Скачать 227.14 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУВПО «Марийский государственный университет» Биолого-химический факультет УТВЕРЖДАЮ Первый проректор – проректор по учебной работе ___________ /Иванов В.А./ «___»_______________________20___ г. Программа учебно-полевой практики по зоологии Направление подготовки 020400.62 БИОЛОГИЯ Профиль подготовки Ботаника, Биохимия, Биоэкология, Зоология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Йошкар-Ола 2011 1. Цель учебно-полевой практики по зоологии. Цель учебно-полевой практики: Закрепление теоретических знаний, полученных студентами биоэкологами на лекционных и практических занятиях в стенах университета, овладение навыками научного исследования, приобретение опыта полевых исследований, сбор материала для учебных и музейных коллекций. Изучение образа жизни, развития и размножения животных в естественной обстановке их обитания, приобретение практических навыков для организации и проведения зоологических полевых исследований в будущей профессиональной деятельности. 2. Задачами учебно-полевой практики для бакалавров по направлению подготовки 020400.62 «БИОЛОГИЯ» с профилем подготовки «Ботаника, Биохимия, Биоэкология, Зоология» являются:
3. Место учебно-полевой практики по зоологии в структуре ООП ВПО. Учебно-полевая практика по зоологии является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел Б.5 «Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «БИОЛОГИЯ». Учебно-полевой практике по зоологии предшествует изучение дисциплины «Зоология» профессионального цикла, (вариативного) компонента ФГОС ВПО, предусматривающих лекционные и лабораторно-практические занятия. Учебно- полевая практика по зоологии является логическим завершением изучения данной дисциплины. Прохождение учебно-полевой практики по зоологии является необходимой основой для последующего изучения курсов "Гидробиология", "Герпетология и батрахология", "Теория эволюции", "Зооиндикация наземных и водных экосистем", «Биология общественных, колониальных и стайных животных», «Зоогеография». Летняя практика студентов первого курса это составная и завершающая часть курса зоологии беспозвоночных, изучаемого в первом и втором семестре. Летняя учебно-полевая студентов второго курса это составная и завершающая часть курса зоологии позвоночных, изучаемого в третьем и четвертом семестре. Ее значение определяется тем, что отчетливое представление об окружающей нас природе можно получить, лишь сопоставляя полученные из книг знания с непосредственными наблюдениями в естественной обстановке. Только таким путем можно понять и правильно оценить все сложные явления природы в их взаимосвязи и взаимозависимости, правильно оценить народнохозяйственное значение каждого животного. Наблюдения в природе дают возможность оценить приспособительное значение особенностей строения животного, позволяют понять взаимосвязи организма с условиями его жизни. Без приобретения разнообразных навыков и опыта полевой работы, без умения определять в природе хотя бы наиболее обычные виды животных нельзя стать настоящим биологом. 4. Формы проведения учебной практики: учебно-полевая Студенты, проходящие практику, изучают основные методики наблюдения в природе разных групп беспозвоночных и позвоночных животных. Теоретические и практические занятия ведутся преподавателями кафедры специализирующимися на той или иной группе животных. 5. Место и время проведения учебно-полевой практики по зоологии. Учебно-полевая практика по зоологии бакалавров по направлению подготовки «БИОЛОГИЯ» с профилем подготовки «Ботаника, Биохимия, Биоэкология, Зоология» проводится на базе кафедры зоологии биолого-химического факультета ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», биостанции БХФ в поселке Шушеры Килемарского района Республики Марий Эл, ГПЗ «Большая Кокшага». Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных проводится на первом курсе во втором семестре в течение 3 недель. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных проводится на втором курсе в четвертом семестре в течение 2,5 недель. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий, на природе в полевых условиях. В порядке исключения по решению заведующего кафедрой зоологии, медицинским показаниям практика может проводиться в городской черте. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебно-полевой практики по зоологии. В процессе учебно-полевой практики студент овладевает следующими компетенциями: Общекультурные компетенции: - следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы, имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК 1); - выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК – 4); - проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК – 8); - проявляет творческие качества (ОК – 14); - правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК – 15); - заботится о качестве выполняемой работы (ОК – 16); - умеет работать самостоятельно и в команде (ОК – 18). Профессиональные компетенции:
В результате прохождения учебно-полевой практики по зоологии обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: знать: – об основных чертах строения и развития животных; – об экологии и распространении животных; – основных представителей фауны животных республики. уметь: – ориентироваться в видовом составе животных края, района, окрестностей населенного пункта «места работы»; – осуществлять природоохранное воспитание учащихся и населения. владеть: – полевыми и лабораторными методами зоологического исследования и изучения наглядного материала по зоологии и экологии животных. 7. Структура и содержание учебно-полевой практики по зоологии. 7.1. Структура и трудоемкость учебно-полевой практики по зоологии беспозвоночных Общая трудоемкость учебно-полевой практики по зоологии составляет 4,5 зачетные единицы – 162 часа.
