимулируют защитные механизмы, повышают устойчивость организма к инфекционным заболеваниям; витамин Е способствует мышечной деятельности.
Плоды шиповника – рекордсмены по содержанию витамина С, и настой шиповника полезен при повышенной утомляемости.
Седьмое правило. Это общее правило для медицины: лечить не болезнь, а не больного.
Проконтролируйте себя!
Проверьте по таблице ваш вес. Находится ли он в пределах приведенных категорий?
Рост (см)
| Мужчины (кг)
| Женщины (кг)
| 150
155
160
165
170
175
180
185
190
195
|
50-61
53-65
56-69
59-73
63-78
68-84
72-88
75-92
78-95
| 44-56
47-59
50-62
53-66
56-70
59-74
63-79
65-82
67-84
|
Нормальный вес тела можно определить по простой формуле – «рост в сантиметрах минус 100». Разность представляет ваш нормальный вес в килограммах. Идеальный вес у женщин на 15%, а у мужчин на 10% меньше нормального. Ориентировочные величины ежедневного потребления энергии в килокалориях
Возраст
| Грудные дети
| дети
| Молодежь/
взрослые
| от 0 до 4 мес.
от 4 до 12 мес.
от 1 до 4 лет
от 4 до 9 лет
от 9 до 15 лет
от 15 до 19 лет
от 19 до 25 лет
от 25 до 51 года
от 51 до 65 лет
65 лет и старше
| 550
800
|
от 1050 до 1500
от 1500 до 1850
от 2100 до 2500
|
от 2400 до 3000
от 2200 до 2600
от 2000 до 2400
от 1800 до 2200
от 1700 до 1900
| |