Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет менеджмента
Программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
подготовки бакалавра
Автор: старший преподаватель Мелитонян Ольга Аркадьевна
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры _____________________________ ________________________________
Председатель Зав. кафедрой
_____________________________ ________________________________
«_____» __________________ 2011 г. «____»_____________________ 2011 г
Утверждена УС факультета
_________________________________
Ученый секретарь
_________________________________
« ____» ___________________200 г. Москва - 2011
Цель программы
Цель данной программы - познакомить студентов с современной концепцией корпоративной социальной ответственности и аспектами практического использования данной концепции в процессе управления компанией, а также для построения эффективного взаимодействия бизнеса и общества. В рамках занятий студенты получат знания о концепции корпоративной социальной ответственности, предпосылках ее возникновения и эволюции, возможностях интеграции данной концепции в стратегию компании, ключевых закономерностях управления отношениями с заинтересованными сторонами, социальной отчетности (основные стандарты отчетности и аудит социальной отчетности), об основных инициативах в области КСО, прав человека и устойчивого развития и проч.
Студенты также получат представление о том, как руководство компании должно формулировать политику в области КСО, оценивать ее результаты и транслировать свою позицию и видение в рассматриваемой области различным группам заинтересованных сторон. В частности, будут рассмотрены следующие практические вопросы:
Как создать конкурентные преимущества фирмы посредством инструментария КСО;
Как оценить риски и возможности перед тем, как осуществлять капитальные инвестиции и принимать другие управленческие решения;
Как увязать политику КСО со способностями и целями развития организации;
Как оценивать текущие инициативы и консолидировать усилия по достижению ключевых целей организационного развития;
Как обосновать необходимость практической реализации инициатив в области КСО;
Как реализовать политику КСО на всех уровнях в организации;
Как политика КСО воздействует на текущую и будущую практику государственного регулирования;
Как руководство компании может стимулировать успешное взаимодействие и внутренними и внешними заинтересованными сторонами, представителями органов власти и неправительственными организациями.
и др. Формы контроля
Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях, написание эссе и оценку за итоговый зачет. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется по 10 балльной шкале, в зависимости от степени участия студента в подготовке и обсуждении заданий, кейсов. Эссе представляет собой групповое исследование реальной ситуации (по 4-5 человек в группе) и оценивается по 10 балльной шкале. Итоговый контроль проводится в форме письменного зачета, работа студентов оценивается по 10-балльной шкале.
Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценки работы на семинарских занятиях, оценки за эссе и итогового зачета и как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:
Wсем = 0,4; Wэссе = 0,3; Wзачет = 0,3
Оср (окр) = Осем* Wсем (0,4) + Оэссе* Wэссе (0,3) + Озачет * Wзачет (0,3)
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа (эссе и подготовка к семинарам)
| Лекции
| Семинары и практич. занятия
| 1
| Корпоративная социальная ответственность: концептуальные основы
| 6
| 4
|
| 2
| 2
| Корпоративное управление и менеджмент заинтересованных сторон
| 8
| 4
| 2
| 2
| 3
| Корпоративная социальная ответственность и управление компанией
| 12
| 6
| 4
| 2
| 4
| Социально ответственное лидерство
| 6
| 2
| 2
| 2
| 5
| Развитие концепции КСО в России, ее восприятие бизнес-сообществом и будущие перспективы
| 12
| 6
| 4
| 2
| 6
| Государственно-частное партнерство в системе КСО
| 6
| 2
| 2
| 2
| 7
| Отчетность компаний в области КСО. Аудит отчетности.
| 8
| 4
| 2
| 2
| 8
| Глобализация КСО. Особенности корпоративной социальной ответственности транснациональных корпораций
| 6
| 2
| 2
| 2
| 9
| Основные инициативы в области КСО и устойчивого развития.
| 6
| 2
| 2
| 2
| 10
| Итоговый зачет
| 2
| 2
|
|
| Итого
| 72
| 34
| 20
| 18
|
Содержание программы Тема 1. Корпоративная социальная ответственность: концептуальные основы.
Дилемма экономической эффективности и общественного блага в контексте бизнес-развития. Концепция КСО: эволюция представлений и генезис. Корпоративная социальная ответственность: основные понятия и определения. Различие в понятиях: корпоративная социальная ответственность, корпоративное гражданство, устойчивое развитие. Нормативный и позитивный подходы в концепции КСО, формирование интегрированной модели корпоративной социальной деятельности. Различные модели КСО и способы их реализации в зарубежных странах. Тема 2. Корпоративное управление и менеджмент заинтересованных сторон
Корпоративная форма организации бизнеса как наиболее эффективный способ аккумулирования капитала и финансирования экономического роста в рамках государства. Корпоративное управление: определение и основные принципы. Теория корпоративного эгоизма (М. Фридман), «компания собственников». Теория корпоративного альтруизма, «компания участников». Теория разумного эгоизма. Жизнеспособность организации – “Triple Bottom Line”. Модели корпоративного управления в экономике различных стран. Корпоративное управление в России. Интересы различных заинтересованных сторон («стейкхолдеров») в формулировании приоритетов политики КСО компании. «Внутренние» и «внешние» заинтересованные стороны: механизмы взаимодействия. Влияние инвесторов и акционеров на формирование политики КСО в компании. Персонал и политика КСО в компании. Потребители товаров и услуг как одна из основных целевых аудиторий политики КСО компании. Тема 3. Корпоративная социальная ответственность и управление компанией
Факторы влияния и управленческие преимущества использования концепции корпоративной социальной ответственности. Необходимость интеграции КСО в корпоративную стратегию компании. Степень интеграции КСО в стратегию компании (от благотворительности до социально ответственного видения). Благотворительность. Спонсорство. Роль КСО в формировании конкурентных преимуществ компании. Корпоративные социальные инвестиции как элемент эффективной корпоративной стратегии. Управление корпоративной социальной деятельностью в организации. Риски отсутствия должного внимания проблематике социальной ответственности при управлении компанией. Тема 4. Социально ответственное лидерство
Индивидуальная ответственность менеджера в организации. Индивидуальная ответственность акционера и инвестора. Индивидуальная ответственность члена совета директоров компании. Принятие индивидуальных управленческих решений с позиции социально ответственного лидерства. Тема 5. Развитие концепции КСО в России, ее восприятие бизнес-сообществом и будущие перспективы
Культурный, исторический, политический и экономический контекст внедрения концепции КСО в современной России. Анализ моделей взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике. Эволюция становления и развития российского предпринимательства в постсоветский период: крупный, средний и малый бизнес. Анализ десятилетнего опыта российских компаний в сфере корпоративной социальной деятельности и социального инвестирования. Перспективы развития КСО в России Тема 6. Государственно-частное партнерство в системе КСО
Сущность и инструменты ГЧП. Сильные и слабые стороны ГЧП. Зарубежный опыт в сфере ГЧП. Нeoбхoдимoсть институциoнальных прeoбрaзoваний в сфере отношений государства и бизнеса в России. Российские регионы: вовлеченность бизнеса в дела местного сообщества, формы социальной активности. Опыт реализации государственно-частных партнерств в России. Перспективы государственно-частных партнерств в России. Тема 7. Отчетность компаний в области КСО. Аудит отчетности.
Global Reporting Initiative: история, основные блоки индикаторов. AA 1000: границы применения. ISO 26000: текущее состояние дел. Экологические стандарты: ISO 14001, EMAS. Социальные стандарты: SA 8000. Составление грамотного социального отчета. Аудит социального отчета. Тема 8. Глобализация КСО. Особенности корпоративной социальной ответственности транснациональных корпораций
Превращение транснациональных корпораций в глобальных экономических и политических акторов. Изменение внешней и внутренней среды компании при выходе на рынок другого государства, а также при переходе к глобальным масштабам деятельности. Изменение групп заинтересованных сторон при выходе компании на зарубежный рынок и при переходе к глобальным масштабам деятельности. Влияние глобализации на теорию и практику КСО. Глобальные экологические, социальные, экономические, политические и прочие проблемы. Критерии оценки эффективности КСО транснациональных корпораций. Возможные подходы к изменению политики КСО компании при выходе на зарубежный рынок, а также при переходе к глобальным масштабам деятельности. Тема 9. Основные инициативы в области КСО и устойчивого развития.
Декларация тысячелетия: Цели в области развития. Global Compact (Глобальный договор ООН). Agenda 21 (Повестка дня 21). Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Всеобщая декларация прав человека. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (МОТ). Руководство ОЭСР для мультинациональных предприятий. Проект норм ООН, касающихся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека. Обязательное социальное репортирование в отдельных странах (Франция – закон NRE и др.). Социальная хартия Российского бизнеса. Нормы отчетности РСПП. Вопросы для самостоятельной проверки
В чем состоит дилемма экономической эффективности и общественного блага в контексте развития бизнеса? Какую ценность создают компании для общества?
Сформулируйте определения понятий «корпоративная социальная ответственность», «корпоративное гражданство», «устойчивое развитие». В чем их различие?
Что такое социальные инвестиции?
Какие аргументы в пользу использования принципов КСО в практике управления компанией кажутся вам наиболее весомыми? Какие аргументы против использования принципов КСО вы считаете обоснованными?
Милтон Фридман утверждает: “В настоящее время лишь немногие тенденции в бизнес-среде могут принести столь сильный ущерб деятельности компании, как реализация стратегии социальной ответственности в ущерб интересам акционеров”. Дайте два аргумента «за» и два аргумента «против» такой позиции.
Используя пример конкретной компании, назовите основные группы заинтересованных сторон и их ожидания, а также расставьте приоритеты важности ожиданий заинтересованных сторон.
Какие критерии, по вашему, можно использовать для определения приоритетности интересов той или иной группы заинтересованных сторон?
Почему важно рассматривать возможность интеграции принципов КСО в стратегию компании?
Какие существуют основные формы реализации политики КСО в компании? Поясните на конкретных примерах российских и зарубежных компаний.
Какие факторы влияют на выбор той или иной формы реализации политики КСО в компании?
Почему для реализации стратегии КСО в компании важна поддержка топ-менеджмента? Какие элементы организационной культуры и структуры должны уже существовать и какие необходимо создать для того, чтобы успешно реализовать стратегию КСО в компании?
Каким образом возможно избежать обвинений в том, что социальный отчет компании – это всего лишь имиджевый элемент ее внешней коммуникации? Имеет ли значение то, какие побуждения (альтруистические или меркантильные) лежат в основе социальной политики компании, если конечный результат оказывается тем же?
Назовите основные нормы и стандарты в области КСО. Какие преимущества компания может получить, имея сертификат соответствия определенной норме или стандарту?
Нужно ли российскому бизнес-сообществу разрабатывать собственные стандарты или необходимо наоборот стремиться соответствовать западным стандартам?
Каким образом осуществить проверку соблюдения компанией провозглашенных ею принципов? Формы и виды аудита.
Необходимо ли компании, по вашему мнению, при выходе на рынок зарубежной страны корректировать свою политику в области КСО даже если она много лет с успехом использовалась при работе на внутреннем национальном рынке?
Какими могут быть индикаторы эффективности политики КСО компании на рынке той или иной страны?
Можно ли говорить о компании в понятиях “этичного” / “неэтичного” бизнеса? Какими этическими принципами должна руководствоваться в своей деятельности компания? В чем заключается основная критика кодексов поведения?
Назовите основные инициативы в сфере КСО и устойчивого развития. Укажите, какие из этих инициатив применяются или могут применяться в России, а какие нет.
|