Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет социологии
Программа дисциплины
«Экономическая социология-2» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра
Автор: профессор, д.э.н. В.В. Радаев radaev@hse.ru
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Социология» экономической социологии
Председатель Зам. зав. кафедрой:
Я.М. Рощина
«_____» __________________ 2006 г. «5» декабря 2006 г
Утверждена УС факультета
социологии
Ученый секретарь
Рыжова А.В.
« ____» ___________________2006 г.
Москва, 2006
I. Пояснительная записка
Курс «Экономическая социология-2» читается студентам четвертого курса обучения специализации «Экономическая социология» факультета социологии НИУ ВШЭ. Общая продолжительность курса составляет 15 недель. Курс проводится в первом и втором модуле (сентябрь – декабрь) по 4 часа в неделю.
Количество лекций (часы): 28
Количество семинаров (часы): 28
Аннотация
Экономическая социология выступает одной из наиболее активно развивающихся отраслей современных социальных наук. Эта дисциплина опирается на длинную и богатую интеллектуальную традицию и в то же время является молодой, становящейся. Дело в том, что вплоть до 1990-х гг. в исследовательских и учебных программах – и за рубежом, и в России – экономическая социология часто появлялась под другими названиями, обозначающими более узкие предметные области («индустриальная социология», «трудовые отношения», «теория организаций» и т.п.). И сегодня многие специалисты в самых разных странах продолжают работать на ее поле, не называя себя «экономсоциологами». Однако ситуация меняется. И все возрастающее число исследователей проявляют интерес к экономической социологии как таковой и начинают идентифицировать себя с этим направлением. Вводятся специальные учебные курсы, издаются учебники и хрестоматии, формируются исследовательские ассоциации и группы. Наряду с одним из старейших комитетов Международной социологической ассоциации (ISA) по экономической социологии (RC02 «Хозяйство и общество»), созданным в 1986 г. Н. Смелсером, А. Мартинелли и Ф. Кордозой, успешно работает с начала 1990-х гг. исследовательская сеть «Экономическая социология» Европейской социологической ассоциации (ESA), в 2001 г. образован экономико-социологический Комитет в рамках Американской социологической ассоциации (ASA) (наиболее сильной национальной ассоциации), который быстро вырос и стал одним из наиболее заметных комитетов. Возрастает число университетских учебных курсов, напрямую связанных с экономической социологией. Словом, ее институционализация как особой дисциплины идет полным ходом. Причем в этом отношении российское профессиональное сообщество не сильно отстает от западных коллег, а по некоторым элементам даже опережает. Но главное, появляется все большее количество интересных исследований, которые используют инструменты экономико-социологического анализа.
Экономическая социология – достаточно широкая интегративная дисциплина. И ее поле слишком велико, чтобы его можно было охватить в рамках одного курса. В результате нами отобраны темы и концепции, которые кажутся наиболее важными для раскрытия экономико-социологического подхода.
Представляемый курс является продолжением вводного курса «Экономическая социология», преподаваемого на втором курсе бакалавриата факультета социологии НИУ ВШЭ. В учебном плане ему также предшествуют «Микроэкономика», «Социология потребления», «Социальная стратификация» и др.
Цель и задачи курса
Цель курса «Экономическая социология-2» заключается в том, чтобы дать студентам углубленное представление о предмете, основных теоретических направлениях и перспективах развития экономико-социологических исследований. Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
раскрывается специфика экономико-социологического подхода;
рассматриваются основные направления в современной экономической социологии;
демонстрируются разнообразные аналитические инструменты, используемые в современных экономико-социологических исследованиях.
Формы контроля
Курс «Экономическая социология-2» предполагает текущий и рубежный контроль. В качестве рубежного контроля выступают письменная контрольная работа и письменный экзамен. Структура итоговой оценки
Кумулятивная оценка складывается из трех элементов:
работа на семинарах — 40%:
доклады и оппонирование;
выступления на семинарах;
письменные домашние работы;
контрольная работа — 20%:
письменный ответ на 1 вопрос из 2-х (1 час);
экзаменационная работа — 40%:
письменный ответ на 2 вопроса из 4-х (2 часа).
Подготовка к семинару
1. Каждый студент читает всю основную (обязательную) литературу по программе, рекомендованную к данной теме.
2. На основе добровольных заявок определяются докладчик по одному из литературных источников и его/ее оппонент. Задача докладчика — разобрать рекомендованный к семинару текст. Задача оппонента — разобрать представленный доклад.
3. Все студенты получают один общий вопрос по данной теме и готовят на него индивидуальный письменный ответ, объемом в пределах 0,5–1 страниц текстового редактора Word стандартного текста. При этом используются материалы лекции по теме и материалы из рекомендованной литературы. Примеры придумываются самостоятельно, т.е. берутся не из лекции и не из рекомендованных к прочтению текстов. Структура семинара
Семинар состоит из трех частей:
1. Вопросы по прочитанной основной литературе.
2. Доклад по одному из основных источников и его обсуждение.
3. Обсуждение заранее заданного общего вопроса.
Первая часть включает выборочную проверку преподавателем выполнения задания аудиторией по прочтению заданной на дом литературы. Примерная продолжительность — до 15 мин.
Вторая часть — выступление докладчика по одному из источников основной литературы. Обязательный элемент доклада – представление и обоснование схемы, которая представляет собой логическую структуру обсуждаемого текста, выявляющую связь основных понятий. Докладчик рисует и раздает схему участникам семинара заранее. Примерная продолжительность — до 20 мин.
После доклада следует выступление оппонента. Примерная продолжительность – до 10 мин. Уточняющие вопросы к докладчику и оппоненту и ответы на них – до 10 мин.
Третья часть включает обсуждение заранее подготовленных вариантов ответа. Примерная продолжительность — до 25 мин. После окончания обсуждения письменные ответы сдаются преподавателю. Базовая литература
Используется вводное учебное пособие: Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ-ВШЭ, 2005 (2008).
В нём изложены основы экономико-социологического подхода. Однако оно не покрывает значительной части необходимого материала.
Основной книгой для курса «Экономическая социология-2» является сборник переводов: Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004.
Целесообразно использовать книгу Экономическая социология: автопортреты / Отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. М.: ГУ ВШЭ, 2006. Она содержит интервью с ведущими мировыми специалистами и обзоры состояния экономической социологии в разных странах.
В дополнительной литературе активно используется еще одна книга переводов: Анализ рынков в современной экономической социологии / Отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
Литературные источники тщательно отобраны. Во всей основной и дополнительной литературе указаны конкретные страницы изданий, которые мы рекомендуем посмотреть в первую очередь.
Все источники из основной (обязательной) и значительной части дополнительной литературы содержат электронные адреса, по которым они доступны в сети Интернет в виде полнотекстовых документов.
Активно используются материалы журнала «Экономическая социология» (http://ecsoc.hse.ru), издаваемого с 2000 г.
Нами используются также электронные базы периодических изданий, которые доступны в локальной сети НИУ ВШЭ (вход через сайт Библиотеки НИУ ВШЭ, Электронные ресурсы). В основном речь идет о таких источниках как: ProQuest, JSTOR, EBSCO, EBRARY.
II. Тематический план учебной дисциплины
№
| Название темы
| Лекции (час.)
| Семинары (час.)
| Самостоятельная работа (час.)
| 1
| Возникновение новой экономической социологии (Р. Сведберг)
| 2
| 2
| 4
| 2
| Специфика новой экономической социологии. Исходные предпосылки и типы задач (М. Грановеттер)
| 2
| 2
| 4
| 3
| Антропологический подход. Формы интеграции хозяйства (К. Поланьи)
| 4
| 4
| 4
| 4
| Социология рационального выбора. Рациональное действие и социальная структура (Дж. Коулман)
| 2
| 2
| 4
| 5
| Сетевой подход. Рынки и хозяйственные организации (У. Пауэлл, Д. Старк, Б. Уци)
| 2
| 2
| 4
| 6
| Экологический подход. Конкуренция и организационные популяции (М. Хэннан, Дж. Фримен, Х. Олдрич)
| 2
| 2
| 4
| 7
| Новый институциональный подход. Формальные и неформальные правила (Н. Флигстин)
| 2
| 2
| 4
| 8
| Социокультурный подход. Когнитивные, ценностные и символические аспекты (М. Аболафия, П. Димаджио, В. Зелизер)
| 2
| 2
| 4
| 9
| Властный подход. Государство, бюрократия и коррупция (М. Вебер, П. Эванс)
| 2
| 2
| 4
| 10
| Постструктуралистский подход. Капитал, класс и хабитус (П. Бурдье)
| 2
| 2
| 4
| 11
| Экономическая теория конвенций. Порядки обоснования ценности (Л. Тевено)
| 2
| 2
| 4
| 12
| Перформативный подход. Маркетизация и калькулятивные устройства (М. Каллон)
| 2
| 2
| 4
| 13
| Экономическая социология в России
| 2
| 2
| 4
|
| Всего
| 28
| 28
| 52
|
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|