7.2. Структура и трудоемкость учебно-полевой практики по зоологии позвоночных Общая трудоемкость учебно-полевой практики по зоологии составляет 3,75 зачетные единицы – 135 часов.
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии (методики), используемые на учебно-полевой практике по зоологии. В процессе практики студенты должны получить не только конкретные сведения о составе, закономерностях размещения, основных биологических чертах животных, но и освоить некоторые простейшие методики полевых наблюдений и исследований по зоологии. Ознакомление с методиками полевых исследований проводится на экскурсиях и при выполнении самостоятельных заданий. – Методика фаунистических наблюдений – Методика количественных учетов наземных животных – Методика изучения пространственного размещения животных – Методика изучения размножения животных – Методика изучения питания животных 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на учебно-полевой практики по зоологии: В процессе самостоятельной работы студенты приобретают навыки сбора материала, его обработки, обобщения, анализа на основе его биологических закономерностей. Основное внимание в этой форме уделено работе студента над избранной темой. Тематика самостоятельных работ разрабатывается заранее с учетом природных условий района полевой практики. К разделу самостоятельных работ относится вторая половина дня, свободная от экскурсий. Это время используется на оформление записей в дневнике за прошедшую экскурсию, чтение учебной и специальной литературы, приготовление коллекций, а также дополнительный сбор, полевые наблюдения, эксперименты и обработка материала по самостоятельной теме. Все эти работы осуществляются под контролем преподавателя. При выполнении самостоятельных работ, темы которых предлагаются преподавателем заранее, студенты используют методы, перечисленные в настоящей программе. Выбор методов, уточнение деталей их применения в зависимости от специфики темы и условий ее выполнения производятся при консультации с преподавателем. Работа может выполняться индивидуально или группой в 2-4 человека. Результаты самостоятельных работ оформляются в виде отчетов, иллюстрированных таблицами, графиками, картосхемами, фото и видеоматериалами, и докладываются на заключительной отчетной конференции подгруппы. Предлагаемый примерный перечень тем самостоятельных работ отражает все основные направления полевого изучения фауны, населения животных и особенности их экологии:
10. Формы аттестации (по итогам практики). Форма итогового контроля - зачет Отчетность студента за полевую практику складывается из следующего: 1. Оформление полевого дневника экскурсий. 2. Письменный отчет по теме самостоятельной работы. Устный отчет по теме самостоятельной работы на заключительной конференции. Также рекомендуется заслушивание подготовленного всей подгруппой или звеном обзорного доклада о фауне района полевой практики или по индивидуальному конкретному исследованию. 3. Собранный и оформленный коллекционный материал. Для подведения итогов полевой практики проводится заключительная конференция, на которой заслушиваются устные отчеты студентов по темам самостоятельных работ, а преподаватель подводит общие итого полевой практики для подгруппы в целом и каждого студента в отдельности и ставит зачет. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-полевой практики по зоологии. Основная: Бей-биенко Г.Я. Общая энтомология. 2-е изд.– М.:Высшая школа, 1971. – 376 с. Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология: Учебник для университетов и сельхозвузов. – 3-е изд.. доп. – М.:Высш. Шк., 1980. – 416 с. Кременецкий Н.Г. Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных. М., Учпедгиз, 1959. – 147 с. Константинов А.С. Общая гидробиология. 3-е изд., М., Высшая школа, 1971. – 480 с. Козлов М., Инбург Е. Ваша коллекция. М., Просвещение, 1971. – 480 с. Латинский язык, 2-е изд., М., Просвещение, 1969, - 384 с. Лесная энтомология, 2-е изд., Л., Гослестехиздат, 1938, - 347 с. Липин А.Н. Пресные воды и их жизнь. М., Учпедгиз, 1950. – 347 с. Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные/Под ред И.Х. Шаровой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1982. -352 с. Клюге Н.Ю. Современная систематика насекомых. Принципы систематики живых организмов и общая система насекомых с классификацией первичнобескрылых и древнекрылых. (Серия «Учебники для вузов. Специальная литература). – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. – 336 с. Шалапенок Е.С., Запольская Т.И. Руководство к летней учебно-полевой практике по зоологии беспозвоночных. Для биол. спец. Ун-ов. – Минск: Вышэйш. Шк., 1988. – 302 с. Матвеев В.А., Дробот В.И., Бедова П.В. Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных (методические указания). – Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. университета. 1995. – 16 с. Адольф Т.А. Быть зоологом.-М.:Изд-во Моск. ун-та,1992.-125 с.-ISBN 5-211-02360-9. Альба Л.Д.,Вечканов В.С. Редкие и исчезающие позвоночные животные Мордовии:Учеб.пособие.-Саранск:Изд-во Мордов. ун-та,1992.-84 с.-ISBN 5-7103-0075-6. Беме Р.Л., Кузнецов А.А., Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель.-М., 1981.-221 с. Бобринский Н.А., Кузнецов Б.А., Кузякин А.П. Определитель млекопитающих СССР. - М., 1965. - 379 с. Волчанецкий И.Б.,Ларина Н.И. Пособие по зоологии позвоночных.- Саратов:Изд-во Саратовского ГУ, 1973.- 220 с. Воробьева Э.И. Проблемы происхождения наземных позвоночных.-М.:Наука,1992.-344 с.-ISBN 5-02-005415-1. Гаранин В.И. Земноводные и пресмыкающиеся Волжско-Камского края.- М.:Наука, 1983.- 175 с. Гаранин В.И. Материалы по распространению и численности амфибий Волжско - Камского края //Природные ресурсы Волжско - Камского края.- М., 1964.- С.127 - 132. Определитель эемноводных и пресмыкающихся фауны СССР /Банников А.Г.,Даревский И.С.,Ищенко В.Г.и др.-М.:Просвещение, 1977.- 415с. Определитель птиц СССР/ Гладков Н.А., Дементьев Г.П.,Птушенко Е.С., Судиловская А.М.- М., 1964. - 536 с. Райков Б.Е.,Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии.- 7-е изд.-М.:Топикал,1994.-640 с.-ISBN 5-85256-018-9. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных:В 2 т.:Пер.с англ.Т.2.-М.:Мир,1992.-406 с.-ISBN 5-03-000292-8. Ромер А.,Парсонс Т. Анатомия позвоночных: В 2 т.:Пер.с англ.Т.1.-М.:Мир,1992.-358 с.-ISBN 5-03-000291-Х. Семаго Л.Л. Птицы.-М.:Мысль,1994.-271 с.:ил.-ISBN 5-244- 00610. Дополнительная: Акимушкин И.И. Первопоселенцы суши. Рассказы о природе. – М.: «Мысль» 1972-206 с. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. – 4-е изд. – М.: Мысль, 1999. – 464 с. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М.: Мысль, 1999. – 384 с. Аверкиев И.С. Атлас вреднейших насекомых леса, 1984 Ажеганова Н.С. Краткий определитель пауков Лесной и лесостепной зоны СССР. 1968 Горностаев, Левушкин Определитель пресноводных насекомых Средней полосы Европейской части СССР 1973 Чекановская О.В. Дождевые черви почвообразование. М-Л, Издание АНСССР,1960–205 с. Гиляров М.С., Криволуцкий Д.А. Жизнь в почве – М.: Молодая гвардия, 1985.-191 с. Копанева Л.М., Стебаева И.В. Жизнь саранчовых. – М.: Агропромиздат 1985-191 с. Красная книга Республики Марий Эл. Редкие и исчезающие виды животных /Автор-составитель Х.Ф. Балдаев– Йошкар-Ола: Изд-во Марийского полигрвфкомбината, 2002. – 164 с. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые беспозвоночные животные и их яды. Учебное пособие. – Горький, Издательство университета, 1981.-91 с. Халифман И.А. Четырехкрылые корсары:Научно-художественная литература.- М., 1978. – 317 с. Жадин В.И. Моллюски пресных и солоноватых вод СССР. М-Л. Изд-во АНСССР, 1952 – 376 с. Фабр П. Насекомые /перевод с англ. Яз Ю.Фролова. – М.:Изд-во Мир, 1976. – 104 с. Никитский Н.Б.; Свиридов А.В. Насекомые Красной книги СССР. – М.; Педагогика, 1987. – 176 с. Фабр Ж.А. Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога. – М.; Учпедгиз. 1963. – 458 с. Захаров А.А. Муравей, семья, колония. – М.; Наука, 1978. – 143 с. Захаров А.А. Организация сообществ у муравьев. Ответственный редактор Г.М. Длусский: АНСССР, Институт морфологии и экологии животных им. А.Н. Северцова. – М.; Наука, 1991. – 276 с. Полезные насекомые опылители и энтомофаги. М-Л, Издательство «Наука» - 396 с. Брянцев В.А. Сельскохозяйственная энтомология, Л.; Колос, 1966. – 342 с. Гибридизация и проблема вид у позвоночных/Под ред.Россолимо О.Л.-М.:Изд-во ун-та,1993.-223 с.-ISBN 5-211-02353-6. Гуртовой Н.Н.,Дзержинский Ф.Я.Практическая зоотомия позвоночных:Птицы.Млекопитающие:Учеб. пособие для биол.спец.вузов.-М.:Высш.шк.,1992.-414 с.:ил.- ISBN 5-06-002207-2. Дерим - Оглы Е.Н. Учебно - полевая практика по зоологии позвоночных. М.:Просвещение, 1979. - 192 с. Дерягина М.А.,Бутовская М.Л. Этология приматов.-М.:Изд-во Моск.ун-та,1992.-192 с.-ISBN 5-211-02851-1. Ефремов П.Г., Корнеев В.А., Русов Ю.Н. Животный мир Марийской АССР. Наземные позвоночные. Земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.- Йошкар-Ола: Мар.кн.изд-во, 1984.-127 с. Жизнь животных. Земноводные, пресмыкающиеся / Под ред. Банникова А.Г.- М.: Просвещение,1985.-Т.5.-399 с.13.Зайцеобразные/Соколов В.Е.,Иваницкая Е.Ю.,Груздев В.В., Гептнер В.Г.-М.:Наука,1994.-272 с.-(Млекопитающие России и сопредельных регионов).-ISBN 5-02-005768-1. Итоги изучения редких животных (Материалы к Красной книге): Сб. науч.тр./ЦНИЛ Главохоты РСФСР.-М.,1990.-199 с.-ISBN 5-87560-008-Х. Иванов Н.В. Позвоночные животные Марийской АССР //Очерки о животных Марийской АССР.-Йошкар-Ола, 1983.-С.62 - 90. Кожевникова Р.К. Пернатый мир природы.-Минск:Ураджай,1992. -272 с.:ил.-ISBN 5-7860-0530-5. Корнеев В.А.,Балдаев Х.Ф. Земноводные,пресмыкающиеся и млекопитающие республики Марий Эл.- Йошкар-Ола: Метод. пособ. для учебн. полев. практ.,Изд-во МарГУ, 1995.- 33 с. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР: В 3 ч. Ч.1. Круглоротые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. -М: Просвещение,1974.-190 с.; Ч.3. Млекопитающие.- 1975.- 208 с. Мак-Кормик, Гарольд и др. Тени в море: Акулы и скаты: Пер.с англ./Мак-Кормик, Гарольд, Аллен Т., Янг В. - СПб: Гидрометеоиз дат,1993.-232 с.-ISBN 5-286=--899-2. Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд.- М.: Просвещение, 1975 .- 175 с. Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. для учащихся.-М.: Просвещение,1994.-282 с.:ил.-ISBN 5-09-004108-3. Ноздрачев А.Д.,Поляков Е.Л. Анатомия лягушки: Практ.пособие для биолог., медиц.и с.-х.спец.вузов.-М.:Высш.шк.,1994.-320 с.:ил.-(Лабораторные животные).-ISBN 5-06-002206-4. Уголев А.М.,Кузьмина В.В. Пищеварительные процессы и адаптации у рыб.-СПб.:Гидрометеоиздат,1993.-238 с.- ISBN 5-286-01133-0. Фауна и экология животных: Сб. науч. тр./Тверской гос.ун-т; Редкол.: Л.В.Викторов (отв.ред.) и др.-Тверь,1992.-121 с.- ISBN 5-230-08485-5. Формозов А.Н. Спутник следопыта.-М., 1989.- 314 с. Физиология питания и обмен веществ лося/Коми науч.центр УрО РАН;Отв.ред.Кочанов Н.Е.-Сыктывкар,1992.-126 с. Шилова С.А. Популяционная экология как основа контроля численности мелких млекопитающих/Рос. АН,Ин-т эволюц. морфологии и экологии животных им. А.Н.Северцова.-М.: Наука,1993.-201 с.:ил.,карт.-ISBN 5-02-00572-5. Щипанов Н.А.,Олейниченко В.Ю. Белобрюхая белозубка: Поведение, пространственно-этологическая и функциональная структура популяции.-М.:Наука,1993.-ISBN 5-02-005776-2. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ: http://wvsrvv.tnu.in.ua/studv/books.php?do=file&id=3758 Общая зоология. Учеб. для студ. биол. спец. вузов, Левушкин СИ., Шилов И.А http://citvread.ru/nauka/3794-obshhava-zoologiya.html Бродский А.К. Общая экология http://ecoportal.ru/books.php?id=43 Гальперин М. В. Общая экология http://ecoportal..ru/books.php?id=108 Степановских А. С, Общая экология: Учебник для вузов http://ecoportal.ru/books.php?id=l 01 "Зоология позвоночных", Бахарев В.А. http://portal.grsu.bv/portal/?p=/FACULT/BiOL/UCHHB/p zoo Зоология позвоночных. Учебник, С. П. Шаталова, В. М. Константинов http: / / www. bookmate. г u/bo oks/2 3 2978 Латинский язык и основы терминологии: Учебное пособие, Рудова А.И. http://portal.o,ersen.ru/coiTiponent/option,coiTi mtree/task,viewlink/link id.l 0306/ltemid,50/ Купчинаус Н.Э., Зубцовский Н.Е., Введение в латинский язык и биологическую терминологию, Учебное пособие http://www.booksy.ru/description72910.htm "Эволюция важнейших систем органов позвоночных" http://wvw.edustroiig.ru/as/catalog/webdesciiption/6291.htiTi Р. Кэрролл. Палеонтология и эволюция позвоночных. В трех томах. Том 3 http://www.4tivo.com/educatioa/2942-r.-kjerro]l. ■paleontologiia-i.htrnl Левушкин С.И., Шилов И.А. Общая зоология: учеб. пособие для студ.биол. спец. вузов (CD) – 2007. Режим доступа: htpp: //cityread.ru/nauka/3794-obshhya-zoologiya.html. - свободный, регистрация. - Загл. с экрана. Бахарев В.А. Зоология позвоночных Электронный учебник (CD) Гродно. – Изд-во Гродненского ун-та, 2008. Зоология позвоночных животных (CD). – 2007. Режим доступа: http://vertebrates.iatp.by/index.html. - свободный, регистрация. - Загл. с экрана. Общие закономерности строения и функционирования живых организмов (растения, животные и человек) (CD). – 2007. Режим доступа: http://www.ebio.ru/. - свободный, регистрация. - Загл. с экрана. 12. Материально - техническое обеспечение учебно-полевой практики по зоологии. Использование кабинетов № 307, 306, 305, 114 корпуса «Б» и зоологического музея кафедры зоологии биолого-химического факультета ФГБОУВПО «Марийский государственный университет». 1. Микроскопическая техника. Обеспеченность микротехникой кабинетов достаточная для проведения учебно-полевой практики. Микроскопы, лупы и бинокуляры необходимы для определения видов беспозвоночных животных. 2. Табличный материал. Табличным материалом курс обеспечен достаточно. Использование такого материала необходимо для осмысливания строения отдельных органов, их систем, а также топографии. В дополнение преподавателями широко используются динамичные цветные рисунки, выполненные на доске и в студенческих дневниках. Это включает зрительную память и помогает усваивать материал. 3. Влажные препараты. При изучении топографии органов используются влажные препараты, модели и муляжи, позволяющие не только объективно увидеть орган и его топографическое расположение, но и тактильно ощущать его объемы и форму. 4. Коллекции животных. В кабинетах, в результате многолетней исследовательской работы сформировалась приличная коллекция тушек птиц и млекопитающих, а также коллекции насекомых и других беспозвоночных животных. Они используются при изучении внешнего строения, систематики и носят многоцелевую роль. Работа с коллекциями всегда имеет исследовательскую направленность. Изучая этикетки, они узнают о местах обитания животных. 5. Использование экспозиций музея кафедры зоологии. В зоологическом музее кафедры зоологии имеются отдельные чучела рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Имеются влажные препараты и коллекции беспозвоночных животных. 6. Аудио- видео- и компьютерная техника. В кабинетах имеется возможность использования аудио-, видео-, а также компьютерной техники. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки 020400.62 «БИОЛОГИЯ» профиль подготовки (Ботаника, Биохимия, Биоэкология, Зоология). Авторы: Забиякин В.А., д.с/х.н., профессор кафедры зоологии Бедова П.В. к.б.н., доцент кафедры зоологии Рецензент: Мальков Ю.Г. к.б.н., доцент кафедры экологии, природопользования и почвоведения, декан факультета лесного хозяйства и экологии. Программа утверждена на заседании Ученого совета биолого-химического факультета протокол №__________ от «____» _________________ 20___ г. Декан факультета подпись |
Программа преддипломной практики Специальность 020201. 65 «Биология» Общей целью практики является углубление полученных знаний по зоологии и экологии и развитие профессиональных умений и навыков | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности Основными целями полевой практики является знакомство с видовым и морфологическим разнообразием беспозвоночных и позвоночных животных,... | ||
Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности... Фрагменты из брошюры Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.:... | Ф. И. О. участника Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | ||
Солнце, воздух и вода Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | Практики Перечень учебных (полевых) практик по кафедре зоологии, экологии и анатомии на 2011/2012 учебный год | ||
Решение задач прогнозирования по результатам административного мониторинга Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | Рабочая программа учебной полевой практики зоология позвоночных с... Рецензент: Панов В. П., д б н., профессор кафедры физиологии, морфологии и биохимии животных | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | ||
Метод краткосрочного прогнозирования фондовых индексов (на основе... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | Прогно з появления и распространения вредителей и болезней сельскохозяйственных... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | ||
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | К постановлению правительства области от «11» апреля 2011 года №140-пп... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | ||
Повышение эффективности использования лесотранспортных машин при... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | Учебно-методического комплекса производственной практики рабочая... Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в... |