Скачать 58.66 Kb.
|
Демографическая проблема. Цель: 1. Совершенствование умение учащихся работать со статистическими данными, делать на их основе выводы. 2. Показать математические способы доказательства существования демографической проблемы. 3. Через математические действия совершенствовать умения делать логические выводы, находить причинно-следственные связи. Оборудование: Политическая карта мира, карточки с заданиями повторительного теста, Инструктивные карточки с заданиями. Тип: комбинированный. Ход урока:
Вариант – 1.
А. Демографический переход. Б. Старение нации. В. Депопуляция. В. Демографическая политика. Д. Демографический кризис. Вариант – 2. 1.Процесс последовательных изменений рождаемости, смертности, ЕП населения в соответствии с изменениями в социально-экономическом развитии страны называется: а) прирост населения; б) поощрение рождаемости; в) демографический переход; г) демографическая политика. 2. Совокупность процессов рождаемости, смертности, ЕП, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений, называют: а) сохранение фамилии, б) воспроизводство населения; в) преемственность поколений; г) сохранение генофонда человека. 3. Найдите соответствия: 1. Наука о закономерностях воспроизводства населения. 2. Такой режим воспроизводства населения, когда демографическая ситуация может стабилизироваться. 3. Резкое увеличение численности населения. А. Демографический оптимум. Б. Демографический взрыв. В. Демографический кризис. Г. Воспроизводство. Д. Демография.
Практическая работа со статистическим материалом и решением математических задач по разным уровням сложности. В-А: 1. Первый показатель, с которого начинается анализ численности населения Земли и динамики её изменения – абсолютная численность Н (М) – величина непостоянная. Как изменится динамика численности населения, покажите на графике, используя данные таблицы. Сделайте вывод о том, за какое время население Земли возрастало на одну и ту же величину, например, на 1 млрд. человек.
2. Используя экспоненциальный закон, который характеризует возрастание населения на одну и ту же величину и формулу расчета, определите время удвоения численности населения для 2000 г. – 6 млрд. человек. Т = 70 / С; где С = (∆М/М) х 100% - относительный прирост населения в процентах; ∆М – абсолютный прирост населения страны за год.; М – численности населения страны. Решение: Ср. ЕП = 90 млн. чел. 90:1000 = 0,09х100%/6 С= 0,09х100%/6=1,5% Т=70:1,5=40 лет. Ответ: население Земного шара при подобном возрастании составит 12 млрд. человек к середине ХХI в. В-Б: 1. Ознакомьтесь с данными таблицы «периодов удвоения численности населения регионов мира» по данным ООН на 1998 г.
Посчитайте коэффициент прироста населения (С),% и период удвоения. Полученные данные внесите в таблицу.
Решение: Великобритания 1178 / 83,3 / 100% = 0,14 Период удвоения 83,3 х 100% / 59 508 = 0,13% Т=70:0,14=538 лет. В-В: Используя коэффициенты рождаемости и смертности решите задачу. Коэффициенты Рождаемости и смертности. Кр – число родившихся, которое приходится на 1000 жителей. Кс - число умерших на 1000 жителей. КЕП – ЕП в расчете на 1000 жителей. Формула воспроизводства населения: Кр – Кс = КЕП% Демографические коэффициенты рассчитываются по формулам: Кр = Рх103/М‰ КС= Сх103/ М‰ КЕП = (Р-С) х 103х М‰ или КЕП = ЕП х 103 / М‰ М – среднегодовая численность населения. Пересчеты в обратном выражении от коэффициента к абсолютному показателю. Р. = КР х М/103 С. = КС х М/103 ЕП = КЕП х М/103. Задача: В 1999 г население Лондонской агломерации Большого Лондона соответствовало 7,3 млн. чел. Р. – 105, 5 тыс. чел, а С. – 61,7 тыс. чел. Найдите абсолютную величину естественного прироста населения Большого Лондона. Решение: КР = Р. х 103 / М = 105,5 х 103 / 7,3 х 103 = 14,5‰. Кс = С. Х 103 / М = 61,7 х 103/ 7,3 х 103 = 8,5‰ 14,5 – 8,5 = 6‰ ЕП = КЕП х М / 103 = 6 х 7,3 х 103/ 103 = 43,8 тыс. человек. III. Домашнее задание. Закончить решение задач. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развить у учащихся умение анализировать, делать выводы, а так же умение работать самостоятельно по постановке опыта | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, работать сообща, умение наблюдать, обобщать, делать выводы | ||
Домашнее задание для учащихся 10а класса (16. 02. 23. 02) Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у... Научить учащихся анализировать, делать выводы, развивать наблюдательность в процессе демонстрации мультимедиа. Развивать умение работать... | ||
Тема: "Эмоции и как с ними справляться" Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | Конспект урока по теме Компьютерная графика Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | ||
Конспект открытого урока по теме: " Les loisirs " Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | Главным управлением мчс россии по Кировской области Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | ||
Конспект урока «Транспортное средство источник повышенной опасности» Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | Тема: Георгий Скребицкий (1903 1964) «Кот Иваныч» Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | ||
Учебник на стр 82, я сейчас вам прочитаю текст, вы все внимательно следите Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы | ||
Конспект урока по физической культуре "Формирование правильной осанки средствами степ-аэробики" Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать умение исследовать космические тела и делать самостоятельные выводы по теме урока, умение работать в группе, воображение,... | ||
Тема: Корень, типы корневых систем Продолжить работу над развитием критического мышления: формировать умение анализировать изучаемый материал и делать самостоятельные... | Программа спортивной подготовки муниципального бюджетного образовательного... Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом |