Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»





НазваниеПрограмма дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»
страница1/14
Дата публикации05.10.2014
Размер1.59 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Санкт-Петербургский филиал национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»

Санкт-Петербургский филиал
Факультет менеджмента
Программа дисциплины

Экономическая теория и институциональная экономика
Для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

подготовки бакалавра

Авторы программы:

Заичнеко Н.А., к.п.н., профессор, zanat@mail.ru, zanat@hse.ru

Сорокин Д.М., преподаватель, dsorokin@hse.ru

Усенко В.В., к.э.н., доцент, u53@list.ru

Усанов П.В,, к.э.н., доцент, usanovpv@mail.ru
Одобрена Советом факультета менеджмента «___»______________2013 г.


Утверждена деканом факультета менеджмента «___»____________2013 г.

А. А. Кайсаров _______________________

подпись

Санкт-Петербург

2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», изучающих дисциплину «Экономическая теория и институциональная экономика».
Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики» по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», уровень подготовки: бакалавр, утвержденным ученым советом Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Протокол от 29.06.2012 г. № 38 http://www.hse.ru/data/2012/08/21/1256771965/GMU%20bak.pdf;

  • Образовательной программой направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», утвержденным в 2013 году.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» являются подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

  • основные принципы экономического анализа микро и макроэкономических процессов;

  • основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

  • о важнейших направления макроэкономики и областях ее применения;

  • понятийный аппарат экономической теории и институциональной экономики;

  • содержание теорий и концепций институциональной экономической теории, персональных представителей данных теорий и концепций;

  • понятийный аппарат макро- и микроэкономической теории;

  • основные макро- и микроэкономические концепции и модели;

  • общий понятийный аппарат экономической теории и микроэкономики;

  • общие сведения о микроэкономике, место и роль в ней субъектов рыночных отношений;

  • основные микро- и макроэкономические проблемы и их количественные показатели;

  • основные принципы анализа рынков факторов производства;

  • основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

  • историю эволюции институциональной экономической теории;

  • основные методы институционального анализа и особенности их применения;

  • основные источники институциональных изменений и их зависимость от пути развития;

  • подходы практического измерения трансакционных издержек;

  • подходы к формированию институтов и нормативные основы, влияющие на работу формальных и неформальных институтов.




  • Уметь

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро- и микроуровне;

  • применять полученные знания для решения прикладных задач;

  • адекватно использовать понятийный аппарат институциональной экономической теории при объяснении реальных экономических ситуаций;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций национальной экономики, предлагать способы их решения с учетом социально-экономических последствий;

  • представлять разнообразные подходы и приводить примеры из экономической (исторической) практики, объясняющие формирование институтов;

  • иллюстрировать экономические проблемы в части формирования институциональных ловушек и объяснять их возникновение;

  • иллюстрировать возникновение институтов на опыте различных корпораций ( государств и\или фирм) и получать таким образом необходимый сравнительный контекст для анализа институциональной среды и ее влияния на эффективность деятельности организаций;

  • объяснять возникновение правовых (нормативных) основ экономической деятельности с точки зрения институционального подхода;

  • объяснять и сравнивать стимулы и нормы , которые влияют на поведение экономических агентов в легальном и нелегальном секторах экономики;

  • объяснять причины возникновения трансакционных издержек и их влияние на экономику фирмы и контрактные внутрифирменные и внешние взаимодействия;

  • объяснять влияние управленческой и законотворческой деятельности на изменение трансакционных издержек;

  • критически оценивать ситуации, возникающие в экономической действительности с применением институционального подхода к анализу проблемы;

  • проводить элементарный «институциональный анализ» социально-экономических программ;

  • объяснять закономерностей формирования институтов, процессов формирования убеждений и мотивов поведения при принятии управленческих решений.




  • Иметь навыки (приобрести опыт)

  • самостоятельного анализа оптимизации вложений в ресурсы с учетом фактора времени;

  • использования макро- и микроэкономических моделей;

  • методологии микро- и макроэкономического исследования;

  • выявления тенденций в развитии социально-экономических процессов;

  • корректной постановки и институционального анализа проблем, возникающих в корпорациях разного уровня (фирма, государство);

  • институционального анализа проблем «институциональных ловушек» (ИЛ), выхода из ИЛ и построения потенциальных ИЛ в реальной действительности

  • самостоятельного анализа экономических институтов;

  • самостоятельного анализа конкретных ситуаций, встречающихся в реальной хозяйственной практике с позиций институциональной экономической теории;

  • создания текстов профессионального назначения с использованием логики институциональной теории.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ОС НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной


СК-Б1

Использует понятийный аппарат экономической теории и институциональной теории для анализа событий социально- экономического плана, происходящие в стране и мире.

Лекционные занятия интерактивного плана.

Способен применять профессиональные знания и умения на

практике.

СК-Б2

Обосновывает результаты происходящих событий социально-экономического плана с применением методов институционального анализа.

Семинарские занятия с разбором кейсов - реальных культурных феноменов с использованием технологий критического мышления.

Способен работать в команде

СК-Б7

Оценивает происходящие события опираясь на знание и понимание институтов гражданского общества

Групповое интерактивное проектирование.

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-9

Демонстрирует умение анализировать и критически оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире с позиций институциональной теории.

Семинарские занятия с использованием технологий кейс-метода; коллоквиум.

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза.


СК-Б3

Использует понятий аппарат экономической теории и институциональной экономики для анализа исторических событий

Демонстрирует владение методами институционального анализа при оценивании как исторических процессов, так и реальных практических ситуаций.

Семинарские занятия с использованием технологий кейс-метода; коллоквиум.

Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности

СК-Б4

Обосновывает наступление определенных экономических событий с позиций экономической и институциональной теории

Семинарские занятия с использованием технологий кейс-метода.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников,

необходимую для решения научных и профессиональных задач.

СК-Б5

Демонстрирует владение навыками работы с информацией: находит, оценивает и использует информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных.

Семинарские занятия, дискуссионные технологии.

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение

объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

СК-Б6

Демонстрирует знание специальной литературы, обосновывает применение тех или иных методов для решения конкретных исследовательских или практических задач.

Семинарские и практические занятия, домашнее задание

Способен участвовать в научно - исследовательской и проектно-аналитической работе, применяя современные методы исследования.

ИК-Б1

Демонстрирует способности к исследовательской и проектно-аналитической работе, применяя современные методы исследования.

Домашние задания по написанию аналитических записок; эссе.

Способен интерпретировать результаты исследований и использовать их в профессиональной деятельности.

ИК-Б5

Демонстрирует способности к формированию

обобщающих аналитических материалов (докладов,

отчётов, рекомендаций, записок и др.).

Коллоквиумы с игровыми технологиями по распределению ролей оппонирования, рецензирования, комментариев, суждений.

Способен принимать участие в подготовке

обобщающих аналитических материалов (докладов, отчётов, рекомендаций, записок и др.)

ИК-Б6

Демонстрирует знание о зависимости управленческого решения от факторов внешней и внутренней институциональной среды организации


Практические занятия, домашнее задание.

Способен выявлять проблемы, определять цели,

предлагать варианты решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения.

ИК-Б7

Применяет знание о проблеме информационной ассиметрии при оценке условий принятия управленческих решений

Оценивает последствия принимаемых решений

Семинарские и практические занятия.

Способен работать с данными социально-экономической статистики для обоснования и принятия управленческих решений.

ИК-Б8

Представляет причинно-следственные связи между наступившими событиями в реальной действительности и формальными и неформальными институтами, способствующими их наступлению

Оценивает воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления

Практикум на семинаре, кейс-метод

Способен и готов к диалогу на основе ценностей Гражданского демократического общества.


СЛК-Б2

Демонстрирует знание основ государственной политики

Обосновывает причины принятия управленческих решений

Представляет связи между основами государственной политики и механизмами принятия решений органами государственного регулирования.

Семинарские занятии, мини–конференция с оппонированием.

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК-Б6

Демонстрирует знание формальных и неформальных институтов предпринимательства

Оценивает ценностные и институциональные основания (экономические и социальные условия) осуществления предпринимательской деятельности и принятия управленческих решений.

Семинарские занятия в дискуссионной форме в малых группах,

Коллоквиум.

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной

цивилизации.

СЛК-Б9

Демонстрирует способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.


Заключительная мини- конференция по курсу «Экономическая теория и институциональная экономика»


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Жилищная экономика и управление коммунальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 081100....
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Экономика города и управление муниципальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Экономика города и управление муниципальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «вления» для направления 081100. 68 "Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Управление образовательными системами» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Экономика труда для направления 081100. 62 «Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»,...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Менеджмент» для направления 081100. 62 «Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Государственное регулирование рынка труда»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Поведение человека в организации» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Экономика образования и образовательного учреждения»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100. 68 «Государственное...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление»
Иоселиани А. Д., Чумаков А. Н. Логика: Рабочая программа дисциплины. Для студентов, обучающихся по направлению 081100 «Государственное...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Бюджетирование организаций» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Культурология» для направления 081100. 62 «Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 081100. 62 "Государственное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск