Скачать 38.63 Kb.
|
Тема: « Основы хозяйственной жизни человечества». Цели и задачи: понять взаимосвязь между такими явлениями экономической жизни общества, как специализация, повышение производительности труда и торговля. Блок 1 Вспомните понятия «экономические блага», « специализация», « производительность труда», « торговля». Ответьте на вопросы:
В хлебопекарне работают 10 работников. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда в этой хлебопекарне? 4. Объясните тезис: «Обмен является необходимым следствием специализации». Блок 2 Как Вы считаете, существуют ли у специализации как экономического явления какие-либо недостатки, или она является исключительно положительным явлением? Для ответа на этот вопрос необходимо изучить материал блока 2. Сложной оказывается оценка специализации на микроуровне, т.е. в рамках функционирования отдельного предприятия. С того момента, как величайший английский экономист Адам Смит ( 1723 – 1790) описал преимущества узкоспециализированного труда в процессе повышения производительности, прошло много десятилетий и данная теория не подверглась сомнению. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах ХХ столетия возник принципиально новый взгляд на роль специализации в производственном процессе предприятия. Формирование новых теорий связано с тем, что сейчас завершается эра так называемого технократического общества. Для технократического управления трудом в индустриальном обществе свойственно максимальное разделение труда, жесткая регламентация его условий, отделение труда исполнительского от организаторского. Сегодня эффективность хозяйствования все более зависит от наличия гибких, подвижных взаимосвязей в организационной структуре, тесных контактов работников в процессе труда. В результате внедрения коммуникаций в электротехнической компании Мицубиси Энки производительность труда возросла на 50%, существенно снизился брак. Специализация работников по определенным операциям и видам деятельности приводит к монотонности и однообразию труда. Как решается эта проблема в Японии? Формирование универсального работника, что является стратегическим принципом кадровой политики в Японии, осуществляется путем организации системы ротации, т.е. целенаправленного перемещения работника с одного рабочего места на другое в рамках фирмы. В компаниях группы Мицубиси полный цикл ротации состоит из смены работников трех рабочих мест в течение первых 14 лет работы, причем переход работника на новое место производится регулярно через каждые 4-5 лет. Перевод работника на новые рабочие места может происходить и в течение последующей трудовой жизни, однако, уже не с той регулярностью. Один раз в два года работник должен подавать руководству докладную с изложением его собственных представлений о дальнейшей работе. По этой докладной генеральный директор, курирующий соответствующее подразделение, обязан провести с ним собеседование, отчет о котором направляется в отдел кадров. Когда возникает необходимость в тех или иных производственных перемещениях работника, такая информация максимально учитывается. Расширение профессионального профиля, повышение квалификации методом ротации помогают в известных пределах смягчить рутинность, монотонность специализированного труда. Блок 3 Анализируем ситуацию. На одной лестничной площадке живут соседки Нина Степановна Петрова и Ирина Леонидовна Максимова. Петрова – высококвалифицированная портниха, специализирующаяся на пошиве модельных женских платьев. Одно платье она шьет в среднем за 20 часов, зарабатывает при этом за каждый час 20000 рублей. Максимова – повар. Она работает в кафе, получая 15000 рублей в час. Кроме того, она неплохо шьет и собирается к Новому году сшить себе новое праздничное платье. Она полагает, что пошив платья займет у нее 30 часов времени. Петрова собирается встретить Новый год в шумной компании гостей. Для этого ей нужно приготовить праздничный ужин, что отнимет у нее 10 часов времени. У Максимовой на приготовление такого ужина ушло бы только 5 часов. Заполните таблицу:
Посчитайте, сколько денег и сколько времени потеряет каждая из соседок, занимаясь не своим делом Ответьте на вопрос: стоит ли Максимовой шить платье, а Петровой готовить ужин, если последняя терпеть не может готовить, а первая не получает удовольствия от шитья? Что бы в этой ситуации посоветовал соседкам квалифицированный экономист? Блок 4 Домашнее задание Параграф 1 Через 2 урока проводится контрольная работа. Еще раз повторите понятия: - экономические блага - специализация - производительность труда - торговля - труд - земля - капитал. ( воспользуйтесь словарем экономических терминов и понятий в учебнике). |
Содержание обращение к читателям 3 Введение 6 раздел 1 Урок Что такое экономика 15 Урок Основы хозяйственной жизни человечества 19 | Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного... Цель курса формирование у студентов современного мировоззрения по проблемам организации хозяйственной жизни на основе рассмотрения... | ||
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение... | ||
Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине... «Экономический анализ хозяйственной деятельности» разработаны в соответствии с государственным стандартом по специальности 080105.... | Урок географии в 7 классе. Тема : Внутренние воды Евразии Цели: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомить с крупнейшими реками, озерами, болотами... | ||
Курсовая работа дисциплина: «Римское право» Тема: «Вербальные (устные)... Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных аспектов договорных отношений простых товаровладельцев.... | Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в... Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских... | ||
Урок биологии «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» Тема урока: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» | Реферат По дисциплине «Социология» Тема: «критерии здорового образа жизни студенческой молодёжи» В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... | ||
Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... | Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... | ||
Татьяна Сергеевна Сорокина Часть Первобытное общество Глава 1 врачевание в первобытном обществе История человечества начинается вместе с возникновением человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества... | Конспект по теме: Природные ресурсы (тема 2, §2) 1) сделать конспект,... Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и всех отраслей хозяйства. Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется... | ||
Тема урока 6 «А» География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. (4-7) | Календарно-тематическое планирование №п/п Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... |