Скачать 79.16 Kb.
|
МОБУ «Лапазская средняя общеобразовательная школа». ( открытый урок – путешествие по географии в 7 классе) Учитель: Грядунов А.А. 2013г. Урок географии в 7 классе. Тема: Внутренние воды Евразии. Цели: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомить с крупнейшими реками, озерами, болотами материка. Показать наличие современного оледенения и многолетней мерзлоты. Определить значение внутренних вод в хозяйственной жизни и в природе. Умение работать с картами атласа, описывать реки с опорой на знания о климате, определять причинно-следственные связи, значение охраны внутренних вод. Воспитание основ нравственной, экологической, коммуникативной культуры, учебного трудолюбия , интереса к предмету. Оборудование: физическая климатическая карты Евразии. Ход урока: Опрос: 1. «фронтальная беседа» - 3 минуты ? – как изменяются климатические условия в Евразии? (с С-Ю, З-В) ?- от чего зависит климат полуостровов Индостан и Индокитай? (от муссонов) ? – почему Черрапунджи- самое влажное место на материке? (ответ показать по карте) ?- как можно охарактеризовать климат высоких нагорий – Тибета и Памира? (высокогорный, сухой, с жарким летом и морозной зимой, суровый большую часть года). ?- в каких климатических поясах лежит материк? ( арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом, тропическом, субэкваториальном, экваториальном). ?- назовите типы климата в умеренном климатическом поясе? ( северный умеренный, морской умеренный, умеренно- континентальный, континентальный, резко –континентальный,муссонный - умеренный) ?- назовите типы климата в субтропическом климатическом поясе? ( субтропический, средиземноморский, субтропический континентальный, субтропический муссонный). ?- назовите части материка, где климат особенно благоприятен для сельского хозяйства ? (на В, Ю-В, Ю). Новый материал:Учитель: тема нашего урока: «Внутренние воды Евразии»
Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомиться с крупнейшими реками, озерами, болотами материка. Показать наличие современного оледенения и многолетней мерзлоты. Определить значение внутренних вод в хозяйственной жизни и в природе. Карточки с заданиями: Реки Евразии Карточка №1: Какие реки относятся к бассейну СЛОкеана, покажите, опишите реку Лену по плану. Карточка №2: Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Дунай по плану Карточка №3: Какие реки относятся к бассейну Тихого океана, покажите, опишите реку Янцзы по плану. Карточка №4: Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, покажите, опишите реку Ганг по плану Карточка №5: Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока, покажите, опишите реку Волга по плану. Посмотрите красоту рек Евразии. ( Слайды с фото рек материка) Учитель: Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно. ?- В какой части Евразии особенно велика численность озёр? ( на С-З) Карточки с заданиями: Озера Евразии Карточка№ 1:Опишите озера Ладожское, Онежское Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? (Ладожское –самое крупное озеро Европы, Онежское – второе по величине в Европе, чистая вода; происхождение -ледниковое) Карточка№2: Опишите озера Каспийское, Аральское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? ( Каспий – самое большое бессточное море-озеро планеты, Арал – бессточное, соленое исчезающее, происхождение- остатки древнего океана) Карточка№3: Опишите озера Байкал, Женевское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? ( Байкал- самое глубокое и чистое, Женевское – самое большое, спокойное озеро в Европе,происхождение - тектоническое ) Карточка№4: Опишите озера Балхаш, Иссык-куль. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? (Балхаш – бессточное, западная часть – пресная вода, восточная – соленая; Иссык-куль – одно из крупных горных озер Средней Азии,происхождение - тектоническое) Карточка№5: Опишите озера Эльтон и Таймыр . Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?(Эльтон- озеро-впадина – соленое, добывают соль, бессточное, осадочное; Таймыр- самое северное озеро в мире за Полярным кругом, ледниковое) Загадка: Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя? (болото) Болота Евразии. Болото- (топь, трясина) – участки суши с избыточным увлажнением, где растительность разлагается и превращается в торф. Встречаются в Евразии на севере, в Западной Сибири, на Камчатке, Полесье – это территории Белоруссии и Украины. Бывают низинные – в поймах рек, образуются за счет грунтовых вод. Верховые – на плоских водоразделах ( за счет атмосферных осадков) и переходные – определяются по характеру растительности. Современное оледенение – Значительная часть Евразии покрыта современными ледниками. Они имеются на многих северных островах в Исландии, Шпицбергене, на Новой Земле, а также в самых высоких горах- в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане, Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В жарких странах -вода идет на орошение. Особенно широко используется воды рек Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударья. Многолетняя мерзлота-На большой территории Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Она охватывает почти одну треть территории азиатской части материка. Мерзлый слой горных пород содержит лёд и имеет толщину от нескольких метров на Кольском полуострове Таймыр. Летом мёрзлый слой оттаивает на глубину 40-150 см. Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя болота. Она затрудняет строительство дорог, жилищ. -Проблема: Чем объяснить наличие многолетней мерзлоты? (Ответ: Причин образования многолетней мерзлоты две. Низкие температуры и древнее оледенение. Поэтому, многолетнюю мерзлоту называют «вечной») «Евразия - Наш дом» Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы? (Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые отходы, радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы) Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором? а) выбросите его в реку б) оставите на берегу в) поступите как-то иначе. Вопрос №3. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия: а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку. г) поступите как-то иначе. Вопрос №4. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете? а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья. б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку. Вопрос №5. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему? Учитель: Подведение итогов 1) в чем особенности внутренних вод материка? 2) чем вызвано неравномерное их распределение? 3) почему на этом материке много длинных рек? 4) чем уникальны озера Евразии? 5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты. - оценки активным ученикам. Домашнее задание: § -Пусть на земле не умирают реки пусть стороной обходит их беда, пусть чистой остается в них навеки студеная и вкусная вода. Пусть никогда не зарастает тиной Тот берег, на котором я стою... Большие дяди, взрослые мужчины, храните речку светлую мою. Э.Огнецвет. -Ребята дома в тетради предложите основные направления по охране внутренних вод. Карточка №1: Какие реки относятся к бассейну СЛОкеана, покажите, опишите реку Лену по плану. Карточка №2: Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Дунай по плану Карточка №3: Какие реки относятся к бассейну Тихого океана, покажите, опишите реку Янцзы по плану. Карточка №4: Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, покажите, опишите реку Ганг по плану Карточка №5: Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока, покажите, опишите реку Волга по плану. Карточка№ 1:Опишите озера Ладожское, Онежское Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? (Ладожское –самое крупное озеро Европы, Онежское – второе по величине в Европе, чистая вода; происхождение -ледниковое) Карточка№2: Опишите озера Каспийское, Аральское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? ( Каспий – самое большое бессточное море-озеро планеты, Арал – бессточное, соленое исчезающее, происхождение- остатки древнего океана) Карточка№3: Опишите озера Байкал, Женевское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? ( Байкал- самое глубокое и чистое, Женевское – самое большое, спокойное озеро в Европе,происхождение - тектоническое ) Карточка№4: Опишите озера Балхаш, Иссык-куль. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? (Балхаш – бессточное, западная часть – пресная вода, восточная – соленая; Иссык-куль – одно из крупных горных озер Средней Азии,происхождение - тектоническое) Карточка№5: Опишите озера Эльтон и Таймыр . Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?(Эльтон- озеро-впадина – соленое, добывают соль, бессточное, осадочное; Таймыр- самое северное озеро в мире за Полярным кругом, ледниковое) Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы? (Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые отходы, радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы) Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором? а) выбросите его в реку б) оставите на берегу в) поступите как-то иначе. Вопрос №3. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия: а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку. г) поступите как-то иначе. Вопрос №4. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете? а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья. б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку. Вопрос №5. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему? |
Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» Цели: познакомиться с климатическими поясами Евразии; называть и показывать важнейшие реки и озера Евразии | Внутренние воды Евразии. Озера Вид учебных занятий: комбинированный урок с применением информационных технологий | ||
Урок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии» Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок по алгебре и географии в 7 классе. «Формулы сокращенного умножения. Внутренние воды Африки» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в 8 классе в разделе 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», по теме 3 «Внутренние воды и водные ресурсы».... | Внутренние воды евразии Средняя январская, средняя июльская температуры, максимальные и минимальные температуры воздуха, годовое количество осадков, направление... | ||
Урок географии в 6 «в» классе. Тема: «Океаны и моря» На прошлом уроке мы говорили о круговороте воды в природе. Сейчас нам Серёжа об этом и расскажет. (с. 41 рисунок) | Внутренние воды 3ч. Ким Эльвира Васильевна, зав методической лабораторией... Знание важнейших характеристик реки – важнейшее условие правильности ее использования | ||
Урок в 8 классе по химии Тема: Получение чистой воды Задача У: рассмотреть способы получение чистой воды; получить чистую воду экспериментальным путем | Урока: Внутренние воды Африки Оборудование: конспект модульного урока; атлас «География материков и океанов» 7 класс, рабочая тетрадь с комплектом контурных карт... | ||
Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так... | Урок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
Реферат по географии. Тема: «Водные ресурсы России» Из этой воды около: 69 приходится на воду в виде снега и льда Антарктики и Гренландии; 30 приходится на подземные воды;0,12 на поверхностные... | Урок с журналом \"Вестник Евразии\" Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
Тема: Климатические особенности Евразии Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Урок по теме Внутренние воды и водные ресурсы Оборудование: Физическая карта России,учебник-8 класс, схемы, карточки-задания, жетоны с цифрами |