Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин





Скачать 340.64 Kb.
НазваниеУправление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин
страница1/4
Дата публикации06.08.2013
Размер340.64 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи



Цуркан Денис Александрович
УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРОЙ И СВОЙСТВАМИ СТАЛЕЙ

110Г13Л, 38ХС, 45ХН, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

ДЕТАЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ МАШИН
Специальность 05.16.09 – «Материаловедение»

(в машиностроении)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук

Барнаул – 2012
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирская автомобильно-дорожная академия» (г. Омск) и Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (г. Барнаул)


Научный руководитель:

Ишков Алексей Владимирович, доктор технических наук, профессор кафедры технологии конструкционных материалов и ремонта машин.

Официальные оппоненты:

Околович Геннадий Андреевич, доктор технических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова», г. Барнаул, заведующий кафедрой машиностроительных технологий и оборудования;




Плотников Владимир Александрович, доктор физико-математических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул, заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики.

Ведущая организация

Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза

П. К. Кошевого (филиал) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Омск).


Защита состоится _28_ мая 2012 г. в _1600_ часов на заседании диссертационного совета Д 212.004.07 в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» по адресу: 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46, ФГБОУ ВПО «АлтГТУ им. И.И. Ползунова», E-mail: berd50@mail.ru

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова».
Автореферат разослан _27_ апреля 2012 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.004.07,

кандидат технических наук, доцент А.А. Бердыченко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Создание новых, более совершенных высоконагруженных деталей и узлов различных машин и техники является одной из основных научных и практических задач современного машиностроения. Не являются здесь исключением и детали гусеничного движителя (ДГД) специальных машин, тракторов, землеройной техники, и т.п. работающие в уникальных по сочетанию нагрузок, скоростных режимов, изнашивающих и агрессивных факторов условиях. Конечно, сама конструкция основного элемента этого типа движителя - гусеничного трака, влияет на его долговечность, надежность и другие технические характеристики, но определяющую роль в формировании потенциала его прочностных свойств, играет материал, из которого изготовлен данный узел.

Улучшение структуры и свойств высокомарганцовистой износостойкой стали 110Г13Л, которая по износостойкости, устойчивости к высоким статическим и динамическим нагрузкам намного превосходит большинство известных материалов, используемых для изготовления ДГД типа гусеничных траков, и, в то же время является материалом высокочувствительным к условиям плавки, незначительному изменению содержания С, Si, S, легированию карбидообразующими и другими элементами, обычными способами - представляет сложную задачу. Все это приводит к невоспроизводимости таких параметров конструкционной прочности стали 110Г13Л как В, 0,2, , и KCU (ГОСТ 977-88, 21357-87), поэтому целенаправленное управление структурой и физико-механическими свойствами стали Гатфильда являлось и является актуальной задачей, а использование для этого не технологических приемов, а фундаментальных материаловедческих подходов, определяет научную новизну данного исследования.

Другие детали ДГД, такие как пальцы шарниров гусеничного зацепления, ведущие звездочки и катки, изготавливаются из низколегированных среднеуглеродистых конструкционных улучшаемых сталей 38ХС, 45ХН. При упрочнении гусеничных траков из стали 110Г13Л, ДГД выполненные из сталей 38ХС, 45ХН также потребуют изменения свойств поверхностного слоя, чтобы сохранять работоспособность узла машины в целом, а так как исследованные стали 110Г13Л, 38ХС. 45ХН относятся к различным классам и имеют различную структуру, то и подходы к целенаправленному управлению их свойствами будут различными, однако решать эти задачи нужно согласованно.

Работа выполнялась в рамках проекта № 2.1.2/4037-Ф аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2009-2010 г.г.

Целью работы является, с одной стороны, установление соотношений состав-структура-свойство для высокомарганцовистой стали 110Г13Л, используемой для изготовления гусеничных траков, при ее комплексном легировании Ni и Mo и модифицировании редкоземельными металлами (РЗМ), и разработка на их основе новых материалов, а, с другой - управление структурой и свойствами поверхностного слоя низколегированных сталей 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления гусеничных пальцев, звездочек и катков.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:

- проведение анализа существующих методов, приемов, способов управления структурой и свойствами износостойких, высокопрочных и улучшаемых сталей и обоснование выбора комплексного легирования и модифицирования для управления структурой и свойствами высокомарганцовистой стали 110Г13Л, а высокоэнергетической поверхностной обработки - для изменения структуры поверхностного слоя низколегированных сталей 38ХС и 45ХН;

- оптимизация состава стали 110Г13Л и режимов ее плавки для получения новых материалов (сталей 110Г13НЛА, 110Г13НМЛА, 110Г13Н3МЛА), с оптимальными литейными свойствами и содержанием легирующих элементов (Ni, Mo) вблизи нижней границы исследованного концентрационного диапазона;

- исследование фазового состава, структуры и свойств новых сталей 110Г13НЛА, 110Г13НМЛА, 110Г13Н3МЛА в зависимости от содержания легирующих элементов (Ni, Mo) и использования РЗМ-модификатора;

- исследование влияние высокоэнергетической поверхностной обработки (плазменной и лазерной закалки) на эволюцию структуры высокомарганцовистого аустенита в новой высокомарганцовистой стали 110Г13Н3МЛА, а также на фазовый состав, структуру и свойства поверхностного слоя низколегированных сталей 38ХС, 45ХН;

- оптимизация методом дробного факторного эксперимента состава новых материалов для получения сталей с заданными свойствами и разработки основ технологии изготовления из них отдельных ДГД спецмашин;

- разработка методики ускоренных циклических испытаний (УЦИ) ДГД спецмашин типа гусеничных траков и проведение УЦИ, изготовленных из новой высокомарганцовистой стали 110Г13Н3МЛА и поверхностно-упрочненных сталей 38ХС, 45ХН для установления влияния их состава, структуры и свойств на долговечность и надежность при эксплуатации такого узла машины как гусеничный движитель.

Объектами исследования в работе были выбраны стали 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, широко используемые при изготовлении ДГД спецмашин и готовые ДГД из этих материалов, предметом исследования являлись процессы получения, комплексного легирования, модифицирования и высокоэнергетической поверхностной обработки выбранных сталей, а также процесс усталостного разрушения материалов.

Для решения задач и достижения цели исследования использовались методы физико-химического анализа, металлографии, электронной растровой микроскопии, рентгенофазового и микрорентгеноспектрального анализа, полнофакторного эксперимента, лабораторных и натурных испытаний.

Научная новизна исследования:

- обоснован выбор комплексного легирования стали 110Г13Л от 0,51 до 3,72 масс. % Ni и от 0,38 до 1,35 масс. % Mo и ее модифицирования РЗМ - феррогадолинием IG75, для получения материалов с улучшенными характеристиками, и разработаны составы новых высокомарганцовистых сталей 110Г13НЛА, 110Г13НМЛА, 110Г13Н3МЛА;

- исследованы соотношения состав-структура-свойство новых материалов и методом ДФЭ установлены зависимости , , , KCU от химического состава стали;

- установлено изменение фазового состава, структуры, свойств поверхностного слоя сталей 38ХС, 45ХН, а также марганцовистого аустенита в стали 110Г13Н3МЛА при их плазменной и лазерной закалке;

- проведены испытания деталей спецмашин типа гусеничных траков, изготовленных из новых сталей 110Г13НЛА, 110Г13НМЛА, 110Г13Н3МЛА в условиях эксплуатации и при проведении ускоренных циклических испытаний, и установлена связь параметров их долговечности и эксплуатационной надежности со структурой и свойствами материала.

Практическая значимость и реализация результатов исследования определяется разработкой новых марок аустенитных упрочняемых сталей и их использованием для изготовления ДГД сельскохозяйственной техники (ДТ-75) и специальных машин (Т-54, 55АМ; Т-80 80УД) с увеличенным от 1,7 до 2,5 эксплуатационным ресурсом. Указанные результаты были использованы на ведущем предприятии отрасли ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (г. Омск) и показали свою эффективность. Отдельные результаты исследований также были использованы в ЗАО «Управление механизации № 8» (г. Омск).

На составы новых марок высокомарганцовистой аустенитной стали 110Г13НЛА, 110Г13НМЛА, 110Г13Н3МЛА поданы и зарегестрированы заявки на патент РФ.

Апробация работы. Основные научные положения и практические результаты диссертации были доложены и обсуждены на научно-технических, научно-практических конференциях и семинарах различного уровня: 69 Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (г. Омск, 2009), 63 Научно-технической конференции ГОУ ВПО «СибАДИ» (г. Омск, 2009), 5 Международной технологической выставке-Конгрессе «Военная техника, вооружение и технологии двойного применения в 21-ом веке» (г.г. Москва-Омск, 2009), Межвузовской конференции молодых учёных, аспирантов и студентов (г. Омск, 2009), 12 Международной научно-практической конференции «Ресурсосберегающие технологии ремонта, восстановления и упрочнения деталей машин, механизмов, оборудования, инструмента и технологической оснастки от нано- до макроуровня» (г. Санкт-Петербург, 2011).

На защиту выносятся:

- обоснование выбора приемов комплексного легирования Ni и Mo и модифицирования РЗМ стали 110Г13Л и высокоэнергетической поверхностной обработки сталей 38ХС, 45ХН, для целенаправленного управления их структурой и свойствами;

- результаты экспериментальных исследований структуры и свойств новых сталей (110Г13НЛА, 110Г13НМЛА, 110Г13Н3МЛА) и обнаруженные закономерности состав-структура-свойство этих материалов;

- результаты экспериментальных исследований структуры и свойств поверхностного слоя сталей 38ХС, 45ХН и обнаруженные закономерности эволюции высокомарганцовистого аустенита в поверхностном слое стали 110Г13Н3МЛА при высокоэнергетической плазменной и лазерной обработке;

- методика ускоренных циклических испытаний ДГД спецмашин типа гусеничных траков;

- результаты лабораторных и натурных испытаний ДГД специальных машин, изготовленных из новых материалов и поверхностно упрочненных коммерческих материалов и обнаруженная связь структуры и свойств материала с параметрами эксплуатационной надежности и долговечности изготовленных из него ДГД.

Достоверность полученных результатов подтверждается данными, полученными другими исследователями, справочными данными, данными литературных источников, использованием аттестованных методов и методик выполнения измерений, сертифицированного и стандартизированного испытательного оборудования, а также проведением статистической обработки экспериментальных результатов.

Личный вклад диссертанта заключается в формулировании цели и задач работы, выполнении большинства исследований по получению новых материалов, исследованию их структуры и свойств, проведению технологических исследований, непосредственном участии в изготовлении ДГД, проведению их испытаний в лабораторных и натурных испытаний, обсуждении результатов.

Публикации. По результатам диссертации опубликовано 21-й научной работе, в том числе 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, общих выводов по работе, списка использованной литературы из 142 наименований и приложений. Диссертация изложена на 150 страницах машинописного текста, содержит 48 рисунков и 7 таблиц.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении диссертации обоснована актуальность исследований, сущность поставленной научно-технической проблемы создания деталей специальных машин из сталей различных групп - 110Г13Л, 38ХС, 45ХН с повышенными параметрами эксплуатационной надежности и долговечности, сформулированы цели и задачи исследования.

В первой главе на основе обзора основных марок и типов сталей указанных структурных групп, их химического состава, физико-механических свойств и структуры, эффектов самоупрочнения при эксплуатации и современных металлургических и технологических приемов упрочнения сталей различными методами, показаны достоинства литой высокомарганцовистой износостойкой стали 110Г13Л и низколегированных конструкциионных сталей 38ХС, 45ХН при их использовании для изготовления ДГД (траки и пальцы гусеницы, грунтозацепы, опорные катки, ведущие зубчатые колеса и пр.), на основании которых указанные материалы были выбраны в качестве объектов исследования, а наиболее эффективными методами управления структурой и свойствами исследованных сталей - комплексное легирование Ni и Mo и модифицирование РЗМ (для стали 110Г13Л), и высокоэнергетическая поверхностная плазменная и лазерная обработка (для сталей 38ХС и 45ХН).

Во второй главе диссертации приведены характеристики исследованных материалов, влияющие на эксплуатационную долговечность и надежность выполненных из них деталей спецмашин, описаны стандартные методики и типовое оборудование, использованное для проведения экспериментальных исследований, приведена методика плавки и легирования стали 110Г13Л в промышленной индукционной печи ДСВ-5, методика расчета шихты и корректировки режима плавки в восстановительном периоде, описаны промышленные установки ОКС-11192, «Квант-16» для высокоэнергетического поверхностного воздействия и оптимизированные режимы их работы, а также оригинальное оборудование для проведения натурных испытаний готовых изделий из исследованных материалов (испытания на износостойкость, долговечность, конструкционную прочность и пр.).

В третьей главе приведены и обсуждены основные результаты экспериментальных исследований по формированию заданной структуры и свойств стали 110Г13Л методами комплексного легирования и модифицирования РЗМ.

В результате опытно-промышленных плавок, проведенных на ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (г. Омск) в 2009-2010 гг. были получены 7 партий высокомарганцовистой аустенитной стали типа 110Г13Л (по 200 кг) для изготовления в последующем литых деталей сельскохозяйственных машин (ДТ-75, деталь 7434501) и специальных машин (Т-54, 55АМ - трак гусеничного движителя Т-64 с увеличенными грунтозацепами и измененным рисунком; штампованные элементы с РМШ и гуммированием (Т-80)). Также были получены две партии опытных плавок улучшенной стали 110Г13ЛА, 110Г13НЛА (R11, R13) с пониженным содержанием серы (0,005) и фосфора (0,003), которые для этого дополнительно модифицировались - 75 %-ым феррогадолинием IG75 (КНР), вводимым на штанге в составе модификатора под струю металла в ковш. Состав опытных плавок приведен в таблице 1.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconРеферат на тему: «Технологичность деталей машин»
Заготовки деталей машин из металла получают отливкой, ковкой, штамповкой, прессованием, сваркой и термической резкой
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconУчебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)...
ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconУчебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)...
ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconРеферат по дисциплине управление технологическими системами Тема:...
Приборостроение включает в себя создание любых деталей машин, инструмента, механизмов, силовых агрегатов. Это различные станки, машины...
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconРабочая программа по профессиональному модулю пм. 02 Сварка и резка...
ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconПрограмма профессионального модуля разработана на основе Федерального...
ПМ. 03 Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02. 1 Детали машин
Целью преподавания курса является получение студентами знаний по устройству деталей машин и сборочных единиц (узлов) машин и механизмов,...
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин icon«утверждаю» Первый проректор по учебной работе
Цель и задачи дисциплины – снабдить специалиста современными знаниями по технологии восстановления конкретных деталей оборудования...
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconКонспект учебного занятия 8 класс Тема: Изготовление деталей мебели с криволинейной кромкой
Совершенствовать знания учащихся по технологии изготовления деталей мебели с криволинейной кромкой
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconПрограмма профессионального модуля
ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconПравила оформления заказа для изготовления деталей методом лазерной...
В бланке заказа должны быть указаны марка и толщина материала, количество деталей, указана информация о материале (покупной или давальческий),...
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconРежим газовой сварки
...
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconАннотация рабочей программы профессионального модуля
Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 04 Технология обработки металлов томск...
Целью преподавания дисциплины «Технология обработки металлов» является приобретение студентами системы знаний, необходимых для анализа...
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconРабочая учебная программа дисциплины технология конструкционных материалов...
...
Управление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых для изготовления деталей специальных машин iconУчебно-методический комплекс по мдк. 02. 01 Оборудование, техника...
ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск