«Экономика и экология»





Название«Экономика и экология»
Дата публикации14.07.2014
Размер170 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок
Аннотация.

Урок «Экономика и экология» проводится по окружающему миру в 3классе, УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А. . Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найдут причины и пути решения данной проблемы.
Тема: Экономика и экология.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель: Колесникова Ирина Викторовна

Оборудование:

  • презентация к уроку;

  • компьютер, проектор, экран;

  • учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;

  • листы цветной бумаги и маленькие цветные клейкие листочки, маркеры;

  • рисунки – цветочки.

  • Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.

  • Место урока в образовательном процессе

  • Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2012г.

  • Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика» .




  • Технологическая карта изучения темы

Тема:

Экономика и экология.

Тип урока по целеполаганию:

Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока:

1.Дать учащимся понятие «экологическая катастрофа», «экологический прогноз», познакомить с правилами личной экологической безопасности.

2.Дать учащимся представление о второй стороне экономики.

3.Показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.


Задачи урока:

  1. образовательные:

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,

-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

2. развивающие:

-содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

3. воспитательные:

- создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

- создавать атмосферу радости от совместного труда.


Основные термины и понятия темы:

«Экологическая катастрофа», «Экологический прогноз».

Личностные УУД:

-Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

- знать об «экологической катастрофе», «экологическом прогнозе»;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;
Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ход урока.


1 этап: Самоопределение к деятельности.


Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

1.Организация учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своего класса, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

« Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Слайд №1 ( глобус), Жизнь начинается. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: « Мне легко и спокойно». Слайд №2 (солнце)

Дети настраиваются на урок.




2 этап: Актуализация знаний, целеполагание.

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.




Учитель: Ребята, сейчас вы будете смотреть фильм, подумайте: есть ли связь между состоянием окружающей среды и здоровьем людей?

2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем высказывания В.А.Сухомлинского о природе во время просмотра 1-й части ролика.

(На слайде № 2 по щелчку перейти к просмотру ролика)

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание. Слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.»

В.А.Сухомлинский

Остановить ролик нажатием на фото


Учитель:− С каким настроением смотрели фильм? Как вы себя чувствуете?

−Давайте смотреть дальше.

(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)

Учитель:− Как изменилось у вас настроение? Почему?(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)

(выслушиваются ответы детей)

Учитель: − Произошло нарушение экологии.

Ученики отвечают, высказывают свои предположения.

Смотрят ролик. Отвечают на вопросы учителя.


Смотрят ролик.

Отвечают на вопросы учителя.


Повторение понятия «экология».

Учитель: - Что такое экология? (В каждой строчке прочитайте слова, из которых получится определение данного понятия.)

- Слайд №3, стоп!№4 (определение экологии )

Учитель: Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме.



Ответы учащихся .слайде № 3,
Отвечают на вопрос учителя.





3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.




Учитель: Земля – наш общий Дом. И как важно, чтобы в Доме нашем не было печали, горя, чтобы в нём царило спокойствие, мир и счастье. Но в наш беспокойный, бурный век на нашей планете не всё благополучно. Земля, наш крошечный Дом, летящий в огромном космическом пространстве, плачет…

Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что общего у этих изображений.

Слайд № 5

(Случилась беда)

Учитель: Да, ребята, случилась беда. Пострадала живая природа. Случилась экологическая катастрофа. А кто в этом виноват?

(человек)

( В этом виноват человек.)

Слайд №6( надпись – Экологическая катастрофа)

- Но почему человек допустил такое? (он привык брать для себя не думая, что будет дальше, своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе)
Посмотрите на следующий слайд. Слайд №7

А как одним словом можно назвать этот слайд? (Экономика)

-Почему? ( Промышленность, сельское хозяйство, деньги – мы изучали в разделе экономика.)

Вспомните, что такое экономика; экология.
Экономика – правила, законы ведения хозяйства.
Экология – наука о связях между живыми организмами и окружающей средой, между человеком и природой.

Слайд №8

- Как вы считаете, для чего нужна экономика?(для удовлетворения потребностей человека


Высказывают свои предположения.



–Сегодня на уроке мы поговорим с вами о двух сторонах экономики.

-Первую сторону вы уже назвали . Для чего нам необходима

экономика? Слайд №9


-Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами.

-Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? (бутылка, салфетка, пакет)

-Как?

-Что сделает человек с этими предметами, когда их использует?

-Куда выбросит?

-Все ли люди так поступают?

-Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

-Так какая вторая неприятная и опасная сторона экономики


Слайд № 10
-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.

-Давайте ещё раз посмотрим, какие экологические беды приносит нам экономика.
Слайд № 11

Посмотрите на рисунок на 81 странице. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе? ( пострадали птицы, рыбы, растения, люди )

- Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!

Это ещё раз показывает, как экономика поворачивается к людям другой стороной – опасной и неприятной. Мы говорим, что экономика нужна , чтобы правильно вести хозяйство, а хозяйственная деятельность наносит вред природе и здоровью людей.

Физминутка.
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и посмотреть, как живут обитатели моря, когда в их жизнь не вмешивается человек.(Клип – «Морская»)


Высказывают свои предположения.
Смотрят слайды

Повторяют движения вслед за учителем.



4. Практический этап. (Групповая работа).




Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника.





А) выявление проблемы (методика «Дерево решений»)

-У нас существует проблема – какая? ( загрязнение окружающей среды.) Попробуем выявить причины этой проблемы и найти пути решения

-Вам даны таблицы. Выявите плюсы и минусы отраслей промышленности.( Работа по учебнику с. 82 – 83)

Ребята работают в группах. После – защита работ.
-Опасно ли жить с такой экономикой?

-Сделайте вывод. Какой должна быть экономика?

Экономика должна быть безопасной.
-Это является одной из важнейших задач XXI века.

Б)поиск решения

- Можем ли мы с вами сделать экономику безопасной?

-Люди какой профессии занимаются защитой окружающей среды?

-А промышленники могут помочь в проблеме загрязнения окружающей среды?

-Давайте разделимся на следующие группы:



В) решение. (I этап – выявление проблемы прошёл параллельно с методикой «Дерево решения»)

-Предложите свои идеи в решении проблемы:
Как сделать экономику безопасной?

Ребята обсуждают в группах и записывают свои идеи на цветных полосках бумаги. После работы трёх групп сопоставляются.

-Обратите внимание, что ваши идеи во многом совпадают.

-Скажите, а могут ли в отдельности промышленники, экологи, население сделать экономику безопасной?

-Мы можем это сделать это только вместе, сотрудничая друг с другом.

- Что такое прогноз? ( прогноз погоды)

Бывают еще и экологические прогнозы. Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Экологи могут предсказать, например, что будет , если:

- произойдет авария нефтеналивного танкера;

- если на реке построят плотину;

- если в озеро сбросят ядовитые отходы производства.

Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.

- От чего могут уберечь людей экологические прогнозы?

Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку.





Смотрят слайды
Развитие познавательной активности.
Проблемный метод.
Развитие умения осуществлять умозаключения на основе раннее приобретённых знаний
Использование наглядного материала способствует более качественному усвоению учебного материала.
«Дерево решений» является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных.


Развитие умения самовыражаться, опираясь на полученные знания, личный опыт и наблюдения.

«Ковёр идей» является одним из методов решения проблемы.

Он позволяет перейти от анализа причин к решению проблемы.

Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.



5.Рефлексивно-оценочный этап.



Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 



1)индивидуализация деятельности.

-Ребята, мы с вами теперь знаем причины загрязнения окружающей среды (из «Дерева решений») и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию (из «Ковра идей» II этап).

-А теперь попробуйте ответить самому себе:

Что лично я сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию?

Какие конкретно действия сделаю? ( посажу растения, уберу мусор)

Ученики пишут на индивидуальных листочках свои идеи и вывешивают их на «Ковре идей».
2.)эвалюация деятельности (оценивание идей)

-Ребята, вы наше будущее и оттого, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать промышленниками, экологами, учителями, водителями зависит будущее вашего села, нашей страны, нашей планеты.

-И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы необходимо в первую очередь начать с себя.

Наш урок заканчивается и я хочу спросить:




Высказывают свои предположения.


Высказывают свои идеи и защищают их.

Обсуждают интересные идеи.


Учитель: −Что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы сегодня учились на уроке?

- Что поняли?

- Что вас удивило?

Слайд №12 Пусть каждый из вас скажет себе…


Оценить вам свою работу на уроке помогут цветочки.




- Вы выбираете , если вы довольны своей работой,
у вас все получалось, не было трудностей.
– выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все
получалось.



– те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не
получалось на уроке.

Выбранные цветочки прикрепите на доске и у нас получится цветочная поляна.

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок!



Дети высказываются в течение 2 минут.

Делают выводы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
У каждого имеется набор цветочков.

Осуществляют самооценку.

Ученики выходят к доске и прикрепляют свои цветочки.


Используемые источники:

  1. Интернет – ресурсы с сайтов:

http://photos.lifeisphoto.ru/24/2/241415.jpg - потрескавшаяся земля;

http://lol54.ru/uploads/posts/2009-06/thumbs/1244256082_truby.jpg дым из труб;

http://forum.veterinarian.ru/uploads/post-6-1194895066.jpg птица;

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/245/30245758_1218113305_trash.jpg мусор на пляже;

http://www.redom.ru/img/gallery/59/1056.JPG цепочка;

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/sh/shar/zel/krug09.png зеленый круг;

http://i019.radikal.ru/0711/24/d7ff1c2a8152.png солнце

В слайд-шоу использована музыка с сайтов:

http://konter-strike.ucoz.ru/_ld/0/38_28_CSSoundc4 звук взрыва;

http://www.9maya.ru/2009/05/27/minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v-mp3.html метроном;

http://www.zaycev.net/download.php?ass=%C4%E6%E5%E9%EC%F1+%CB%E0%F1%F2_-_%CE%E4%E8%ED%EE%EA%E8%E9+%EF%E0%F1%F2%F3%F5.mp3&id Джеймс Ласт «Одинокий пастух»


  1. фото из личного архива автора;

  2. Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков. – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2010., стр. 29-34.

  3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.




Используемые источники:

  1. Интернет – ресурсы с сайтов:

http://photos.lifeisphoto.ru/24/2/241415.jpg - потрескавшаяся земля;

http://lol54.ru/uploads/posts/2009-06/thumbs/1244256082_truby.jpg дым из труб;

http://forum.veterinarian.ru/uploads/post-6-1194895066.jpg птица;

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/245/30245758_1218113305_trash.jpg мусор на пляже;

http://www.redom.ru/img/gallery/59/1056.JPG цепочка;

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/sh/shar/zel/krug09.png зеленый круг;

http://i019.radikal.ru/0711/24/d7ff1c2a8152.png солнце

В слайд-шоу использована музыка с сайтов:

http://konter-strike.ucoz.ru/_ld/0/38_28_CSSoundc4 звук взрыва;

http://www.9maya.ru/2009/05/27/minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v-mp3.html метроном;

http://www.zaycev.net/download.php?ass=%C4%E6%E5%E9%EC%F1+%CB%E0%F1%F2_-_%CE%E4%E8%ED%EE%EA%E8%E9+%EF%E0%F1%F2%F3%F5.mp3&id Джеймс Ласт «Одинокий пастух»


  1. фото из личного архива автора;

  2. Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков. – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2010., стр. 29-34.

  3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Экономика и экология» iconАннотация Курс «Экономика природопользования»
«Экономика и управление на предприятии» очной и заочной форм обучения. Дисциплина «Экономика природопользования» является дисциплиной...
«Экономика и экология» iconРасписание дисциплин студентов, обучающихся по программе магистерской...
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
«Экономика и экология» iconБюллетень серии «Экология, экономика, безопасность» №30 "Автоматизированная...
Получен из типографии очередной научно-технический бюллетень серии «Экология, экономика, безопасность» №30 "Автоматизированная система...
«Экономика и экология» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
«Экономика и экология» iconЧеловек. Экология. Здоровье
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
«Экономика и экология» iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
«Экономика и экология» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика;...
«Экономика и экология» iconКомитет по энергетике
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
«Экономика и экология» iconДоц. Смирнова О. М
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
«Экономика и экология» iconВысшего профессионального образования
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
«Экономика и экология» iconБеседовала Мария Разлогова
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
«Экономика и экология» iconПрограмма исследований технологическая платформа
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
«Экономика и экология» iconПредприниматель в науке и атомной энергетике
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
«Экономика и экология» icon1. Общая характеристика приоритетного направления
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
«Экономика и экология» iconТема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
«Экономика и экология» iconАннотация программы учебной дисциплины «Эзотерические учения»
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск